Выдержка из текста работы
Современное развитие международного права в области прав человека обычно связывают с принятием основополагающих документов, призванных содействовать становлению и укреплению института прав человека в мире. В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, в 1966 г. — Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Совет Европы проявил заботу о правах человека и в 1950 г. принял Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Сейчас защита прав человека является одной из важнейших задач Совета Европы. Международно-правовая интеграция европейских стран в области прав человека и гражданина оказала большое влияние и на мусульманские страны, которые в 1981 г. приняли Всеобщую исламскую декларацию прав человека.
Следует отметить, что проблема прав человека до сих пор относится к числу малоисследованных, поэтому она привлекала и привлекает внимание многих исследователей. Среди зарубежных ученых, изучающих проблему прав человека, можно выделить Т.К.Хартли, А.Массэ, Р.Шарля, А.Милна, Мана аль-Ктана; среди советских и российских ученых — Ю.Я. Баскина, В.А.Карташкина, Е.А.Лукашеву, Р.А.Мюллерсона, Л.Р.Сюкияйнена, С.В.Черниченко, Д.И. Фельдмана и др. В их работах ясно прослеживается мысль о том, что исторически существуют две основные доктрины прав человека — это международная доктрина и мусульманская. Мусульманская доктрина представляется как составная часть системы международного права и как единая исламская система юридических норм и религиозно-нравственных правил поведения, предписанных Кораном, Сунной и шариатом.
Проблема защиты прав человека является самой насущной как в национальном, так и международном праве. Если международному праву в области прав человека, как известно, уделяется много внимания, то мусульманское право в этой части не получило достаточного места и развития в системе и науке международного права. К сожалению, приходится констатировать также несколько предвзятое отношение к мусульманскому праву со стороны исследователей-международников, что негативно сказывается на объективности анализа и нередко искажает его суть. Это приводит к неверному пониманию роли и значения мусульманского права в области прав человека.
Цель и задачи исследования. Главной целью работы является изучение особенностей международно-правовой системы прав человека и мусульманских стандартов основных прав и свобод человека. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
. Дается исторический обзор становления и развития международно-правовой системы прав человека и мусульманского права.
. Изучаются права женщин в исламе
1.Права человека в Исламе
Общественное мнение и представления об Исламе как религии и многоликом мире Ислама формируются главным образом публикациями о пресловутом "исламском фундаментализме", создающих тенденциозное представление о самих последователях этой второй в мире по числу последователей религии, а также и о системе духовных, моральных и нравственных ценностей исламского общества.
Между тем юридические, социальные и экономические нормы общественной жизни, в том числе и по правам человека, так детально описаны в Коране и основанном на нем мусульманском праве, что могут быть сопоставлены с известными Декларациями и Хартиями. Однако, в силу разных, прежде всего социально-экономических проблем, эти и другие положения мусульманского права не всегда известны рядовым членам общества, даже и в традиционно мусульманских странах. В этом смысле не приходится и говорить о государствах Центральной Азии, где в совсем еще недавнем прошлом всеобщая правовая безграмотность населения искусственно культивировалась и вытекала из правового нигилизма и произвола тоталитарного государства. Тенденция эта, к великому сожалению и поныне не изжита в странах региона, где религия Ислам стала одним из факторов политической жизни. Сохраняющийся контроль госструктур за информационными процессами, низкая политическая активность населения, в массе своей не знающего и не интересующегося даже и своими конституционными правами, делают возможными неблаговидные спекуляции на тему Ислама как официальной пропаганды, так и различных экстремистских группировок, прикрывающихся исламскими лозунгами ради достижения своекорыстных и от религии далеких, целей. Отчасти и этим вызвано намерение редакции поднять на своих страницах тему прав человека в Исламе.
ВСЕОБЩАЯ ИСЛАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Принята по иициативе Исламского Совета Европы и зачитана 19 сентября 1981 года в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО генеральным секретарем Исламского Совета г-ном Салемом
. Права и свободы личности — критерий цивилизованности стран современного мира
Глубокие перемены, происходящие в мире под воздействием нового политического мышления, выдвигают на передний план, как самую высокую ценность личность, ее потребности, интересы, ее права и свободы (см. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, а также Пакты о социальных, экономических, политических и культурных правах 1966 года.) критерием цивилизованности стран современного мира.
