Содержание
Содержание
Введение2
Глава 1. Концепции управления качеством продукции как основного фактора конкурентоспособности предприятия5
1.1. Основные понятия и характеристика качества5
1.2. Стратегия конкурентоспособности предприятия и ее взаимосвязь с управлением качества продукции9
1.3. Проблемы качества и повышения конкурентоспособности12
Глава 2. Управление и контроль качества продукции15
2.1. Система стандартов качества продукции15
2.2.Содержание и методы оценки уровня качества продукции17
2.3. Основные элементы и методы контроля качества продукции24
Заключение32
Список литературы34
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема повышения качества в современных условиях является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической безопасности.
Категория качества продукции непосредственно и тесно связана с конкурентоспособностью, имея общую сферу формирования и проявления. Без повышения конкурентоспособности предприятий не возможно развитие как экономики государства в целом, так и её отдельных регионов.
В настоящее время, в связи с всё большей интеграцией Российской Федерации в международные экономические структуры, данная проблема является актуальной для страны как никогда прежде, поскольку, объективно говоря, продукция производственной сферы страны, в большинстве случаев, пока не дотягивает до общемировых показателей.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешой деятельности любой организации. В это время во всем мире заметно усилились требования, которые предъявляются потребителем к качеству продукции. Усиление требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержка эффективной экономической деятельности. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.
Качество это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.
Выдержка из текста работы
Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.
В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно решается проблема качества, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и следовательно, определяют успех или неудачи фирм на рынке.
Понятие качества продукции регламентировано в РФ государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных — уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место.
Все вышесказанное определяет особую актуальность данной темы.
Цель данной работы — установить влияние мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности на экономические показатели деятельности.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и элементы качества продукции и конкурентоспособности;
2. Выявить значение качества для обеспечения конкурентоспособности организации;
3. Определить технико-экономическую характеристику организации и провести анализ конкурентоспособности ее продукции;
4. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия;
5. Провести оценку экономической эффективности разработанных мероприятий.
Объектом исследования в данной работе является организация ООО «АМКТ», занимающаяся производством и продажей электротехнического оборудования.
Предметом исследования является качество продукции и ее конкурентоспособность.
1 Теоретические основы качества продукции организации и ее конкурентоспособности.
1.1. Понятие и показатели качества продукции. Значение качества для обеспечения конкурентоспособности.
Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество — синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов — от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов.
Качество продукции — это совокупность свойств, которые количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанной является классификация на десять групп свойств и соответственно показателей:
1) Показатели назначения — характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения готовой продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем оцениваемой продукции может быть выпущен или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
К группе показателей назначения относят следующие подгруппы: классификационные, функциональной и технической эффективности, конструктивные, а также состава и структуры.
2) Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из названных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Для характеристики сохраняемости — свойства изделия сохранять свои показатели в течении хранения и транспортировки. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.
3) Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времен……..
Список использованной литературы.
1. Балащенко В. Ф. и др. Основы экономики промышленного предприятия. — Мн.: Беларуская наука, 2005.
2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. -М.: «Финансы и статистика», 2001.
3. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Уч.пособие. — М.: ИНФРА-м, 2001.
4. Версан В.Г., Дубицкий Л.Г. и др. Интеграция производства и управления качеством продукции. — М.: Издательство стандартов, 2005.
5. Горинкель В.Я., проф. Швандар В.А. Экономика организации (предприятия): Уч.пособие для вузов /- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
6. Матвеев Л.А. Экономическое обеспечение систем управления качеством продукции.- Л.: «Машиностроение», 2002
7. Мишин В.М. Управление качеством. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». 2-е изд., перераб. и доп., М.:Юнити-Дана, 2007.
8. Салимова Т.А. Управление качеством. М.: Омега — Л., 2007.
9. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Уч. для вузов. — 3-е изд., перераб.и доп. — М.: «Дашков и К», 2007.
10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-м, 2005.
11. Эванс Д.Р. Управление качеством. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (Серия: «Зарубежный учебник»). — М.: Юнити-Дана, 2007.
12. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. -СПб.: Питер, 2007.
13. Федеральный сайт государственной статистики URL: .
14. ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».