Содержание
Введение2
Глава 1. Теоретические основы управления жизненными циклами товара4
1.1. Жизненный цикл товара: понятие, сущность и характеристика4
1.2. Стратегический смысл жизненного цикла8
1.3. Современные тенденции смены жизненных циклов товаров9
Глава 2. Анализ жизненного цикла товаров розничного торгового предприятия ООО «Товары для дома»10
2.1. Организационно-хозяйственная характеристика ООО «Товары для дома»10
2.2. Анализ маркетинговой среды организации13
2.3. Анализ жизненного цикла товаров организации18
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления жизненным циклом товаров ООО «Товары для дома»22
3.1. Разработка предложений по модернизации жизненного цикла товаров организации22
3.2. Разработка товарной политики с учётом стадий жизненного цикла27
3.3. Разработка предложений по использованию элементов комплекса маркетинга в деятельности организации30
Заключение34
Список использованной литературы36
Приложение 137
Приложение 238
Приложение 339
Приложение 440
Приложение 541
Выдержка из текста работы
Все на свете рождается, растет и умирает. Реклама, неразрывно связанная с товаром, проходит весь этот путь вместе с ним. Реклама — это одежда товара. Человеку в каждом возрасте рекомендуется свой стиль одежды, так и в определенном «возрасте» товару соответствуют определенные требования к рекламе. Существует понятие жизненного цикла товара. Период существования определенного товара — от момента его появления на рынке (в продаже) до момента исчезновения с рынка и называется жизненным циклом товара. Это понятие, безусловно, относится как к товарам массового спроса, так и к товарам производственного назначения.
Жизненный цикл товара характеризует динамику объемов продаж и получаемой прибыли от момента выведения нового товара на рынок до ухода с рынка.[13, c.44]
Информация о жизненном цикле товара, безусловно, актуальна, так как она важна для предприятия, выпускающего товар, прежде всего при изучении рынков, а также при планировании своей деятельности.
Проведение исследований жизненного цикла товара превращается в одно из важнейших направлений деятельности современных предприятий во всем мире.
Решения, принимаемые в товарной политике, во многом зависят от того, на каком этапе жизненного цикла товар находится. В этой связи анализ жизненного цикла осуществляется на протяжении всей деятельности компании, является важнейшей задачей маркетинговых исследований, источником информации для принятия решений по всем составляющим комплекса маркетинга, и, прежде всего по товарной политике.[12, c.15]
Несколько лет назад в России в условиях тотального дефицита понятие жизненного цикла было несколько более условно, чем в странах с развитым товарным потенциалом. Однако, в зависимости от стадии жизненного цикла, на которой находится товар, рекламное сообщение имеет свои особенности.
Целью данной работы является изучение сущности жизненного цикла товара и его этапы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить сущность теории жизненного цикла товара;
— определить основные этапы жизненного цикла товара;
— изучить кривую жизненного цикла товара;
— рассмотреть виды кривых жизненного цикла товара;
— выявить влияние рекламы на жизненный цикл товара.
Данная тема является актуальной в настоящее время, так как жизненный цикл товара имеет большое значение.
Во-первых, он ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций.
Во-вторых, жизненный цикл товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции.
В-третьих, данная тема помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла, а также определить уровень конкурентоспособности своего товара по сравнению с товаром конкурентной фирмы. Изучение жизненного цикла товара является обязательной задачей предприятия в целях эффективной деятельности и продвижения товара на рынок.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, а также списка использованной литературы.
Основными источниками данной работы послужили учебные издания таких авторов, как Котлер Ф., Хруцкий В.Е., Голубков Е.П. и многие другие, а также материалы из периодической печати.
1. Теоретические аспекты жизненного цикла товара
1.1.Понятие жизненного цикла товара. Основные этапы жизненного цикла товара
Объемы и продолжительности производства того или иного товара изменяются во времени циклически. Это явление называется жизненным циклом товара.
Жизненный цикл товара (англ. Life cycle product) — это время существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.
