Содержание
Введение3
Цель курсовой работы5
Основная часть
1. Эволюция управленческой мысли6
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента 9
2.1. Школа научного управления9
2.2. Классическая (административная) школа в
управлении.10
2.3. Школа психологии и человеческих отношений11
2.4. Школа науки управления (количественная школа)13
3. Разнообразие моделей менеджмента15
3.1. Особенности американской модели15
3.2. Характеристика японской модели16
3.3. Западноевропейская модель менеджмента17
4. Развитие менеджмента в России20
Заключение24
Словарь основных понятий25
Список литературы26
Выдержка из текста работы
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
· всегда интересно и нужно;
· позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
· дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
· позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.
Создание принципиально новой системы управления в России адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
1. История развития управленческой мысли.
1.1.Основные этапы развития менеджмент а
Рассматривая этапы развития теории и практики менеджмент а выделяют несколько основных исторических периодов.
· I период — древний. Это наиболее длительный период, он продолжался приблизительно с 7-9 тысячелетия до н.э. и до XVIII века нашей эры.
Вся история человечества — это и история управления. Создание письменности древними шумерами за 3000 лет до нашей эры позволило регистрировать факты — необходимое условие управления. Древние египтяне, а позже — китайцы, не только признали необходимость управления, но и реально осуществляли его основные функции — планирование, организацию, мотивацию, учет, контроль. У древних греков (Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель) находим формулировку принципа универсальности управления. Они рассматривали управление как особый вид искусства. Кратко рассмотрим их достижения.[1]
? Сократ одним из первых дал характеристику управления как особой сферы деятельности, проанализировал различные формы управления на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
? Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
? Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками
В XVI-XVII столетиях содержание управления организациями уже исследуется по ряду направлений.
· II период — индустриальный период (1776-189гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту. Он считается специалистом в области труда, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. [2]
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся сегодня направлений и школ менеджмент а оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации и управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
· III период — период систематизации (1856-1960гг.). Наука об управлении находится в постоянном движении, формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат. В течении времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на учение сил управления, действующих в их окружении. Искались новые, белее систематизированные подходы к управлению. [3]
Качественные изменения в самих организациях — их структуре, масштабах, а также развитие взаимосвязей с внешней средой явились и рубежом формирования современного менеджмент а в его нынешнем понимании.
1.2. Возникновение, формирование и содержание различных школ
менеджмента
Теория менеджмент а характеризуется большим количеством различных школ, теоретических и практических подходов, которые достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. В самом общем виде, как правило, выделяют школу научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон), классическую или административно-функциональную школу управления, (А. Файоль, М. Вебер), школу человеческих отношений (Э. Мейо, А. Маслоу), школу науки управления (П. Друкер и др.).
Характерной особенностью развития теории и практики менеджмент а является то, что она строится не на отрицании предыдущих исследований, а на основе ранее созданных подходов, развивая и дополняя их, открывая новые аспекты управленческой деятельности. [4]
Рассмотрим названные школы подробнее.
1.2.1.Школа научного управления
Фундамент современного менеджмент а был заложен основателями школы научного менеджмент а Фредериком Тейлором (1856—1915), супругами Фрэнком (1868-1924) и Лилиан (1878-1972) Гилбрет (Gilbreth), Гаррингтоном Эмерсоном (1853-1931).
Школа научного управления (1885-1920). Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической системой управления Ф. Тейлора (1856-1915), который и является её основателем. Проводя параллель, можно сказать, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора — всему последующему менеджмент у. П. Друкер писал: «Тейлоризм — это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину».
Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Тейлор разработал ……..
Список литературы
1. Чуйкин А.М. Основы менеджмент а: уч. пособие. — Калинингр. ут. — Калининград, 1996. — с. 6
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмент а: уч. пособие. — М.: Новое знание, 2002. — с. 8
3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмент а: уч. пособие. — М.: Новое знание, 2002. — с. 9-10.
4. Смирнов В.Н. Современный менеджмент : от тейлоризма до спортинга. — Бизнес-консультант, №4, 2005., ноябрь, с. 20-21
5. Кравченко А.И. История менеджмент а: уч. пособие для ВУЗов. — М.: Академический Проект, 2005. — с. 64-74
6. Чуйкин А.М. Основы менеджмент а: уч. пособие. — Калинингр. ут. — Калининград, 1996. — с. 11
7. Кравченко А.И. История менеджмент а: уч. пособие для ВУЗов. — М.: Академический Проект, 2005. — 67 72-74 с.
8. Чуйкин А.М. Основы менеджмент а: уч. пособие. — Калинингр. ут. — Калининград, 1996. — с.13
9.Кабушкин Н.И. Основы менеджмент а: уч. пособие. — М.: Новое знание, 2002.
10. Орлов А.И. Менеджмент: учебник. — М.: Издательство «Изумруд», 2003. — 30-31 с.