Содержание
Содержание
Введение3
Глава I Профилактика суицидального поведения детей как психолого-педагогическая проблема6
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения детей и подростков6
1.2. Дифференциация детской суицидальности10
1.3. Профилактика и коррекция суицидального поведения у детей13
Глава II Практическое изучение суицидального возраста и рекомендации его профилактике25
2.1. Изучение особенностей суицидального поведения детей и подростков25
2.2. Программа профилактики суицидального поведения32
Заключение40
Список использованной литературы41
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. В последнее время проблема проявления суицидального поведения в подростковом возрасте приобретает все более острую значимость и привлекает внимание многих ученых. Актуальность исследования обусловливает то, что суицид приобретает характер «большой эпидемии», «чумы XXI века». Прогнозируемые данные ошеломляют своей стремительной динамикой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 — 500 тысяч человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток в десятки раз больше. Суицид выходит на первое место по распространенности публикации материалов Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения, свидетельствуют о том, что самоубийство в наши дни является одной из глобальных проблем всего человеческого сообщества и большим бременем для общества.
По данным Всемирной организации здравоохранения, Казахстан занимает третье место по количеству суицидов в мире. За 9 месяцев 2010 года в стране зафиксировано 2359 самоубийств. Происходит увеличение количества суицидов среди подростков. Согласно официальным данным, только в 2009 году 260 подростков наложили на себя руки, а в 2010 году зарегистрировано 237 подобных случаев. Согласно статистическим данным за 8 месяцев 2013 года в Западно-Казахстанской области совершили самоубийство 8 несовершеннолетних, а также 9 детей попытались покончить с жизнью. Наибольшее число попыток суицида приходится на подростков в возрасте 15 лет [1].
Исследования казахстанских и зарубежных психологов в области суицидального поведения подростков (У. Кожантаева, Р. И. Муханова, Л. Мафсон, А. Г. Амбрумова, В. Т. Кондрашенко, А. Е. Лычко, С. А. Кулаков, Е. Шер и др.) в ряду факторов, вызывающих девиантное поведение, называют, в первую очередь, семью. Но, кроме семейных проблем, важное место занимает и проблема взаимоотношений ребёнка в социуме. Это связано с тем, что подростки имеют очень слабую психику, при этом у них идёт кризис подросткового возраста, дети становятся очень ранимыми, накладывается первая влюблённость и первая разлука с любимым.
Важность проблемы подростковой суицидальности как показателя психического здоровья всего населения, низкий уровень организации психолого-педагогического взаимодействия по позициям «семья — школа — социум», необходимость создания системы психологической профилактической и кризисной службы делает проблему психологической профилактики суицидального поведения среди подростков актуальной и значимой.
Цель исследования: изучение специфики суицидального поведения подростков с последующей разработкой комплекса мероприятий, направленных на коррекцию деструктивной личностной активности детей данной возрастной группы.
Обозначенная цель исследования реализуется в процессе решения следующих задач:
) рассмотреть социальные и психологические основы суицидального поведения подростков;
2) разработать программу психологических методов и приёмов, направленных на профилактику суицидального поведения в подростковой среде;
) провести экспериментальное исследование по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди подростков;
) дать рекомендации по психологической профилактике проявления суицидального поведения у подростков.
Объект исследования: склонность к суицидальному поведению подростков.
Предмет исследования: зависимость уровня психологической адаптации и склонности к суицидальному поведению у подростков.
Гипотезой исследования является предположение о повышении положительной мотивации и снижении деструктивной активности личности при условии комплексной деятельности психолога по предотвращению суицидального поведения у подростков.
Методологической основой настоящего исследования послужили работы казахстанских и зарубежных исследователей Б. Н. Кылышбаевой, А. Г. Амбрумовой, Г. Банникова, В. Т. Кондрашенко, К. Касенова, А. Е. Лычко, Е. Шер, Э. Дюркгейма и др. в области общей психологии, девиантологии, конфликтологии и суицидологии.
Методы исследования: описательный — в теоретической части работы; экспериментальный, диагностический (тестирование), графический — в практической части работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные диагностические и коррекционные методики могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов.
Экспериментальная база: учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов школы поселка Серебряково
Период проведения эксперимента: сентябрь 2013 г. — декабрь 2013 г.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
.1 Феноменология понятий «суицид», «суицидальное поведение»
Понятие «суицид» в теории психологии и девиантологии взаимосвязано с понятиями «социальная установка». Для профилактики суицидального поведения важным представляется выяснение специфики его социально-психологических основ, которые, в первую очередь, связаны с социальными установками.
Понятие «социальная установка» используется для обозначения односторонней психологической связи человека с людьми, любыми одушевленными и неодушевлёнными объектами и явлениями окружающей его действительности [2, 341].
