Содержание
Содержание
Введение2
1 Теоретические аспекты изучения особенностей коллектива коммерческой организации в условиях рыночной экономики3
1.1 Понятие коллектива, стабильность коллектива и мотивация его участников3
1.2 Совместимость персонала в коллективе как фактор обеспечения его эффективной работы6
2 Методики исследования коллектива коммерческой организации10
2.1 Роль руководителя в управлении людьми и управлении группами как единым целым10
2.2 Методология анализа качественного состава коллектива организации14
3 Анализ коллектива коммерческой организации и его особенностей18
3.1 Исследование особенностей коллектива18
3.2 Усовершенствование управления коллективом как направление повышения эффективности работы организации20
Заключение26
Список использованной литературы27
Приложения
Выдержка из текста работы
Успех организации зависит от того, в какой степени удается использовать потенциал коллектива. Формирование хорошего коллектива требует целенаправленного и профессионального отношения. Важно знать, какое значение придают члены группы своей работе, каковы причины их поведения, и путем различного толкования найти общие вопросы и проблемы.
Сегодня успех крупной компании зависит не только от одного лидера, но также и от его команды. Сформировать по–настоящему работоспособную, сплоченную команду не так–то просто. Однако делать это необходимо.
Сплоченность коллектива – это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. На состояние сплоченности коллектива в трудовом коллективе оказывает влияние общая обстановка в обществе, характер общественных отношений. Также оказывают влияние особенности данной сферы трудовой деятельности, особенности реализуемых в ней управленческих процессов, особенности связей с другими трудовыми коллективами и т.п.
Другую важную группу факторов, формирующих сплоченность коллектива, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе.
Несмотря на быстро возрастающее признание потребности в командной работе, до сих пор потенциальные возможности команд в деятельности больших организаций практически не используются. Одной из причин такого парадоксального факта является то, что руководители недостаточно четко понимают, что такое команда, как ее создавать и как использовать.
Формирование хорошего коллектива требует целенаправленного и профессионального отношения.
Важно знать, какое значение придают члены группы своей работе, каковы причины их поведения, и путем различного толкования найти общие вопросы и проблемы.
Безусловно, сплоченность коллектива является ее важной социальной характеристикой. Внутриколлективная сплоченность представляет собой единство трудового поведения членов коллектива, основанной на общности интересов, ценностей и норм поведения. Это интегральная характеристика коллектива. Составными элементами, которые выступают сработанность членов коллектива, их ответственность и обязанность друг перед другом, согласованность действий и взаимопомощь в процессе труда. В процессе сплочения трудового коллектива происходит формирование единства интересов, норм трудового поведения, коллективных ценностей. Результат процесса сплочения проявляется в единстве мнений членов коллектива, в тяготении работников друг к другу, помощи и поддержке. В результате создается своеобразная атмосфера сплочения. В зависимости от уровня сплочения трудового коллектива мо многом зависит степень эффективности его трудовой деятельности. Соответственно необходимо разрабатывать пути и средства повышения сплоченности и соответственно эффективности работы трудового коллектива.
Объектом работы является территориальный филиал ОАО «Валента Фарм».
Предмет работы – исследование особенностей, преимуществ и недостатков коллектива коммерческой организации и формирование эффективного коллектива на примере территориального филиала ОАО «Валента Фарм».
Целью работы является разработка рекомендаций и мероприятий по формированию эффективного коллектива на примере территориального филиала ОАО «Валента Фарм» на основе проведенного исследования.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
— рассмотреть сущность понятия «команда» и виды команд;
— изучить психологические основы формирования команды, распределение ролей в команде;
— проанализировать факторы, влияющие на эффективность команды;
-.рассмотреть критерии оценки командной работы;
— провести эмпирическое исследование командной работы организации на примере территориального филиала ОАО «Валента Фарм» и сформулировать выводы по его итогам.
Информационную базу проведенных исследований составили данные финансовой отчетности предприятия, его устав, должностные инструкции.
В курсовой работе приводятся необходимые мероприятия, направленные на улучшение существующей системы управления предприятием, меры по решению проблем организации.
Глава 1. Концепция командообразования
1.1. Понятие команды. Основные различия между группой и командой. Типы команд
Термины «команда», «рабочая команда», «командная работа» по-разному трактуются исследователями. Так, например, по определению М. Армстронга, «команда это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность».
