Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Исполнение постановлений (исполнительное производство) как институт административного права
1.1 Понятие и основные этапы исполнительного производства ………11
1.2 Нормативно-правовое регулирование процесса исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях………….19
Глава 2. Механизм исполнения постановления по делам об административных правонарушений.
2.1 Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях………………………………………….26
2.2 Субъекты исполнительного производства. Особенности деятельности субьектов по исполнении постановления по делам об административных правонарушений……………………………………………45
Глава 3. Современные проблемы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в административном праве
3.1 Предпосылки и причины реформирования исполнительного производства …………………………………………………………………….49
3.2 Теоретические и практические проблемы применения российского законодательства об исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и пути их разрешения……………….59
Заключение ………………………………………………………………74
Список литературы и источников………………………………………77
Приложения………………………………………………………………80
Выдержка из текста работы
Характерными чертами переходного периода являются нестабильность, увеличение количества правонарушений, среди которых налоговые правонарушения являются наиболее распространенными. Следует отметить, что законодательная система порой не успевает за реально существующими социально-экономическими отношениями, а также принятыми в обществе ценностями и приоритетами. Поэтому назрела необходимость для выработки нового механизма административно-правовой защиты новых складывающихся в российском обществе отношений.
В условиях рынка коммерческие и иные организации не просто стали полноправными субъектами права, а по существу они доминируют в отечественной экономике, вступают в правовые отношения с различными субъектами.
В связи с этим остро стоит проблема совершенствования законодательства, улучшения направленной на обеспечение соблюдения законности и укрепление правопорядка в сфере деятельности органов исполнительной власти: налоговых органов, милиции, прокуратуры, судов.
Новая экономическая обстановка и реально существующие социальные отношения изменяют содержание производства по делам о налоговых правонарушениях.
Исполнение решений по делам о налоговых правонарушениях является заключительной стадией налогового юрисдикционного процесса, на которой реализуются примененные меры административных санкций и налоговых взысканий и вместе с тем достигается выполнение юридическими санкциями их социальных функций. Это предопределяется реальным исполнением наложенных налоговых взысканий, что в конечном итоге определяет эффективность налогового-юрисдикционного процесса. Без данной стадии институт налоговой ответственности не получает реального завершения.
Стадия исполнения решений неразрывно связана с остальными стадиями производства по делам о налоговых правонарушениях и является их завершением и результатом. Исполнение решений по делам о налоговых правонарушениях только тогда эффективнее достигает своей цели, когда будут обеспечены и соблюдены исполнения в предшествующих стадиях производства по делам о налоговых правонарушениях.
Следует отметить, что уровень реального исполнения решений по делам о налоговых правонарушениях остается довольно низким. Это свидетельствует о том, что вся предшествующая работа субъектов исполнительного производства (по осмотру истребованию доказательств, выемке доказательств и предметов) практически обеспечивается.
Анализ изученной литературы свидетельствует о внимании ученых в основном к такому виду правоохранительной деятельности, как исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях(И.Н. Зубов, М.В. Лещенко, А.Ю. Якимов и другие).Однако и здесь за пределами административного законодательства и существующей доктрины остались вопросы исполнения иных видов решений по делам об административных правонарушений: о передаче материалов дела в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности, прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действии (бездействии) содержатся признаки преступления; о передаче дела судье и т.д. Поэтому, закрепленные в действующем законодательстве два вида постановлений по делам об административных правонарушениях не отражают действительного разнообразия содержания принимаемых правоприменителями решений и не способствуют обеспечению оптимальных возможностей для реализации целей и принципов производства и по делам о налоговых правонарушениях.
Кроме того, в исполнительном производстве по делам о налоговых правонарушениях появились новые субъекты. Так, принудительное исполнение судебных актов и актов других компетентных органов Российской Федерации возлагается на вновь созданную службу судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации. В современной литературе практика их работы еще не была освящена в достаточной мере.
В этой связи следует отметить, что проблема стадий наиболее полно разработана учеными-административистами (Д.Н. Бахрахом, И.А. Галаганом, А.П. Кореневым, А.П.Шергиным и др.)Как правило, выделяются четыре стадии административного производства:
1) возбуждение дела об административном правонарушении;
2) рассмотрение и разрешение дела по существу;
3) обжалование и пересмотр постановлений органов, должностных лиц по существу дела об административном правонарушении;
4) исполнение постановлений этих органов. 1
Каждая стадия состоит из этапов — группы взаимосвязанных действий.2 В свою очередь, каждый этап состоит из определенных действий.
