Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Основные особенности развития балетного искусства начала XX века…………………………………………………………………………….4
Глава 2. Развитие русской балетной школы и ее влияние на развитие мирового хореографического искусства……………………………………….12
Заключение…….……………………..……………………………..…………27
Список использованной литературы…………………………………….28
Выдержка из текста работы
Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось промышленно-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.
Наиболее просвещенные представители народа добровольно взяли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроизводства прежних обычаев, традиций, нравов были значительно ограничены, но в тоже время появились новые социально-культурные ценности и ориентиры.
За несколько лет до первой мировой войны роль ремесленно-кустарных изделий значительно уменьшилась, так как фабрично-заводские метало товары, вытеснили их. С 1918 г. вновь огромное значение в жизни населения приобретают вытиснившиеся за последние предвоенные годы металлоизделия, так как почти вся потребность сельского хозяйства удовлетворялась за счет ремесленников-металлистов, красота девушек зависело от мастерства ювелиров.
Материалы изучения ремесленно-кустарных металлоизделий дают основание полагать, что этот вид производства имел устойчивое положение на рынке сбыта. Оно обусловлено тем, что для обработки хлопка, огородных и других трудоемких культур использовались специальные земледельческие орудия. Фабрично-заводские предприятия не могли удовлетворить спрос на установившиеся веками стандарты этих орудий (кетменей, серпов) и не проявляли интереса к выделке домашней утвари, соответствующей вкусам и привычкам коренного населения (тазы, ножи, подковы, запоры и т.д.), и даже те металлоизделия, которые вполне удовлетворяли требованиям народа, ввозились в недостаточном количестве.
Прежние ремесла, которыми пользовались весь казахский народ, а позже и русские переселенцы не могли быть забыты и заменены новыми приходящими технологиями.
Главная задача моей курсовой работы какие виды ремесла взаимодействовали в Казахстане в начале 20 века.
II. Основные ремесла:
II . 1. Ювелирное искусство
В конце XIX и начале XX вв. одну из развитых отраслей ремесла представляла обработка драгоценных металлов. Изготовление ювелирных изделий издревле было одной из наиболее развитых отраслей ремесленного производства Казахстана.
С. Мадуанов в своей работе отмечает о взаимовлиянии между казахами и узбеками в ювелирном производстве: "Казахские мастера переняли у узбекских зергеров отдельные приемы ювелирного дела и инструменты, некоторые элементы орнаментального искусства. Узбекские специалисты под влиянием ювелирного искусства казахов, в свою очередь совершенствовали орнамент своих изделий".
Ювелирные украшения создавались в основном из серебра, которое мастера приобретали у местных торговцев. Ювелирные изделия весьма разнообразны. Изделия народных ювелирных мастеров- зергеров — широко внедрялись в быт в виде всевозможных женских серебренных украшений, мужских и женских поясов, а также седел и конской сбруи . Особенно много, производилось женских серебренных украшений, таких как серьги (сырга), браслеты (билезик), накосные украшения (шолпы, шашбау), перстни (жузик), кольца (сакина), нагрудные украшения (алка), женский головной убор (саукеле), оправленный серебром, позолоченный и украшенный разными драгоценными камнями и т.д. Саукеле — женский головной убор с накидкой в виде платка, который казахские женщины носили со дня свадьбы и до рождения первого ребенка. Спереди шапку украшали рядами кораллов, бус и серебряных бляшек. Формы блях для саукеле были довольно разнообразны, от простых штампованных фигур в виде квадратов, лепестков до объемных позолоченных пластин сложной конфигурации со вставками сердолика. К нижнему краю саукеле прикрепляли два ряда металлических позолоченных фигурных блях с ниткой коралловых бус между ними. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески, прикрепляемые по бокам убора, доходящие до пояса девушки. Они состояли из нитей кораллов, бирюзы, серебряных, иногда позолоченных пластинок, монет, шелковых кистей и т.д. Число и длина этих подвесок зависели от имущественного положения родителей девушки.
В исследуемый период были распространены ювелирные нагрудные украшения (алка, тумарша, бойтумар), которые носили девушки и надевали их в торжественных случаях. Ониржиек состоит из трех подвижных соединенных по вертикали цепочками серебряных пластин прямоугольной формы, реже овальной, к пластинам на ажурных цепочках прикреплялись подвески.
Распространенным украшением женского костюма были серебряные застежки с крючками и петлей. Чаще всего их украшали штамповкой, вставными камнями — сердоликом, бирюзой, реже чеканкой, филигранью, гравировкой, сквозной резьбой.
У казахов наибольшее распространение имели украшения для кос — шолпы и шашбау. Это подвески к косам, которые делали из серебряных блях и пластинок ювелирной работы со вставками из камня или стекла, иногда из монет разной величины.
