Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по журналистике: Издательская и журналистская деятельность «пушкинского кружка» (дельвиг, Сомов, вяземский, пущин)

Раздел: Курсовая работа

Выдержка из текста работы

Цель курса – изучение закономерностей развития периодической печати в России (1703-1917 гг.), ее гуманистических и демократических традиций; изучение и осмысление опыта отечественной журналистики (печати, радиовещания, телевидения, информационных агентств, издательской деятельности) с февраля 1917 г. до 90-х гг. XX века; изучение особенностей функционирования российской журналистики в условиях многопартийности и рыночной экономики в период с 1990-х гг. по настоящее время.

Задачи курса:

  • изучение общественно-политической направленности ведущих газет и журналов как выразителей идеологии определенных общественных групп,

  • изучение взаимоотношений изданий, полемики, возникающей по наиболее острым вопросам политической, экономической, культурной и т.д. жизни России в изучаемый период;

  • рассмотрение редакторской, публицистической деятельности редакторов и выдающихся журналистов прошлого; анализ литературно-публицистического мастерства выдающихся русских журналистов,

  • рассмотрение различных типов изданий, выделение типообразующих факторов,

  • изучение правовых условий существования печати,

  • рассмотрение характера взаимоотношений органов печати и аудитории.

  • анализ функционирования средств массовой информации в условиях буржуазно-демократического го­сударства (март-октябрь 1917 г.), в советский период (ноябрь 1917 -начало 1990-х гг.), в постсоветские годы;

  • определение основной проблематики выступлений СМИ в различные периоды; анализ форм массовой работы СМИ; анализ позитивного и негативного опыта советской журналистики;

  • изучение истории журналистики рус­ского зарубежья.

    1. Требования к знаниям и умениям

В результате освоения курса студенты должны:

  • знать основные факты истории отечественной журналистики изучаемого периода: названия изданий, даты, имена издателей и редакторов, имена основных публицистов и т.п.

  • знать историю возникновения, организации и развития конкретных изданий, их роль в идейно-политической и литературной борьбе;

  • уметь определять тип, структуру, направление издания, проблематику публикуемых материалов,

  • уметь находить типообразующие признаки, взаимозависимость между типом издания и тематикой, проблематикой, стилем и т.п. публикуемых в нем материалов,

  • знать публицистические произведения классиков отечественной журналистики, уметь их анализировать,

  • уметь анализировать деятельность редакторов и сотрудников, публицистическое мастерство выдающихся журналистов прошлого;

  • иметь представление о процессе возникновения и развития основных газетно-журнальных жанров;

  • знать юридические и административные условия существования печати, способы распространения периодических изданий, взаимоотношения органов печати и аудитории, знать основные законодательные акты, регулирующие деятельность журналистики в изучаемый период, иметь представление о мерах юридического, административного и экономического воздействия на печать

1.3. Связь курса с другими учебными дисциплинами

Курс является частью фундаментального гуманитарного образования, теоретической и исторической подготовки журналистов.

1.4. Методика преподавания курса

Основное внимание в процессе изучения курса уделяется анализу общественно-политического направления изданий как выразителей идеологии определенных общественных групп. Рассматриваются взаимоотношения изданий, полемика, возникающая по наиболее острым вопросам политической, экономической, культурной и т.д. жизни России в изучаемый период.

В курсе прослеживается история возникновения, организации и развития конкретных изданий, их роль в идейно-политической и литературной борьбе. Анализируется деятельность редакторов и сотрудников, публицистическое мастерство выдающихся журналистов прошлого, рассматривается процесс возникновения и развития основных газетно-журнальных жанров, что способствует развитию самосознания и мышления студентов, повышению профессиональной подготовки будущих журналистов.

Особое внимание уделяется изучению юридических и административных условий существования печати, способам распространения периодических изданий, взаимоотношению печати и аудитории.

В процессе изучения курса студентам необходимо ознакомиться с первоисточниками: со статьями и другими публикациями ведущих публицистов изучаемого периода, правовыми документами (цензурными уставами, законами и т.д.), просмотреть комплекты указанных в списке изданий, уметь определять тип издания, знать структуру, отделы, круг сотрудников и авторов, характер публикуемых материалов.

Основные темы курса: «Основные периоды развития отечественной журналистики», «Журналистика XVIII века», «Журналистика первого десятилетия XIX века и эпохи Отечественной войны 1812 г.», «Журналистская деятельность декабристов», «Журналистика 1820-1830-х гг..», «Журналистика 1840-х гг.», «Журналистика в период «мрачного семилетия» (1848-1855)», «Журналистская деятельность А.И.Герцена и Н.П.Огарева», «Журналистика в период «великих реформ» (вторая половина 1850 – начало 1860-х гг.)», «Демократические издания второй половины 1860 – 1880-х гг.», «Либеральные издания второй половины XIX – начала XX века», «Журналистика конца XIX – начала XX века. Газеты. Еженедельники как тип издания».