Хотя в современной социальной психологии существуют различные определения социальной установки, чаще пользуются тем, которое было дано Г. Оллпортом: социальная установка — это состояние психологической готовности личности вести себя определённым образом в отношении объекта, детерминированное её прошлым опытом [3].
Основная функция установки — регуляция социального поведения индивида. Система индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в социальной действительности. Социальная установка занимает значительное место в формировании суицидального поведения.
Рингель (1953) пришел к важнейшему выводу, что всякому суицидальному действию предшествует синдром, состоящий из трёх компонентов:
) инверсия агрессии (обращение на себя);
) суицидальные фантазии;
) сужение [3, 94].
Сужение, вызванное обидами, разочарованиями и неудачами, означает регрессивную тенденцию развития (частичный возврат на предыдущие стадии), в результате чего ограничиваются внутренние и внешние возможности развития, редуцируются межличностные отношения, искажается объективное восприятие. В основе регрессии лежит тяжелая невротизация в детстве с переживанием «незащищенности».
Огромное значение имеет то, как ребёнок переживает отношения с родителями, какие чувства значимых объектов интернализируются им, какие образы родителей продолжают существовать в его бессознательном, влияя на поведение личности на протяжении всей её жизни [4, 226].
Существенным оказывается семейное влияние. Так, наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например, депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики.
А. Е. Личко пишет: «Суицидальное поведение у подростков — это в основном проблема пограничной психиатрии, т. е. области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера» [5, 73]. По наблюдению автора, лишь 5 % суицидов и попыток падает на психозы, в то время как на психопатии — 20 — 30 %, а все остальные на так называемые подростковые кризы. В условиях предиспозиционной дезадаптации и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию единственной реакцией, подменяющей собой все другие действия, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности. Э. Шнейдман [6] предлагает рассматривать суицид с точки зрения психологических потребностей. В соответствии с его теорией, суицидальное поведение определяют два ключевых момента:
) душевная боль, которая оказывается сильнее всего остального;
) состояние фрустрации или искажение наиболее значимой потребности личности. В рамках социально-психологического подхода также широко представлены работы, изучающие связь между личностными особенностями и суицидальным поведением. Распространено мнение, что тип девиации, например насильственная или самодеструктивная, определяется складом личности. А. Е. Личко [5, 78] отмечает связь между типом акцентуации характера подростка и суицидальным поведением. Так, суицидальные демонстрации в 50 % случаев сочетаются с истероидным, неустойчивым, гипертимным типами, а покушения — с сенситивным (63 %) и циклоидным (25 %) типами. Е. И. Личко отмечает чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов. В. Т. Кондрашенко [7, 138], напротив, приводит данные в пользу шизоидного, психастенического, сенситивного, возбудимого и эпилептоидного типов. Авторы сходятся во мнении, что практически не склонны к покушениям и суицидам астенический, гипертимный, неустойчивый типы подростков.
Обзор теорий, проливающих свет на детерминацию и характер суицидального поведения, позволяет сделать вывод о сложности, полиэтиологичности данного явления. Тем не менее можно выделить некоторые факторы риска суицидального поведения личности:
) предшествующие попытки суицида (данного человека);
) семейная история суицида;
) кризисная ситуация (неизлечимая болезнь, смерть близкого человека, безработица и финансовые проблемы, развод);
) семейный фактор (депрессивность родителей, детские травмы, хронические конфликты, дисгармоническое воспитание);
) эмоциональные нарушения (прежде всего депрессия);
) психические заболевания (алкоголизм, наркомания, шизофрения);
) социальное моделирование (демонстрация суицида СМИ, их изображение в литературных произведениях — «эффект Вертера»).
Итак, самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное, осознанное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчёта в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.
Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:
) собственно суицидальные действия;
) суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки). Таким образом, суицидальное поведение — понятие более широкое, чем суицид.
Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершённый суицид. Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершённый суицид — действия, завершённые летальным исходом. Суицидальные проявления включают:
) пассивные суицидальные мысли (представления, переживания);
) суицидальные замыслы;
) суицидальные намерения.
Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые [7], [8]. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетённое настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причём окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.
Психоаналитическая традиция позволяет приблизиться к пониманию глубинных механизмов суицидального поведения — его бессознательных мотивов. Давно замечено, что декларируемые мотивы поведения часто не соответствуют его истинным причинам. Психоаналитические исследования позволяют разграничить сознательные и бессознательные детерминанты суицидальности [3], [9] [6].
Другим признаком депрессии и суицидального поведения является нарушение регуляции самооценки. Основой для развития такой нарциссической уязвимости может быть:
)ранняя разлука с матерью в возрасте от шести месяцев и сопровождающая её анаклитическая депрессия (Р. Шпиц);
)отсутствие принятия и эмоционального понимания со стороны матери в раннем возрасте 16 — 24 мес. (М. Маллер).
