Содержание
Введение — 3
Глава 1. Теоретическая часть — 5
1.1 Литературный обзор — 5
1.1.1 Современное представление о мышлении. — 5
1.1.2 Формирование мышления в онтогенезе в норме и патологии -14
1.1.3 Нарушения мышления в детском возрасте — 25
Глава 2. Экспериментальная часть -33
2.1 Постановка проблемы и задачи исследования — 33
2.2 Методы исследования — 35
2.3 Характеристика испытуемых — 43
2.4 Результаты исследования — 47
2.5 Обсуждение результатов — 54
Выводы — 64
Заключение — 66
Список литературы — 67
Приложения — 71
Выдержка из текста работы
В настоящее время многие дети начинают свое обучение в школе в возрасте шести лет. Обучение детей с шестилетнего возраста по современным, более эффективным программам, использующим высокие резервы психического развития детей, позволяют ускорить умственное и физическое развитие младших школьников, а также сделать обучение в школе более интересным. Министерством образования Республики Беларусь в настоящее время осуществляется реформа всей системы образования. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Поступление в школу для многих из детей шести лет — эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
С первых дней ребенку необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщится к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Уже в первые дни работы в первом классе учителю необходимо работать над изучением психических, физиологических, интеллектуальных особенностей ребят. Это поможет учителю приобрести знания о своем классе, которые будут служить основой для планирования дальнейшей работы с учениками. Большую роль в эмоциональном интеллектуальном развитии личности младшего школьника играет учитель. Поэтому признание со стороны учителя выступает как важнейшая потребность маленького школьника.
Изучением проблемы диагностики и развитиия познавательной сферы младших школьников занимались такие ученые, как В. Г. Асеев, М. В. Гамезо, В. В. Давыдов, А. З. Зак, 3. И. Калмыкова, Б. Б. Косов, Н. С. Лейтес, Р. С. Немов, Л. Ф. Обухова, А. В. Петровский, М. Раттер, Е. И. Рогов, А. А. Смирнов, Д. Б. Эльконин.
Актуальность данной работы обусловлена остротой проблемы изучения развития познавательной сферы у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогическом, социальном, теоретическом и практическом аспектах.
Цель исследования: раскрыть специфические особенности обучения детей шестилетнего возраста.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- изучить научные основы обучения детей шестилетнего возраста;
- обосновать особенности развития детей шести лет;
3) рассмотреть виды готовности к школе детей шести лет;
) рассмотреть особенности адаптации и дезадаптации детей шестилетнего возраста к школьным условиям;
) в ходе экспериментальной работы провести диагностику уровня развития познавательных процессов у детей шести лет.
Объект исследования — обучение детей шестилетнего возраста.
Предмет иследования: изучить особенности обучения детей шестилетнего возраста
Методы исследования:
изучение психолого — педагогической литературы
— анкетирование
тестирование
наблюдение
Гипотеза: создание необходимых условий для обучения детей шестилетнего возраста влияет на успешную адаптацию к школьным условиям.
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные психологические особенности познавательной сферы детей шестилетнего возраста
Познавательная сфера — это обобщенная характеристика тех особенностей человека, которые определяют познание им окружающей действительности и самопознание. Ее роль в жизни человека очень существенна. Именно благодаря познавательной сфере человек смог выделиться из остального мира и существенным образом повлиять на ход жизни на Земле. [14, c.16]
В психологии познавательной сферой называют совокупность психических познавательных процессов, определяющих содержание, особенности и результаты познания мира.