Содержание
Введение3
1. Теоретическая часть. Музыка и литература4
1.1 Принципы, условия осуществления взаимодействий литературы и музыки4
1.2 Виды связей литературы с музыкальным искусством в процессе изучения художественного произведения6
1.3 Методы и приёмы реализации связей литературы и музыки на уроке.8
2.Практическую часть. Урок «Литературно-музыкальная композиция по лирике М.Цветаевой в 11 классе11
Заключение16
Список использованной литературы17
Выдержка из текста работы
В статье рассматривается система работы по использованию музыки на уроках русского языка, представлены некоторые методические рекомендации и результаты исследования влияния музыки на развитие творческих способностей учащихся.
Обращение к произведениям искусства расширяет границы уроков русского языка, дает возможность научить школьников «переводить» на родной язык язык живописи и музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне.
Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей.
Так, использование музыки на уроках русского языка (особенно на уроках развития речи) позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, фантазию, воображение.
О связи музыки с развитием воображения и фантазии ребенка неоднократно писал В.А.Сухомлинский: «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума» [1].
И, действительно, использование музыки на уроках русского языка активизирует мыслительную деятельность учащихся, стимулирует эмоциональный фактор в обучении, пробуждает в детях творческое начало, воображение, развивает речевые способности. Это подтверждается рядом экспериментов, наблюдений за развитием речевых и творческих способностей учащихся 5-9 классов. Следует подчеркнуть, что эпизодическое обращение к творческим задачам не принесет желаемого результата. Только работа в системе поможет учащимся осуществить переход от репродуктивных, формально-логических действий к творческим.
На первом этапе можно использовать музыку как фон при написании сочинения-миниатюры. Так, на уроке в 5 классе по теме «Предложение. Виды предложений по цели высказывания» для закрепления было предложено ученикам написать сочинение, слушая музыкальную пьесу К.Сен-Санса «Аквариум» («Карнавал животных»), используя разные по цели высказывания предложения. Предварительно велась работа по подготовке к этому сочинению (словарно-орфографическая работа со словом «аквариум», наблюдения за предложениями, разными по цели высказывания – тема «Аквариум» сохранилась).
Следующим этапом урока стала работа с текстом («Почему рыбы стали нарядными?»), завершившаяся осложненным списыванием последнего абзаца. Приведем этот текст.
«Много лет назад все рыбы в реке плавали в одинаковой одежде. Однажды из далекого моря приплыла в реку сильная щука. Она стала так хозяйничать, что все рыбы стали её бояться.
Собрались рыбы стайкой и стали думать, как спастись от щуки. Вдруг они увидели лягушку и стали спрашивать: «Ты почему, лягушка, в зелёное нарядилась?» Улыбнулась квакушка и сказала: «А вы почему не переоделись? Хотите щуке в зубы попасть?» Нырнула она в зелёные водоросли и пропала. Посмотрели рыбы на свою серую одежду и пустились скорей домой переодеваться.
Карась в золотой кафтан нарядился, плотичка тонким полотном закуталась. Сом и вьюн в черные халаты запахнулись. Ёрш надел темную рубашку с колючим воротником. Переоделись рыбы и оживились, повеселели. Плавают в реке. Смеются!»
Составленные далее словосочетания (сверкающие всеми цветами радуги гуппи; золотистые, черные, огненно-красные пецилии; ярко окрашенные золотые рыбки; пучеглазые телескопы; нежные вуалехвосты ) служат основой для написания сочинения. Таким образом, слушая музыкальную миниатюру К.Сен-Санса «Аквариум», пятиклассники без затруднения пишут сочинение-миниатюру «Мой аквариум». Необычная форма предъявленного материала вызвала у детей ответную реакцию. Были написаны интересные работы. Вот фрагмент одной из них. Олеся Г.: «В прозрачной воде аквариума я вижу переливающиеся разными цветами радуги рыбки. Плавно подергивая плавниками, плавают нарядные гуппи. А вот красный с голубым неон! А это что за рыбки? Они привлекают внимание своей красотой и изяществом. Очевидно, это барбусы. А кто затаился среди пышной зелени водорослей? Затаился и будто не дышит? Это рыбки – ангелы! Они играют в прятки с меченосцами. Трудно оторвать взгляд от красоты подводного царства!»
На следующем этапе учащимся предлагается написать сочинение по музыкальным впечатлениям. Методика проведения описана в методических разработках по развитию связной речи профессора Ульяновского государственного педагогического университета Е.И. Никитиной. Напомним её.
1. Для начала лучше всего подбирать программную музыку, содержание которой поясняет сам композитор (словесным комментарием или эпиграфом, или названием). Слушая музыку, человек представляет определенные образы, картины, испытывает различные чувства. Все это можно описать словами.
2. Краткое знакомство с композитором.