Это, в свою очередь, приводит к амбивалентности, агрессивному принуждению родителей, депрессивному аффекту. У ребёнка не формируются внутренние психологические структуры, способные регулировать самооценку. Следовательно, ещё одним бессознательным механизмом формирования суицидального поведения может быть чрезмерная нарциссическая потребность. Известно, что нарциссизм связан с чувством грандиозности и необходимостью получать подтверждение своей ценности извне. Другой стороной нарциссической динамики являются переживания стыда, зависти, пустоты и неполноценности. Объективно неблагоприятные ситуации, связанные с неуспехом, конфликтом, стрессом, могут усилить данные аффекты до уровня их невыносимости и появления суицидальных намерений.
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения подростков
психологический суицидальный поведение подросток
Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения.
Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, то есть, связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление, и только с 14 — 15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16 — 19 годам [10], [11].
По данным исследования А. Г. Амбрумовой 770-ти детей и подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение [7, 131].
Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причём лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий [11]. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа. А. Е. Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи [Личко, 73]. Б. Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14 — 18 лет, умышленно нанёсших себе порезы, установил, что только 4 % из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания. Большинство же эксцессов были совершены после ссоры со сверстниками, а также как бравада или обряд «братания» [5, 132].
А. Е. Личко, А. А. Александров, обследовав группу подростков в возрасте 14-18 лет, нашли, что примерно у половины из них (49%) суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции (аффективный тип суицидальных действий), которая развивается по механизму «короткого замыкания», когда порой малозначительный повод играет роль «последней капли» и провоцирует суицидальное действие. При этом действия подростка в момент суицидальной попытки нередко внешне кажутся демонстративными. Они совершаются на глазах у обидчика, сопровождаются плачем или, наоборот, бравадой спокойствия. Однако эта «игра в самоубийство» часто заходит слишком далеко и может закончиться трагично [5, 133].
В группе подростков также несколько возрастает роль психических расстройств, например, депрессии. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками.
После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например, несчастной любовью. Как группа молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьёзности суицидальной угрозы.
Нередко при анализе суицидов путают понятия: причина, условия и повод.
Причина суицидального поведения — понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина — это всё то, что вызывает и обусловливает суицид. Как уже отмечалось, А. Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть ещё и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определённых условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий.
Повод в отличие от причины — это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.
А. Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит:
) потерю любимого человека;
) состояние переутомления;
) уязвлённое чувство собственного достоинства;
) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;
) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам [5].
А. А. Султанов, изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний;
) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения;
) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой её реализации.
По данным В. Т. Кондрашенко, основной причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состояния (психозы — 10%, пограничные состояния — 15%, соматические заболевания — 1%), в 12% — трудная семейная ситуация, в 18% — сложная романтическая ситуация, в 15% — нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% — нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями (дидактогении), в 7% — боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% — пьянство и употребление наркотиков и в 9% — прочие, в том числе и невыясненные, причины [7].
Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента — подростка. Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.
Учитывая вышесказанное, мы можем определить следующую группу риска:
) подростки с предыдущей (незаконченной) попыткой суицида (парасуицид). По данным некоторых источников процент подростков, совершающих повторное самоубийство, достигает 30% [12];
) подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
) подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию);
) подростки, у которых в роду были случаи суицидального поведения;
) подростки, злоупотребляющие алкоголем. Риск суицидов очень высок — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем, алкоголизм в нескольких поколениях способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду;
) подростки с хроническим употреблением наркотиков и токсических препаратов. Психоактивные вещества ослабляют мотивационный контроль над поведением, обостряют депрессию, вызывают психозы;
) подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжёлыми депрессиями (психопатологические синдромы);
) подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые);
) подростки, переживающие тяжёлые утраты, например, смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери;
) подростки с выраженными семейными проблемами: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и т. п.
Специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги), сталкивающиеся с этими группами, должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Подростки могут попасть в группу риска, но это еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины или мотива самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.
1.3 Основные формы психопрофилактики суицидального поведения
Психологическая помощь как один из уровней системы социальных воздействий на личность подростка с проявлениями суицидального поведения имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, что находит отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.
Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Первое направление — психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика). Второй направление — психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Существуют различные формы психопрофилактической работы [13], [14], [15].
Первая форма — организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию активной жизненной позиции и позитивной «Я — концепции».
Вторая форма психопрофилактической работы — информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.
Для этого обычно широко используется информация, подтверждённая статистическими данными. Но эта информация в случае профилактики суицидального поведения не должна носить запугивающий характер, поскольку вызывает когнитивно — эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.
Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.
Третья форма психопрофилактической работы — активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.
. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий и т. д.
. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных. Четвёртая форма — организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности в случае предупреждения суицидального поведения признаны познание (путешествия), значимое общение, творчество, общественная деятельность, в том числе религиозно-духовная и благотворительная. Пятая форма — организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к девиантному поведению.
Седьмая форма — минимизация негативных последствий суицидального поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства можно сформулировать следующим образом:
) формирование мотивации на социальную адаптацию;
) стимулирование личностных изменений;
) коррекция суицидального поведения;
) создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений. Эффективность работы оценивается как по объективным признакам уменьшения нежелательного поведения, так и по субъективным изменениям. Одним из наиболее важных критериев позитивных изменений выступает повышение уровня социальной адаптации личности. В случае психологической интервенции суицидального поведения используются все известные методы психологического воздействия, часто те же, что и в психопрофилактической работе. Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической или саногенной среды. Анализ исследований по проблеме суицидального поведения детей и подростков позволяет сделать вывод о том, что не существует линейной зависимости между суицидальными действиями и каким-либо конкретным фактором, механизмом. Суицидальное поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов — условий и психологических причин.
2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
.1 Экспериментальная работа на констатирующем этапе и анализ результатов
Для диaгнocтики суицидального поведения в подростковом возрасте нaми былa иcпoльзoвaнa кoмплeкcнaя пcиxoдиaгнocтичecкaя прoгрaммa, включaющaя в ceбя наблюдение с целью выявления различных признаков и словесных маркеров, указывающих на опасность и cлeдующиe 4 мeтoдики-теста:
— прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков;
методика определения уровня депрессии В. А. Жмурова;
шкала социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптированная Т. В. Снегирёвой.
Планирование комплекса мероприятий по психологической профилактике суицидального поведения школьников осуществлялось с учётом того, что психологическая профилактика может решать различные задачи:
контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии;
контроль факторов и выявление групп риска;
Наиболее реальными в условиях проведения эксперимента, ограниченного во времени, являются две последних задачи.
Мы учитывали тот факт, что суицидоопасные реакции проявляются на нескольких уровнях личностного функционирования. В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида). В когнитивной области возникает неадаптивная концепция ситуации с пессимистической оценкой настоящего и будущего, с искажённым восприятием времени. Нарушения личностной идентификации затрагивают самооценку, снижают способность принимать решения, нарушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным.
Исходя из этих посылок, мы посчитали целесообразным осуществление психологической профилактической работы среди учащихся девятого класса на основе наблюдения, тестирования, тренинга, а также бесед и проведения консультаций с родителями и педагогами.
Иccлeдoвaниe прoвoдилocь в COШ пос. Серебряково в 9 «A» и 9 «Б» клaccax. Выбoркa cocтaвилa 44 девятиклассников в вoзрacтe 15-16 лeт мужcкoгo и жeнcкoгo пoлa (23 юноши и 21 девушка). К девятиклассникам были примeнeны рaccмoтрeнныe вышe мeтoдики.
Экспериментальная работа осуществлялась методами наблюдения, беседы с подростками, родителями и учителями, школьным медиком, методом тестирования.
Поскольку склонность к суицидальному поведению может привести к трагическому финалу, мы посчитали некорректным разделять классы на контрольный и экспериментальный. Свою задачу на первом этапе эксперимента мы видели в том, чтобы выявить среди девятиклассников подростков, склонных к депрессии, обнаруживающих признаки отклоняющегося поведения, испытывающих трудности в отношении межличностного общения, имеющих проблемы в семье, с педагогами. Для них была запланирована неотложная помощь — так называемая кризисная интервенция.
Планируя профилактическую работу, мы учитывали три возможных степени суицидального риска:
) незначительный риск (есть суицидальные мысли без определённых планов);
) риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации);
) высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).
При оценке риска суицида планировалось также выявление психического или соматического заболевания, наличия или отсутствия социальной поддержки, недавней утраты близких, предшествующих суицидальных попыток, плана самоубийства и доступности средств для выполнения этого плана, возможного влияния психоактивных средств; изучение семейного анамнеза (истории семьи) во время бесед с классным руководителем, родителями, школьным медработником.
Кроме того, с родителями подростков, приблизившихся к группе риска по склонности к суицидальному поведению, и педагогами проводились целенаправленные беседы и консультации.
Для всех остальных подростков был разработан комплекс общепрофилактических мероприятий (беседы, классные часы и т. п.).
В итoгe тестирования, проводимого психологом на основе полученной информации от педагогов, медработника, родителей, собственных наблюдений и бесед, были получены cлeдующиe рeзультaты.
. Анализ результатов по прогностической таблице риска суицида.
Этот тест был поставлен первым как наиболее «жёсткий», позволяющий сразу определить, существует ли какая — либо степень суицидального риска из указанных выше.
