Выдержка из текста работы
Особенности характера, как наиболее существенных свойств человека, определяющих его поведение, с глубокой древности обращали на себя внимание мыслителей. Не меньший интерес исследователей привлекает и проблема темперамента. Изучение характера и темперамента имеет столь же длительную историю, как и сама наука о душе.
Многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов так или иначе рассматривают различные аспекты психологических проблем темперамента и характера. Исследованию темперамента посвящены труды В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, В.Д. Небылицына, И.П. Павлова, В.М. Русалова, Б.М. Теплова, В. Вундта, Э. Кречмера, Я. Стреляу, У. Шелдона и др. Исследованием характера занимались такие ученые как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалёв, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, А.Е. Личко, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов, А. Бен, И. Кант, К. Леонгард, Т. Рибо и др. Этими и другими авторами показано, что темперамент представляет собой тот биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Характер же рассматривается современными исследователями как совокупность приобретенных устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении и определяющих систему отношений человека. Тем не менее, даже сейчас, когда психологическая наука уже дала ответы на многие вопросы, ряд вопросов в области психологии темперамента и характера остается недостаточно изученным. В частности, сама проблема связи характера человека с темпераментом в психологической науке до сих пор является нерешенной и вызывает множество научных дискуссий. Это приводит к тому, что на практике многие проявления темперамента и характера путают, смешивают и не дифференцируют. Между тем, решение этой проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение в связи с неуклонно возрастающим интересом к возможностям и особенностям человеческой личности и индивидуальности, фундамент которых образуют характерологические особенности и свойства темперамента. В связи с этим проблема соотношения понятий темперамент и характера является актуальной.
Это определило цель настоящего исследования – изучить проблему взаимосвязи характера и темперамента.
Объект – индивидуально-психологические особенности личности.
Предмет исследования – взаимосвязь характера и темперамента.
Гипотеза: между характером и темпераментом существует взаимосвязь.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий характера и темперамента и проблему их взаимосвязи.
2. Провести исследование особенностей темперамента и свойств характера на группе испытуемых с помощью методов психодиагностики.
3. Изучить степень тесноты между показателями темперамента и ха-рактера методами математико-статистического анализа.
Методы исследования:
— теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— методы психодиагностики: «Опросник темперамента» Г. Айзенка, «Опросник структуры темперамента» В.М. Русалова, Опросник Т. Лири;
— методы математической статистики: метод ранговой корреляции Спирмена.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученные в нем данные о взаимосвязи темперамента и характера могут быть использованы в индивидуальном, семейном и профессиональном психологическом консультировании и психологической коррекции при составлении практических рекомендаций и коррекционных программ по формированию и развитию желательных черт характера индивида с учетом его конституциональных особенностей (свойств темперамента).
База исследования: частное предприятие ООО «Санта» (г. Челя-бинск).
1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи темперамента и характера
1.1 Понятие темперамента в психологии
Термин «темперамент» имеет латинское происхождение (от лат. tempero – смешиваю в надлежащем состоянии) и обозначает «надлежащее соотношение частей». Исследованиями темперамента занимались и занима-ются как отечественные, так и зарубежные психологические школы.
Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.) и римский врач Клавдий Гален (ок. 130-200 гг.) предприняли попытки объяснить анатомо-физиологические и психологические особенности людей соотношением четырех основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначали словом «красис», а позже заменили латинским словом temperamentum – «правильная мера». Согласно Гиппократу и Галену, у сангвиников преобладает кровь (лат. sanguis), у холериков – желтая желчь (chole), у флегматиков – слизь (phegma), у меланхоликов – черная желчь (melanos chole) [4]. Учение Гиппократа — Галена, до сих пор излагается практически в каждом учебнике.
О влиянии, которое оказало учение древних философов на дальнейшее исследование темпераментов, можно судить хотя бы по тому, что до середины XVIII в. многие исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функции кровеносной системы.
В дальнейшем психологическая характери…….
Литература
1. Аверин, В. А. Психология личности [текст] / В.А. Аверин. – СПб. : Пи-тер, 2003. – 516 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды: в 2-х т., Т. I [текст] / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
3. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: психологическая диагно-стика [текст] / А.В. Батаршев. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.
4. Белоус, В. В. Темперамент и деятельность : учебное пособие [текст] / В. В. Белоус. – Пятигорск, 2005. – 334 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во МПСИ, 2005. – 390 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж : Ин-т практической психологии, 2005. – 420 с.
7. Волков, Б. С. Психология юности и молодости : учебное пособие [текст] / Б.С. Волков. – М. : Академический проект, 2006. – 416 с.
8. Галажинский, Э. В. Системная детерминация самореализации лич-ности [текст] / Э. В. Галажинский. – Барнаул : БГПУ, 2002.
9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [текст] : учебное пособие / М. В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 420 с.
10. Дружинин, В. Н. Психология [текст] / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2002. – 672 с.
11. Завалишина, А. Н. Методологический аспект смысложизненной ценно-сти профессионального труда [текст] / А.Н. Завалишина // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы VIII-X симпозиума: в 2 ч. / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. – М. : Смысл, 2008. – Ч.1. – 2008. – 328 с.
12. Ковалев, А. Г. Психология личности [текст] / А.Г. Ковалев. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. – 213 с.
13. Кон, И. С. Психология ранней юности [текст] / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989.
14. Крупнов, А. И. Психические проявления и структура темперамента [текст] / А.И. Крупнов. – М. : Прогресс, 2006. – 112 с.
15. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [текст] / А.Ф. Лазурский. – М., 1995. – 271 с.
16. Левитов Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1969.
17. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] : 4-е изд. / А.Н. Леонтьев. – М. : Речь, 2004. – 320 с.
18. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [текст] / А.Е. Личко. – М. : Речь, 2009. – 426 с.
19. Маклаков, А. Г. Общая психология [текст] / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – с.
20. Маслоу, А. Самоактуализация [текст] / А. Маслоу // Психология личности : тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : МГУ, 1982. – С. 108-118.
21. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действи-тельности [текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности : тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : МГУ, 1982. – С. 35-38.
22. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш.А. Надира-швили. – Тбилиси : Мицниерба, 1987. – 361 с.
23. Нуркова, В. В., Березанская Н. Б. Психология [текст] : учебное по-собие / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Казань : Идеал-Пресс, 2003. – 486 с.
24. Петровский, А. В. Общая психология : учебник для вузов [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 4-е изд. – М. : Академия, 2000. – 512 с.
25. Общая психология [текст] / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковале-вой, А.А. Степановой, С.Н. Шабалиной. – М. : Речь, 2006. – 512 с.
26. Олпорт, Г. Становление личности : избранные труды [текст] / Г. Ол-порт. – М. : Смысл, 2006.
27. Психология : учебник [текст] / Под ред. А. А. Крылова. – СПб. : Пи-тер. – 2003. – 560 с.
28. Рогов, Е. И. Общая психология [текст] / Е.И. Рогов. – М. : Владос, 2001. – 448 с.
29. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность [текст] / П.В. Симо-нов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 1984.
30. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис [текст] / Э. Эриксон. – М. : МПСИ, 2006. – 352 с.