Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы функционирования журналистики как социального института6
1.1 Сущность и понятие журналистики и СМИ6
1.2. Специфика телевидения в рамках современного общества9
Глава 2. Отражение социальных проблем в различных типах российских СМИ18
2.1. Преступления против детей как объект журналистики18
2.2. Экологическая тема как объект журналистики20
2.3. Отражение социальных проблем в печатных СМИ24
Заключение28
Список литературы30
Выдержка из текста работы
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.
Цель работы: рассмотреть местное самоуправление в РФ как социальный институт.
Задачи работы:
определить принципы и функции местного самоуправления как социального института;
рассмотреть органы местного самоуправления;
изучить гарантии и финансово-экономические основы местного самоуправления в РФ.
Территориальная основа местного самоуправления — это городские и сельские поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)
Деятельность органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.
Экономическая основа местного самоуправления — муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Рассматривая вопрос о компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования местного самоуправления. Для написания своей курсовой работы я выбрала данную тему, т.к. она очень актуальна на сегодняшний день и в ней я хочу показать, что с моей точки зрения, цель создания местного самоуправления — уход от централизации власти в государстве.
Предмет ведения органов местного самоуправления, как и предмет ведения любого органа власти, это составной элемент их правового статуса, это тот круг вопросов, решение которых закреплено за ними, находится под их управлением, т.е. круг вопросов, на которые распространяется их юрисдикция. Так же в круг предметов ведения местного самоуправления могут включаться и отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Объектом местного самоуправления выступают органы местного самоуправления, которые самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать задачи этого социального института:
. Преодоление апатии населения к участию в решении проблем местного уровня.
. Обеспечение гарантий участия в местном самоуправлении для желающих.
. Осуществление взаимодействия с другими сообществами.
Научное определение понятия социально-политического института предполагает прежде всего, понимание его государственно-правовой природы. Существование муниципального управления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, которая существует в классовом обществе как государственная власть, осуществление которой доверено, прежде всего, общенациональным государственным органам и должностным лицам в соответствии с принципом разделения власти. Эта власть осуществляется также в государственной форме субъектами федерации в соответствии с разделением компетенции между федерацией и субъектами, а также на уровне крупных административно- территориальных единиц в унитарных государствах. Однако, в большинстве стран и в крупных административно-территориальных единицах, в пределах составляющих их территорий, вплоть до низового звена (небольших городов, деревень и т.п.) публичная власть уже реализуется не государственными органами, а местным населением непосредственно и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми или назначенными должностными лицами. Эта власть приобретает свойства самоорганизованной публичной власти, осуществляющей управленческие функции, признаваемые и юридически закрепляемые центральной властью. На муниципальном уровне управляющая система, следовательно, непосредственно связана с объектом управления, который является общим для местного населения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя — местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — это особый способ организации власти на местах, которому присущи такие признаки, как самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально финансовая независимость.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражено в Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления — широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.
Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления.
Понятие "местное самоуправление" отражает комплексное и многообразное явление. Существуют следующие подходы к его определению.
. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.
. Местное самоуправление — это и право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное ведение местных дел. Признавая это право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечивается судебной защитой, иными гарантиями, закрепленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.
. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которое обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией <#»justify»>1.1Принципы местного самоуправления как социального института
Принципы местного самоуправления — это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления.
К принципам местного самоуправления относятся:
а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
в) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан;
г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
з) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
и) гласность деятельности местного самоуправления;
к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
л) государственная гарантия местного самоуправления.
В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:
) они предопределяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории Российской Федерации;
) являясь теоретической основой муниципального строительства, они помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;
) отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, они способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.
Конституция РФ провозглашает признание и гарантирование местного самоуправления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны (гл. гл. 1, 8). Естественно, что конституционная формула "местное самоуправление" должна толковаться не как подтверждение того, что есть, а как цель для всех, на кого распространяет свое действие Конституция.
