Содержание
Содержание
Введение3
1. Анкетные опросы как специфический метод сбора информации5
2. Технологии анкетных опросов при проведении маркетинговых исследований13
3. Анализ анкет, использующихся для исследования рынка21
4. Разработка и апробация анкеты24
Заключение28
Список использованной литературы30
Приложение 1. Мониторинг сети32
Выдержка из текста работы
В настоящее время самым популярным методом сбора первичных данных является метод опроса. Опрос является весьма эффективным способом получения универсальной информации как объективного, так и субъективного характера. Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий.
Поэтому актуально проведение опроса, т.к. это очень популярный метод сбора маркетинговой информации, а полученные в ходе анкетирования данные позволяют снизить степень неопределённости, сопутствующей принятию маркетинговых решений.
Объектом исследования является маркетинговые исследования потребителей сока.
Предметом исследования является определение путей продвижения сока в магазине «Бакалея» №2 на основе проведения исследования
Тема курсовой работы «Маркетинговые исследования потребителей сока при проведении социологического опроса для определения способов продвижения товара в магазине «Бакалея» №2».
Целью является проведение маркетинговое исследование потребителей сока и определение путей продвижения товара в магазине «Бакалея» №2 на основе проведения исследования. В соответствии с целью исследования сформировались следующие задачи:
1 дать характеристику особенностям маркетингового исследования;
2 описать методы маркетинговых исследований;
3 охарактеризовать товар как объект маркетингового исследования;
4 провести анализ ассортимента соков в магазине «Бакалея» №2;
5описать основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей;
7 описать организацию социологического опроса покупателей и его проведение;
8 провести маркетинговое исследование потребителей сока и определить пути продвижения товара на рынке на основе проведенного исследования.
Для исследования предмета и достижения поставленной цели курсовой работы будут использованы метод анкетирование, обзор учебной литературы, метод наблюдение, метод анализа, а также обзор интернет-ресурсов.
1 Особенности маркетингового исследования
1.1 Понятие, виды и принципы маркетингового исследования
Главная цель маркетинговых исследований — уменьшение неопределенности и риска при принятии коммерческих решений. Необходимость в проведении таких исследований возникает весьма часто: когда лица, принимающие решения, не могут ждать поступления информации по частям. Комплексное маркетинговое исследование проводится фирмой самостоятельно или его проведение заказывается специализированным маркетинговым фирмам. Чтобы маркетинговые исследования были эффективны, они не должны носить случайный характер; быть систематическими и охватывать как можно больше различных источников информации. Маркетинговые исследования могут быть применены к любой стороне маркетинга, которая требует; наличия информации для содействия принятию оптимального решения [9].
Маркетинговое исследование — это систематичный сбор, регистрация и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг, с целью снижения информационной неопределенности и коммерческого риска.
Область применения маркетинговых исследований практически не ограниченна, поэтому выделим основные их виды, наиболее часто встречающиеся в мировой практике:
1 исследование рынка;
2 исследование сбыта;
3 экономический анализ;
4 исследование рекламы;
5 изучение покупательского поведения, или мотивационный анализ.
Большинство крупных зарубежных фирм (около 80%) имеют собственные отделы маркетинговых исследований. Среди сотрудников таких отделов — статистики, экономисты, социологи, психологи и т.д. Виды проводимых ими исследований весьма разнообразны.
Независимо от масштабов и тематики можно выделить следующие основные этапы проведения любого маркетингового исследования:
1 определение проблемы и постановка целей;
2 отбор источников информации;
3 сбор и анализ вторичной информации;
4 определение содержания и методики сбора необходимой первичной информации;
5 анализ данных, разработка выводов и рекомендаций;
6 представление и практическое использование полученных результатов.
Как правило, для успешного проведения маркетингового исследования необходимо оптимальное сочетание первичной и вторичной информации.
При проведении маркетинговых исследований, следует обратить внимание на принципы, которыми следует руководствоваться при проведении маркетинговых исследований, — систематичность, системность, комплексность, связанность и целеустремленность, множественность источников информации, универсальность, научность.
1 систематичность — исследования должны вестись систематично, а не носить разовый характер;
2 системность — охватывать весь рынок и всю структурную иерархию рыночных процессов, фактов, их динамику и взаимосвязи;
3 комплексность — с одной стороны, включает совокупность действий или процессов (сбор, обработка, анализ данных), с другой — комплексный подход к изучению объектов (их взаимосвязи с другими процессами и объектами);
4 связанность и целеустремленность — направление, масштабы, глубина, детализация проводимых исследований должны быть органически увязаны с целями и задачами деятельности данного субъекта рынка, отражать его реальные потребности в конкретной аналитической информации;
5 множественность источников информации — целесообразно поступление рыночной информации не из одного, а из нескольких источников, что позволяет иметь всесторонние «перекрывающие» друг друга данные и тем самым уточнять, проверять информацию, отбрасывать сомнительные данные;
6 универсальность — исследования могут быть проведены, исходя из любой потребности субъекта рынка в информации для принятия рационального решения;
7 научность — точность, объективность, обусловленность.
Недостаточно объективные, необоснованные исследования ведут к неправильным, искаженным рекомендациям. Каждый из этих принципов важен сам по себе, но взятые в совокупности и взаимодействии они позволяют подготавливать такие маркетинговые исследования, которые могут стать надежной основой для принятия хорошо обоснованных, продуманных управленческих решений [1].
1.2 Методы маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования могут быть организованы и проведены либо с помощью специализированного исследовательского агентства, либо с помощью собственного исследовательского отдела фирмы.
Собственный исследовательский отдел занимается маркетинговыми исследованиями в соответствии с информационными потребностями фирмы.
