Содержание
Введение3
Глава I Кино как явление культуры ХХ века6
1.1 Предпосылки и условия возникновения кинематографа6
1.2 Виды и жанры экранного творчества10
Глава II Признаки культурного феномена кино17
2.1 Вхождение кино в культуру России17
2.2 Особенности культурного феномена кино в современной жизни19
Заключение27
Список использованной литературы29
Выдержка из текста работы
Данная тема актуальна в культурологическом аспекте, так как в наши дни миллионы людей регулярно ходят в кино, подавляющее большинство их видит в фильмах только источник развлечений и отдыха. Потом наступает встреча с художественным фильмом – произведением искусства, который будоражит, заставляет думать, не оставляет в покое. В свою очередь немое кино со всей его примитивностью, будоражит умы людей не меньше. Оно наполнено множеством художественных приемов, которые доселе были не достижимы из-за низкого технического уровня. Помимо этого немаловажным является то, что на рубеже XIX и XX веков классические виды искусства начали переживать серьезный кризис. В большей степени это связано с политическим положение мира и господством техники и машин, которые открывает новую ступень действительности, еще не предусмотренную классификацией наук, действительность совсем не тождественную с действительностью механической и физико-химической. Эта новая действительность видна лишь из истории, из цивилизации, а не из природы. Эта новая действительность развивается в космическом процессе позже всех ступеней, после сложного социального развития, на вершинах цивилизации, хотя в ней действуют механико-физико-химические силы. Искусство тоже создавало новую действительность, не бывшую в природе. Можно говорить о том, что герои и образы художественного творчества представляют собой особого рода реальность. Дон-Кихот, Гамлет, Фауст, Мона Лиза Леонардо или симфония Бетховена — новые реальности, не данные в природе. Они имеют свое существование, свою судьбу. Они действуют на жизнь людей, порождая очень сложные последствия. Люди культуры живут среди этих реальностей. Но действительность раскрывающаяся в искусстве, носит характер символический, она отображает идейный мир. Техника же создает действительность, лишенную всякой символики, в ней реальность дана тут, непосредственно. Это действует и на искусство, ибо техника перерождает самое искусство, которое имеет не меньший набор художественных символов и средств воздействия на человека, не меньше чем живопись, музыка и танцы. Об этом свидетельствует кинематограф, вытесняющий все более и более старый театр. Немое кино появившись, произвело огромный фурор и резонанс в общественном мнении.
Цель: изучить феномен немого кино и его значение в современном культурном контексте.
Задачи:
1. Проанализировать киноискусство как феномен культуры
2. Представить классификацию видов и жанров киноискусства
3. Описать основные исторические этапы немого кино
4. Изучить творческое наследие Чарли Чаплина
5. Исследовать функционирование немого кино в современной культуре
Объект исследования: киноискусство как феномен культуры
Предмет: функционирование немого кино в культуре XX – XXI вв.
Теоретическая основа исследования. Поскольку киноведение как наука насчитывает уже более ста лет, то общие проблемы эстетики киноискусства, включая анализ природы кино, языка кино, использования изобразительных и выразительных средств в немом и звуковом кинематографе, взаимодействие собственно творческой и технологической составляющей экранных искусств, рассматривались в многочисленных трудах, среди которых следует отметить концептуальные, затрагивающие проблемы природы киноискусства работы Г. Аристарко, Р. Арнхейма, А. Базена, Б. Балаша, И. Вайсфельда, Е. Вейцмана, С. Гинзбурга, В. Ждана, Р. Ильина, Л. Кулешова, М. Мартена, В. Михалковича, А. Монтегю, В. Пудовкина, В. Познина, Ж. Садуля, А. Тарковского, Е. Теплица, Н. Утиловой, Г. Чахирьяна, С. Эйзенштейна и др., а также труды философов, искусствоведов и теоретиков кино, посвященные языку кино и других видов экранного искусства (В. Беньямин, Г. Гадамер, Ж. Делёз, С. Жижек, Я. Иоскевич, М. Кастельс, Д. Кинг, Л. Кулешов, Ю. Лотман, Б. Лэндон, Б. Манов, Л. Манович, М. Г. Маркузе, К. Разлогов, С. Добротворский, С. Филлипов, Й. Хейзинга, М. Ямпольский и др.) и исследованию новых медиасредств (Ж. Бодрийяр, М. Маклюэн, Ж. Делёз, М. Кастельс, К. Разлогов, М. Ямпольский и др.).
