Содержание
Введение3
1. Предпосылки создания и становление прокуратуры России4
2. Период упразднения прокуратуры. Восстановление прокуратуры в 1922 году и её довоенное развитие8
3. Развитие прокуратуры в период Великой отечественной войны11
4. Послевоенная прокуратура13
Заключение16
Список литературы18
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Органы прокуратуры в нашей стране — одна из основных составляющих правоохранной деятельности. Осуществляя надзор за действиями должностных лиц и организаций, прокуратура обеспечивает гражданам и государству главнейший конституционный принцип жизни и взаимодействия общества — законность. Кроме того, выступая в судебных заседаниях, прокурор осуществляет обвинение от лица государства и охраняет права и свободы не только государству и его гражданам, но и изгнанным из общества индивидам — осужденным, лицам, отбывающим наказание.
Прокуратура в РФ — важнейшая система органов не только в жизни государства, но и общества в целом.
Тема данной курсовой работы актуальна в силу того, что, процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости, кроме того, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы, а значит и прокуратуры, как основного их звена. Слишком часто требования закона игнорируются сегодня как гражданами, так и чиновниками. Неэффективность работы прокуратуры существенно снижает ее авторитет в обществе, порождает мнение об ее политической некомпетентности. Вышесказанное актуализирует осмысление отечественного и зарубежного опыта институционализации прокуратуры, современного конституционно-правового статуса прокуратуры, поиск путей оптимизации ее деятельности, повышения его действенности, «оправдания» данного института в глазах граждан России.
Цель исследования. Целью исследования выступает исторический анализ принципов развития прокуратуры и перспектив развития прокуратуры в современной России.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
— проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры России в царский и советский периоды;
— показать конституционно-правовые основы статуса прокуратуры РФ;
— рассмотреть существующие проблемы и перспективы развития прокуратуры РФ.
Объект исследования: общественные отношения, связанные с системой органов прокуратуры в условиях становления правового государства.
Предмет исследования: нормы, регулирующие организацию и деятельность органов прокуратуры в России.
Теоретическую основу исследования составили труды С. Н. Алексеева, В.Г. Бессарабова, С. А. Воронцова, В.И. Веретенникова, А.Г Звягинцева, Т.И. Новицкой, С.А. Орлова, С.М. Казанцева, В.О.
Ключевского, В.И. Рохлина.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ
1.1 Появление и развитие прокуратуры в царский период.
Главенствующая роль в развитии органов, специально предназначенных для контроля и надзора за соблюдением законов, заслуженно приписывается Императору Петру I — выдающемуся русскому реформатору. Вначале он создает институт фискалов, а потом — прокуратуру.
2 и 5 марта 1711 года учреждалась должность фискалов. Обер-фискал состоял при сенате, но кандидатуру назначал лично государь. Фискалы образовались при всех центральных и местных органах — коллегиях, канцеляриях, судах и др. Основная обязанность: тайно узнавать и доносить обо всех нарушениях закона, злоупотребления полномочиями, воровстве и обо всем том, что «во вред государственному энтузиазму может быть». Фискалы рассматривали доносы от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, объяснения чиновников.
Вскоре обнаружилось в деятельности фискальной службы множество недостатков: пользуясь очень широкими полномочиями, нередко фискалы использовали свое служебное положение, занимались воровством и взяточничеством. К тому же данная служба оставляла без контроля Правительствующий сенат, так как была подконтрольна ему. Надо заметить, что правитель иногда поручал контролировать сенат наиболее доверенным приближенным, но эти функции носили временный характер, что никак не устраивало Петра.
12 января 1722 года царь подписал указ, направленный на улучшение деятельности всех органов страны. В данном документе царь утверждает новый орган, стоящий над Сенатом и над другими государственными учреждениями — Прокуратуру.
В указе отмечалось: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые обязаны будут рапортовать генерал-прокурору.»
Хотя функции прокурора еще не вполне сложились, царь возлагал большие надежды на новый орган, отмечал принципиальное значение данного органа как блюстителя законов.
18 января 1722 года Петр I назначает на должность генерал-прокурора Петра Ивановича Ягужинского, а на должность обер-прокурора — Г. Г. Скорнякова-Писарева.