По мнению ученых-административистов исполнение постановлений по делам об административных правонарушений можно рассматривать в качестве отдельной стадии производства по делам об административных правонарушениях. Все они справедливо отмечают, что исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях является заключительной стадией административно-юрисдикционного производства.3 На этой стадии реализуются примененные меры административного принуждения и вместе с тем достигается выполнение юридическими санкциями их социальных функций. Это предопределяется реальным исполнением наложенных административных взысканий, что в конечном итоге определяет эффективность административно-юрисдикционного процесса.4
Исполнение постановлений о взыскании занимает важное место в системе предпринимательских мероприятий по предупреждению правонарушений вообще и административных и налоговыми правонарушениями в частности. Исполненные меры воздействия выполняют задачи предупреждения лица от совершения им(частное предупреждение), а также другими лицами(общее предупреждение) противоправных деяний. И, наоборот, «неисполнение наложенных взысканий делает совершенно бессмысленной всю процедуру производства по данной категории дел, приводит к дискредитации и подрыву автореферата соответствующих органов государства и должностных лиц».5
Изложенные методологические вопросы в полной мере относятся и к исполнительному производству по делам о налоговых правонарушениях. Вместе с тем оно имеет и свою специфику, суть которой, на наш взгляд, определена следующими составляющими:
а) субъектами, осуществляющими производство;
б) актами, которыми оформляются процессуальная деятельность;
в) процедурой осуществления производства;
г) оперативностью производства.
Правовое назначение исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях состоит в обеспечении фактической реализации решений по делам о налоговых правонарушениях. Следует иметь в виду, что основная роль в этом принадлежит органом и должностным лицам вынесшим решение о взыскании налоговых санкции, поскольку именно на них закон возлагает обязанность обеспечить исполнение налоговых санкций. В этой связи, следует согласиться с мнением С.С. Алексеева, полагающего, что правоприменительный процесс завершается принятием официального документа компетентным органом, содержащим индивидуальное государственно-властное веление по применению права. Подобной точки зрения придерживается И.Я. Дюрягин, указывающий, что применение правовых норм ограничивается принятием решения по делу и, что «объединение действий по вынесению правоприменительных актов с их исполнением не приближает к действительной реализации правовых норм.»6
Поэтому вопросу мы солидарны с М.Я. Масленниковым, указывающего на то, что процесс продолжается и после вынесения постановления(принятия решения) по делу при рассмотрении жалоб граждан и протестов прокуроров на постановления(решения0, принятые в результате рассмотрения дел органами административной юрисдикции первой инстанции, а также при исполнении постановлений(решений),вступивших в законную силу.7
Таким образом, исполнение решений по делам о налоговых правонарушениях только тогда эффективнее достигает своей цели, когда будут обеспечены и соблюдены условия в предшествующих стадиях производства по делам о налоговых правонарушениях.
Решение о взыскании налоговой санкции запускает механизм исполнительного производства, порождая права и обязанности многих субъектов, том числе нарушителя. Субъекта налоговой юрисдикции, органов, исполняющих налоговые санкции и др. Причем выбор исполняющих налоговые санкции определяет и соответствующий вид исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях.
Таким образом, стадия исполнения решения неразрывно связана с остальным стадиями производства по делам о налоговых правонарушениях и является их завершением и результатом. И если решение по делу о налоговом правонарушении вынесено, но не исполнено, производство на всех предшествующих стадиях может остаться безрезультатным и вместо предупредительного может быть противоположный эффект.
Поэтому юрисдикционные органы (должностные лица), наложившие налоговые санкции, обязаны добиваться неуклонного исполнения вынесенных им решений.
Множественность и неоднократность субъектов, осуществляющих производство по делам о налоговых правонарушениях, а также недостаточная нормативная урегулированность, связанная с их полномочиями на разных этапах производства, требует дальнейшего совершенствования «процессуальной» части НК РФ, организации деятельности органов, должностных лиц, осуществляющих исполнение решений по делам о налоговых правонарушениях.8
Исполнение решений по делам о налоговых правонарушениях — неотъемлемая составная часть производства по делам о налоговых правонарушениях. Этот вид правоприменительной деятельности имеет свои функции, нормативную регламентацию, специальные органы.
Как отдельная стадия производства по делам о налоговых правонарушениях она имеет свои характерные основные свойства и особенности. Самостоятельность стадии исполнением решений по делам о налоговых правонарушениях обусловлена конкретностью целей и решаемых задач; определенным кругом субъектов; спецификой налоговых процессуальных форм деятельности субъектов.
Целью исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях является обеспечение фактической реализации мер, предусмотренных налоговыми санкциями. Их применение является одним из средств борьбы с правонарушениями.
Исполнительное производство по делам о налоговых правонарушениях представляет собой совокупность правоприменительных и организационно-технических действий уполномоченных на то субъектов. Этим последовательным действиям необходима соответствующая правовая регламентация их содержания, порядка и сроков осуществления, а также правовых гарантий прав участков исполнительного производства. От совершенства и четкости правоприменительного процесса в конечном итоге зависит социальная эффективность действия всего правового механизма самих правовых норм и процесса их реализации.
