Содержание
Введение3
1. Основные принципы менеджмента6
1.1. Классификация принципов управления6
1.2. Принципы управления на основе выделения различных школ11
1.3. Централизованная и децентрализованная формы управления24
2. Принципы управления и их использование в современном менеджменте на примере ОАО «Нефтяная компания ЛУКОЙЛ»37
2.1. Характеристика исследуемой организации37
2.2.Принципы управления ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»..40
2.3. Стратегии развития компании41
Заключение43
Список используемой литературы47
Выдержка из текста работы
Попробуйте найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, и вы убедитесь, что это не так легко сделать. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными.
Что же такое организация? Можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для всякой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере она функционирует и какие задачи она решает? Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.
Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:
• получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
• изготовление продукта;
• передача продукта во внешнюю среду.
Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.
Так как менеджмент играет столь важную роль в организации и решает столь многоплановые задачи, управление организацией не может быть представлено только как особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной работы. Помимо функциональной характеристики управления, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении, очень важными аспектами рассмотрения управления являются также:
• взаимосвязь управления и системы отношений в организации;
• управление и внешняя среда организации;
• лидерство.
Исходя из этого управление организацией рассматривается под несколькими углами зрения. Дается традиционное рассмотрение организационных аспектов управления. Особо освещаются вопросы, относящиеся к управлению человеком в организации. Отдельно излагаются положения, касающиеся стратегии управления, т.е. того, как обеспечивается адаптация организации к изменяющейся внешней среде.
Так как менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружаю щей средой, то его рассмотрение в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения. Наиболее значимыми подходами к рассмотрению управления организацией являются следующие:
• рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации;
• рассмотрение управления с позиции процессов включения организации во внешнюю среду;
• рассмотрение управления организацией с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности.
Все больше и больше времени руководство уделяет системе управления организации, поэтому мы будем рассматривать тему –исследование систем управления. В этом и состоит актуальность данной темы. ………………………
Заключение
Организация представляет собой систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, часть которых отражает ее формальную сторону, часть – неформальную. Наемные работники как ассоциированная группа людей в рамках формальной организационной структуры олицетворяет собой неформальную сторону этой структуры, иначе говоря, неформальную подсистему. При этом эффективное управление организациями как системами возможно только при наличии эффективных систем управления «главный удар следует направить против систем, с помощью которых регулируется и контролируется деятельность. После этого необходимо создать процедуры позволяющие регулярно приводить эти крайне важные системы в соответствие с постоянно изменяющимися условиями».
Если система управления не позволяет эффективно координировать движение всех составляющих частей организационной системы, то эта система является неэффективной, в ней кроется дефект.
Конфликт между формальной организацией как безличной системой и неформальной организацией как ассоциированной группой людей – конфликт, который прочно укоренился в сфере производственных отношений, свидетельствует о том, что «дефектом» в существующих системах управления является отсутствие правильного формального подхода к человеку, как наиболее важному ресурсу организации. Таким образом, существует насущная необходимость в построении целостной эффективной системы, которая бы позволила устранить конфликт между формальной и неформальной сторонами организации. Для определения эффективности данной системы необходимы четкие критерии и методы их оценки. Некоторые подходы к ним рассмотрены в данной работе. Вопрос об определении критериев, позволяющих однозначно определить уровень эффективности системы управления на сегодняшний день не нашел окончательного решения. Теоретики и практики науки управления находятся в поиске данного решения.
Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, просто не могут дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Пеншо ввел слово предприимчивость, означающее такого рода отношение к делу и сами действия. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предпринимателю.
Крупные предпринимательские действия, которые сопряжены со значительным риском для организации, требуют решений, которые выносятся на высший уровень управления. Но решения эти обычно опираются на информацию и на мысли, высказанные руководителями среднего звена. Руководители на всех уровнях, даже младшие начальники, должны искать возможности совершенствования работы и повышения эффективности своей организации.
Быть предпринимателем нелегко, будь это собственное дело или работа в структуре сложившейся компании. Как организации, так и общество стремятся сопротивляться переменам, какими бы полезными они ни были.
