Выдержка из текста работы
Государственное управление в России в период происходящей трансформации общественного строя находится в стадии становления, поиска и апробирования новых форм и методов. Этот чрезвычайно сложный и противоречивый процесс характеризуется практически полным отсутствием системности и последовательности в проведении государственной кадровой политики, что ощущается и в федеральных и в региональных органах государственной власти, от эффективной деятельности которых во многом зависит успех проводимых в России реформ.
Актуальность курсовой работы заключается в следующих положениях. Задачи формирования и использования кадров государственного регионального управления являются неотъемлемой частью общей проблемы — создания сильной российской демократической государственной и авторитетной власти. Говоря словами Президента Российской Федерации, «это зона особого внимания», приоритетных направлений текущей политики в плане разрешения основных противоречий. Такая постановка вопроса обусловливает особый интерес к механизмам укрепления кадрового состава органов государственного управления нашей республики.
Формирование новой модели государственного управления, реформирование государственной службы Российской Федерации и ее аппарата невозможны без существенного обновления руководящих кадров, без наполнения органов государственной власти и местного самоуправления лицами, способными на деле обеспечить успешное проведение экономических реформ, строительство нового, подлинно демократического государства. Применительно к государственному управлению, персонал которого состоит на службе государства, работа кадрового состава должна осуществляться на основе приоритета трех принципов: профессионализма, стабильности и гражданственности.
Цель курсового исследования решение проблем кадрового обеспечения государственного управления на уровне субъектов Федерации.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи исследования:
— рассмотрение общетеоретических проблем кадрового состава и его эффективности;
— исследование нормативно-правового регулирования кадров органов государственного управления в Российской Федерации и ее субъектах (на примере Чувашской Республики);
— анализ проблем реформы государственной службы в Российской Федерации;
— характеристика путей укрепления кадров государственного управления в Чувашской Республике.
Курсовая работа написана при использовании нормативно-правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, литературы по государственной кадровой политике, материалов периодической печати, затрагивающих проблему кадров государственного управления в республике. Библиографический список приведен в конце исследования.
нормативный правовой государственный руководящий
Глава 1. Общетеоретические проблемы кадрового состава государственного управления
1.1. Нормативно-правовое регулирование и эффективность кадров
Обозначение проблем кадрового состава органов государственного управления выводит нас на субъективный фактор госуправления, то есть на людей, на персонал, который должен обеспечивать проводимость тех решений, которые созревают в недрах властных структур.
Реформирование государственной службы РФ объективно потребовало обеспечить органы власти надежными, инициативными, профессионально грамотными специалистами, способными эффективно выполнять возложенные на них функции.
Необходимым условием решения поставленной задачи является нормативно-правовое регулирование деятельности государственной службы и функционирования ее персонала, определение порядка регулирования процессов подбора, перемещения, оценки кадров.
Управление персоналом государственной службы является важной основной частью государственного управления. Однако, в Конституции РФ, принятой в 1993 г., отсутствует термин «государственное управление», что привело к появлению точки зрения о неправомерности признания государственного управления как государственно-правовой категории.
Такие суждения нельзя признать объективными. Дух и буква таких статей Конституции предполагают активное влияние государства на экономические, политические, социально-культурные процессы. Особенно это касается органов государственной власти, их персонала, что получило юридическое выражение в принятии Федерального закона «Об основах государственной службы РФ». Закон позволяет поставить работу с персоналом органов государственной власти на прочную законодательную основу и научный фундамент.
Среди двенадцати принципов государственной службы, содержащихся в ст.5 Федерального закона, к проблемам управления персоналом относится семь:
— равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
— единство основных требований, предъявляемых к государственной службе.
— профессионализм и компетентность государственных служащих;
— гласность в осуществлении государственной службы;
— ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо не надлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
— внепартийность государственной службы.
— стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.