Тогда как И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум называют командой небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, они указывают, что члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.
Под управленческой командой В. В. Авдеев, разработчик оригинальной технологии формирования команд, понимает группу психологически совместимых лиц, объединенных стратегическим интересом, концептуально-технологически мыслящих в области профессиональной компетенции и работающих по определенным правилам. Ресурсы управленческой команды, по его мнению, обусловлены:
— сплоченностью, ориентированной на деятельность, которая опосредуется благодаря согласованности приоритетов стратегических интересов, а также особенностям проявления ценностных компонентов;
формально-динамическими свойствами индивидуальности, проявляющимися в специфике реализации поведенческих актов;
— темпераментом, определяющим как предрасположенность к решению определенного типа задач, так и типические межличностные отношения, которые опосредуют успешное взаимодействие в ролях эффективных ведущих и продуктивных ведомых.
Проанализировав многие, данные в литературе, определения сплоченной группы (коллектива, команды и т.п.), мы получили, отбросив малосущественное, следующее определение команды в современном менеджменте:
Команда — это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои действия и трудовые усилия.
Хотя команда — это группа людей, однако эти два понятия не являются взаимозаменяемыми. Концепция команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность. Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергетического эффекта.
Таблица 1 — Различия между группами и командами
Группа Команда
Имеет назначаемого сильного лидера Роль лидера переходит от одного человека к другому
Индивидуальная подчиненность Индивидуальная и взаимная подчиненность (каждый подчиняется каждому)……..
Библиографический список
1. Боровикова Н. Рецепт эффективности управленческой коман-ды//Персонал-Микс, 2005, № 2 (27). – С. 97-99
2. Вендров, Е.Е. Психологические проблемы управления. – М.: ТД «Велби», 2009. – 245с
3. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 352с.
4. Галенко, В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. – Спб.: 2009. – 387с
5. Дафт Р.Л. Менеджмент. 6-е изд. – СПб: Питер, 2007.
6. Десслер, Г. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов / Под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 630с.
7. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: отбор и найм: Исследование зарубежного опыта. – М.: Центр, 2010. – 387с.
8. Дятлов, В.А. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов / В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, В.Т. Пихало; Под редакцией А.Я. Кибанова. М: Приор, 2009. – 541с.
9. Журавлев, П.В.; Одегов, Ю.Г.; Волгин, Н.О. Управление человеческими ресурсами – М.: Экзамен, 2007. – 350с.
10. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение: учебник. — М: Экономистъ, 2005. – 665с.
11. Исаенко, А.Н. Кадры управления в корпорациях США. М.: Наука, 2008. – 268с.
12. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. – 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008. – 384с.
13. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2008 – 456с.
14. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. -М: Дело, 2003. – 994с.
15. Крестинская О. Успех и удача – не одно и то же//Элитный персонал, 2008, № 41 (876). – С.4
16. Крюгер В. Руководство командой/ Пер. с нем. Зись Е.А.- М: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. – 118с.
17. Малышев А.А. Организационное поведение: Конспект лекций. – 2-е изд. — М.: ВАВТ. 2010. – 162с.
18. Маслов Д.В. Диагностическая самооценка системы управления по критериям функциональной модели // Качество. Инновации. Образование, 2005. № 3. С. 18-23
19. Медведев В.П. Новые задачи менеджеров при управлении персоналом в современных условиях. – М.: ИМЭС, 2008. – 165с.
20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд.– М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2009. – 672с.
21. Паркинсон М. Использование психологии в бизнесе. Практическое руководство для менеджеров / Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003
22. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 279с.
23. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. – 304с
24. Степанов С. Наемники или соратники? // Элитный персонал, 2005, № 44 (430). – С.4-7
25. Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 512с
26. Чижов, Н.А. Кадровые технологии. – М.: Экзамен, 2009.– 351 с.
27. Шехтерман И. Команда, без которой нам не жить// Элитный персонал, 2005, № 46 (432). – С.6.
28. Юрасова Т. Чтобы преодолевать препятствия, нужны железные зубы // Элитный персонал, 2009, № 46 (512). – С.4