Выдержка из текста работы
Во всех странах мира любое предприятие, любая фирма независимо от формы собственности, прежде чем начать предпринимательское дело, предварительно разрабатывает детальный план (проект) мероприятий с определением финансовых затрат и конечного результата.
С переходом отечественной экономики на рыночные отноше-ния роль планирования как на макро- так и на микроуровне не снизилась, а возросла. Существенно изменилась и методология планирования.
В бытность плановой экономики каждому предприятию доводились контрольные цифры, на основе которых оно составляло пятилетние планы с разбивкой по годам. Основной формой планирования в этот период были пятилетние и годовые планы. Предприятия были хорошо обеспечены официальными материалами методического характера по разработке плана экономического и социального развития. Для предприятий разработка этого
плана была обязательной. С переходом на рыночные отношения с предприятий уже никто его не требовал. И многие из них отказались от планирования, особенно детального, и тем самым сделали существенную ошибку.
Анализ показывает, что именно те предприятия, которые с переходом на рыночные отношения мало обращали внимание на внутрифирменное планирование, оказались в тяжелейшем финансовом положении или вовсе банкротами.
Прогнозирование и планирование являются важнейшими составными управления предприятием, и без них вряд ли возможна успешная его работа.
Прогнозирование и планирование позволяют предприятию:
ѕ предвидеть перспективу развития на будущее;
ѕ более рационально использовать все ресурсы;
ѕ избежать риск банкротства;
ѕ более целенаправленно и эффективно проводить научно-техническую и инвестиционную политику;
ѕ предвидеть позитивные и негативные факторы, которые могут повлиять на финансовое состояние и своевременно принять необходимые меры;
ѕ повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние.
План инвестиций является одним из разделов плана экономического и социального развития предприятия, поэтому этот план в первую очередь зависит от запланированной производственной программы предприятия, от научно-технической и инвестиционной политики предприятия.
Таким образом, план инвестиций тесно связан со стратегией предприятия на будущее, с научно-технической и инвестиционной политикой на предприятии.
Осуществление капитального строительства во всех сферах экономики, предприятиях (организациях) немыслимо без планирования капитальных вложений.
В современных условиях методика планирования капитальных вложений на предприятии должна быть существенно изменена по следующим причинам. Во-первых, в связи с переходом на рыночные отношения. И, во-вторых, предприятия в настоящее время должны планировать не только капитальные вложения, реальные инвестиции, но и финансовые (портфельные) инвестиции. Планирование инвестиций на предприятии — очень важный и сложный процесс. Его сложность заключается в том, что необходимо учитывать многие факторы, в том числе и непредвиденные, а также степень риска вложения инвестиций.
Важность этого процесса для предприятия заключается в том, что, планируя инвестиции, тем самым закладывается основа его работы на будущее. Если хорошо спланирован и организован план инвестиций, предприятие будет работать хорошо, плохо — в будущем оно может стать банкротом.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Общие положения
В общем виде план инвестиций на предприятии должен состоять из двух разделов: плана портфельных инвестиций и плана реальных инвестиций.
План портфельных инвестиций — план покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке, а также вложение средств в активы других предприятий.
План реальных инвестиций — план инвестиции на производственное и непроизводственное развитие предприятия, хотя на практике план инвестиций может состоять из какого-либо одного раздела.
Известны следующие правила, которыми следует руководствоваться при планировании инвестиций:
Правило 1. План инвестиций на предприятии должен вытекать из долгосрочной стратегии его развития.
Правило 2. Инвестировать средства в производство, в ценные бумаги имеет смысл только в том случае, если предприятие получит большую выгоду, чем от хранения денег в банке.
Правило 3. Инвестировать средства имеет смысл только в наиболее рентабельные, с учетом фактора времени, проекты.
Правило 4. Инвестировать средства имеет смысл только в том случае, если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляции.
Правило 5. Принимать окончательные решения по инвестированию только в том случае, если обеспечивается наибольшая экономическая выгода с наименьшей степенью риска.
Большинство из этих правил подтверждает мысль о насущ-ной необходимости экономического обоснования инвестиций. Для этого сравниваются следующие критерии: процентная ставка банковского кредита, индекс инфляции, ставка дивиденда, индекс доходности, внутренняя норма рентабельности, чистая дисконтированная стоимость и др. Кроме того, необходимо учитывать вероятность наступления события и математическое ожидание.
Далее рассмотрим пример.