Статистика проблем риска суицида, с которыми сталкиваются все подростки 9 «А» класса, представлена в таблице 1.
Как следует из данных таблицы 1, наибольший удельный вес принадлежит неудачам в учёбе, низким школьным успехам. Эта проблема характерна для 8 подростков. Ей принадлежит 36,3%. Для пятерых школьников характерна проблема неполной семья (развод родителей) — 22,7%. Одинаковое количество — 6 и 6 относится к проблемам «отсутствие опоры на любящего взрослого» и «нарушение контроля, импульсивность» (соответственно по 27,2%). Из 22-х учащихся 9 «А» класса пятеро имеют проблему, связанную с низкой самооценкой (22,7%). Они же сталкиваются с проблемой пассивности, робости, несамостоятельности. Отсутствуют в ряду проблем у всего класса проблема утраты обоих родителей, инвалидность и тяжёлые соматические болезни, употребление алкоголя и наркотиков. В 9 «А» классе подростков, набравших бы более 25 баллов, невыявлено. Однако шестеро из 22 подростков (4 девушки и 2 юноши) набрали 23 — 24 балла, а один из шестерых (девушка) — 25 баллов. И хотя шестеро подростков не набрали 25 баллов, но они приблизились к максимально допустимому уровню. Поэтоу мы посчитали необходимым включить их в группу, которой на втором этапе эксперимента оказывалась специальная психологическая помощь.
Таблица 1 Результаты тестирования по прогностической таблице риска суицида в 9 «А» классе
№ПроблемыБаллыКолич. испытуем., чел.Уд. вес проблем, %1утрата обоих родителей5—2утрата одного из родителей или развод в семье4522,73тяжёлая психологическая атмосфера в семье4313,64изоляция в детском коллективе414,55несправедливые методы воспитания, подавление4313,66тяжёлые соматические болезни, инвалидность3—7отсутствие опоры на любящего взрослого3627,28неудачи в учёбе, низкие школьные успехи3836,39акцентуации характера3418,110употребление алкоголя и наркотиков2—11нарушение контроля, импульсивность2627,212низкая самооценка1522,713тяжело протекающий пубертат129,014пассивность, робость, несамостоятельность1522,7всего испытуемых-22100
Рисунок 1. Соотношение числа подростков 9 «А» класса, требующих специальной или общепрофилактической психологической помощи
Для дальнейшего исследования мы рассчтали соотношение числа подростков, требующих специальной помощи, и тех, к кому может быть применена общепрофилактическая помощь (в процентах). Результаты по 9 «А» классу отражены на рисунке 1.
Статистика проблем риска суицида, с которыми сталкиваются все подростки 9 «Б» класса, представлена в таблице 2.
Таблица 2 Результаты тестирования по прогностической таблице риска суицида в 9 «Б» классе
№ПроблемыБаллыКолич. испытуем., чел.Уд. вес проблем, %1утрата обоих родителей514,52утрата одного из родителей или развод в семье4731,83тяжёлая психологическая атмосфера в семье4313,64изоляция в детском коллективе4—5несправедливые методы воспитания, подавление429,06тяжёлые соматические болезни, инвалидность3—7отсутствие опоры на любящего взрослого3731,88неудачи в учёбе, низкие школьные успехи3940,99акцентуации характера3836,310употребление алкоголя и наркотиков214,511нарушение контроля, импульсивность2836,312низкая самооценка1627,213тяжело протекающий пубертат129,014пассивность, робость, несамостоятельность1522,7всего испытуемых-22100
Полученные результаты свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес занимают проблемы: 1) неудачи в учёбе, низкие школьные успехи — 40,9%; 2) акцентуации характера, нарушение контроля, импульсивность — по 36,3%; 3) отсутствие опоры на любящего взрослого, развод в семье — по 31,8%; 4) низкая самооценка — 27,2%; 5) пассивность, робость, несамостоятельность — 22,7%.
При этом, как выяснилось из бесед с педагогами и школьным медиком, один из подростков употребляет наркотики и 1 девушка воспитывается в семье бабушки. В 9 «Б» классе подростков, набравших бы более 25 баллов, также не выявлено. При этом проблемы семерых подростков оцениваются по шкале прогноситической таблицы в 22 — 25 баллов, что также позволяет их отнести в группу, нуждающуюся в специальной психологической помощи.
Соотношение подростков, требующих специальной помощи, и тех, к кому может быть применена общепрофилактическая помощь в 9 «Б» классе отражено на рисунке 2.
Таким образом, на первоначальном этапе тестирования по прогностической таблице выявлено 13 подростков, которые нуждаются в специальной психологической помощи.
Рисунок 2. Соотношение числа подростков 9 «Б» класса, требующих специальной или общепрофилактической психологической помощи
) Анализ результатов по опросной методике уровня депрессии В. А. Жмурова. (рис. 3).
