Содержание
Введение3
Глава 1. Социальная проблематика журналистики6
1.1. Определение сущности понятия «социальная журналистика»6
1.2. Опыт мировой социальной журналистики10
1.3. Социальные проблемы российского общества11
Глава 2. Отражение социальных проблем в различных типах российских СМИ16
2.1. Преступления против детей как объект социальной журналистики16
2.2. Экологическая тема как объект социальной журналистики18
2.3. Отражение социальных проблем в печатных СМИ22
2.4. Социальные проблемы российского общества в новостных блоках26
Заключение29
Список литературы31
Выдержка из текста работы
2.1 Соотношение понятий «социальные технологии» и «технологии социальной работы»…………………………………………………………………………18
2.2 Решение социальных проблем с помощью технологий социальной работы……………………………………………………………………………………………..22
2.3 Технологии социальной работы в сфере занятости населения……………25
2.3.1 Государственная политика в области занятости населения…………..25
2.3.2 Деятельность социальных служб по защите безработных…………….30
2.3.3 Социально-психологические технологии в работе с безработными………………………………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………………………………….37
Библиографический список……………………………………………………………………….39
Введение
Социальные проблемы общества и технологии их решения являются актуальными вопросами для любого человеческого общества, так как специфика современного общества динамична, быстро изменчива и имеет высокий уровень дифференциации. Общество абсолютизирующее нормы, является ригидным, неспособным к развитию, и в силу этого нежизнеспособным. Все изменения, которые происходят в обществе, обусловлены когда-то произошедшими отклонениями от существовавшего порядка, которые первоначально, возможно, вызывали яростное неприятие окружающих. Более того, в каждый конкретный момент большинство людей живут в соответствии со стереотипом, с привычными правилами и представлениями. Научный поиск, творческое дерзание, политическая активность — это неизбежно, отклонения от статистической, количественной нормы. Развитие общества невозможно без отклонений, оно осуществляется именно по средствам эвристического разброса отклонений, одни из которых становятся нормой, другие отвергаются, вследствие этого и возникают социальные проблемы, а некоторые вовсе не получают нужного внимания и отмирают. Каждое время и каждое общество само решает, что является проблемой, а, что шагом к революционному преобразованию действительности.
Социальные проблемы общества изучают такие фундаментальные науки как социология, философия, обществознание, демография и другие. В свою очередь социальная работа рассматривает социальные проблемы общества не только с теоретической точки зрения, но и с практической, а именно технологии их решения. Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременного корректирования действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи.
Вопрос об исследовании социальных проблем общества и технологии их решения занимались такие ученые как Е. И. Холостова, П. Д. Павленок, Н. Б. Шмелева, М. Н. Руткевич и многие другие. Данная тема до сих пор однозначна, не определена и находится в стадии постоянного исследования. К тому же, данный вопрос имеет многоаспектный характер, так как социальные проблемы касаются все, самые разные, категории населения и различные слои общества: семьи, дети, подростки, пожилые люди, сельское население, беженцы и вынужденные переселенцы, бомжи, бродяги и так далее. Отсюда многообразие и разнообразность технологий по их решению.
Объектом курсовой работы является технологии решения социальных проблем.
Предмет курсовой работы — социальные проблемы общества, как общественное явление.
Практическая потребность и значимость социальной проблемы не только активизирует деятельность специалистов социальных служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску технологических решений, творческий, инновационный характер.
В свою очередь любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те, или иные модификации связано это с конкретными условиями ее реализаций: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов с историческими условиями, традициями и тому подобное.
Социальные технологии представляют собой методы и пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, взаимного действия людей. В различных типах социальных технологий важно учитывать внутреннее структурирование этих технологий, выступающих своеобразными способами снятия напряженности, решения проблем.
Необходимо также отметить особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, разработки программ социологического исследования социальной проблематики. Методологическая часть в программе подготовки социального проекта фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методологическая же часть — это не что иное, как совокупность приемов и методов достижения искомого результата, который бы способствовал решению социальных проблем.
Цель курсовой работы: проанализировать специфичность и сущность социальных проблем, и выявить наиболее эффективные технологии их решения.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
— изучить и проанализировать понятие «социальная проблема»;
— рассмотреть и проанализировать социальные проблемы современного общества;
— изучить технологии решения социальных проблем общества и показать применение этих технологий на примере решения самой актуальной проблемы современного общества, выявить наиболее эффективные из них.
1 Социальные проблемы общества
1.1 Анализ определения «социальные проблемы»
Понятие «социальная проблема» до сих пор однозначно не определена и находится в стадии исследования. В какой-то степени это объясняется неоднозначным толкованием категории «социальное».
