Содержание
Введение3
1. Понятие, сущность и виды источников налогового права5
2. Нормы налогового права в аспекте источников налогового права10
3. Виды и особенности источников налогового права13
Заключение19
Список литературы20
Выдержка из текста работы
Тема работы актуальна потому, что одним из существенных признаков права в целом и налогового права, в частности, является формальная определенность. Налогово-правовые нормы фиксируются уполномоченными органами в определенных источниках, издаваемых по установленным процедурам. Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Посредством источников права государственная воля объективируется вовне, приобретает материальное выражение, то есть документально фиксируется.
Источники налогового права образуют многоуровневую, иерархическую систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.
Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы России. Статья 57 Конституции РФ закрепляет в качестве конституционной обязанности уплату каждым лицом законно установленных налогов и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между Российской Федерацией, её субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Устанавливая основы конституционного строя России, Конституция РФ создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования, определяемого именно конституционными и правовыми основами государства.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть понятие и источники налогового права.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать литературу используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о понятие налогового права в правовой системе РФ.
3. Рассмотреть сущность и специфику источников налогового права.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.
Для достижения поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название основной части отображает их содержание.
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
Налоговое право является важнейшей частью финансово-правовой системы государства и как элемент системы российского права тесно взаимодействует с другими отраслями права: конституционным, гражданским, финансовым, административным и др.
Теснейшим образом налоговое право связано с правом конституционным. Так, в ст. 57 Конституции РФ закреплены основополагающие его принципы, всеобщность и законность: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Эта же статья содержит запрет на придание правовым предписаниям, увеличивающим налоговую нагрузку, обратной силы и, таким образом, выполняет охранительную функцию, защищает интересы всех налогоплательщиков и служит гарантией от чрезмерных имущественных притязаний государства.
Налоговое законодательство и гражданское законодательство имеют близкий по содержанию предмет правового регулирования — имущественные отношения, однако различаются по их методу. Как мы знаем, диспозитивный метод является методом правого регулирования гражданского права. А методом регулирования налогового права по преимуществу является императивный метод. Кроме того, в гражданских правоотношениях имущественные обязательства носят договорный характер. Поэтому нормы гражданского законодательства не применяются к налоговым правоотношениям, если иное не предусмотрено в НК РФ (ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).
Система источников налогового права выглядит следующим образом:
1) Конституция РФ;
2) специальное налоговое законодательство, которое включает:
а) федеральное законодательство о налогах и сборах (НК РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах);
б) региональное законодательство о налогах и сборах (законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ);
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;
3) общее налоговое законодательство;
4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и обложением сборами:
а) акты органов общей компетенции;
б) акты органов специальной компетенции;
5) решения Конституционного Суда РФ;
6) нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Согласно части первой НК РФ нормотворческое право органов специальной компетенции существенно ограничено и возможно лишь при соблюдении нескольких условий:
1) нормативные акты издаются только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Например, в НК РФ или в федеральном налоговом законе должно быть прямо предусмотрено право органов исполнительной власти регулировать тот или иной вопрос, связанный с налогообложением. Так, в соответствии с частью первой НК РФ налоговые органы исполнительной власти вправе издавать подзаконные акты и регулировать следующие вопросы:
а) порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке, утверждаемый Минфином России;
б) порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, определяемый Минфином России;
в) устанавливать форму заявления о постановке на учет и форму свидетельства о постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе;
г) устанавливать форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
д) другие сведения.
Издание указанными органами нормативных актов "по собственной инициативе" не допускается;
2) данные акты не должны изменять или дополнять существующее законодательство о налогах и сборах.
Решения Конституционного Суда РФ. К числу источников налогового права следует отнести постановления и определения Конституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ). Эти документы имеют чрезвычайно важное значение для становления и укрепления налоговой законности в России, обеспечения надежной защиты имущественных прав налогоплательщиков, законных интересов государства.
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие. – М., 2000. С. 145
2. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. – М., 2003. С. 137
3. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. – М., 2000. С. 88
4. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: Автореф. дис… докт. юрид. наук – М., 2006. С. 87 — 102
5. Гуреев В.И. Правовые проблемы совершенствования налоговой системы России: Автореф. дис.… докт. юрид. наук – М. 2004. С. 123
6. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие / А.В.Демин; Федер. агентство по образованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. С. 152
7. Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учебник для вузов / отв. ред. проф. – М., 2003. С. 45
8. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России: Учебник. – М., 2001. С. 109
9. Мудрых В.В. Ответственность за нарушения налогового законодательства. – М., 2001. С. 215
10. Парыгина В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики. – М., 2005. С. 96-142
11. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. – М., 2001. С. 77