3. Первичное слушание, до которого следует предупредить детей о том, чтобы они писали не то, что известно об этом предмете, явлении, а то, что представляли, чувствовали, слушая музыку.
4. Устное описание впечатлений.
5. На первых этапах необходимо проводить перед сочинением подготовительную работу (дать опорные слова, провести словарно-семантическую работу, предложить образцы сочинений). Этого не следует бояться, ведь известно, что даже одаренные дети начинали с подражания.
6. Повторное слушание.
7. Написание сочинения.
Таких сочинений на уроках развития речи бывает немного, 5-6 в году. Но дети ждут эти уроки и с удовольствием принимаются за творчество.
Изобразительное искусство и музыка имеют общим то, что воздействие на человека происходит через художественные образы. Вот почему возможно использование музыки и на уроках описания картин. Подготовка к сочинению-описанию картины проводится по общеизвестной методике (слово о художнике, собственно описание картины, словарная работа и т.д.). С целью выявления влияния музыки на написание сочинения такого типа был проведен эксперимент. В экспериментальном классе после предварительной работы по описанию картины В. Васнецова «Алёнушка» было предложено послушать симфоническую миниатюру А. Лядова «Волшебное озеро». В контрольном классе музыку не слушали. Введение музыки в урок сопровождалось такими словами учителя: «А теперь давайте попробуем последовать за природой картины, попробуем "оживить" её. Поможет нам в этом сказочная музыкальная картинка А. Лядова "Волшебное озеро". В этом "музыкальном пейзаже" композитор как бы соединил впечатления от реального озера со сказочной таинственностью и зачарованностью воображаемой или фантастической природы».
Результаты эксперимента. В контрольном классе дети добросовестно описали то, что изображено на картине (Алёнушку, омут, лес), тогда как в другом классе, видимо, под воздействием музыки картина «ожила»: ученики услышали, как шумит тоскливо лес, как зло смеётся ведьма. Приведем фрагменты некоторых работ: «Вдруг холодный ветер пробежал по дремучему лесу. Зашелестели листья осинок»; « Защебетали малые пташечки, потекли унылые звуки тоски и печали»; «Я слышу, как плачет Иванушка, слышу в шуме ветра звон котлов чугунных, злой и ехидный смех ведьмы».
Таким образом, из эксперимента видно, что эстетические эмоции, вызванные музыкой, живописью, помогают развить творческое воображение учащихся.
В старших классах задачу можно усложнить, предложив ученикам описать характер музыкального произведения без знакомства с его программой и названием. В ходе работы проведено несколько экспериментов, цель которых – выяснить влияние программы и названия музыкального произведения на содержание творческой работы учащихся. Так, учащимся 9 класса было предложено описать свои впечатления после прослушивания этюда Ф. Шопена (соч. №12), дать ему название. В экспериментальном классе, в отличие от контрольного, не было оговорено, что это этюд имеет название «Революционный». В результате в контрольном классе учащиеся описывали бурные революционные события, представленные ими в момент слушания музыки, тогда как в экспериментальном классе работы получились самостоятельные, яркие, интересные. Вот некоторые из них. Денис С.: «Шквальный ветер гонит седые облака, свирепствует, ломает тонкие деревья. Но вот появляется человек. Ветер сносит его, рвет на нем одежду. В музыке я чувствую отчаяние человека. Кажется, стихия ослабевает, но нет, только собирает силы для нового порыва. И вот они стоят друг против друга: стихия и человек… Музыка потрясла меня». Наташа Б.: «Музыка наполнена радостными переживаниями. Мне представился маленький росток, только что появившийся на свет. Что ждет его впереди? Сможет ли он вырасти в борьбе за жизнь? Тревога, переживания, радости – все смешалось в музыке! И все-таки, несмотря на трудности, росточек выжил, он победил! Я бы назвала этот этюд Ф.Шопена «Жизнь».
Результаты эксперимента убеждают нас, что только в атмосфере духовного подъема, при отсутствии конкретных указаний, ограничивающих творческую свободу учащихся, пробуждается творческая активность учащихся. Музыка является эмоциональным толчком, помогающим преломить внутренние переживания в слово, творчество.
Итак, наблюдая за детьми экспериментального класса (с 5 по 9 класс), мы убеждаемся, что восприятие ребёнком красоты влияет на передачу впечатлений, переживаний в слове, т.е. на развитие устной и письменной речи. И что самое ценное, умение творчески подходить к сочинениям сохранилось у учащихся и в 10-11 классах. Их сочинения на литературные темы отличаются самостоятельностью, глубиной, оригинальностью. Следовательно, достигнутые при обучении по данной системе преимущества учеников в творческом развитии сохраняются и в дальнейшем. Систематическая работа над развитием творческих способностей, осуществляемая в рамках этой системы, является весьма эффективной, обуславливает характер достижений, приобретенных в развитии.