Рисунок 3. Уровень депрессии учащихся 9 «А» класса на этапе первичной диагностики (%)
Оценка депрессивности в 9 «Б» классе показала следующие результаты: депрессия отсутствует либо незначительна — 13 школьников (59,2%); депрессия минимальна — 1 школьник (4,5%); лёгкая депрессия — 1 школьник (4,5%); умеренная депрессия — 7 школьников (31,8%); выраженная депрессия — нет. Результаты тестирования в 9 «Б» классе отражены на рисунке 4.
Рисунок 4. Уровень депрессии учащихся 9 «Б» класса на этапе первичной диагностики (%)
3) Анализ результатов по методике К. Роджерса и Р. Даймонда — шкала социально-психологической адаптированности (СПА).
Обработка результатов тестирования суждений учащихся 9 «А» показало следующие результаты:
нормальный индекс СПА (38 — 44 балла) характеризует 14 школьников (63,8%);
высокий индекс СПА (47 — 49 баллов) выявлен у 2-х учащихся (9%). Эти школьники (девушка и юноша) занимают лидерские позиции в классе;
низкий индекс СПА (26 — 29 баллов) у 6-х школьников — тех же, что показали проблемные результаты по первым трём методикам (27,2%).
Их поведение отличается в той или иной мере «закрытостью» — это достаточно ярко выраженные интраверты, четверо из них имеют серьёзные проблемы в учёбе, пропускают занятия, ни с кем не дружат в классе.
Двое других, напротив, имеют достаточно высокие показатели учебной деятельности, но также малообщительны. Кроме того, отличаются неуравновешенностью, вспыльчивостью, а порой — и агрессивностью.
Обработка результатов тестирования суждений учащихся 9 «Б» показало следующие результаты:
нормальный индекс СПА (38 — 43 балла) характеризует 13 школьников (59,2%);
высокий индекс СПА (48 — 49 баллов) выявлен у 2-х учащихся (9%).
низкий индекс СПА (27 — 29 баллов) наблюдается у 7-х школьников (31,8%).
Таким образом, этап первичной диагностики на предмет выявления склонности подростков к суицидальному поведению, включавший наблюдение, тестирование по трём методикам, беседы с педагогами, школьным медработником, предоставил возможность оценить уровень депрессии, выявить подростков, приближающихся к группе риска. В 9 «А» классе таких детей 6, в 9 «Б» — 7, что позволило выделить их в отдельную группу, к которой применялись специальные методики-тренинги. Для всех остальных девятиклассников была разработана программа общепрофилактических мероприятий.
2.2 Реализация психокоррекционной программы
По результатам диагностирования, т. е. выявления подростков с высоким уровнем личностной тревожности, признаками депрессии и низким уровнем дезадаптированности были применены следующие действия.
На первом этапе с девятиклассниками (шестеро подростков из 9 «А» класса и семеро — из 9 «Б» класса) были проведены индивидуальные беседы, преследовавшие целью установление контакта, выяснение проблем в межличностном общении, общении с педагогами и родителями, выяснение интеллектуальных интересов (какую музыку слушает, что читает, какие фильмы предпочитает подросток).
Второй шаг — стараемся убедить подростков, что те негативные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, не являются исключительными. Весьма актуальны здесь примеры из художественной литературы, из жизни знаменитостей. Подобные ассоциативные связи доступны проблемному подростку, поскольку такие дети, как правило, высоко интеллектуальны.
Наводим подростка на размышления о жизни и смерти, о том, что жизнь — великий дар. Выясняем, что подросток думает об этих, наиболее фундаментальных, понятиях, всегда волновавших человечество, что на данном этапе считает для себя смыслом жизни, используя методику, предложенную Н. А. Сакович [12].
Третий этап — планирование действий, необходимых для преодоления кризиса в индивидуальных вариантах, приемлемых именно для данного подростка. Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к планированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования инициативы подростка и предоставления необходимого времени для проработки.
Четвёртый этап — активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах. Ведущие приёмы на этом этапе: логическая аргументация, убеждение, рациональное внушение, актуализация личностных ресурсов. На завершающем этапе кризисной работы обсуждаем, каким образом преодоление данной психотравмирующей ситуации будет полезным для преодоления жизненных трудностей в будущем.
Дальнейшая работа — работа в группе с применением соответствующих методик, направленных на формирование личностных, культурных и социо-демографических защитных факторов.
Занятие в форме групповой работы с элементами тренинга проводились как набор ролевых (моделирующих) игр и упражнений, групповых дискуссий и оценочных упражнений, которые являются продуктивными методами, позволяющими проанализировать отношение к вопросам межличностного общения, нормы и ценности, а также тренировать коммуникативные навыки.
Занятия проводились в соответствии с разработанной программой. Было проведено 9 занятий.