Наблюдательные современники отмечали, что Ягужинский — второе в государстве лицо по силе и значению. Но давалось все это генерал-прокурору с большим трудом: он прилагал много усилий, чтобы навестим в сенате элементарный порядок, но коллегиальные решения были чужды самолюбивым сановникам. Сенаторы не привыкли считаться с чужим мнением, часто возникали крики, ссоры, доходило до драк. В связи с этим, Петр Иванович 16 октября 1722 года написал специальное «предложение» Сенату, где просил воздержаться от ссор и брани. Еще одной причиной трудностей стали отношения Ягужинского со своим ближайшим помощником обер-прокурором Скорняковым-Писаревым. Вот в такой обстановке, при натянутых отношениях, приходилось генерал-прокурору создавать и укреплять принципиально новые для того времени органы прокуратуры. А ведь приходилось заботиться еще и о местной прокуратуре, которая только-только вставала на ноги.
По начальному плану Петра, генерал-прокурор обязан был выступать в роли высшего должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредотачивался бы надзор за правильным ходом управления государством. Предполагалось, что генерал-прокурор обязан стоять на страже интересов государя, церкви и всего народа. Но в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры, царь отказывается от таких всеобъемлющих обязанностей. Центр тяжести переноситься только на надзирающую роль генерал-прокурора над всеми государственными органами и, прежде всего, Сената.
Постепенно, генерал-прокурор занимал ключевое положение в государственном управлении. Российский историк В.0. Ключевский писал по этому поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав, не имея сенаторского голоса, был, однако, реальным его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право либо неправо, посредством собственных песочных часов управлял его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке».
В должности генерал-прокурора состояли разные лица, в подавляющем большинстве незаурядные. Посреди них были и выдающиеся государственные деятели — Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, и блестящие юристы — Д.Н. Замятнин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, и боевые, проявившие незаурядную храбрость в схватках офицеры — А.Н. Самойлов и Д.И. Лобанов-Ростовский, и узкий дипломат Д.В. Дашков, и выдающиеся российские поэты, гордость русской литературы — Г.Р. Державин и И.И. Дмитриев.
Прокуратура осуществляла от имени императорской власти и по её поручению повсеместный и неизменный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, остальных центральных и местных учреждений. Функции прокуратуры были достаточно широки, хотя и видоизменялись, в особенности после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не лишь как блюститель законов, но и как министр денег, юстиции, внутренних дел. В особенности наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года генерал-прокурор стал сразу и министром юстиции.
1.2 Эволюция статуса прокуратуры до судебной реформы 1864г.
Смерть Петра и возведение на престол Екатерины I привели постепенно к сосредоточению фактической власти в руках аристократии. Это не могло не сказаться на положении генерал-прокурора, а затем и всей прокуратуры. При Екатерине I отмечается значительный отход от установленного Петром I порядка осуществления высшего надзора прокуратуры за соблюдением законов в государстве; сужается государственное значение прокуратуры и возглавляющего ее генерал-прокурора. Во главе правительства был установлен Верховный тайный совет, а затем Кабинет, что привело к существенному ограничению полномочий Сената. Устремления «верховников» и «временщиков» к захвату верховной власти в государстве, их олигархические и своекорыстные намерения не могли найти совмещения с осуществляемым прокурорами надзором за состоянием режима законности. В этой связи в некоторых сферах деятельности государственных органов возрождается фискальная служба.
В октябре 1730 года императорским указом восстанавливалась должность генерал-прокурора и прокуроров в коллегиях и надворных судах. Указ констатировал, что состояние законности в стране ниже всякого уровня: «в государственных делах слабое чинится управление и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указы повелевают, получить не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения претерпевают». Возрожденным органам прокуратуры вверялся надзор за тем, «чтобы челобитчики правым и нелицемерным судом удовольствованы, а в государственных делах рассмотрение и решение чинимы были с всякою ревностию и добрым порядком». Таким образом, прокуратура восстанавливалась во имя тех же благородных целей, что и создаваемая Петром I.
