Содержание
Введение3
Глава 1. Основные теоретическое положения арт-терапии5
1.1. Исторические вехи развития арт-терапии5
1.2. Технические аспекты арт-терапии10
Выводы по Главе 117
Глава 2. Эмпирическое исследование возможностей арт-терапевтических методов в психологической консультативной работе18
2.1. Описание методов проведения исследования18
2.2. Анализ результатов исследования26
Выводы по Главе 237
Заключение39
Список использованной литературы41
Приложение43
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Работа с людьми с ограниченными возможностями относится к категории сложнейших аспектов в социальной работе и предполагает особое внимание и социальную защиту со стороны государства. Необходимость совершенствования системы социального обслуживания, улучшение качества услуг на основе учета специфических потребностей клиентов, расширения рынка социальных услуг при помощи внедрения в практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и применение инновационных технологий — все это позволит сделать жизнь инвалидов максимально комфортной и независимой.
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. Здоровье является самым главным условием для полноценной жизни. Отсутствие здоровья непременно отражается на все сферы жизнедеятельности человека. Такие люди наиболее незащищенный слой населения. Именно поэтому созданы медико-социальные экспертизы для определения степени утраты трудоспособности и выбора варианта реабилитации.
Стержнем социальной работы по отношению к инвалидам становится реабилитационное направление как основа формирования и укрепления психофизиологического, профессионального и социального потенциала личности, развитие технологий социальной работы.
Начинают реализовываться меры по созданию безбарьерной среды для инвалидов, что позволит уменьшить или ликвидировать значительную часть пространственных ограничений для них. Все большее внимание уделяется комплексной реабилитации и социально-средовой адаптации инвалида.
Исследования данной темы можно увидеть в трудах зарубежных (Р. Ассоджиоли, А. Атмаджан, С. Баркер, Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Г. Тард, Д. Филлис, Ю. Хабермас, Э. Эриксон); отечественных (Г.М. Андреева, Л.Н. Вождаева, Л.С. Выготский, Т.А. Добровольская, Т.А. Зорин, Л.В. Катина, И.С. Кон, А.И. Копытин, Т.Л. Коршунова, Е.А. Медведева, Е.Л. Миронова, А.В. Мудрик, А.Л. Панов, С.И. Ожегов, Т.П. Трубочева, Е.В. Холостова, З.М. Шевцов, П.И. Шевчук, Ю.С. Шемшученко) исследователей.
Изучение теоретических основ и практики реабилитации инвалидов с использованием методов арт-терапии дали возможность выявить ряд противоречий между:
требованиями к профессиональной подготовке работы с инвалидами при выходе на работу и недостаточной обученностью в данном направлении социальных педагогов;
эффективностью работы социальных педагогов и недостаточностью взаимодействия с инвалидами;
высокими требованиями к подготовке специалистов в области социальной педагогики и отсутствием оценки качества этого процесса во время обучения в высших учебных заведениях.
Актуальность проблемы, ее недостаточная научная и практическая разработанность, необходимость решения выявленных противоречий обусловили выбор темы исследования: "Использование методов арт-терапии в реабилитации инвалидов".
реабилитация арт терапия инвалид
Цель исследования — изучение эффективности применения арт-терапии как метода социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Эта общая цель конкретизировалась в следующих задачах:
) проанализировать теоретические подходы к процессу социальной реабилитации;
) рассмотреть реабилитацию как одну из ведущих технологий социально-педагогической деятельности с людьми с ограниченными возможностями;
) изучить использование социальным педагогом арт-терапии как метода реабилитации инвалидов;
) исследовать уровень социальной адаптации людей с ограниченными возможностями на базе Межрегионального центра трудовой, медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
) разработать программу реабилитации инвалидов с использованием методов арт-терапии и проверить ее эффективность.
Объект исследования — это процесс реабилитации людей с ограниченными возможностями
Предмет исследования — арт-терапия как социально-психологический метод реабилитации инвалидов.
Гипотеза:
1) для изучения процесса социальной реабилитации инвалидов целесообразно выделять следующие компоненты: психологический, социальный и физиологический.
) использование методов арт-терапии в процессе реабилитации инвалидов будет эффективным при проведении комплексной программы, с учетом данных компонентов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
психолого-педагогические теории возникновения реабилитации (М.А. Галагузова, В.А. Качесов, Л.П. Храпылина);
работы в области социальной реабилитации (Т. Парсонс, И. Гофман, А.И. Капская, Е.И. Холостова);
анализ использования социальным педагогом арт-терапии как метода реабилитации инвалидов (А. Хилл, Дж. Морено, Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко)
Методы исследования:
теоретические: анализ социально-педагогической, психологической литературы;
эмпирические: тестирование, наблюдение, беседа;
математическая статистика: t-критерий Стьюдента.
Опытно-эспериментальная база исследования. Данное исследование проводилось в Межрегиональном центре трудовой, медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов в группах ОКН (оператор компьютерного набора) — экспериментальная, и ОКВ (оператор компьютерной верстки) — контрольная.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия "реабилитация", рассмотрении использования методов арт-терапии в реабилитации инвалидов.
Практическая значимость исследования состоит в составлении программы реабилитации инвалидов с использованием методов арт-терапии. Данная программа может использоваться социальными педагогами на практике в своей деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на научно-практических конференциях разного уровня:
международных: "Научная и профессиональная идентичность студента" 2014 г., Латвия, "Студенческая практика — ключ к будещей профессии" 2014 г., Ялта.
Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы к ним, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты использования арт-терапии в реабилитации инвалидов
1.1 Теоретические подходы к анализу процесса социальной реабилитации