Занятие 1. Тема « Визитка».
Цель: сплочение группы, выработка правил, развитие коммуникативных навыков.
Разминка «Баранья голова». «Визитка». «Заключение контракта». Рефлексия занятия. Ритуал окончания. «Аплодисменты по кругу».
Занятие 2. Тема: «В море эмоций»
Цель: расширить знания участников о чувствах и эмоциях, развитие безоценочного восприятия эмоций, обучить навыкам выражения собственных эмоций и чтение их у других людей.
Ритуал приветствия. Разминка «Шурум-бурум». Цель: познакомиться с эмоциями. «Называем чувства». Цель: обогащение словаря эмоций у участников. «Бумажные мячики (Снежки)». Цель: эмоциональная разрядка, снятие психоэмоционального напряжения. Рефлексия занятия. Ритуал окончания.
Занятие 3. «Доволен ли я собой?»
Ритуал приветствия Разминка. «Какой Я?» «Принятие себя» Рефлексия занятия.
Занятие 4. «Контраргументы».
Цели: создание условий для самораскрытия; умение вести полемику и находить контраргументы.
Ритуал приветствия. Разминка. «Мой характер» «Дневник». Рефлексия занятия.
Ритуал окончания.
Занятие 5. «Цели».
Цели: осознание целей своей жизни; развитие способности целеполагания.
Ритуал приветствия. Разминка. Информационный блок. Упражнение «Мои цели». Рефлексия занятия.
Ритуал окончания.
Занятие 6. Тема «Мои качества и ценности»
Цель: создать условия для переоценки личностных качеств, ценностей, повышения самооценки, усиления Эго.
Ритуал приветствия «Твое лучшее качество» Разминка «Прорвись в круг». Цель: настроится на работу, повысить чувство принадлежности к группе, развить коммуникативные навыки. Сказка К. Ушинского «Ветер и солнце»
«Драгоценные качества». «Система личных ценностей и самооценка. Ритуал окончания.
Занятие 7. Тема: «В глубине души»
Цель: создать условия для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.
Ритуал приветствия
Разминка «Прогноз погоды». Цель: настроиться на работу, повысить навыки эмпатии, повысить чувство принадлежности к группе.
«Волшебная рука». Цель: повышение самооценки, усиление эго.
«Волшебная лавка». Цель: исследовать свою собственную значимость, определяя свои ценные личные качества.
Рефлексия занятия. Ритуал окончания.
Занятие 8. Тема «Среди проблем»
Цель: усилить Эго, обучение навыку выхода из проблемной ситуации, обучение вхождению в ресурсное состояние.
Ритуал приветствия
Разминка «Сигнал». «Цикл потерь: модель для обсуждения депрессии и суицида». Цель: определить свои потери и поделиться ими с группой; обсудить свое прохождение цикла потери и определить стадию, на которой они сейчас, по их мнению, находятся. Получить представление о процессе переживания острого горя, получить представления о подростковых суицидах, начать или продолжить процесс переживания личных потерь, определить факторы, которые могут способствовать депрессии. «Я чувствую себя хорошо». Рефлексия. Ритуал завершения.
Занятие 9. «Прощание со страхами».
Цели: формирование способности осознавать свои страхи; поиск внутренних и внешних ресурсов.
Система общепрофилактических мероприятий реализовывалась для всех учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов, в том числе и для тех, кто был выделен в специальную группу, а также для родителей.
Программа мероприятий включала:
) упражнения — игры, тесты, тренинги, проводившиеся на классных часах;
) выступления на родительских собраниях;
) консультации для педагогов
.3 Анализ результатов на завершающем этапе эксперимента
С целью проверки эффективности кoррeкциoннoй рaбoты былa прoвeдeнa втoричнaя диaгнocтикa учащихся 9 «А» и 9 «Б» класса с использованием методики К. Роджерса и Р. Даймонда как наиболее фундаментальной, характеризующей уровень социально-психологической адаптированности подростков.
Обработка результатов тестирования суждений учащихся 9 «А» показало следующие результаты:
нормальный индекс СПА — 16 учащихся (72,9%);
высокий индекс СПА- 2 учащихся (9%);
низкий индекс СПА — 4 учащихся (18,1%).
Динамика изменения уровня СПА в 9 «А» классе отражена на рисунке 5
Рисунок 5. Динамика изменения уровня социально-психологической адаптированности учащихся 9 «А» класса
Как следует из данных повторного диагностирования, соотношение между уровнями СПА изменилось: нормальный индекс социально-психологической адаптированности характеризует 16 девятиклассников, а не 14 как при первичном тестировании. У двоих подростков, имевших низкий индекс СПА и приближавшихся к группе риска, он повысился.
