Выдержка из текста работы
Цель курса – изучение закономерностей развития периодической печати в России (1703-1917 гг.), ее гуманистических и демократических традиций; изучение и осмысление опыта отечественной журналистики (печати, радиовещания, телевидения, информационных агентств, издательской деятельности) с февраля 1917 г. до 90-х гг. XX века; изучение особенностей функционирования российской журналистики в условиях многопартийности и рыночной экономики в период с 1990-х гг. по настоящее время.
Задачи курса:
- изучение общественно-политической направленности ведущих газет и журналов как выразителей идеологии определенных общественных групп,
- изучение взаимоотношений изданий, полемики, возникающей по наиболее острым вопросам политической, экономической, культурной и т.д. жизни России в изучаемый период;
- рассмотрение редакторской, публицистической деятельности редакторов и выдающихся журналистов прошлого; анализ литературно-публицистического мастерства выдающихся русских журналистов,
- рассмотрение различных типов изданий, выделение типообразующих факторов,
- изучение правовых условий существования печати,
- рассмотрение характера взаимоотношений органов печати и аудитории.
- анализ функционирования средств массовой информации в условиях буржуазно-демократического государства (март-октябрь 1917 г.), в советский период (ноябрь 1917 -начало 1990-х гг.), в постсоветские годы;
- определение основной проблематики выступлений СМИ в различные периоды; анализ форм массовой работы СМИ; анализ позитивного и негативного опыта советской журналистики;
- изучение истории журналистики русского зарубежья.
- Требования к знаниям и умениям
В результате освоения курса студенты должны:
- знать основные факты истории отечественной журналистики изучаемого периода: названия изданий, даты, имена издателей и редакторов, имена основных публицистов и т.п.
- знать историю возникновения, организации и развития конкретных изданий, их роль в идейно-политической и литературной борьбе;
- уметь определять тип, структуру, направление издания, проблематику публикуемых материалов,
- уметь находить типообразующие признаки, взаимозависимость между типом издания и тематикой, проблематикой, стилем и т.п. публикуемых в нем материалов,
- знать публицистические произведения классиков отечественной журналистики, уметь их анализировать,
- уметь анализировать деятельность редакторов и сотрудников, публицистическое мастерство выдающихся журналистов прошлого;
- иметь представление о процессе возникновения и развития основных газетно-журнальных жанров;
- знать юридические и административные условия существования печати, способы распространения периодических изданий, взаимоотношения органов печати и аудитории, знать основные законодательные акты, регулирующие деятельность журналистики в изучаемый период, иметь представление о мерах юридического, административного и экономического воздействия на печать
1.3. Связь курса с другими учебными дисциплинами
Курс является частью фундаментального гуманитарного образования, теоретической и исторической подготовки журналистов.
1.4. Методика преподавания курса
Основное внимание в процессе изучения курса уделяется анализу общественно-политического направления изданий как выразителей идеологии определенных общественных групп. Рассматриваются взаимоотношения изданий, полемика, возникающая по наиболее острым вопросам политической, экономической, культурной и т.д. жизни России в изучаемый период.
В курсе прослеживается история возникновения, организации и развития конкретных изданий, их роль в идейно-политической и литературной борьбе. Анализируется деятельность редакторов и сотрудников, публицистическое мастерство выдающихся журналистов прошлого, рассматривается процесс возникновения и развития основных газетно-журнальных жанров, что способствует развитию самосознания и мышления студентов, повышению профессиональной подготовки будущих журналистов.
Особое внимание уделяется изучению юридических и административных условий существования печати, способам распространения периодических изданий, взаимоотношению печати и аудитории.
В процессе изучения курса студентам необходимо ознакомиться с первоисточниками: со статьями и другими публикациями ведущих публицистов изучаемого периода, правовыми документами (цензурными уставами, законами и т.д.), просмотреть комплекты указанных в списке изданий, уметь определять тип издания, знать структуру, отделы, круг сотрудников и авторов, характер публикуемых материалов.
Основные темы курса: «Основные периоды развития отечественной журналистики», «Журналистика XVIII века», «Журналистика первого десятилетия XIX века и эпохи Отечественной войны 1812 г.», «Журналистская деятельность декабристов», «Журналистика 1820-1830-х гг..», «Журналистика 1840-х гг.», «Журналистика в период «мрачного семилетия» (1848-1855)», «Журналистская деятельность А.И.Герцена и Н.П.Огарева», «Журналистика в период «великих реформ» (вторая половина 1850 – начало 1860-х гг.)», «Демократические издания второй половины 1860 – 1880-х гг.», «Либеральные издания второй половины XIX – начала XX века», «Журналистика конца XIX – начала XX века. Газеты. Еженедельники как тип издания».
во второй половине XIX века», «Правовое положение печати во второй половине XIX – начале XX века», «Журнал Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», «Публицистика М.Е.Салтыкова-Щедрина», «Журнал Г.Е.Благосветлова «Дело», «Нелегальная революционная журналистика 1870-х гг.», «Журнал «Вестник Европы», «Журнал «Русская мысль», «Публицистика Н.В.Шелгунова», «Журнал «Русское богатство», «Публицистика В.Г.Короленко», Газеты 1870-1900-х гг. («Русские ведомости», «Русское слово», «Московские ведомости», «Новое время», газеты-листки, газеты-копейки и др.)», «Журналистская деятельность В.М.Дорошевича», «Журналистская деятельность В.А.Гиляровского», «Эволюция «толстого» журнала на рубеже веков», «Еженедельники как тип издания», «Партийная пресса начала XX в.», «Журналистика России в условиях буржуазно-демократического государства (февраль-октябрь 1917 г.)», «Журналистика первого советского десятилетия (1917-1927)», «Журналистика конца 1920-1930-х гг.», «Журналистика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», «Средства массовой информации послевоенного периода (1946-1956 гг.)», «Средства массовой информации второй половины 1950-х – начала 1980-х гг.», «Средства массовой информации второй половины 1980-х – начала 1990-х гг.», Журналистика Российской Федерации (начало 1990-х -2000-е гг.).