Пример. На основе экономического анализа были получены данные, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Данные для примера
№ п/п |
Оценочные критерии |
Значения критериев |
Величина возможной прибыли, млрд. руб. |
Вероятность наступления события |
Математическое ожидание, млрд. руб. |
|
1 |
Ставка банковского процента, % |
30 |
2,6 |
0,8 |
2,08 |
|
2 |
Ставка дивиденда, % |
40 |
2,8 |
0,5 |
1,4 |
|
3 |
Индекс инфляции, % |
28 |
— |
— |
— |
|
4 |
Индекс доходности проекта |
|||||
№ 1 |
1,3 |
2,64 |
0,8 |
2,11 |
||
№2 |
1,5 |
2,7 |
0,8 |
2,16 |
||
5 |
Внутренняя норма рентабельности проекта, % |
|||||
№ 1 |
52 |
2,64 |
0,8 |
2,11 |
||
№2 |
55 |
2,7 |
0,8 |
2,16 |
||
Из этих данных можно сделать следующие выводы:
ѕ без учета степени риска предприятию наиболее целесообразно вкладывать средства в ценные бумаги, а уже затем в проекты;
ѕ если учитывать степень риска, то предприятию выгоднее всего вложить свои средства в проекты № 2 и 1.
Если на основе анализа пришли к выводу, что наиболее целесообразно вкладывать свободные средства на развитие собственного предприятия, то разрабатываются бизнес-план и план капитального строительства.
План капитального строительства состоит из следующих разделов:
1 Плановое задание по вводу в действие производственных мощностей и основных фондов.
2 Объем капитальных вложений и их структура.
3 Титульные списки строек и объектов.
4 План проектно-изыскательских работ.
5 Программа строительно-монтажных работ.
Важнейшими показателями плана капитального строительства являются: ввод в действие производственных мощностей и основных фондов, сметная стоимость, рентабельность проекта, срок строительства и срок окупаемости.
План инвестиций должен быть тесно связан с основными разделами плана экономического и социального развития предприятия.
1.2 Основы планирования инвестиций в форме капитальных вложений
1.2.1 Задачи и принципы планирования капитальных вложений
Планирование капитальных вложений — это система прогнозных и плановых расчетов по воспроизводству основных фондов на базе капитальных вложений на предстоящий период.
План капитальных вложений в воспроизводство основных фондов охватывает важнейшие стороны этого процесса, обеспечивает его единство и пропорциональность с источниками финансирования и вместе с тем оптимальность плановых зданий.
В плане каждого предприятия (организации), района и отрасли находят отражение основные задачи планирования капитальных вложений. На основе теоретических разработок и опыта специалистов и трудящихся масс выявляются основные задачи планирования капитальных вложений и улучшения показателей их эффективности.
Основными задачами планирования капитальных вложений являются:
1 увеличение производственных мощностей и основных фондов;
2 эффективное использование капитальных вложений.
Для решения этих задач планирование капитальных вложений осуществляется на основе ряда принципов, среди которых важнейшими являются следующие:
1 Конкретность и обоснованность плана. Этот принцип проявляется в том, что в плане предусматриваются конкретные мероприятия. При разработке плана учитываются конкретные условия, в которых будут осуществляться капитальные вложения. План капитальных вложений должен давать четкое представление о затратах финансовых средств на предстоящий период. Это означает, что разрабатываемые планы требуют необходимых технико-экономических обоснований и расчетов потребности в капитальных вложениях на строительство конкретных объектов.
2 Сбалансированность объемов капитальных вложений с источниками их финансирования. При разработке плана капитальных вложений объемы капитальных вложений (централизованных и нецентрализованных) по всем источникам финансирования должны быть увязаны и сбалансированы с финансовыми и материальными ресурсами, а при необходимости и с мощностями подрядных строительных организаций. При этом должны учитываться нормы продолжительности строительства объектов и соответственно распределяться капитальные вложения по годам.
3 Стабильность планирования, проявляющаяся в неизменности принятых планов, в их постоянстве в предстоящем периоде. Это означает, что стабильный план должен быть документом, неизменным в течение всего планового периода. Любые существенные изменения вызывают неизбежную перестройку строительного производства, что приводит к дополнительным затратам и потерям.
Корректировки плана допускаются в том случае, если они не нарушают ритма работы строительных организаций и принятого финансирования объекта. Корректировки плана допускаются также в случае перевыполнения плановых заданий прошлого года и принятия дополнительных обязательств по досрочному вводу объектов строительства в эксплуатацию. Во всяком случае подобные изменения должны быть внесены в план не позднее 15 февраля планового года.