По общему мнению, исполнение решений предполагает определенные обязанности органов(должностных лиц), призванных обеспечить его проведение в жизнь, а также тех лиц, в отношение которых оно принято. Законодательство устанавливает порядок исполнения решений, меры по их принудительному исполнению, сроки исполнения.
Анализ нормативных источников и практики свидетельствуют о том, что нет единого порядка исполнения решении по делам о налоговых правонарушениях. Непосредственное их исполнение зависит от органа, должностного лица, уполномоченного исполнить решение па делу о налоговом правонарушении, а также от вида налоговой санкции.
Изучение правовых источников показало, что стадия исполнения решений по делам о налоговых правонарушениях имеет обособленную нормативную регламентацию. Деятельность органов и должностных лиц, участвующих в исполнительном производстве, носит правовой характер и основывается на нормативных предписаниях, а также на решениях по делам о налоговых правонарушениях.
Решение о взыскании налоговой санкции является основным актом налоговой юрисдикции. В исключительном производстве действия по реализации таких актов занимает главенствующее место. Вместе с тем, решение о взыскании налоговой санкции является лишь одним из видов налоговой юрисдикции. Другие виды актов, издаваемых компетентными органами по результатам рассмотрения дел и исполнения решений о взыскании налоговых санкции, также требуют соответствующей нормативной регламентации по их исполнению.
Предмет регулирования исполнительного производства по НК РФ, на наш взгляд, сужен, поскольку оно не сводиться исключительно к исполнению решений о взыскании налоговых санкций, а включает в себя и определенные действия по исполнению иных видов решений. За пределами регламентирования исполнительного производства остались два существенных блока: 1) исполнение иных видов решений о налоговых правонарушениях; 2) исполнение других мер принуждения, принимаемых в процессе производства по делам о налоговых правонарушениях(административное задержание, досмотр, изъятие и др.)
Название и содержание ст.10 НК РФ «Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях», а также Глав 14 «Налоговый контроль» и 15 «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушениях» является соответствующим реальному положению дел. Однако в них не нашли отражения положения, касающихся исполнения таких видов решений, как решение о передаче материалов дела прокурору. Орган предварительного следствия или орган дознания, в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности, другим уполномоченным органом.
По нашему мнению, исполнительное производство по делам о налоговых правонарушениях включает себя и исполнение мер процессуального обеспечения Из следует. Что исполнительное производство по делам о налоговых правонарушениях не исчерпываются ст.10 и Главой 14 НК РФ.
При исполнении решений по делам о налоговых правонарушениях осуществляются не только организационно-технические действия, но и продолжается, как уже отмечалось выше, правоприменительный процесс.
В качестве основных этапов исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях можно выделить:
1.Выделение решения по делу о налоговом правонарушении в силу;
2.Обращение решения к исполнителю;
3.Непосредственное исполнение решения по делу о налоговом правонарушении;
4.Окончание производства по исполнению решения.
Следует отметить, что в НК РФ нет норм, регламентирующих порядок вступления в законную силу решений удов о взыскании налоговых санкций. Вместе с тем, в п.3ст.105 НК РФ указывается, что исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве в РФ. Отсылочность указанной нормы позволяет предположить, что если речь идет о налоговых правонарушениях, то рассматриваемая деятельность , регламентируется нормами КоАП РФ. Таким образом, решения судов о взыскании налоговых санкций вступают в законную силу: а) после истечения срока, установленного для обжалования решения по делу о налоговом правонарушении, если указанное решение не было обжаловано или приостановлено; б) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано; в) немедленно после выполнения не подлежащего обжалованию решения по жалобе.
Между этапами вступления в законную силу решения суда о взыскании налоговых санкций и непосредственно исполнением решения находится этап обращения указанного решения к исполнению. Данный этап, по нашему мнению, представляет совокупность действий органа, должностного лица налоговой юрисдикции по передаче решения по делу о налоговом правонарушении органу, должностному лицу, уполномоченному непосредственно исполнить данное решение.
1 См., напр.: Шергин А.П. Административная юрисдикция. М.,1979.С.90.
2 См.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск,1989.С.136.
3 См.: напр.: Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж. Изд-во Воронежского университета.1990.С.163.
4 См.: Веремеенко И.И., Попов Л.Л., Шергин А.П. Понятие и условия эффективности административных санкций// Правоведение,№-5.1972.С.37.; Бахрах Д.Н. Указ.сог. С.183.
5 Галаган И.А. Административная ответственность в СССР .Изд. Воронежского университета.1976.С.150.
6 См.: Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973.С.50-51.
7 См.: Масленников М.Д. Указ.сог.С.33-35.
8 Здесь имеется в виду наложение п.2.ст.10 НК РФ, указывающее, что производство по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения ведется в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.