Литература
1. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции — Самара СамВен, 1992.
2. Ансофф И. Стратегическое управление/ Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.-519с.
3. Берл Г. Создать свою фирму. — М.: Дело Лтд.,1999.
4. Бовыкин В. Новый менеджмент. –М.: «Экономика», 1997
5. Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. — М. Перспектива, 1998.
6. Вебер М. Коммерческие расчеты от А до Я. — М.: Дело и Сервис, 1999.
7. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
8. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. М., 1996.
9. Водачек Л., Водачек О. Стратегия управления инновациями на предприятии/ Сокращенный перевод, оформление, предисловие. — М.: Экономика, 1989.
10. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ «Банки и биржи», 1994.
11. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. М.: 2000.
12. Горохов М.Ю. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. — М. 1999.
13. Денежное обращение и кредит при капитализме / Под ред. Красавиной Л.Н. М.: Финансы и статистика. 1989.
14. Долан. Микроэкономика. — С.Петербург: АО СПБ,1999.
15. Илларионов А.Н. Подводя итоги минувшего года (о политике правительства и ЦБ РФ в 1995 году) // Бизнес и банки. 1996. № 1.
16. Клиланд Д. и Кинг В. Системный анализ и целевое управление/ Пер. с ажя -М.: Сов. радио, 1974. — 280 с.
17. 9. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. М.: Прогресс, 1982.
18. 10. Кобринский Н.Е., Майминас Е.З.. Смирнов А.Д. Экономическая кибернетика. — М.: Экономика, 1982. — 407 с.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: Ростинтер, 1998.
20. Кохно П.А., Микрюков В.А. Менеджмент. — Москва: Финансы и статистика, 1999.
21. Кульман.А. Экономические механизмы. — Москва: Прогресс, 1999.
22. Ларионов А.И. Экономико — матаматические методы в планировании. — М.: Высшая школа, 1991.
23. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организаций. –М.: Русская деловая литература, 1999
24. Литвак Б.Г. Управленческие решения. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. — 248 с.
25. Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. — 3-е изд. -М.: Знание, 1990.-256 с.
26. Любинова Н. Г. Менеджмент — путь к успеху. М.: ВО Агропромиздат, 1992.
27. Макконнелл К, С. Брю. Экономикс. — Москва: Республика, 1998.- 784 с.
28. Майкл Мескон и др., “Основы менеджмента”, — М., 1995 г.
29. Мильнер Б.З. Теория организация. –М.: Инфра-М, 1998
30. Мильнер Б.З., Евенко Л.И. Системный подход к организации управления. –М.: «Экономика», 1983
31. Коротков Э.М. Исследование систем управления.- М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000
32. Курочкин А. Принципы организационного проектирования предприятий//Проблемы теории и практики управления, № 1, 1998.
33. Осипов Ю. С Основы предпринимательского дела. — Москва: Тригон, 2000.
34. Памбухчиянс В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
35. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М. К. Искусство управления. Лениздат, 1992.
36. Печникова А.В. Денежно-кредитное регулирование экономики. М.: Финансы и статистика. 1986 г.
37. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. –М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-синтез», 1999
38. Самуэльсон П. Экономика. Москва. «Машиностроение» 1993.
39. Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Новгород, ИКЧП, 1992.
40. Тейлор Фредерик Уинслоу, “Менеджмент”, — М., 1992 г.
41. Садовский В.Н. Система/БСЭ/ Гл. ред. А.М.Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 23. — С. 46-464.
42. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1997. — 352 с.
43. Фионин В.И., Терешин АА. Показатели эффективности управления// Российский экономический журнал, №8, 1994. — С.60-66.
44. Хубка В. Теория технических систем/ Пер. с нем. — М.: Мир, 1987. — 208 с.
45. Хойер. Как делать бизнес в Европе. М.: Издательство «Прогресс», 1990.
46. Экономика и бизнес /под ред. В.Д. Камаева/. М: Изд-во МГТУ, 1993 г.