4 Непрерывность планирования. Этот принцип означает, что организация, фирма, объединение, предприятие должны разрабатывать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны уточняться и конкретизироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования.
5 Научность планирования. Этот принцип означает, что планы должны составляться, на научной основе, т.е. на основе научных методов, научно разработанных нормах и нормативах, последних достижениях в науке и технике, а также достоверной информации.
В последнее время в России вновь стали осуществляться важные меры по повышению научного уровня разработки планов государственных централизованных капитальных вложений для федеральных нужд, экономической обоснованности этих планов.
Правильное сочетание планирования централизованных капитальных вложений с местной инициативой стало иметь важное значение в капитальном строительстве.
1.2.2 Формирование плана централизованных и нецентрализованных капитальных вложений в России
Капитальные вложения в зависимости от порядка их планирования и источников финансирования делятся на централизованные и нецентрализованные.
К централизованным относятся государственные капитальные вложения, по которым основные показатели определяются федеральными либо республиканскими органами власти.
Финансирование государственных централизованных капитальных вложений осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете и (или) бюджетах субъектов РФ.
Планирование государственных централизованных капитальных вложений является основным методом государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Прямое государственное регулирование инвестиционной деятельности, государственная поддержка инвестиционных строительных проектов осуществляются в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных и целевых программ и на другие федеральные государственные нужды, определяемые законодательством Российской Федерации.
Централизованные капитальные вложения за счет средств государственного бюджета выделяются на следующие цели:
ѕ осуществление государственных долгосрочных целевых программ;
ѕ строительство государственных объектов производственной сферы, в том числе оборонной промышленности, средств связи, атомных и гидроэлектростанций, ТЭЦ и др.;
ѕ строительство железных и автомобильных дорог, морских портов, сооружение других объектов для федеральных нужд.
В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти.
Государственные капитальные вложения, согласно этому закону — предусматриваются:
ѕ в федеральном бюджете — при условии, что расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ;
ѕ в бюджетах субъектов РФ при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ.
В соответствии с государственной инвестиционной программой формируется перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, подлежащих финансированию с привлечением средств федерального бюджета.
Формирование перечня строек и объектов осуществляется по этапам в следующем порядке:
1 Министерство экономического развития РФ устанавливает и сообщает государственным заказчикам в сроки, определяемые Правительством РФ, предварительные объемы государственных централизованных капитальных вложений на соответствующий период.
2 Государственные заказчики представляют в Министерство экономики РФ в порядке и сроки, установленные этим Министерством, предложения по инвестиционным проектам с учетом предварительных объемов государственных и централизованных капитальных вложений.
Государственные заказчики в обоснование своих предложений представляют:
ѕ перечень строек и объектов на весь период строительства с разбивкой по годам;
ѕ технико-экономические обоснования и расчеты по формам, установленным Министерством экономики РФ.
3 Министерство экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ, Госстроя РФ и Министерства промышленности или других ведомств рассматривает предложения, представленные заказчиками по вновь начинаемым стройкам и объектам и принимает решение о включении (или невключении) их в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.
4 Принятые Министерством экономики РФ решения о включении вновь начинаемых строек и объектов в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд является основанием, в соответствии с которым государственные заказчики определяют застройщиков по строительству данных объектов и организуют проведение подрядных торгов.
5 Министерство экономики РФ и Министерство финансов РФ на основе результатов подрядных торгов и заключенных на их основе контрактов (договоров подряда) уточняют объемы капитальных вложений, размеры и источники их финансирования по стройкам, включенным в перечень.
К нецентрализованным относятся капитальные вложения, осуществляемые:
ѕ государственными предприятиями;
ѕ муниципальными предприятиями;
ѕ производственными кооперативами;
ѕ потребительскими кооперативами и союзами потребительской кооперации;
ѕ акционерными обществами;
ѕ общественными организациями;
ѕ частными предприятиями.
При планировании нецентрализованных капитальных вложений предприятия, организации, акционерные общества и иные организации принимают решения самостоятельно, в пределах их компетенции, в соответствии с законом и источниками финансирования.
При разработке планов нецентрализованных капитальных вложений предприятия и организации, акционерные общества руководствуются общими задачами в области капитального строительства по повышению эффективности использования капитальных вложений, повышению качества и снижению стоимости строительства, увеличению мощностей предприятий (организаций) исходя из их потребности.
1.2.3 Показатели плана капитальных вложений
План капитальных вложений неразрывно связан с конечной целью строительного производства — вводом в действие производственных мощностей, вводом в эксплуатацию основных фондов и других объектов. Эта связь капитальных вложений с конечной продукцией строительства предопределяет перечень основных показателей плана капитальных вложений.
Основными показателями плана капитальных вложений являются:
1 план ввода в действие мощностей, в том числе расширение действующих и строительство новых предприятий;
2 ввод в эксплуатацию основных фондов;
3 объем капитальных вложений;
4 титульные списки строек и объектов.
Ввод в действие мощностей является главным показателем плана капитального строительства.
Ввод в действие мощностей, отдельных объектов и предприятий предусматривается в планируемых показателях раздельно по каждому направлению. Например, по объектам торговли такими показателями служат:
1 розничная сеть — число магазинов и их мощность в квадратных метрах торговой площади;
2 предприятия общественного питания — число предприятий и количество в них мест для посетителей;
3 общетоварные склады — число складов и их мощность в квадратных метрах складской площади;
4 холодильники — число холодильников и их емкость в тоннах;
5 овощекартофелехранилище — число хранилищ и емкость их в тоннах.
По объектам промышленности ввод в действие производственных мощностей предусматривается также в натуральных показателях раздельно по каждому направлению. Например, хлебозаводы — тонн в сутки, консервные заводы — млн. условных банок в год, пивоваренные заводы и заводы безалкогольных напитков — тыс. дал. в год; предприятия по производству колбасных изделий — тонн в сме-ну; заводы железобетонных изделий — тыс. куб. м продукции в год и т.д.
Размер ввода в действие мощностей и объектов на планируемый период определяется по расчетам. При этом предусматривается максимально возможное использование действующих мощностей.
При разработке плана ввода в действие мощностей, предприятий необходимо предусматривать в первую очередь ввод мощностей за счет окончания строительства ранее начатых объектов, расширения предприятий, а затем вновь начинаемых строек.
Сроки ввода в действие мощностей и объектов определяются исходя из установленных норм продолжительности строительства, с которыми увязываются сроки поставки оборудования согласно договорам поставки оборудования.
Ввод в действие основных фондов планируется в денежном выражении. В план ввода в действие основных фондов включаются:
1 стоимость законченных строительством и вводимых в действие в плановом периоде объектов и предприятий;
2 стоимость вводимых в действие машин и оборудования, включая транспортные средства;
3 затраты на приобретение инвентаря и инструмента, относящихся к основным фондам при определении заданий по вводу в действие основных фондов.
План ввода в действие мощностей и основных фондов служит основанием для определения объема капитальных вложений.
Объем капитальных вложений определяется исходя из запланированного ввода в действие мощностей, предприятий, объектов и создание нормативных заделов, в который обязаны укладываться заказчики.
В планах капитальные вложения определяются по отраслям деятельности с выделением объемов на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий. Капитальные вложения подразделяются также по видам затрат: на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, проектно-изыскательские работы, прочие капитальные работы и затраты.
На стадии разработки долгосрочного плана капитальных вложений объемы капитальных вложений определяются на основе нормативов удельных капитальных вложений на единицу вводимой мощности (объекта) и нормативов эффективности использования основных фондов.
Нормативы удельных капитальных вложений устанавливаются по отраслям хозяйственной деятельности. Они разрабатываются раздельно для нового строительства и для реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.
Рассчитанный с помощью указанных нормативов объем капитальных вложений на долгосрочный период в последующем (в годовых планах) уточняется на основе более детальных экономических и прямых расчетов по проектно-сметной документации.
Одними из важных документов капитального строительства являются титульные списки на строительство, которые готовятся одновременно с планом капитальных вложений.
Повышение научного уровня планов капитальных вложений вызывает необходимость дальнейшего улучшения системы показателей плана и методологии планирования с учетом реформирования экономики, а также совершенство-вания норм и нормативов удельных капитальных вложений. В целях всестороннего анализа экономической эффективности капитальных вложений на всех стадиях разработки плана капитальных вложений производятся расчеты экономической эффективности капитальных вложений.
1.2.4 Титульные списки строительства, их содержание и значение
Титульный список — это документ, в котором содержится перечень объектов, включенных в планы капитальных вложений.
Титульные списки являются одним из основных документов, в которых конкретизируются объекты, предусмотренные в планах капитальных вложений и капитального строительства.
Титульные списки составляются на все вновь начинаемые и переходящие стройки и объекты, которые подлежат строительству в планируемом периоде.