Стремление, а иногда даже и опережение в следовании этим ценностям наблюдается и в афро-азиатских развивающихся странах, что объясняется не только широким распространением здесь религии ислама, но и ее спецификой, обусловливающей значительное мусульманское влияние на государство, право, политико-правовое сознание.
. Теоретические основы исламской концепции прав человека
В исламе концепция прав человека строится на убежденности в том, что всевышний, и единственно он, является автором закона и источником прав человека . Права человека, дарованные всевышним, не могут в силу своего божественного происхождения быть сокращены или упразднены какой бы то ни было правящей группой.
Подчинение божественной воле пронизывает и разрабатываемые мусульманской юриспруденцией проблемы соотношение частного и публичного права, оценку поступков людей, субъективных прав и юридических обязанностей.
Статус мусульманина, основанный прежде всего на подчинении его воле Аллаха, включает две взаимосвязанные стороны: его обязанности как верующего и одновременно, сбалансированные права и обязанности, как участника мирских отношений таким образом статус личности в ортодоксальном исламе определяется посредством норм не только права, но и религии.
. Шариат об отдельных правах и свободах человека
Исходя из принципа верховенства шариата, мусульманские юристы выделяют около 70 стихов Корана (которые детальным образом истолкованы в книгах авторитетных юристов являющихся так же источникам права), посвященных правам и обязанностям человека. Считается, что в их основе лежат такие начала, как достоинство и свобода человека, равенство и справедливость.
Исключительность статуса личности по мусульманскому праву обуславливается содержанием и природой права на безопасную и достойную жизнь, свободу совести и вероисповедания, свободу мнения, права собственности, социальных прав.
По сравнению с выше перечисленными, относительно других конкретных прав (напр. свобода передвижения, неприкосновенность жилища, тайна частной жизни), расхождения в юридическом содержании между европейскими и современными исламскими представлениями значительно меньше, о чем свидетельствует и сопоставление международных актов с принятыми мусульманскими странами документами, (Исламская декларация прав человека 1990 г.) закрепляющими все основные международные права и свободы человека, хотя и ставя их в зависимость от норм шариата.
. Исламский и либеральный подходы к правам человека: противостояние и диалог
Специфика исламской концепции прав человека заключается в:
Верховенстве прав человека, основанных на шариате, по отношению к государственным законам или международно-правовым акта.
Слитности правосознания с нормами, готовностью мусульман соблюдать последние без вмешательства государства и особого аппарата принуждения, что обуславливает глубокие различия на уровне принципиальных подходов к пониманию правового статуса личности и характера отношений индивида с властью.
Деление всех нормативных предписаний шариата по степени определенности на три группы позволяет, сбалансировано сочетать обе тенденции.
Учитывая специфику понимания прав человека в мусульманском мире и на Западе важно, чтобы эти различия воспринимались не как препятствие на пути взаимодействия и сотрудничества различных культур, а как повод для обмена мнениями, сопоставления, диалога и сбалансированного обогащение практики реализации прав человека.
.Права женщин в исламском праве <#»justify»>Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М.: ТОО "ИВАН", 1993.-32 с.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) // Права человека. Сборник международных документов / Сост. Л.Н.Шестаков М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 36 — 47.
Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. М.: Юристъ,2008.-416 с.
Блищенко И.П. Международное и внутригосударственное право. М., 2000.-209 с.
Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1999. — 352 с.
Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Междунар. отношения, 1991. — 216 с.
Иванов Ю.М. Восток методологические этюды. — М.: ТЕИС, 2008. -127 с.
Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.- 475 с.
Кнапп В. Крупные системы права в современном мире // Сравнительное правоведение. Сб. статей.-М., 1998.-С. 86- 118.
Конституции государств Ближнего и Среднего Востока. М., 1956. -256 с.
Массэ А. Ислам: Очерк истории. М.: Наука, 2002. — 191 с.
Муромцев Г.И. Ислам и мусульманское право в странах социалистической ориентации // Мусульманское право. М., 2004. -С. 59-76.
Онан Э.С. Ислам и конституционное строительство в странах Востока // Мусульманское право. М., 2009. — С. 105 — 120.
Саидбаев Т.С. Ислам: история и современность. М.: Знание, 2005. — 64 с.
Сюкияйнен Л.Р. Ислам и конституционный статус личности в странах Зарубежного Востока // Правовое положение личности. Сб. статей. М.: "Наука", 2007. — С. 28 — 51.
Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право. М., 2004. — С. 38 — 48.