Содержание
Глава 1. теоретико-методологические основы изучения подготовки ребенка к школе.
1.1. Характеристика Культурно-исторической Концепции Л.С. Выготского по изучению и развитию личности.
1.2. Характеристика Личностного подхода С.Л. Рубинштейна по изучению личности.
1.3. Характеристика теории А.Н. Леонтьева о развитии психики ребенка.
1.4. Современные исследователи о подготовке ребенка к школе.
Глава 2. Характеристика психологических особенностей шестилетнего ребенка
2.1. Описание особенностей шестилетних детей и младших школьников: Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, И.В. Шоповаленко и др.
2.2. Готовность к школе и методы изучения психики ребенка. Взгляды Л.А. Венгера.
2.3. Использование психодиагностики для изучения готовности ребенка к школе.
Заключение
Список литературы
Выдержка из текста работы
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, — все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, самоконтроля, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школе» или «школьной зрелости» [1].
В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.
Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», до физически самостоятельного индивида, к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.
Целью данной работы является изучение способностей к самоконтролю в процессе формирования волевой готовности к обучению в школе. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
Изучение всех теоретических аспектов готовности к обучению;
Определение основных параметров волевой готовности как неотъемлемой части готовности к обучению в целом;
Рассмотрение и анализ результатов психолого-педагогических исследований в области формирования самоконтроля.
Для решения поставленных задач проведен анализ литературы по вопросам формирования волевой готовности, обобщен опыт исследователей самоконтроля как важного аспекта процесса обучения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1 Формирование психологической готовности к обучению
В дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском саду. Дошкольное детство — это возраст, в котором появляются начальные формы учебной деятельности, когда ребенок уже может обучаться с помощью взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка. Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью, с другой стороны, формирование произвольного поведения. Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия.
В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [3].
Именно психологическая готовность ребенка к школе и определяет варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Говоря о готовности к школьному обучению следует подчеркнуть ее комплексный характер.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность.
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития многих психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Психологическая готовность к обучению к школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание определяется способностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения [2].
Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
1.Личностная готовность
2.Эмоционально-волевая (волевая) готовность
3.Интеллектуальная готовность
1.2 Анализ и структура психологической готовности к обучению
Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка (личностная готовность), помогающая ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это — общественные мотивы поведения, т.е. усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.
Основное место в подготовке ребенка к школе занимает организация игры и продуктивных видов деятельности. Именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений. Конечно, это происходит не само собой, а при постоянном руководстве деятельностью детей со стороны взрослых, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и вырабатывают необходимые навыки. Некоторые качества могут быть сформированы только в процессе систематического обучения дошкольников на занятиях — это элементарные умения в области учебной деятельности, достаточный уровень производительности познавательных процессов [2].
В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет получение обобщенных и сист……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: МГУ, 1999. — 148 с.
2. Ветрова Н.И. Умственное воспитание детей дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — с.126-138.
3. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. — 2001. — №12. — с. 17-20.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, 4-е издание — СПБ.: Питер, 2006. — 208 с.
5. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М: ИНФРА-М, 2005. — 215 с.
6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — М.:«Наука», 2002. — 96 с.
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 182 с.
8. — Интернет-портал «Детская психология».