Соответственно результаты повторной диагностики среди учащихся 9 «Б» класса следующие:
нормальный индекс СПА — 15 учащихся (68,3%);
высокий индекс СПА — 2-е учащихся (9%);
низкий индекс СПА — 5 учащихся (22,7%).
Динамика изменения уровня СПА в 9 «Б» классе отражена на рисунке 6
Рисунок 6. Динамика изменения уровня социально-психологической адаптированности учащихся 9 «Б» класса
Таким образом, в 9 «Б» классе уровень СПА также изменился: двое учащихся с низким индексом из группы, приближающейся к группе риска, при повторном тестировании показали результаты, соответствующие нормальному уровню.
Рекомендуемые меры общепрофилактических и психокоррекционных мероприятий по предупреждению суицидальных проявлений у подростков:
) общепрофилактические меры:
а) повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;
б) создание центров, занимающихся проблемами суицидологи, увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;
в) создание различных внешкольных форм психологической помощи: территориальных психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста, теолога и других специалистов; телефона доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.; публикация статей и трансляция видео-роликов в СМИ по профилактике суицидального поведения.
2) психокоррекционные мероприятия:
а) тренинги;
б) ролевые игры;
в) дискуссии;
г) ведение дневников.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что реализованные в эксперименте активные методы воздействия (тренинги), направленные на формирование активной жизненной позиции, снижение уровня дезадаптированности, личностной тревожности и депрессивности будут способствовать профилактике суицидального поведения у подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. Суициды у подростков могут быть проявлением психогенных, острых аффективных реакций, а также результатом затяжных реактивных состояний. При этом взаимосвязь между причиной и следствием может быть не прямолинейной, а опосредоваться множеством других факторов: семейным и школьным микроклиматом, успеваемостью, взаимоотношениями со сверстниками, личностными особенностями и т. п.
В ходе исследования рассмотрены социальные и психологические основы суицидального поведения подростков; разработана программа психологических методов и приёмов, направленных на профилактику суицидального поведения в подростковой среде; проведено экспериментальное исследование по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди подростков; даны рекомендации по психологической профилактике проявления суицидального поведения у подростков.
Современный подход к работе по профилактике суицида среди подростков характеризуется усилением традиционных психологических, педагогических, медицинских, правовых и общественных мер воздействия с помощью использования достижений практической, возрастной и социальной психологии.
Основной акцент профилактики должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния суицидопровоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам. В ходе экспериментальной работы было выяснено, что социальная установка выступает защитным механизмом самооценки субъекта в группе. Само же поведение имеет последствия, если же этих последствий или подкрепления не оказывается в наличии, происходит угасание поведения.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что реализованные в эксперименте активные методы воздействия (тренинги), направленные на формирование активной жизненной позиции, снижение уровня дезадаптированности, личностной тревожности и депрессивности будут способствовать профилактике суицидального поведения у подростков.
Таким образом, предположение о повышении положительной мотивации и снижении деструктивной активности личности при условии комплексной деятельности психолога по предотвращению суицидального поведения у подростков 15-16 лет подтвердилась в ходе экспериментальной работы. В качестве профилактических мер предупреждения возникновения склонности к суицидальному поведению у подростков будут следующие: снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации, уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение, формирование компенсаторных механизмов поведения, формирование адекватного отношения к жизни и смерти; воспитание качеств и свойств личности, в том числе воспитание стабильных ценностных ориентаций и нравственных установок, раннее выявление подростков, склонных к аутодеструктивному поведению, посещение упражнений и тренингов, направленных на формирование положительных эмоциональных — волевых качеств и стрессоустойчивости.
Следовательно, для создания системы профилактики суицидов у подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который бы на деле обеспечил реализацию провозглашаемых принципов гуманизации в воспитании и образовании.
1.#»justify»>2.Психология: учебник /. Под ред. В. Н. Дружинина. — СПб: Питер, 2002. — 672 с.
.Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковникова. — М.: Экспресс, 2001. — Т. 2.
.Психоаналитические термины и понятия. — М.: Наука, 2000. — 346 с.
5.Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Наука, 1983. — 298 с.
.Суицидология: Прошлое и настоящее: Сб. статей /Сост. А. Н. Моховиков. — М.: Академия, 2001. — 349 с.
7.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: АСТ, 2000. — 289 с.
8.Амбрумова А. Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. — 996. — № 4. — С. 24 — 30.
9.Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. — М.: Наука, 1984. — 349 с.
10.МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. — СПб.: Прогресс, 1998. — 269 с.
.Амбрумова А. Г., Жезлова Л. Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. — М.: Наука, 1978. — 157 с.
12.-Сакович Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. — М.: Генезис., 2012. 286 с. <#»justify»>13.Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Просвещение, 1993. — 270 с.
.Кулаков С. А. На приёме у психолога — подросток. — М.: Мир, 2001. — 212 с.