Техническая революция середины XX века привнесла существенные изменения не только в технологическую составляющую экранного искусства в виде мультимедийной продукции компьютерных цифровых технологий, но и способствовала появлению новых видов и жанров и в известной мере изменила эстетическую парадигму творческой компоненты, хотя основные законы восприятия экранного изображения и звука остались неизменными. При изучении этого вопроса автор опирался на исследования Д. Белла, Н. Бёрча, М. Э. Доан, К. Разлогова, Л. Мановича, Б. Манова, Я. Иоскевича, В. Подороги, Н. Самутиной, В. Собчак, Т. Ганнинга, С. Хлыстуновой, М. Кастельса, Б. Лэндона, Э. Тоффлера, У. Дж. Мартина и др.
Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения киноискусства
1.1 Кино как феномен культуры
XIX век был исключительно богат на всевозможные технические и
технологические изобретения и приспособления, связанные с бытовыми
удобствами человека. Водопровод по металлическим трубам, лампочка
накаливания, телеграф, телефон, радио (возникшее, кстати, в тот
же год, что и кино) — вот наиболее яркие примеры этой массированной
волны изобретений. Старая культура была опасна для человеческого тела, она оставляла его в небрежении, часто его изнеживала и расслабляла. Машинная, техническая цивилизация опасна прежде всего для души. Для нашей эпохи характерны процессы разрушения сердца как ядра души. У самых больших французских писателей нашей эпохи, напр. Пруста и Жида, нельзя уже найти сердца как целостного органа душевной жизни человека. Все разложилось на элемент интеллектуальный и на чувственные ощущения.
В этой обстановке повсеместного научно-технического прогресса, ускорившегося на рубеже столетий, свое место занял и комплекс идей, связанных с движущимися изображениями. Классические виды искусства появлялись во время необходимости выразить чувства людей, увековечить могущество власти, величие человека и др.
Словом, классические виды искусства возникли из жизненных потребностей человека, потому и невозможно определить, когда же именно появился какой бы то ни было вид искусства (тем более что, например, в Средние века искусством называлось то или иное ремесло; отсюда во многих языках, в том числе и русском, ?искусство? и ?искусность? — однокорневые слова). В этом смысле кино — искусство достаточно загадочное: ведь никакой жизненной необходимости в нем не было. Более того, если бы не существенный кризис в развитии классических видов искусства, возникший на рубеже XIX и XX веков, кинематограф мог и не стать самостоятельным видом искусства, а так и остаться просто техническим изобретением, каким он, собственно говоря, и был в действительности.
В культуре XX века радикально новые и прежде неизвестные типы художественного и философского самовыражения: технические виды искусств, фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие философские методы и художественное мышление. XX век выделяет среди прочих исторических эпох такой специфический структурный феномен, как массовая культура. Массовая культура резко отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения передовых технологий XX века. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная кинопродукция, мода, пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и др.
С появлением первых кинокартин начались бурные споры между величайшими теоретиками в сфере искусства, считать ли кинематографию искусством. Отстаивая свое непонимание кино или даже стремясь оправдать художественную слабость своих фильмов, в Италии прозвучал спокойный и объективный голос Бенедетто Кроче: ?Разграничение видов искусства — поэзии, музыки, живописи и так далее — полезно с практической точки зрения для классификации, то есть для подхода к произведениям искусства извне, но теряет всякий смысл перед той простой истиной, что всякое произведение имеет собственную физиономию, а природа всех их одинакова, ибо все они—-в равной степени поэзия, или, если угодно, все они — музыка или все — живопись и так далее. Итак, фильм, если он хорош и его считают
хорошим,» является полноправным художественным произведением, и к этому нечего добавить?.
