Содержание
Введение………………………………………………………………………..2
1.Понятие коррупции……………………………………………………….3
2.История развития норм о борьбе с коррупцией и коррупционными преступлениями в разных странах……………………………………………….5
3. Современные мировые тенденции борьбы с коррупцией и коррупционными преступлениями……………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………….23
Выдержка из текста работы
В переводе с латинского «коррупция» («corruptio») означает подкуп, порча, упадок, совращение. Общепринято следующее толкование этого понятия: «Коррупция — это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» .
В справочной литературе обычно выделяются две составляющие понятия «коррупция»: 1) разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей; 2) преступление, выражающееся в использовании должностным лицом прав, предоставляемых ему по должности, в целях личного обогащения .
Коррупция имеет высокую степень латентности, что не позволяет на основании статистических данных правоохранительных органов дать объективную оценку состоянию сферы противодействия ей. Всесторонний анализ проблемы противодействия коррупции в последнее время привел большинство экспертов к мнению о том, что одни только карательные операции, опирающиеся на суровые санкции уголовного закона, недостаточно эффективны, в особенности тогда, когда сам закон способствует возникновению коррупции.
Многие эксперты сходятся во мнении, что коррупция как социальное явление возникла одновременно с государством и прошла длительный путь эволюции. Коррупция является обратной стороной деятельности любого государства, которое претендует на широкий учет и контроль .
Целью исследования является уголовно-правовой анализ коррупционных преступлений, выявление теоретических и практических проблем охраны общественных отношений, связанных с государственной службой, а также со службой в органах местного самоуправления, подходов к решению спорных вопросов квалификации коррупционных преступлений. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— раскрыть сущность понятия коррупции, ее виды и формы;
— выявить имеющие место в правоприменительной деятельности проблемы, связанные с толкованием признаков коррупционных преступлений;
— провести системно-структурный анализ наиболее характерных для коррупции составов преступлений.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе уголовно-правовой борьбы с коррупцией. В качестве предмета исследования выступили вопросы квалификации коррупционных преступлений, соответствующие уголовно-правовые нормы, их содержание, тенденции развития, практика применения.
Глава 1. Понятие и признаки коррупции.
1.1. Коррупция — виды и формы
Коррупция — сложное социальное и правовое явление, связанное со всеми общественными процессами, которое имеет в каждом государстве свои социально-политические, демографические, национально-психологические и этнические особенности. Как для всякого сложного социального явления, для коррупции не существует единого общепризнанного определения. Обычно, в научной литературе выделяются два подхода к понятию «коррупция».
Представители первого подхода рассматривают коррупцию как социальное явление, порожденное противоречиями общества, государства и его властных структур. В этом плане под коррупцией понимается не только и не столько определенное преступное поведение чиновника или должностного лица, сколько определенное социальное зло, неизбежно присущее данной социальной системе и данному государству. Подобные определения, по сути дела, указывают на коренные причины этого социального зла.
Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому признаку, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или же незаконных действий («лихоимство»)………………..
Заключение
На сегодняшний день не известны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.
С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях, когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.
Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.
Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым инициирована и сегодня осуществляется беспрецедентная антикоррупционная политика . Среди ее основных направлений можно назвать три. Первое — это оптимизация и ужесточение полицейских и судебных практик по выявлению и пресечению коррупционных проявлений. Второе — оптимизация администрирования управленческих процессов, а также процесса оказания государственных услуг населению. Они должны стать максимально транспарентными, объективированными, там, где это возможно, — лишенными личного контакта чиновника с индивидом или корпорацией, с минимизацией личного усмотрения чиновника и чрезмерно широкой вариативности его служебного поведения. Этот блок также предполагает меры по качественному повышению кадрового состава государственных служащих, усовершенствованию этики должностного поведения. Наконец, третье направление — это воспитание нетолерантности и ненависти к коррупции в гражданском обществе, стимулирование его к активному сотрудничеству с государством при проведении антикоррупционных мер и к собственному неучастию в коррупции.
Список использованных источников
1. Законодательство и официальные документы
1.1 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями) // garant.ru/
1.2 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») // garant.ru/
1.3 Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции») // garant.ru/
1.4 Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568) ) // garant.ru/
2. Общая и специальная литература
2.1 Астанин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный). — «Юридический центр Пресс», 2009.
2.2 Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. — 6-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2009.
2.3 Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный). — «Деловой двор», 2009.
2.4 Егорова Н.А. К Концепции уголовного законодательства России о противодействии коррупции // Российская юстиция 2007. № 8. С.56.
2.5 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). — 9-е изд., перераб. и доп. — «Издательство Юрайт», 2009.
2.6 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). — 6-е изд., перераб. и доп. — «Юрайт-Издат», 2009.
2.7 Молчанов С.В., Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный). — ЮРКОМПАНИ, 2009.
2.8 Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева). — «Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2009.
2.9 Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство (сравнительно-правовой анализ) // Журнал российского права 2008. № 8. С.46.
2.10 Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007. № 5. С.31.
2.11 Чаннов С.Е. Меры по профилактике коррупции в новом антикоррупционном законодательстве // Гражданин и право. 2009.№ 9. С.34.
3. Судебная и иная практика
3.1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (с изменениями и дополнениями) // garant.ru/
3.2 Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. — «Волтерс Клувер», 2005.