С одной стороны, закон четко определил требования к чиновнику, с другой — определил права и гарантии служащего в отношениях с государством. Управление персоналом государственной службы — явление сложное и слабо изученное. Почти не выявлена его специфика и приоритетные направления в условиях демократизации общества и перехода к рынку. Управление персоналом — это внутреннее качество системы (государственной службы), основными элементами которой являются субъект — управляющий элемент (руководитель органа государственной власти и кадровая служба этого органа) и объект — управляемый элемент (персонал органа государственной власти), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации. Проблема не так проста и очевидна, как может показаться на первый взгляд.
Эффективность управления персоналом может быть обеспечена только на основе четкого определения субъектов и объектов этого воздействия, разграничения функций руководства и кадровой службы в решении кадровых вопросов, тем более преувеличение роли последнего.
Именно руководство органа государственной власти решает главные кадровые значения, утверждает состав аттестационных и конкурсных Чувашияссий, принимает по их выводам управленческие решения, освобождает от занимаемых должностей сотрудников.
В подготовке и нормативном оформлении этих решений велика роль кадровых служб органов государственной власти, но их функции в управлении персоналом сводятся к проблемам улучшения качества персонала, его профессионального развития, подготовки, переподготовки, консультирования.
Следовательно, управление персоналом государственной службы выступает как целенаправленное упорядоченное воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемые непосредственно субъектом управления.
В серьезном научном обосновании нуждаются функции управления персоналом. Функции управления — важный элемент понятийного аппарата, теории управления. Однако различные источники дают разное их толкование. Но большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что функции управления связаны с деятельностью и являются отражением свойств функционирующего объекта (субъекта управления), конкретной формой проявления по сущности.
Применительно к сфере управления персоналом государственной службы можно считать, что функции — это основные направления содержания управленческой деятельности органа государственной власти, его кадровой службы. Правомерно выделить функции универсальные, пригодные для любого процесса управления, и конкретные специфические функции кадровой службы, выражающие содержание ее управленческого воздействия.
К универсальным функциям относятся: планирование, организация, координация, регулирование, контроль. Именно они отражают сущность процесса управления.
К специфическим функциям кадровых служб и служб управления персоналом относятся: административная, функция прогнозирования, социальная, повышения качества служебной деятельности мотивации, информационно-аналитическая.
Специфики функции являются рабочим инструментом осуществления общих функций. Принципиально важно подчеркнуть, что специфические функции подвижны.
Значительное большинство экспертов (более 80% РС-95) оценивает нынешнее состояние госуправления в регионах как кризисное, что обусловлено следующими основными причинами:
1. По мнению экспертов (73%), кризис больше всего проявляется в коррумпированности чиновников, злоупотреблении служебным положением, проявлении бюрократизма, а с точки зрения управленцев (69%) этот кризис выражается в нестабильности аппарата.
2. Руководители региональных кадровых служб (53%) видят одно из проявлений кризиса в сфере государственного управления в недостаточном профессионализме и деловитости современного кадрового корпуса.
3. Имеются весьма существенные резервы для сокращения и рационализации аппарата.
4. Значительным проявлением кризиса являются также серьезные упущения в стиле и в самой кадровой работе.
5. Неудовлетворительное состояние информационного обеспечения. В число важнейших проблем респонденты (63,5%) включают внедрение мониторингового анализа и информационно аналитического сопровождения кадровых процессов.
6. Низкие требования к квалификации высшего административно-управленческого персонала регионального уровня (77%).
Таким образом, как показало исследование проведенное в данном параграфе курсовой работы, управление персоналом государственной службы явление многогранное. Оно одновременно выступает как система организации, как процесс, как структура.
1.2 Проблемы реформы государственной службы РФ
Центральная проблема укрепления российской государственности — обеспечение позитивной стабилизации аппарата органов власти на основе повышения профессионализма и компетентности ее руководителей.
Анализ действующего законодательства и современных тенденций развития государственной службы в РФ позволяет сделать основные выводы относительно направлений реформы государственной службы.