Изучение учебной дисциплины осуществляется в форме лекций, семинарских и практических занятий. Задача лекционных занятий – изложение теоретического материала в рамках ниже указанной программы. Задача семинарских и практических занятий – закрепление полученных теоретических знаний.
Активность на семинарских и практических занятиях имеет приоритетное значение перед посещением лекций. Дискуссии на семинарах по заранее объявленным темам проходят в свободной форме и имеют целью выявление знания, понимания проблемы и способности критической оценки различных подходов к анализу средств массовой информации и методов их изучения.
Во время самостоятельной работы по усвоению курса студенты готовят эссе, рефераты, рецензии, публикации в газетах и журналах. Результаты самостоятельной работы оформляются в специальные папки и принимаются во внимание при выставлении оценок по результатам изучения курса.
1.5. Формы контроля и итоговая оценка
Формы текущего и промежуточного контроля: написание эссе и рефератов, выступление на круглых столах; участие в работе на семинарах.
Дисциплина оценивается в ходе экзамена в первом и во втором семестрах.
Результирующая оценка слагается из следующих составляющих:
- активное участие в семинарских и практических занятиях;
- посещение лекций;
- написание письменных работ по заданной теме (эссе, рефераты, рецензии, публикации в газетах и журналах);
- ответ во время зачета (зачет принимается в форме собеседования, обязателен дополнительный вопрос по каждой пропущенной или плохо отработанной на семинаре/практическом занятии теме).
Учебная программа подготовлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601.65 «Журналистика».
- СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- Наименование тем, их содержание, объем в часах
№ п/п |
Наименование тем, разделов |
Общая трудоемкость (часов) |
||
Ауд. занятия (часов) |
Лек- ции |
Практич. (семинар.) занятия |
||
1 СЕМЕСТР |
||||
1 |
Тема 1. Журналистика XVIII века |
6 |
4 |
2 |
2 |
Тема 2. Журналистика первого десятилетия XIX века и отечественной войны 1812 г. |
2 |
1 |
1 |
3 |
Тема 3. Журналистская деятельность декабристов |
2 |
1 |
1 |
4 |
Тема 4. Журналистика 1820-1830-х гг. |
6 |
4 |
2 |
5 |
Тема 5. Журналистика 1840-х гг. Журналистика в период «мрачного семилетия» (1848-1855 гг.) |
6 |
4 |
2 |
6 |
Тема 6. Журналистская деятельность А.И.Герцена и Н.П.Огарева |
6 |
4 |
2 |
7 |
Тема 7. Журналистика в эпоху «великих реформ» (вторая пол. 1850- начало 1860-х гг.) |
12 |
8 |
4 |
8 |
Тема 8. Демократические издания второй половины 1860-1880-х гг. Нелегальная революционная журналистика 1870-х гг. |
6 |
4 |
2 |
9 |
Тема 9. Либеральные журналы второй половины XIX века — начала XX века |
5 |
4 |
1 |
|
Итого в семестре |
51 |
34 |
17 |
2 СЕМЕСТР |
||||
10 |
Тема 10. Журналистика конца XIX– началаXXвв. Газеты. Распространение еженедельников |
16 |
12 |
4 |
11 |
Тема 11. Журналистика России в условиях буржуазно — демократического государства (февраль-октябрь 1917 г.) |
4 |
3 |
1 |
12 |
Тема 12. Журналистика первого советского десятилетия (1917 – 1927 гг.) |
4 |
3 |
1 |
13 |
Тема 13. Журналистика конца 1920 — 1930-х гг. |
4 |
2 |
2 |
14 |
Тема 14. Журналистика в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) |
4 |
2 |
2 |
15 |
Тема 15. Средства массовой информации послевоенного периода (1946 — 1956гг.) |
2 |
2 |
1 |
16 |
Тема 16. Средства массовой информации второй половины 1950-х-начала 80-х гг. |
4 |
2 |
1 |
17 |
Тема 17. Средства массовой информации второй половины 1980-х — начала 90-х гг. |
4 |
2 |
2 |
18 |
Тема 18. Журналистика Российской Федерации (начало 1990-х -2000-е гг.) |
3 |
2 |
1 |
|
Итого в семестре |
45 |
30 |
15 |
|
ИТОГО |
96 |
64 |
32 |
- Содержание разделов дисциплины
Введение
Общественное значение печати.
Цели и задачи курса. История отечественной журналистики как самостоятельная научная дисциплина.
Основные периоды развития отечественной журналистики. Зарождение и развитие основных течений в русской журналистике. Реакционно-охранительная, либеральная и демократическая печать в России. Цензурная политика по отношению к печати.
Типология газет и журналов.
Традиции отечественной журналистики в прессе советской и постсоветской эпохи.