Преимущества:
1 исследования собственными силами обходятся дешевле, чем заказные;
2 конфиденциальность высокая, так как круг посвящённых участников узок.
Недостатки:
1 опыт проведения исследований ограничен, специалисты, как правило, более широкого профиля;
2 объективность результатов исследования может быть поставлена под сомнение, поскольку отношение сотрудников может быть предвзятым в пользу собственной фирмы; кроме того, исследователи зависимы от руководства;
3 Техническое обеспечение несущественное, как правило, имеется наиболее универсальное оборудование и программное обеспечение.
Специализированные исследовательские агентства выполняют разнообразные исследования, результаты которых могут помочь фирме решить имеющиеся проблемы.
Преимущества:
1 качество проведения исследования высокое, так как исследовательские фирмы имеют богатый опыт, обладают специалистами высокой квалификации в области проведения исследований;
2 результаты исследования обладают высокой объективностью, так как исследователи независимы от заказчика;
3 специализированными фирмами предоставляются большие возможности при выборе методов исследования вследствие наличия специального оборудования для проведения исследований и обработки их результатов.
Недостатки:
1 стоимость исследования достаточно высока, исследования обходятся дороже, чем выполненные внутренней исследовательской группой;
2 знание особенностей продукта ограничено общими представлениями;
3 существует более высокая вероятность утечки информации, так как в проведении исследования задействовано много лиц.
В качестве методов получения информации могут различаться, прежде всего, методы первичного и вторичного исследования [2].
При первичном, или полевом, исследовании информация берется прямо из источника. Для этого используют методы:
1 опрос;
2 анкетирование;
3 интервьюирование;
4 наблюдение;
5 эксперимент.
При вторичном исследовании, или исследовании за письменным столом, речь идет, напротив, о непрямом получении информации — из уже имеющегося материала [5].
1 Опрос.
Суть опроса состоит в том, что задаваемые людям вопросы побуждают их к высказыванию по поводу определенных вещей.
План опроса должен включать следующие положения:
1 предмет опроса (демографические, социально — экономические признаки, знания, мотивы, ориентации, поведение, намерения);
2 число предметов опроса (опрос по специальным или нескольким темам);
3 круг опрашиваемых лиц (потребители, торговцы, работники служб внешних связей, эксперты);
4 число опрашиваемых и метод отбора (полные сведения, частичные сведения; случайный выбор, неслучайный выбор);
5 число одновременно опрашиваемых (персональный, групповой опрос);
6 вид опроса (письменный, по телефону, личный);
7 частота опроса (разовый, случайный, периодический, «панель»);
8 степень стандартизации интервью (структурированное, свободное);
9 характер вопросов (контрольные, открытые/закрытые, подкрепленные образцами);
10 выбор лиц, проводящих интервью.
Опросы способствуют, прежде всего, выявлению внешне не воспринимаемого положения вещей. Узловыми моментами являются: степень влияния лиц, проводящих интервью, репрезентативность суждений и издержки при собирании сведений.
Под «панелью» в маркетинговых исследованиях понимают повторяемое получение сведений от одной и той же группы опрашиваемых (служащих определенного торгового предприятия) в течение длительного времени по одной теме. Преимущества этого метода исследований в том, что есть возможность учитывать изменения мнений и поведения (например, в связи с проведением рекламных мероприятий); проблемы же состоят в том, что участвующий в опросе может изменить свое поведение (осознание участия в выборке), преувеличить сведения; нельзя не учитывать смертность и текучесть участников, а также убывающий интерес к исследованию.
Выявим зависимость качества и эффективности информации от форм коммуникации (вид опроса).
2 Анкетирование.
Анкета — таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент.
Анкетирование — опрос с помощью анкеты.
Анкета — инструмент очень гибкий, вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете всегда можно найти целый ряд методических ошибок.
В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Самые обычные ошибки — постановка вопросов, на которые невозможно ответить или на которые не захотят отвечать. Типичный недостаток — вопросы, которые не требуют ответа. Зачастую отсутствуют вопросы, на которые следовало бы обязательно получить ответы. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Праздные вопросы следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы.
Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос содержит все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемому возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы часто дают больше информации, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают. С другой стороны, ответы на закрытые вопросы легче интерпретировать, сводить в таблицы, подвергать статистическому анализу.
Формулирование вопросов также требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не ……..
Список использованных источников
1 Беляевский К.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. — М:. Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
2 Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 327 с.
3 Сергеева С.Е. Эффективный маркетинг — ключ к успеху компании // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 2. — С.114 — 120.
4 Завьялов Л., Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов -сто ответов, как действовать на внешнем рынке. — М., 2002.
5 Акулич И.Л., Маркетинг: учебное пособие для студентов вузов / И.Л. Акулич. — 6-е издание, испр. — Минск: Вышэйшая школа, 2009. — 511 с.
6 Дурович А.П., Практика маркетинговых исследований. В 2 кн. Основные концепции и методы / А.П. Дурович. — Минск: Изд-во Гревцова, 2008.- 256 с.
7 Информационно-исследовательский портал Частное мнение [Электронный ресурс]: проблема ассортимента в белорусских магазинах — 15 декабря 2015. — Режим доступа:
8 Информационно-исследовательский портал IAnketa [Электронный ресурс]: исследование потребителей — 14 декабря 2015. — Режим доступа:
9 Бахотский В.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие. — Псков: Псковский вольный институт, 2006.- 105 с.
10 Общие требования и правила оформления учебных текстовых документов: СТП СМК 4.2.3-01-2011. — Вед. 2011-04-07. — Могилев.: Могилевск. гос. ун-т продовольствия, 2011. — 43 с.