Современное государство характеризуется наличием множества разнообразных задач и функций от профессионального и точного осуществления которых зависит существование всей общественно-политической системы. Поэтому оно должно включать в свой организм профессиональный служебный корпус, организации и деятельность которого регламентируются законодательными актами. Очевидно, что в данном случае речь идет о таком обязательном государственно-правовом институте, который называется «государственная служба», во многих странах ее именуют «публичная служба» (ФРГ, Испания, Бельгия), а в некоторых — «гражданской службой». В России употребляется термин «государственная служба».
В царской России наряду с понятием «государственная служба» использовался термин «общественная служба» (последнюю можно было рассматривать эквивалентом «публичной службы»). Термин «государственная служба» распространен также в Англии, Ирландии.
Бывшая советская государственная служба по своим критериям и существенным признакам противоречила концепции рациональной бюрократии. Во многом она базировалась на абстрактных, следовательно, второстепенных и не важных для практики принципах. Изменение социализма и государственно-правовой ситуации в стране обусловило необходимость реформирования государственной службы.
Современная государственная служба России представляет собой с юридической точки зрения правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. В этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения. Современное законодательство позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях политическом нейтр……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации.
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 07.05.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2013).
3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 07.05.2013)
4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 06.12.2011)»О системе государственной службы Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 05.04.2013)»О государственной гражданской службе Российской Федерации».
6. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993 №2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе»
7. Указ Президента Российской Федерации от 06.06.1994 №1140 «О Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
8. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 №11 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».
9. Распоряжение Президента Российской Федерации от 15.11.1993 №732-пр «О рабочей группе по разработке проекта положения о федеральной государственной службе Российской Федерации».
10. «Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (утв. указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110)
11. Подпрограмма «Совершенствование кадровой политики и развитие кадрового потенциала государственной гражданской службы Чувашской республики» Государственной программы чувашской республики «Развитие потенциала государственного управления» на 2012 — 2020 годы.
12. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. — М., Юридическая литература, 1997. — 399 с.
13. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. — М., 1990. — С. 207.
14. Государственное и муниципальное управление / ред. А.Я Понамарева. — СПб., 2012. — С. 34-35.
15. Граждан В.Д. Государственная служба как наука и профессиональная деятельность. // Ежегодник’96: Государственная служба России: Научные труды РАГС. — М.: РАГС, 2014. — С. 166.
16. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник для бакалавров / 5-е изд., перераб. и доп. — М., Юрайт, 2013. — 641 с.
17. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. — М., Проспект, 2008. — 192 с.
18. Киселев А.Г. Авторитет и сила власти. // Менеджмент в России и за рубежом. — №2. — 2010. — С. 23.
19. Киселев А.Г. Государственное управление в регионах: новые подходы. // Менеджмент в России и за рубежом. — №5. — 2009. — С. 28.
20. Кочетков А. Эффективность системы государственной власти // Власть. — №5. — 1997. — С. 6.
21. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. — М., 1987. — С. 17.
22. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. 3-е издание, стереотипное. — М., Омега-Л, 2009. — 128 с.
23. Петров В.И. Государственная и муниципальная служба: учебник для бакалавров. — М., Юрайт, 2013. — 265 с.
24. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления. — №1. — 1999. — С. 11.
25. Слепцов Н.С. Проблемы формирования государственной региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих//Социологическое обеспечение государственной службы. — Чебоксары.: ЧГУ, — №2. — 2011. — С. 79.
26. Тошенко Ж.Т. Социология. М.: Прометей, 2014. — С. 107.
27. Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. — 254 с.
28. HeadHunter: работа, вакансии, база резюме, поиск работы www.hh.ru
29. «Гарант» — информационно-правовой портал. www.garant.ru
30. Информационный портал Единого Государственного Экзамена www.egemetr.ru
31. «Консультант Плюс» — надёжная правовая поддержка. www.consultant.ru
32. «Моё образование» — информационный портал. www.moeobrazovanie.ru
33. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования www.fgosvpo.ru
23. Сайт кадрового делопроизводства www.kadrovik-praktik.ru