Вторично прокуратура была отменена в регентство Анны Леопольдовны. 17 ноября 1740 года генерал-прокурор князь Н.Ю. Трубецкой был неожиданно отстранен от должности и направлен в Ригу. Встал вопрос о существовании прокуратуры как государственного органа. 15 декабря последовал Указ об утверждении обер-прокуроров в Сенате и Святейшем Синоде, который повелевал «о произведении в коллегии, канцелярии и губернии прокуроров по прошлому указу исполнения не чинить, понеже об оных иметь будет рассмотрение вновь», упразднив, таким образом, должность генерал-прокурора, а обер-прокурора оставив без подчиненных.
Роль прокурора возрастает при Екатерине II. С разделением Сената на департаменты генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их деятельность, а к концу XVIII века, продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции.
В таком значительном для государственного управления и судебной системы правовом акте, как «Учреждение для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 года, предусматривалась специальная глава «О прокурорской и стряпческой должности», в которой устанавливались широкие полномочия прокуроров по общему и судебному надзору, а также надзору за местами лишения свободы, конкретизировались должностные обязанности. В статье 404 «Учреждения…» было сказано: «Вообще губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят, и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении самих дел. Они сохраняют целостность власти установленной и интереса императорского величества, наблюдают, чтобы запрещенных сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки». «Нравственно-полицейские его обязанности, — говорил Н. Дмитриев об обязанностях прокурора во времена Екатерины, — состояли в наблюдении за порядком в обществе: он доносил о непослушании или ропоте жителей губернии, о нарушении правил благочиния, соблазне и нарушении общественного спокойствия, о запрещенных торгах».
По «Учреждению…» прокуроры осуществляли надзор за деятельностью всех присутственных мест губернии. Характеризуя «прекрасную должность губернского прокурора» как наследие петровских времен и одно из лучших екатерининских учреждений, А.Ф. Кони писал: ««Блюститель закона» и «царское око», охранитель закона и свободы частных лиц в случаях учреждения опеки с ограничением их прав, ходатай за арестованных и наблюдатель за содержанием их: внимательный «читатель» определений всех присутственных мест:, губернский прокурор, по существу своих прав и обязанностей, был представителем центральной правительственной власти, вдвинутым в среду местного управления».
Во время царствования Александра I , начиная с 1802г. генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Первым министром юстиции России с одновреме……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПУБЛИКАЦИИ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 237. 2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.08.2014. № 31.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»
3. Именной указ Петра I от 27.01.1722 о должности генерал-прокурора
4. Алексеев С. Н. Функции прокурора по новому УПК РФ // Государство и право. 2013. № 5.
5. Аликперов Х. О процессуальной фигуре государственного обвинителя // Рос. юст. 2014. № 3.
6. Артамонова Е. Новый ГПК: статус прокурора // Законность. 2014. № 3.
7. Бессарабов. В.Г. Советская прокуратура (1922-1991гг.) «Журнал российского права», N 12, декабрь 2012 г.
8. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. -Ростов И/Д.: «Феникс», 2015
9. Новицкая Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных) // Российская юстиция. 2014.N4
10. Орлов Ю. Руководствуются своим убеждением и законами // Законность. 2013. N 8-9
11. Фукс В.Я. Кассационные департаменты Сената // Журнал Министерства юстиции. 1916. N4
II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Веретенников В.И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени. Харьков,1915.
2. Градовский А.Д. Высшая администрация России ХVIII столетия и генерал-прокуроры. СПб., 1866
3. Григонис Э.П. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ.// 31.12.2013, Право и безопасность
4. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. Российская прокуратура. XVIII век. М., 1994
5. Казанцев С.М. Дореволюционные юристы о прокуратуре: Сборник статей. СПб., 2015
6. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 2014
7. Ключевский В.О. Сочинения.Т. 4. М., 1958
8. Кони А.Ф. Избранные произведения. Т. 4. М., 1980
9. Кони А.Ф. Сочинения. Т. 2. М., 1967
10. Кони А.Ф. Сочинения. Т.4. М., 1968
11. Кони А.Ф. Сочинения. Т.5. М., 1968
12. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889
13. Рохлин В.И., Сыдорук И.И. Прокурорский надзор: защита прав человека. СПб., 2014
14. Cлучевский В. Учебник русского уголовного процесса. СПб., 2013
15. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.18. Кн.9. М., 2012