Содержание
Содержание
Введение3
Индустриализация4
Коллективизация10
Культурная революция12
Заключение19
Список литературы20
Выдержка из текста работы
Существует множество исследований по истории государства и крайне мало по истории повседневности. Поэтому в этой работе будут освещены темные углы советской повседневности. В этой курсовой работе будет исследован быт и мировоззрение советского человека 1950-70-х годов на примере Юрия Марковича Нагибина.
Историю создают люди, они являются движителями событий, поэтому в центре внимания данной курсовой личность, в которой, словно в зеркале, отразилась советская эпоха. Сейчас, как всегда бывает в переломные эпохи, обостряется интерес к истории, появляются многочисленные попытки постигнуть культуру прошлого, поэтому очень важно понять быт и мировоззрение людей советского времени. Что им было дорого, для чего они жили и за что умирали. Эта тема изучена мало, так как данный период достаточно близко стоит к современности.
К общетеоретическим источникам истории повседневности относят, прежде всего работы основателей феноменологического направления в философии и, в частности, Э.Гуссерля. Он первым обратил внимание на значимость философского осмысления не только высоких абстракций, но и «сферы человеческой обыденности», которую он именовал «жизненным миром». Следующим на этой стезе был младший современник Э. Гусерля — А.Шютц, который предложил отказаться от восприятия мира, в котором мы живем», как «пред-данного» и сосредоточиться на анализе процессов складывания и обуславливания этой кажущейся «пред-данности», то есть «мира человеческой непосредственности» — стремлений, фантазирования, сомнений, реакций на непосредственные частные события, сделав научной задачей «исследование природы пред-данности».
Незадолго до Второй мировой войны основатель социогенетической теории цивилизаций, работавший в Амстердаме, Н.Элиас показал, насколько оторвалось в гуманитарном знании изучение общества от изучения индивида. Он призвал преодолеть это и рассматривать общество и отдельных людей как нераздельные аспекты одного меняющегося набора взаимосвязей.
В 60-е гг. XX века Г.Гарфинкель сумел заметить индивида как весьма независимого от абстрактных структур преобразователя реальности. Заложив основы социологии обыденной жизни или этнометодологии, он сделал ее предметом изучение того, как поступают народы, когда они живут обычной жизнью, точнее — как они преобразуют эту жизнь. Целью социологии обыденной жизни стало обнаружение методов, которыми пользуется человек в обществе для осуществления обыденных действий, то есть анализ социальных правил и предубеждений, процесса их формирования, истолкования одними людьми речей, поведения, жестов других.
Взрыв интереса к «социологии повседневности» и превращение ее в самостоятельное направление в рамках наук об обществе вызвали к жизни сходные изменения и в историческом знании. Перспективность «антропологического подхода» в изучении прошлого задолго до модернистских концепций «прочувствовали» французские историки М. Блок и Л. Февр. Они предложили видеть в реконструкции «повседневного» элемент воссоздания истории в ее целостности.
Продолжателем идей М. Блока в России стал А.Я. Гуревич, он ставит в центр своих исследований общую реконструкцию «картины мира» определенной эпохи, социума, группы. Они изучают в повседневности, прежде всего его ментальную составляющую общие представления и нормальном, как и общие страхи, общие тревоги и одержимости.
Впервые термин «советский человек» был провозглашен в 1934 г. на XVII съезде ВКП(б), съезде «победителей». Первая книга, написанная на тему мировоззрения, жизни и быта советского человека, принадлежит перу Клауса Менерта в 1958 году. В этой книге Клаус сравнивает достоинства и недостатки преимущества жизни человека в двух экономических системах. Позже выходит книга Г.Л. Смирнова «Советский человек». Эта книга воспевает жизнь обычного гражданина советского государства, наделяя советского человека всеми возможными положительными качествами. Не менее интересна книга Александра Гениса «60-е Мир советского человека». Известные публицисты Петр Вайль и Александр Генис, эмигрировавшие из СССР в 1977 г., анализируют различные аспекты жизни советского общества 1960-х гг. Внимание авторов сосредоточено не столько на событиях этих лет, сколько на образе жизни, общественных умонастроениях, стиле эпохи. Впервые сделана попытка воспроизвести атмосферу того периода, начавшегося, по мнению П. Вайля и А. Гениса, в 1961 г. XXII съездом и закончившегося в 1968 г. оккупацией Чехословакии.
Апологетическую картину советского быта рискует в двухтомнике «Советская цивилизация» Кара-Мурза. Исследователь рассказывает об этой эпохе с ностальгией. В этой книге дается специфический взгляд автора на советскую историю. Наиболее интересны здесь так называемые «лирические отступления», в которых точнейшим образом описывается московский быт разных лет.