Долгое время понятие «социальное» рассматривали в двух смыслах. В широком понимании смысла термина подразумевалось, что данное понятие охватывает все, что относится к обществу, и противопоставлялось понятию «природное». Так, М. Н. Руткевич отмечал, что «социальное» противополагается « природному», «естественному» и, следовательно, речь должна идти и взаимосвязи социального и биологического человека. В узком понимании понятие «социальное» используется при описании социальной сферы, рассматриваемой как одно из мер общественной жизни, а также при анализе социальных отношений как специфических отношений, существующих между основными социальными субъектами [17, с.270-271].
Само слово проблема переводится с греческого, как преграда, трудность, задача. В. Ф. Берков рассматривал понятие «социальная проблема» в различных смыслах. В широком смысле понятие проблема понимается как сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, а в узком смысле — ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели [24, с.791-792]. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением проблемы. Разрешение всякой проблемы можно представить как ряд последовательных взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска. Цель проблемы достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым проблема преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования её условий. Возникновение проблемы детерминировано предшествующим знаниям и господствующим ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в проблему вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающую и разрешающую информацию для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем условия необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания проблемы многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем противоречия познания и проблема — не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижение проблемы. Кроме того, противоречие вызывает постановку проблемы лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных проблем, необходимо сопутствующих творчеству. Критериями отделения могут быть подразделены на два класса в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию проблемы.
К важнейшим критериям формального характера относится соблюдения правил языка, применяемого для формулирования проблемы. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формирования действительных проблем должны:
а) содержать истинные положения;
б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества;
в) формулировать ясно.
Цель соответственно должна:
а) выражаться на языке предпосылок;
б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения;
в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств;
г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении;
д) предполагать наличие надежного способа проверки результата;
е) формулироваться ясно.
1.2 Характер социальных проблем, механизм их решения
Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.
Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение [6, с.18].
Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участие ……..
Библиографический список
1. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». №1032-1 от 19.04.1991.
2. Басов Н. Ф. Социальная работа. — М.: Дашков и К, 2008. — 364с.
3. Бреева Е. Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. — М.: Логос, 1994. — 286с.
4. Галамузова В. А. Организация и проведение занятий в группе психологической поддержки безработных. — М.: РУЦ, 1994. — 310с.
5. Герций Ю. В. Занятость населения на этапе рыночных реформ. — М.: СТИМ ГУС, 1999. — 380с.
6. Зайнышева И. Г. Технология социальной работы. — М.: Владос, 2002. — 240с.
7. Кудрявцева Л. А. Некоторые аспекты социальной помощи безработным. — М.: Институт молодежи, 1992. — 247с.
8. Курбатов В. Н. Социальная работа. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 480с.
9. Маслова Т. Ф. Технологии социальной работы. — Ставрополь: СКГТУ, 2000. — 136с.
10. Павленок П. Д. Введение в профессию «социальная работы». — М.: Инфра-М, 1998. — 368с.
11. Павленок П. Д. Основы социальной работы. — М.: Инфра-М, 1997. — 368с.
12. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. — М.: Дашков и К, 2009. — 568с.
13. Павленок П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. — М.: Дашков и К, 2008. — 608с.
14. Патрушев В. И. Введение в теорию социальных технологий. — М.: Логос, 1998. — 420с.
15. Филоненко В. И. Социальная работа: словарь-справочник. — М.: Контур, 1998. — 480с.
16. Холостова Е. И. Лекции по технологии социальной работы. — М.: Инфра-М, 1998. — 275с.
17. Холостова Е. И. Социальная работа. — М.: Дашков и К, 2008. — 860с.
18. Холостова Е. И. Технологии социальной работы. — М.: Инфра-М, 2001. — 400с.
19. Чернецкая А. И. Технологии социальной работы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 400с.
20. Шеляг Т. В. Социальная работа и социальные технологии. — М.: Фактория, 1995. — 450с.
21. Иванов В. Н., Патрушев В. И. Социальные технологии. — М.: Феникс, 1999. — 424с.
22. Леана К. П., Фельдман Д. К., Как справиться с потерей работы. Реакции индивидуумов организаций и общественности на увольнение. — М.: Наука, 1995. — 385с.
23. Фирсов М. В., Студенов Е. Г. Теория социальной работы. — М.: Владос, 2000. — 325с.
24. Абушенко Г. М., Грицанов А. А., Евелькин Г. М. и др. Социология: энциклопедия. — М.: Книжный дом, 2003. — 1312с.
25. Барсуков С. Ю. Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия//Социологические исследования. — 2003. — №7. — С.28-39
26. Беляева М. Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда//ЭКО. — 2007. — №3. — С.123-131
27. Дановский С. Л. Социальная и психологическая характеристика безработных// Социологические исследования. — 1994. — №5. — С.18-24
28. Крылова Е. Б. Управление занятостью населения на основе развития малого предпринимательства в России//Менеджмент в России. — 2008. — №2. — С.124-130