Развивая конституционную модель местного самоуправления, Закон от 6 октября 2003 г. характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1). Согласно Закону от 28 августа 1995 г. местное самоуправление — это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оба определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода — прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия (ст. 3 Конституции РФ).
В обоих определениях местное самоуправление наделяется качеством самостоятельной и под свою ответственность активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельности по решению вопросов местного самоуправления). Оба Закона вслед за Конституцией говорят о признании и гарантировании местного самоуправления. Кратко раскроем все эти качества. Исходное определение местного самоуправления уточняется в его содержательной, пространственной, субъектной составляющих. Для этого законодатель раскрывает смысл таких категорий, как "вопросы местного значения", "муниципальное образование", "органы местного самоуправления", "должностное лицо местного самоуправления" и др.
Самостоятельная и под свою ответственность активность. Самостоятельная активность — осуществляемая людьми по своей воле и в своем интересе.
Что означает активность под свою ответственность? В правоведении принято различать положительную и негативную ответственность. Положительная ответственность — это понимание важности своих действий для общества, стремление и желание выполнить их как можно лучше, эффективнее, быстрее, надлежащее осуществление своей социальной роли. В правовой сфере она связана с социально-правовой активностью, проявлением инициативы при реализации правовых предписаний. Негативная ответственность связана не с собственным сознанием личности, а с внешним воздействием на нее со стороны общества, государства, иных лиц. Ее суть — возложение на индивидов обязанности претерпевать лишения за совершенные ими правонарушения.
Конечно, законодатель, говоря об ответственности населения, имеет в виду ответственность положительную. Деятельность под свою ответственность — это не обязанность населения претерпевать коллективные лишения, применяемые государством, а обязанность деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права, полномочия. Правда, ответственное самоуправление предполагает, что в случае ненадлежащего осуществления гражданами своих прав вытекающие отсюда неблагоприятные социально-экономические, политические, т.п. последствия ложатся на население и могут государством не компенсироваться.
Активность, признаваемая и гарантируемая Конституцией. Признаваемая активность — осуществляемая людьми как их естественное социальное притязание в одностороннем порядке независимо от ее правового допущения. Государство с помощью правовых средств лишь упорядочивает, оформляет самоуправленческую активность местного населения, не учреждая ее. Конституция как бы говорит, что законодатель по своему усмотрению не вправе вводить или упразднять местное самоуправление. Задача законодателя, таким образом, ограничивается творческой конкретизацией разбираемого института. Отсюда местное самоуправление осуществляется населением по его собственному праву, а не по праву государства.
Здесь уместна аналогия с уровнем самостоятельности региональных коллективов в рамках федеративных государств. Публичная самостоятельность региональных коллективов, внешне отражаемая в статусе субъектов федерации, имеет обязательным источником их собственную волю. Да, статус субъектов закрепляется прежде всего в федеральном законодательстве, однако федерация не вправе упразднять субъекты, изменять их конституционный статус без согласия последних. Федерация — та форма государственного устройства, которая не может меняться государственным центром в одностороннем порядке, например, на унитарную структуру. Федерация — тот уровень децентрализации, который перестает полностью охватываться усмотрением государства, неся в себе известный заряд необратимости. Это принципиально отличает федерацию от унитарного государства с наличием законодательных автономий. Широкая самостоятельность законодательных автономий, сравнимая с самостоятельностью субъектов федерации, проистекает всецело из воли государственного центра. Унитарное государство вправе в одностороннем порядке преобразовывать свои автономии в обычные административные единицы. Напротив, государственный суверенитет федеративного государства ограничен в части одностороннего пересмотра федеративного устройства и статуса субъектов федерации. Конституционное признание местного самоуправления означает, что Конституция исключает наряду с односторонним пересмотром государством собственной федеративной структуры и односторонний пересмотр им конституционно установленной самостоятельности местного самоуправления.
