Выдержка из текста работы
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности второклассников посредством использования логических задач на уроках окружающего мира
2.1. Диагностика сформированности познавательной активности второклассников
2.2. Рекомендации по использованию логических задач на уроках окружающего мира как средства развития познавательной активности второклассников
Заключение
Приложение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников.
Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Уже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: «каким образом активизировать учащихся на уроке?». Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х г.г., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе.
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации школьников.
Познавательная активность — это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги — классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.
Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.
Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть — выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.
Интерес — это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).
В связи с этим интерес определяется как эмоционально — познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием эмоционально — познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции — радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление радости познания (помимо радости выполненного долга) свидетельствует о появлении интереса.
Однако интересы не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.
Познавательную активность нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
При наличии познавательной активности учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.
Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Педагоги целостно рассматривали развитие учащегося. Джон Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути. Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство — регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.
Стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами. Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг, исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности — учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Цель: выявить возможность использования логических задач на уроках окружающего мира как средство развития познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения.
Объект: развитие познавательной деятельности второклассников в процессе обучения.
Предмет: методы и приемы формирования познавательной деятельности.
Задачи:
1) Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность»;
2) Систематизировать имеющийся в литературе материал;
3) Осуществить диагностику познавательной деятельности младших школьников по использованию логических задач на уроках окружающего мира.
Методы:
1) Теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) Наблюдение, анкетирование, анализ и обработка данных экспериментальной работы.
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы активизации познавательной активности младших школьников
1.1. Психолого-педагогические проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников
Познавательная активность — это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое ……..
Библиографический список
1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. — М.: АРКО, 2001. — 281 с.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой — М: Высшая школа, 1977. — 320 с.
3. Баранов С. П., Сластенин В. А. Педагогика — М.: Высшая школа, 2004. — 451 с.
4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемного обучения. — М.: Педагогика, 2003. — 281 с.
5. Жинкин Н. И. Проблемы совершенствования содержания и методов обучения математики.// Математика. — 2004. — № 3.
6. Истомина Н.Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи. // Начальная школа. — 1998. — № 11-12. С.42.
7. Каган М. С. Человеческая деятельность — М.: Просвещение, 1999. — 341 с.
8. Коротеев Б. Н. Ученье — процесс творческий — М., Просвещение, 1990. — 326 с.
9. Кульбякина Л.Я. Работа над простой задачей на этапе поиска ее решения // Начальная школа. — 2002. — № 10. — С. 57.
10. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М., 2004. — 76 с.
11. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: Беседы с будущим учителем: Учебник для студ. отд. и фак. Нач. классов сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 144 с.
12. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа — 2004.-№ 5.-С.26-30.
13. Кайнова, А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л.Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся — преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.- Гродно: ГрГУ, 2008. — С. 80 — 84.
14. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. — М: Просвещение, 1971. -С.123