Женские украшения — кольца, серьги, браслеты, перстни — были литые, ажурные, кованые, украшенные чернью, гравировкой, чеканкой, штампованным, узором, вставками из камней и стекол, зернью и т.д. Таким образом, казахские ювелиры создавали великолепные изделия из металла. Ювелирные инструменты переходили из поколения в поколение. Каждый ювелир имел весы. Однако, ювелирное ремесло не выдержав конкуренции с фабричными изделиями, ввозимыми из России, в начале XX века пришло в упадок. Еще в 1901 г. газета "Туркестанские ведомости" писала, что ювелирный промысел "падает, так как многие туземные изделия начинают вытесняться нашими". И лишь благодаря творческой энергии искусных мастеров-ювелиров не угасла древняя традиция этого художественного ремесла.
II . 2. Бытовое ремесло
А) Ножовщики
Металлообрабатывающий промысел занимал значительное место в жизни населения Южного Казахстана. Кузнечное дело — один из широко распространенных видов занятий. Кузнецы делают ножи, копья, чеканы, удила для лошадей, необходимые в быту вещи, а также некоторые виды сельскохозяйственных орудий.
Ножовщики выделывали ножи особой формы, вкладывавшиеся в кожаные ножные. Потребность в таких ножах была велика, неотъемлемым атрибутом национального костюма коренного населения, был и ремесло ножовщиков процветало. Помимо темир-уста (кузнец) обеспечивал инструменты и инвентарем многочисленные отрасли ремесла, строительные промыслы. Из железа изготавливались серпы нескольких типов, железные подковы, ил кольца от цепей, крючья, гвозди, топоры-шоты, для крепления которых к рукоятям делали специальные зажимы. В исследуемый период кузнечное дело оставалось самым распространенным из ремесел, производящих металлические изделия.
Значительное развитие получило производство кетменей.
В) Ремесло кетменщика
Ремесло кетменщика, как и другие профессии, переходило по наследству отца к сыну. Существовали крупные и мелкие мастерские, где работали только члены семьи. Они сохраняли характер ремесленных заведений и производили изделия по заказу. В крупных же мастерских использовался труд наемных мастеров. В кетменных мастерских изготавливались также сошники для плугов, серпов, ножи для рубки тутовника, для обработки садов, виноградников и др.
Железную руду обрабатывали на местах добычи, здесь же производили плавку металла. В кузницы железо попадало в виде заготовок и железного лома. Существовали крицы двух вид, так называемая спецкрица, неоднородная по составу. Сильно загрязненный шлаками пористый слиток металла — это еще сырой материал. Такую крицу необходимо дополнительно обработать — выжать шлак, сварить железо в монолитный кусок, поддающийся ковке, т.е. получить вторичную крицу, из которой уже можно делать полуфабрикаты: пруты, бруски-заготовки будущих изделий.
Всё это входило в производство кетменщика зачастую кетменщики строили железную дорогу т.к знали из чего состоит железо и какого качества оно бывает.
С) Посуда и её производство
Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды использовались специальные чехлы «шыныкап», например для чашек — большей частью из войлока, реже — деревянные и плетеные.
Самой разнообразной по форме, размерам и назначению была кожаная посуда: саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной лошадиной шкуры, иногда из шкур крупного рогатого скота. При согуме (заготовке мяса на зиму) для саба специально оставляли шкуры, предпочтительно с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкур снимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли, сушили и посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили в специальных коптильнях.
Разнообразны и красочны были деревянные ковши для разливки кумыса (шомиш, ожау), нередко украшенные резьбой, инкрустацией из серебра и кости. Обязательной принадлежностью кухонной утвари был металлический котел (казан), в оседлых районах Казахстана широко использовалась керамическая посуда.
III. Военное ремесло
Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли — кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги — сапы, кинжалы — канжар, длинные ножи с изогнутым клинком — жеке ауыз, длинные узкие ножи — бунда пышак. Наиболее распространенным орудием были лук — садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья — найза — имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные и металлические доспехи — сауыт — стальные кольчуги из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.
С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшением насечкой серебром — билтели мылтык, без насечки — кара мылтык, с коротким стволом — самкал. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины «сойыл» и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редко употреблялись. Оружие было резное и позалочено часто вырезали рисунки охоты или национальный орнамент. Работа была ручной работы и долгой поэтому стоило очень дорого и позволить такую роскошь мог себе бай или приезжие иностранцы.
IV. Заключение
Сделав анализ всей курсовой работы, Я и надеюсь многие, поняли, что культура Казахстана очень богата и строилась долгими и тяжелыми веками. Но что-то приходит, а что-то уходит главное чтобы уходящее приносило нам радость и гордость за наших предков.
Ювелирные изделия продолжают потрясать наше воображение по сей день, как простой человек наделенный талантом делал шедевры в те далекие года, которым нет равных в наше время без машин и спец аппаратов. Качество и мастерство в создании ружей и посуды, ставшими антиквариатным образцом.
Вникая во всё произошедшее 100 лет назад осознаешь как раньше все люди зависели друг от друга и нуждались друг в друге. А главное каждый выполнял свою работу с душой и знал своё предназначение в этом мире и это вызывает уважение всех достойных людей.