Привлекает внимание книга В.С. Барулина «Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя». Монография посвящена рассмотрению взаимодействия российского человека и российского общества, его институтов в XX веке с позиций социально-философской антропологии. Взаимоотношения человека и общественных институтов анализируются как в общесоциологическом плане, так и в историческом развитии, применительно к решающим рубежам российской истории XX века, начиная от революции 1917 г. и кончая преобразованиями 90-х годов. Любопытна статья Л.Д. Гудкова, написанная на анализе материалов социолога Юрия Левады. В статье Л.Д. Гудкова вырисовывается модель мировоззрения советского человека, формируется некий общий тип, характер, присущий только этому периоду времени. Недостатком статьи является чрезмерная типизация, весь советский народ сводится к одному общему типу без каких-либо нюансов. Отсюда — поверхностный взгляд, чрезмерная тенденциозность.
Еще один любопытный современный взгляд представлен в книге Н.Н. Козловой. Наталья Козлова анализирует генезис советского человека, определяет рамки исторического существования этого понятия. Также Н. Козлова классифицирует советских людей в зависимости от их модели адаптации к советской действительности. Недостатком работы Натальи Козловой является то, что она считает типичного советского человека выходцем из крестьянской среды. Да, большинство советских людей вышли из деревни. Но считать типичного советского человека бывшим крестьянином — это значит слишком упрощенно смотреть на вещи.
Еще одной интересной работой по поводу исследования быта советского человека является книга «Люди и вещи в советской и постсоветской культуре». В этой работе дается объективный взгляд на потребление в советском союзе, а также исследуется приоритетность того или иного товара для разных групп населения в СССР.
Цель моей работы — выявить специфические черты мировоззрения и быта на примере Ю.М. Нагибина в 1950-70 -е гг.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучение мировоззрения и быта советского человека в 50-70 -е гг.
— изучение мировоззрения и быта Ю.М. Нагиина
— сравнение мировоззрения и быта советского человека и мировоззрения и быта Ю.М. Нагибина в 50-70 -е гг.
Объект исследования моей курсовой работы — личность в советскую эпоху.
Предмет исследования — мировоззрение и быт
Хронологические рамки моей работы это 50-е — 70- е гг. XX века. Этот период выбран, потому что именно на это время приходит так называемая «Оттепель» и складывается потребительское общество в СССР.
Источники, которыми я пользовался при написании курсовой работы:
1. Дневник Ю.М. Нагибина с 1960 по 1970 гг.
2. Эссе Юрия Кувалдина «Нагибин»
3. Статьи Ю.М. Нагибина.
Дневник Нагибина — это источник личного происхождения. В дневнике находятся записи Юрия Марковича с 1942 по 1986 годы. Эссе Юрия Кувалдина «Нагибин» — это публицистическая статья о Юрие Маркавиче, ег……..
Библиография:
Книги
1. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя / Монография. — СПб., 2000. — 288 с.
2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. В 3 томах. Том 1. Структуры повседневности. — М.,2007. — 670с.
3. Генис А. 60-е. Мир советского человека. Изд. 3-е. — М., 2001.- 280с.
4. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. — М., 1994. — 240 с.
5. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность, 1945 — 1953. — М., 1999. — 310 с.
6. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. В 2-х кн. — М., 2002
7. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: (Голоса из хора). — М., 1996. — 147 с.
8. Козлова Н. Социально-историческая антропология. — М.,1998. — 192 с.
9. Парфенов Л. Намедни. Наша эра. 1961-1970. — М., 2009. — 272 с.
10. Советское общество: Возникновение, развитие, исторический финал /Под. ред. Ю.Н. Афанасьева: В 2 т. — М., 1997
11. Смирнов Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. М., 1971. — 460 с.
12. Советский союз: Образ жизни. 1945-1985. — М., 2007. -312 с.
Статьи
1. Гудков Л.Д. «Советский человек» в социологии Юрия Левады.//Общественные науки.- 2007. -№6 . с 21-35.
2. О. Гурова. От бытового аскетизма к культу вещей: идеология потребления в советском обществе //Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. 130 с. — С. 6-21
3. О. Гурова. Отношение к вещам в советском обществе. Был ли Homo consumens в СССР?//Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. 130 с. — С. 21-35
4. Шюц А. Структура повседневного мышления.//Социологические исследования. — 1988, № 2. с 5-14.
Интернет источники
1. Брусловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели» (метаморфозы стиля)
2. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация.
kara-murza.ru/books/sc_a/sc_a120.htm#hdr_173
3. Радио «Эхо Москвы», 6 ноября 2003 года, программа «Чужой монастырь»
4. Энциклопедия «кругосвет».
5. Юрий Нагибин. Биографическая справка.
Источники
1. Нагибин Ю.М.Дневник//Дневник.- М.,1996. 698 с.- С. 10-569.
2. Юрий Кувалдин. Нагибин//Дневник.- М.,1996. 698 с. — С. 665-676.
3. Нагибин Ю.М. О Галиче, что помниться//Дневник.- М.,1996. 698 с. — С. 576-636.
4. Нагибин Ю.М. Голгофа Мандельштама//Дневник.- М.,1996. 698 с. — С. 636-665.