Концепция жизненного цикла товара описывает сбыт продукта, прибыль, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка. Она была впервые опубликована Теодором Левиттом в 1965г. Концепция исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Вечного товара нет! …………
Заключение
Жизненный цикл товара — это полезный инструмент, подсказывающий стратегии, которые надо использовать в течение жизни товара (или марки), и моменты, когда стратегии следует менять. Поэтому менеджеру товара не всегда легко определить место товара в его жизненном цикле. Продажи могут, например, возрасти на самой ранней стадии, а затем внезапно сократиться. В этом случае, положившись на концепцию жизненного цикла товара, менеджер может ошибочно предсказать переход к стадии роста, выделив больше денег на рекламу и распределение в ближайший период. Еще одна сложность — изменчивая продолжительность жизненного цикла. Крайне трудно предвидеть, сколько времени пройдет от выхода марки товара на рынок до ее роста и зрелости. Успешная стратегия оживления продаж способна продлить стадию зрелости, несмотря на предсказанные ранее сроки, и даже обеспечить переход от роста к зрелости и снова к росту.
В процессе исследования были решены задачи:
— было определено понятие «жизненный цикл товара» и определены его основные этапы;
— подробно рассмотрены маркетинговые стратегии и маркетинговые инструменты, которые применяются на различных этапах жизненного цикла товара;
— рассмотрена кривая жизненного цикла товара и ее виды;
— определено влияние рекламы на кривую жизненного цикла товара.
На основании результатов выполненного исследования основные выводы по работе следующие:
Жизненный цикл товара — это модель реакции рынка на товар во времени, где независимой переменной является время, а зависимой — объем продаж, затраты и прибыль.
Жизненный цикл товара описывается разными авторами и может включать в себя от 4-х до 6-ти этапов. На жизненный цикл товара могут оказывать влияние внешние факторы маркетинговой среды (макросреда), микросреда, маркетинговая активность предприятия. Кривая жизненного цикла товара может быть построена как для конкретной ассортиментной группы, так и для всего товарного рынка. Этапы жизненный цикл товара: Этап разработки товара, этап выведения товара на рынок, этап роста, этап зрелости, этап упадка. Жизненный цикл товара не является фиксированным. Даже на этапе роста возможна стагнация и упадки. На кривую жизненного цикла товара оказывают большое влияние конкуренция, а именно соотношение между суммарными маркетинговыми усилиями применительно к этой марке и к конкурирующим маркам. Маркетинговая деятельность адаптируется к каждому конкретному этапу жизненного цикла товара.
В дополнение к изложенному относительно жизненного цикла товара отметим также следующие важные моменты:
1. Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия — более короткий, а наиболее технически совершенные товары — очень короткие (2-3 года).
2. Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков. На российском нетребовательном рынке он значительно более длительный, чем, например, в США, Японии, Германии с их развитым конкурентным рынком.
3. С помощью средств маркетинга жизненный цикл товара на целевом рынке может быть продлен, так и сокращен.
Список использованной литературы
1. .Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия — М: «Инфра-М», 2009г.
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — 2-е издание, перераб. и доп. — М.: Издательство «Финпресс», 2010г. — 464 с.
3. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Издательство «Финпресс», 2009. — 656 с.
4. Котлер Ф.,Армстронг Г.,Сондерс Дж.,Вонг В. Основы маркетинга — М: «Вильямс», 2007г.
5. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г. — 519 с
6. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. — М.: Юристъ, 2010. — 568 с.
7. Романов А.Н. Маркетинг: Учебник. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006г. — 560 с
8. Хисамутдинов С.П., Шабанова Л.Б. Маркетинг: Теория и практическое применение: Учебник. — М.: Вуз и школа, 2005г. — 324 с.
9. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008г. — 528 с.
10. Эриашвили Н.Д. Маркетинг: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г. — 631 с.
11. Агрессоры: маркетингоавя стратегия для лидера рынка // Маркетолог. — 2009г. — № 9. — С. 9-12
12. Волкова Л. Конкуренция и колесо рыночных изменений // Практический маркетинг. — 2008г. — № 6. — С. 14-20
13. Киреев Исследование рекламы на жизненном цикле товара // Маркетинг в России и за рубежом. — 2011г. — № 5. — С. 43-49
14. Кутузов Е. Реинкарнация // Маркетолог. — 2010г. — № 2. — С. 25-27
15. Чуровский С.Р. Применение финансовых критериев при оценке положения продукта на кривой жизненного цикла // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010г. — № 3. — С. 15-22