Гарантируемая активность — подкрепляемая, защищаемая государством с помощью ряда мер, прежде всего, тех, что предусмотрены конституционно. Имеется в виду законодательное, материальное, организационное, методическое, тому подобное содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. Местному самоуправлению как праву населения корреспондирует обязанность государства, его органов обеспечивать условия для его деятельного осуществления.
Содержание местного самоуправления. Его составляют вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, вопросы местного значения — это совокупность дел, во-первых, нацеленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности местных сообществ жителей и, во-вторых, решаемых самими этими сообществами самостоятельно или предрасположенных к такому решению, пусть и посредством публичного управления, разделяющего управляющих и управляемых. Круг вопросов местного значения очерчен в гл. 3 Закона от 6 октября 2003 г.
Пространственные рамки местного самоуправления. Такие рамки законодатель устанавливает с помощью категории "муниципальное образование". Муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Отличительные признаки муниципального образования:
а) осуществление в его рамках местного самоуправления;
б) обособленная муниципальная собственность;
в) местный бюджет;
г) наличие органов местного самоуправления (представительного, исполнительно-распорядительного, главы муниципального образования);
д) населенная территория;
е) устав муниципального образования, зарегистрированный в установленном законодательством порядке.
Субъектный состав местного самоуправления. Для формализации субъектного состава местного самоуправления законодатель использует двухуровневую модель. К первому уровню он относит население соответствующих муниципальных образований. Следовательно, основой управленческой деятельности являются воля и интересы местных сообществ, то, что объединяет отдельных жителей в единый территориальный коллектив. При этом под едиными интересами жителей следует понимать органичный сплав индивидуальных и групповых интересов, складывающихся на местах. Таким единым интересом, например, выступают энергетические, транспортные, жилищно-коммунальные, торговые сети, рынок труда и капитала, учреждения образования и здравоохранения, обеспечивающие удобное жительство и эффективное взаимодействие людей во всех сферах их жизнедеятельности.
Второй уровень составляют отдельные жители, иные непосредственно изъявляющие свою волю субъекты по отношению к общемуниципальным интересам. Это, конечно, и органы местного самоуправления. Общие запросы жителей выявляются в процессе их взаимодействия, задавая программу деятельности органов местного самоуправления. Последние в правовой сфере выступают правопредставителями своих местных сообществ. Однако отдельные жители по отношению к собственным интересам (не интересам местного населения в целом) должны рассматриваться как первичные субъекты самоуправления.
1.2 Функции местного самоуправления как социального института
Под функциями местного самоуправления как социального института понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.
Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции:
. Обеспечение участия населения в решении местных дел
Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления. Важное значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.
. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
В соответствии с Конституцией РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.
. Обеспечение развития соответствующей территории
Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.
. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.
Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.
. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории
Согласно Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.
. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами
Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.
Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.
1.3 Органы местного самоуправления как социального института
Как указывается в Конституции РФ, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Местное самоуправление — это самостоятельная форма реализации народом своей власти. Его органы не являются структурным подразделением государственного механизма управления. В то же время органы местного самоуправления неразрывно связаны с государственными органами, и могут наделяться отдельными государственными полномочиями, т.е. участвовать в осуществлении государственных функций. Реализация переданных полномочий подконтрольная государству.
Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 132) могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. И в этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления, являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
местный самоуправление экономический территориальный
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО — ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ
.1 Гарантии местного самоуправления в РФ
Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны государства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти: запрещается, ограничение кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» дополняет указанный перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления государственными органами и их должностными лицами.
Важнейшей правовой гарантией местного самоуправления является судебная защита прав местного самоуправления. Субъектами обращения в суд могут быть как сами органы местного самоуправления и их должностные лица, так и граждане, проживающие на территории муниципального образования. Предметом обращения в суды общей компетенции или арбитражные суды могут быть, по общему правилу, решения (акты) органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления.
Кроме рассмотрения исков о признании таких решений (актов) недействительными, суды обязаны рассматривать жалобы органов местного
самоуправления на отказ соответствующего органа государственной власти зарегистрировать устав муниципального образования. И, наконец, суды рассматривают споры о том, является ли какое-либо действие (акт) органа государственной власти вмешательством в дела местного самоуправления.
Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти, возмещается местному самоуправлению также по постановлению судебных органов. При этом следует иметь в виду, что право органа местного самоуправления на обращение в суд с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба (расходов) не зависит от того, был ли такой ущерб причинен решениями, принятыми в рамках закона или с его нарушениями, а также реальными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц.
Сущность запрета на ограничение прав местного самоуправления состоит в том, что ни один государственный орган не имеет права вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления как путем принятия решений вместо них, так и путем наложения запрета на осуществление ими своих полномочий.
Решения, принятые прямым волеизъявлением граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории соответствующего муниципального образования предприятиями, учреждениями и их организациями (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм) и гражданами.
В Конституции РФ впервые местное самоуправление было определено как одна из основ конституционного строя России. Статья 12 установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Более подробно конституционно-правовой статус местного самоуправления был определен в гл. 8 Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный Закон в соответствии с его преамбулой определяет государственные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации. Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность прав местного самоуправления.
Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные и специальные (собственно юридические) гарантии.
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляются в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;
обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;
создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы: свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.
Политические гарантии местного самоуправления — это политико-правовой режим нашего государства: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.
Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.
Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены как на уровне федеральном, так и субъектов Федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления (положения, уставы о местном самоуправлении и др.).
Таким образом, целевое назначение гарантий — это обеспечить правовыми средствами:
организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.
.2 Финансово-экономические основы местного самоуправления
Становление и развитие органов местного самоуправления невозможно без укрепления их финансово-экономической основы. Система местного самоуправления может действовать в полном объеме только в случае создания механизмов, обеспечивающих ее функционирование и включающих в себя экономический и финансовый фактор. Обеспечение хозяйственной самостоятельности местных органов власти можно назвать ведущим принципом концепции законодательства о местном самоуправлении. Он связан, с одной стороны, с экономическим обоснованием концепции самоуправления, с другой — умением органов муниципальной власти действовать в условиях коренной экономической реформы. Материально-финансовые и иные средства, составляющие объекты муниципальной собственности, являются непременной основой деятельности муниципального управления.
Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют:
а) муниципальная собственность;
б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;
в) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления.
Предпосылкой непосредственной передачи объектов из государственной в муниципальную собственность является разграничение объектов, расположенных на территории административных единиц. Исходя из анализа законов РФ о приватизации и о собственности, можно выделить следующие критерии отнесения объектов к муниципальной собственности:
·Расположение объекта на определенной территории
·Предназначение больше части оказываемых услуг или выполняемых работ, производимой продукции для удовлетворения производственных и социальных потребностей
·Связанность (производственная, организованная или технологическая) объекта с функционированием местного хозяйства
Процесс передачи объектов в муниципальную собственность является ответственным, но не единственным этапом формирования объектного состава муниципальной собственности. Необходимость развития рыночных отношений, а кроме того, и непомерность финансового бремени от малодоходных или убыточных объектов муниципальной собственности, недостаток средств на использование имущества определяют неизбежность такого этапа становления объектного состава муниципальной собственности, как приватизации. Применительно к муниципальной собственности приватизация выступает как процесс приобретения у органов местной власти гражданами и негосударственными юридическими лицами объектов муниципальной собственности или акций муниципальных предприятий.
По действующему законодательству местные представительные и исполнительные органы имеют достаточно широкий круг полномочий в управлении и распоряжении собственностью: создавать объекты муниципальной собственности, передавать их во временное или постоянное владение и пользование, продавать, сдавать в аренду. В целях получения средств местные исполнительно-распорядительные органы могут создавать за счет имеющихся средств предприятия смешанной формы собственности, участвовать в долевых началах в создании и эксплуатации совместных предприятий по выпуску товаров народного потребления и оказанию услуг населению, а также других предприятий. Развитие рыночных структур в местном хозяйственном комплексе меняет методы управления этим хозяйством. По новому должны строиться взаимоотношения местных органов власти с предприятиями и организациями, расположенными на подведомственной территории.