во второй половине XIX века», «Правовое положение печати во второй половине XIX – начале XX века», «Журнал Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», «Публицистика М.Е.Салтыкова-Щедрина», «Журнал Г.Е.Благосветлова «Дело», «Нелегальная революционная журналистика 1870-х гг.», «Журнал «Вестник Европы», «Журнал «Русская мысль», «Публицистика Н.В.Шелгунова», «Журнал «Русское богатство», «Публицистика В.Г.Короленко», Газеты 1870-1900-х гг. («Русские ведомости», «Русское слово», «Московские ведомости», «Новое время», газеты-листки, газеты-копейки и др.)», «Журналистская деятельность В.М.Дорошевича», «Журналистская деятельность В.А.Гиляровского», «Эволюция «толстого» журнала на рубеже веков», «Еженедельники как тип издания», «Партийная пресса начала XX в.», «Журналистика России в условиях буржуазно-демократического государства (февраль-октябрь 1917 г.)», «Журналистика первого советского десятилетия (1917-1927)», «Журналистика конца 1920-1930-х гг.», «Журналистика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», «Средства массовой информации послевоенного периода (1946-1956 гг.)», «Средства массовой информации второй половины 1950-х – начала 1980-х гг.», «Средства массовой информации второй половины 1980-х – начала 1990-х гг.», Журналистика Российской Федерации (начало 1990-х -2000-е гг.).

Изучение учебной дисциплины осуществляется в форме лекций, семинарских и практических занятий. Задача лекционных занятий – изложение теоретического материала в рамках ниже указанной программы. Задача семинарских и практических занятий – закрепление полученных теоретических знаний.

Активность на семинарских и практических занятиях имеет приоритетное значение перед посещением лекций. Дискуссии на семинарах по заранее объявленным темам проходят в свободной форме и имеют целью выявление знания, понимания проблемы и способности критической оценки различных подходов к анализу средств массовой информации и методов их изучения.

Во время самостоятельной работы по усвоению курса студенты готовят эссе, рефераты, рецензии, публикации в газетах и журналах. Результаты самостоятельной работы оформляются в специальные папки и принимаются во внимание при выставлении оценок по результатам изучения курса.

1.5. Формы контроля и итоговая оценка

Формы текущего и промежуточного контроля: написание эссе и рефератов, выступление на круглых столах; участие в работе на семинарах.

Дисциплина оценивается в ходе экзамена в первом и во втором семестрах.

Результирующая оценка слагается из следующих составляющих:

  • активное участие в семинарских и практических занятиях;

  • посещение лекций;

  • написание письменных работ по заданной теме (эссе, рефераты, рецензии, публикации в газетах и журналах);

  • ответ во время зачета (зачет принимается в форме собеседования, обязателен дополнительный вопрос по каждой пропущенной или плохо отработанной на семинаре/практическом занятии теме).

Учебная программа подготовлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601.65 «Журналистика».

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Наименование тем, их содержание, объем в часах

№

п/п

Наименование тем, разделов

Общая трудоемкость (часов)

Ауд.

занятия

(часов)

Лек-

ции

Практич.

(семинар.)

занятия

1 СЕМЕСТР

1

Тема 1. Журналистика XVIII века

6

4

2

2

Тема 2. Журналистика первого десятилетия XIX века и отечественной войны 1812 г.

2

1

1

3

Тема 3. Журналистская деятельность декабристов

2

1

1

4

Тема 4. Журналистика 1820-1830-х гг.

6

4

2

5

Тема 5. Журналистика 1840-х гг. Журналистика в период «мрачного семилетия» (1848-1855 гг.)

6

4

2

6

Тема 6. Журналистская деятельность А.И.Герцена и Н.П.Огарева

6

4

2

7

Тема 7. Журналистика в эпоху «великих реформ» (вторая пол. 1850- начало 1860-х гг.)

12

8

4

8

Тема 8. Демократические издания второй половины 1860-1880-х гг. Нелегальная революционная журналистика 1870-х гг.

6

4

2

9

Тема 9. Либеральные журналы второй половины XIX века — начала XX века

5

4

1

Итого в семестре

51

34

17

2 СЕМЕСТР

10

Тема 10. Журналистика конца XIX– началаXXвв. Газеты. Распространение еженедельников

16

12

4

11

Тема 11. Журналистика России в условиях буржуазно — демократического государства (февраль-октябрь 1917 г.)

4

3

1

12

Тема 12. Журналистика первого советского десятилетия (1917 – 1927 гг.)

4

3

1

13

Тема 13. Журналистика конца 1920 — 1930-х гг.

4

2

2

14

Тема 14. Журналистика в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.)

4

2

2

15

Тема 15. Средства массовой информации послевоенного периода (1946 — 1956гг.)

2

2

1

16

Тема 16. Средства массовой информации второй половины 1950-х-начала 80-х гг.

4

2

1

17

Тема 17. Средства массовой информации второй половины 1980-х — начала 90-х гг.

4

2

2

18

Тема 18. Журналистика Российской Федерации (начало 1990-х -2000-е гг.)

3

2

1

Итого в семестре

45

30

15

ИТОГО

96

64

32

    1. Содержание разделов дисциплины

Введение

Общественное значение печати.

Цели и задачи курса. История отечественной журналистики как самостоятельная научная дисциплина.

Основные периоды развития отечественной журналистики. Зарождение и развитие основных течений в русской журналистике. Реакционно-охранительная, либеральная и демократическая печать в России. Цензурная политика по отношению к печати.

Типология газет и журналов.

Традиции отечественной журналистики в прессе советской и постсоветской эпохи.

Похожие работы

  • дипломная  Особенности журналистской деятельности А. Камю
  • реферат  Теория мотивации Маслоу журналистская деятельность
  • реферат  Роль сети интернет в экономике и маркетинговой деятельности
  • диссертация  Оценка и регулирование деятельности иностранных банков в россии
  • курсовая  Свобода личности и свобода деятельности в системе менеджмента
  • курсовая  Бизнес-план как форма внутрифирменного планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка