Содержание
Введение
Глава 1. Теория о жизненном цикле организации
1.1 Понятие жизненного цикла организации
1.2 Модели жизненного цикла
1.3 Анализ моделей жизненного цикла
2. Анализ жизненного цикла на примере ОАО «Когалымский молочный завод»
2.1 Основные этапы жизненного цикла ОАО «Когалымский молочный завод»
2.2 Анализ поведения ОАО «Когалымский молочный завод» на стадии зрелости
2.3 Стратегия для конкуренции ОАО «Когалымский молочный завод»
Заключение
Список используемой литературы
Выдержка из текста работы
Рассматривая жизнь организации, следует задуматься о закономерностях, которые не только смогли бы объяснить прошлое, но и позволили бы прогнозировать развитие организации в будущем.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие — исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.
Актуальность темы определяется тем, что, рассматривая организацию как экономическую систему с позиции стадий ее жизненного цикла, можно достаточно точно прогнозировать будущие характеристики организации в целях оптимизации управленческого воздействия. Изучение жизненного цикла организации позволяет с определенной долей вероятности осуществлять прогнозирование наступления кризисных ситуаций и выбирать инструменты, позволяющие наиболее эффективно нейтрализовать их негативные последствия.
Цель данной работы — анализ предприятия в условиях его жизненного цикла.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1) Изучить понятие жизненного цикла организации;
2) Рассмотреть модели жизненного цикла;
3) Исследовать анализ моделей жизненного цикла;
4) Проследить основные этапы жизненного цикла ОАО «Кировский ССК»;
5) Провести анализ поведения ОАО «Кировский ССК» на стадии расцвета.
Объектом данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации».
Предмет курсовой работы — ОАО «Кировский ССК».
1. Теоретические аспекты понятия жизненного цикла организации
1.1 Понятие жизненного цикла организации
Оценка руководящим составом развития своей организации должно происходить постоянно. Руководитель должен знать этапы развития организации и анализировать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.
Жизненным циклом организации можно назвать этапы развития и кризисы роста компании. Необходимо также отметить, что изменения в организации происходят не по схемам формальной логики, они зависят от множества внешних факторов. Так, организация может быть уподоблена живому организму. Моделирование ее развития может быть осуществлено с помощью теории жизненных циклов.
Жизненный цикл организации — это совокупность стадий, через которые проходит организация за период своего функционирования[3]. Также, по мнению Б.З. Мильнера (доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ), жизненный цикл организации представляет собой совокупность предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени
Вследствие этого понятие о жизненном цикле организаций как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Понятие жизненного цикла можно видеть через этапы, которые проходят организации. Переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.[4]
Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка.
1.2 Существующие модели жизненного цикла
На сегодняшний день известно не менее десяти моделей развития организаций, созданных в разное время. В основе каждой из них предполагаются различные основания для происходящих изменений. Кратко рассмотрим некоторые модели в их исторической последовательности возникновения [2].
1. А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967).
Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:
— первая стадия («борьба за автономию») возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»;
— вторая стадия («стремительного роста») включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность;
— третья стадия («замедления») характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.
В целом эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, а впоследствии к формализации и контролю.
Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967).
Эти исследователи разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе.
Они предложили три стадии развития корпораций:
— рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;
— юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;
— зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.
Данная модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются при переходе компании из одной стадии в другую.
Л.Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972).
При создании данной модели автор опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на развитие организации, он предполагает, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. Взяв за основу эту теорию, Грейнер рассматривает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании.
Таким образом, жизнь организации состоит в продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция — бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода.
У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974).
В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие организации осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и разрозненности групп к чувству принадлежности к коллективу. Механизмы развития при этом не уточняются.
Ф.Лиден: «Функциональные проблемы» (1975).
На различных стадиях своего развития организации имеют проблемы, мешающие нормальному функционированию компании: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения.
— первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций.
— на втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур.
— третья стадия характеризуется приданием особого значения постановке целей и получению прибыли.
— на четвертой стадии акцент делается на поддержании поведенческих паттернов и институализации структур.
Д.Кац и Р.Кан: «Организационная структура» (1978).
Организационная структура, по мнению этих исследователей, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития. Исходя из этого рассматриваются три основные стадии развития организации:
— стадия простых систем;
— устойчивая стадия организации;
— стадия разработки структур.
Представление социальной организации в качестве открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой позволило авторам предположить, что главные предпосылки успешной деятельности находятся не внутри организации, а вне ее. Также это представление выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации .
Р.Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983).
В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий ранее созданные модели. Выделяя четыре стадии развития, основной акцент они делают на эффективности деятельности организации и определении ее критериев на различных стадиях.
И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979).
В своем исследовании автор проводит аналогию эволюции организации со схожими биологическими процессами, происходящими в развитии живых организмов, что позволяет характеризовать эту модель как эволюционно-теологическую. Процесс организационного развития представляется как естественный, запрограммированный и заране……..
Список литературы
1. Акимова, Т.А. Теория организации [Текст]: учебное пособие для вузов/ Т.А. Акимова- М.: РУДН, 2010.-367 с.
2. Акулов, В.Б. Теория организации[Текст]:учебное пособие/В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков — М.: Наука, 2007. — 371 с.
3. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом [Текст]: учебник для студентов вузов / Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2007. -560 с.
4. Болотов, С.П. Разработка стратегии предприятия[Текст]: Учеб. пособие/ С.П. Болотов . — М.:Экономика, 2008.-213 с.
5. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии [Текст]: учебник / М.И. Бухалков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.-411 с.
6. Васильев, Ю.П. Управление развитием производства [Текст] / Ю.П. Васильев. — М.: Экономика, 1999. — 324 с.
7. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебное пособие / О.С. Виханский. — М.: Экономистъ, 2009. — 292 с.
8. Иванов, Д.Е. Жизненные стадии и циклы организации [Текст]/Д.Е. Иавнов — М.: Парта, 2012. — 75 с.
9. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст]: учебник / Б.З. Мильнер. — М.: ИНФРА-М, 2012 — 848 с.
10. Парахина, В.Н. Теория организации [Текст]: учебное пособие / В.Н. Парахина. — М.: Кнорус, 2010. — 296 с.
11. Раицкий, К.А. Экономика организации (предприятии) [Текст]: Учебник / К.А. Раицкий — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 430с.
12. Широкова, Г.В. Жизненный цикл организации [Текст]: Учебник / Г.В. Широкова — СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008 -328 с.
13. Коптев, М.Ю. Наша задача — сделать жилье доступным [Текст]/М.Ю. Коптев// Вятская Губерния. -2011, № 6
14. Кушелевич, Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации и российская действительность. Социс. — 2006. — № 10.
15. Лавизина, О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система. Социс. — 2006. — № 12.
16. Новосельцева, Ю.В. Бизнес-центр от ССК [Текст]/ Ю.В. Новосельцева// Меркурий.-2011, №145
17. ОАО «Кировский ССК» [Электронный ресурс]
18. Современный финансово-кредитный словарь [Электронный ресурс] http//www.rubicon.ru/