Отделение муниципальной собственности от государственной привело ее к юридическому оформлению, как вида собственности, наряду с государственной, частной, собственностью общественных формирований и другими видами собственности. Для формирования системы местного самоуправления это состояние является препятствием для решения многих финансово-экономических проблем конкретных звеньев и даже отдельных муниципальных формирований. Материально-финансовое состояние и хозяйственно-экономические объекты муниципальной собственности пополняются и количественно увеличиваются в соответствии с нормами гражданского права, которые основания возникновения права собственности подразделяют на первоначальные и производные, в первых преобладает волевой аспект, а в других — правопреемство. Для права муниципальной собственности в настоящее время более присущи и характерны производные способы его приобретения: приватизация, национализация, приобретение права собственности на имущество юридического лица в результате его реорганизации или ликвидации, обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам, конфискация.
Особое значение для муниципального самоуправления имеет муниципальная собственность на землю. Земельный кодекс включает органы местного самоуправления в число субъектов земельных отношений, то есть отношений по поводу владения, пользования и распоряжения землей, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.
Муниципальные образования РФ в составе объектов своей собственности имеют предприятия, собственниками которых они не являются.
Финансы являются экономическими отношениями, связанными с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Они неотъемлемая часть денежных отношений государства с обществом, которые всегда выступают в юридической форме. Среди этих форм важнейшее место занимает бюджет. В бюджетной системе России местные бюджеты играют особую роль. Они являются одним из основных элементов муниципального образования. В настоящее время бюджетная система России предопределяется не только ее федеративным государственным устройством, но в большей мере новыми социально-экономическими и политическими подходами. Эти новации обусловлены формирующимися рыночными отношениями и соответствующими им демократическими институтами управления.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией <#»justify»>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим поиск путей, юридических и организационных форм и определенных кадровых решений для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я могу сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить позитивно.
Учитывая многообразие субъектов правового регулирования, а также то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической основы, некомплектность правового регулирования), целесообразно не строить расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно. Совершенствование организационных структур местного самоуправления требует применения программно-целевых технологий организационного проектирования, позволяющих сохранить целостность организации.
Рассмотрев цели и задачи курсовой работы, можно сделать вывод, что местное самоуправление в Российской Федерации успешно функционирует, а дальнейшее развитие и улучшение системы местного самоуправления можно охарактеризовать как перспективную цель для страны в целом.
Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений — между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних — между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Модель современной организации местного самоуправления имеет следующие организационные формы для ее осуществления:
1. Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;
2. Через выборные и др. органы местного самоуправления;
. Через территориальное общественное самоуправление;
4. Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.
Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации
Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан. Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.
Библиографический список:
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с поправками от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ)
2.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г. № 51-ФЗ
.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 06.12.2007 № 145 — ФЗ
.Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
6.Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации, 2008 г., Вестник Московского университета, серия 11 № 2
7.Барабашев Г.В. Местное самоуправление, М., 2008 г.
.Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России, Учебник, СПб, 2006 г.
.Гущин В.З. Организационные основы местного самоуправления, М., 2008г.
.Зиновьев А.В. Основы конституционного права, СПб, 2007 г.
.Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. — «Юстицинформ», 2005.
12.·Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» — Система ГАРАНТ, 2005.
.Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. — М.: Финансы, 2004.
.Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. — Основы организации муниципального самоуправления, Москва, 2009г.
.Савин В. И. Муниципальное право, Учеб. Пособие — М-во общ. и проф., 2008 г.
16.Сергеев А.А. Система правовых основ местного самоуправления, М.: «Омега-Л», 2006 г.
.Устинов Д.Ю. Народовластие и местное самоуправление в России, 2007г.
.Фейгин М.З. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации, Саратов, 2000 г.
.Шугрина Е.С. Муниципальное право Учебник, Новосибирск, 2006 г.