Еще за много лет до этого, в 1935 году, другой философ, Джентиле, писал: ?Эстетическая проблема кинематографа, поскольку она возникает из использования техники, содержащей механические элементы, является проблемой всякого искусства; как и во всех других случаях, она разрешается путем преодоления или уничтожения техники: другими словами, путем такого зрелища, когда зритель уже совершенно не замечает механизма, при помощи которого оно создано, когда человек, которого видит зритель, предстает перед ним живой, как бы не на экране, а в реальном мире?………….
Заключение.
Подводя итог, можно сделать вывод, что кинематограф является особым синтетическим видом искусства, ибо он вобрал в себя множество различные виды искусств: живопись, театр, музыку, хореографию и др. Появившись на рубеже веков, во время кризиса классических видов искусств, кинематограф ворвался неожиданно и стремительно в общество приняв массовый характер. Всего за какие-то пару десятков лет немой кинематограф создал свои выразительные средства, приемы и методы воздействия на зрителей. Однако с возникновением звукового кино второй половине 30-х годов немой кинематограф начал терять былую популярность. Но спустя многие годы он продолжает оказывать влияние на современных режиссеров, давая им новый и интересные материал.
Мировая история искусства знает примеры возвращения к истокам после многочисленных экспериментов, поисков, открытий взлетов и падений. Не избежал этой участи и кинематограф, в преддверии новой компьютерной эры возвращающийся к наиболее интересным творческим поискам и находкам немого кино, но уже на ином художественном и творческо-технологическом уровне.
Еще можно сказать, что основные законы, созданные в ранний период становления экранных искусств, оказывали и оказывают непосредственное влияние не только на периодически возникающие направления и течения, но и на развитие определенных жанров кинематографа, а также на все виды искусств в их взаимодействии.
Литература
1. Александров Г. В. Эпоха и кино. – М.: Политиздат. 1983.
2. Аристарко Г. История теории кино/пер. с ит. Богемский Г. – М.: Искусство,1966.
3. Базен А. Что такое кино. – М.: Искусство, 1972.
4. Беленький И.В. Лекции по всеобщей истории кино//Годы беззвучия / Учеб. пособ. – М.: ГИТР, 2008.
5. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
6. Вайсфельд И. Кино как вид искусства. – М.: Искусство,1984.
7. Ванслов В. В. Что такое искусство. — М. : Высшая школа, 1989.
8. Казлогов К.Первый век кино. Популярная энциклопедия // Состав.. – М.: Локид, 1996.
9. Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. – М.: Прогресс, 1981.
10. Комаров С. Немое кино: История зарубежного кино. — Москва: Искусство, 1965.
11. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. – М.: Искусство, 1974.
12. Кулешов Л. Искусство кино: Мой опыт. – М.: Теакинопечать, 1929.
13. Пазолини П. Поэтическое кино. — М.: Радуга, 1984.
14. Садуль Ж. Изобретение кино/ Всеобщая история кино. — М.: Искусство, 1958. – Т 1.
15. Садуль Ж. Кино становится искусством/ Всеобщая история кино. — М.: Искусство, 1958. – Т 2.
16. Садуль Ж. Кино становится искусством/ Всеобщая история кино. — М.: Искусство, 1961.- Т 3.
17. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео— M.: «625», 2001.
18. Теплиц Е. История киноискусства. 1895-1927. — М.: Прогресс, 1968.
19. Титов С. Н. Искусство: объект предмет – содержание. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1987.
20. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского.- М.: Искусство,1992.
21. Мир философии. — М.: Политиздат, 1991. — Ч. 2
22. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения в шести томах. — М.: Искусство, 1964-1971.
23. Юренев Р. Краткая история Киноискусства.- М.: Академия, 1997.
24. Юткевич С. И. Поэтика режиссуры. Театр и кино. – М.: Искусство, 1987.