Титульный список содержит наименование объектов нового строительства (реконструкции), местонахождение строящегося объекта, год начала и окончания строительства. В титульном списке указываются проектная мощность строящегося объекта, сметная стоимость, объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ, ввод в действие производственных мощностей и основных фондов.
Титульные списки строек составляются на весь период строительства с разбивкой заданий по годам.
Согласно указаниям новые объекты могут быть включены в титульные списки строительства только при наличии проектно-сметной документации на первую очередь строительства.
Титульные списки строек утверждаются руководителями организаций, утверждающими план капитальных вложений.
Включение объектов в титульный список является разрешением на их строительство.
Титульный список — неизменный плановый документ на весь период строительства. Он является обязательным для заказчиков и подрядчиков. Титульный список в прошлом служил документом для составления и предъявления заявок снабженческо-сбытовым организациям. Сейчас он является основой для производства проектно-изыскательских работ и привязки типовых проектов к местности.
На основе титульных списков строек могут при необходимости составляться внутрипостроечные титульные списки для конкретизации титульных списков строек по объектам. Они составляются заказчиком совместно с генеральным подрядчиком с целью распределения показателей плана капитальных вложений по отдельным объектам и затратам и утверждаются руководителем организации-заказчика.
Все объекты, включаемые во внутрипостроечные титульные списки, разделяют на три группы:
1 подлежащие вводу в эксплуатацию в плановом году — пусковые объекты;
2 объекты, начало и окончание строительства которых лежат за пределами года — переходящие объекты;
3 объекты, строительство которых начинается в плановом году, а сдача в эксплуатацию будет в последующие годы — задельные объекты.
Титульные списки строек служат плановым документом при заключении договоров подряда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги.
Планирование капитальных вложений — это система прогнозных и плановых расчетов по воспроизводству основных фондов на базе капитальных вложений на предстоящий период.
Основными задачами планирования капитальных вложений являются:
3 увеличение производственных мощностей и основных фондов;
4 эффективное использование капитальных вложений.
К централизованным относятся государственные капитальные вложения, по которым основные показатели определяются федеральными либо республиканскими органами власти.
Планирование государственных централизованных капитальных вложений является основным методом государственного регулирования инвестиционной деятельности.
При планировании нецентрализованных капитальных вложений предприятия, организации, акционерные общества и иные организации принимают решения самостоятельно, в пределах их компетенции, в соответствии с законом и источниками финансирования.
При разработке планов нецентрализованных капитальных вложений предприятия и организации, акционерные общества руководствуются общими задачами в области капитального строительства по повышению эффективности использования капитальных вложений, повышению качества и снижению стоимости строительства, увеличению мощностей предприятий (организаций) исходя из их потребности.
Планирование инвестиций в виде капитальных вложений — Стр 2
Основными показателями плана капитальных вложений являются:
5 план ввода в действие мощностей, в том числе расширение действующих и строительство новых предприятий;
6 ввод в эксплуатацию основных фондов;
7 объем капитальных вложений;
8 титульные списки строек и объектов.
Ввод в действие основных фондов планируется в денежном выражении. В план ввода в действие основных фондов включаются:
4 стоимость законченных строительством и вводимых в действие в плановом периоде объектов и предприятий;
5 стоимость вводимых в действие машин и оборудования, включая транспортные средства;
6 затраты на приобретение инвентаря и инструмента, относящихся к основным фондам при определении заданий по вводу в действие основных фондов.
Ввод в действие мощностей является главным показателем плана капитального строительства.
Объем капитальных вложений определяется исходя из запланированного ввода в действие мощностей, предприятий, объектов и создание нормативных заделов, в который обязаны укладываться заказчики.
Титульный список — это документ, в котором содержится перечень объектов, включенных в планы капитальных вложений.
Титульные списки являются одним из основных документов, в которых конкретизируются объекты, предусмотренные в планах капитальных вложений и капитального строительства.
Титульные списки составляются на все вновь начинаемые и переходящие стройки и объекты, которые подлежат строительству в планируемом периоде.
Титульный список содержит наименование объектов нового строительства (реконструкции), местонахождение строящегося объекта, год начала и окончания строительства. В титульном списке указываются проектная мощность строящегося объекта, сметная стоимость, объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ, ввод в действие производственных мощностей и основных фондов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Оценка эффективности инвестиционного проекта: Метод. указ. /Сост.: Н.В. Абакумова, М.С. Клеянкина: ГОУ ВПО «СибГИУ». — Новокузнецк, 2003. — 45 с.
2 Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 272 с.
3 Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. — 384 с.