Содержание
Введение3
1. Инвестиционный налоговый кредит как инструмент государственной поддержки организации6
1.1. Понятие и механизм предоставление инвестиционного налогового кредита6
1.2. Анализ современной ситуации использования инвестиционного налогового кредита в России14
2. Проблемы и перспективы развития инвестиционного налогового кредита в России18
2.1. Преимущества и недостатки предоставления инвестиционного налогового кредита18
2.2. Меры по решению проблемы23
Заключение26
Список использованных источников29
Выдержка из текста работы
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой один из главных инструментов экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально-экономические параметры страны.
Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития страны.
Эффективная экономика страны требует наличия развитой системы государственного налогового контроля, который является системой организационно-правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления [12, с. 3].
Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Этому налогу всегда отводилось значительное место в формировании доходов бюджетов субъектов федерации. До 2002 года налог на доходы физических лиц в качестве незначительной доли поступал в доходы федерального бюджета. С 2002 года НДФЛ в полном объеме поступает в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Так, НДФЛ занимает значительную долю в формировании консолидированного бюджета Иркутской области, находясь на втором месте после налога на прибыль организаций, и составляет 32,4 % [13].
Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи:
– обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней;
– регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан;
– стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения.
Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами [9, с. 198].
С 1 января 2001 года доходы физических лиц облагаются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. II гл. 23) [2].
Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов — в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.
Выбранная тема актуальна в связи с тем, что на данный момент перед налоговыми органами стоит серьезная проблема — контроль над полнотой, своевременностью и правильностью взимания налогов и его совершенствование. Особенности применения механизма налогового контроля, а также его роль в обеспечении формирования налоговой составляющей доходной части бюджета, делают рассмотрение механизма налогового контроля особенно актуальным в настоящее время.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть понятие налоговой декларации по НДФЛ, как действенного инструмента контроля за доходами физических лиц.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и особенности налогового контроля.
2. Изучить, как происходит государственная регистрация и учет налогоплательщиков — физических лиц.
3. Раскрыть суть понятия налоговой декларации по НДФЛ.
4. Рассмотреть порядок внесения изменений в налоговую декларацию.
5. Определить, какой ответственности подлежит налогоплательщик за непредставление налоговой декларации и неуплату налога.
Данная курсовая работа написана на основе кодифицированных нормативно-правовых актов, наиболее важным из которых является Налоговый кодекс РФ. А так же в работе использовались Федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы ФНС РФ. В написании работы помогли учебные пособия по направлениям: налогообложение физических лиц, налоговый контроль, организация и методы налоговых проверок. Статистический материал был представлен на сайте Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДОХОДАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие и особенности налогового контроля
Прежде чем раскрыть содержание понятия «налоговый контроль», необходимо определить значения, в которых употребляется термин «контроль».
В научных исследованиях термин «контроль» используется в нескольких значениях:
функция, метод, форма деятельности органов управления;
совокупность приемов и методов, применяемых органами управления;
завершающая стадия процесса управления;
форма обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о состоянии управляемого объекта;
система наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта.
Управление осуществляется в различных сферах общественных отношений, в том числе в сфере финансов. Финансы — система экономических отношений, связанных с созданием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Налоговый контроль традиционно рассматривается как часть финансового контроля, охватывающего сферу образования, распределения и использования денежных фондов.
Финансовый контроль — это контроль законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах [2].
Государственный налоговый контроль — это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий формирования денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины, а также совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.
Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Налоговый контроль — завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета [11, с. 16].
Контрольная деятельность государства ориентирована на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключается или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства, что является конечной (стратегической) целью налогового контроля.
Основная стратегическая цель налогового контроля конкретизируется в следующих задачах:
– обеспечение правильности исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет;
– обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства;
– предупреждение нарушений налогового законодательства;
– возмещение ущерба. причиненного государству в результате налогового законодательства [11, с. 22].
Элементами налогового контроля являются:
– законодательство о налогах и сборах;
– субъекты налогового контроля;
– объекты налогового контроля;
– порядок (процедура) налогового контроля;
– инструменты организации и обеспечения налогового контроля [12, с. 40].
Субъектами налогового контроля являются федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, таможенные органы и органы внебюджетных фондов.
Объектом налогового контроля выступают налоговые отношения между плательщиками (юридическими и физическими лицами) и налоговыми органами по поводу законности, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней.
Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных отношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами. Государству таких масштабов, как Российская Федерация, потребовалась единая система государственных органов, специализирующаяся на осуществлении оперативного и систематического контроля в сфере налогообложения [9, с. 216].
Налоговый кодекс в числе участников налоговых отношений (ст. 9 НК РФ) определяет закрытый перечень различных государственных органов:
1. Федеральная налоговая служба и ее подразделения в Российской Федерации (налоговые органы).
2. Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения (таможенные органы).
3. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой (сборщики налогов и сборов).
4. Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (финансовые органы).
5. Органы государственных внебюджетных фондов [2].
Однако в соответствии со ст. 82 НК РФ только налоговые органы и таможенные органы наделены полномочиями по проведению налогового контроля во всех его формах [2].
Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации [9, с. 217].
Инструментами организации и обеспечения налогового контроля являются:
– государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей;
– учет организаций и физических лиц;
– ведение различных информационных баз данных;
– налоговые проверки;
– ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
– взыскание задолженности в бюджет;
– применение санкций и другие [12, с.41].
Форма налогового контроля — это способ организации контрольных действий. По смыслу ст. 82 НК РФ формой налогового контроля является комплекс мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе в отношении всех подлежащих налоговому контролю субъектов, который включает:
налоговые проверки;
получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
проверка данных учета и отчетности;
осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов;
другие формы [2].
Налоговая проверка является формой налогового контроля, которая имеет самостоятельное значение. Что касается получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, а также осмотра и обследования помещений и территорий, то их трудно назвать самостоятельными формами налогового контроля, поскольку они осуществляются в рамках камеральной или выездной проверки и не могут использоваться обособленно от нее.
С одной стороны, НК РФ предусматривает открытый перечень форм налогового контроля: наряду с перечисленными там формами допускается использование других.
С другой стороны, в качестве самостоятельных форм налогового контроля можно использовать лишь те, которые установлены законом (ст. 1 НК РФ). Согласно ст. 86 и п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов только в формах, предусмотренных НК РФ [2].
Применение каких-либо иных форм налогового контроля может привести к нарушению прав налогоплательщика и к признанию действий соответствующих органов незаконными, а также к отмене соответствующих положений нормативных актов.
1.2 Государственная регистрация и учет физических лиц, как налогоплательщиков
При осуществлении налогового контроля налоговые органы осуществляют целый комплекс мер:
– регистрацию и учет налогоплательщиков;
– прием и обработку отчетности;
– учет налоговых поступлений и начисленных сумм, а также задолженности;
– контроль своевременного поступления платежей;
– камеральные и выездные налоговые проверки;
– производство по делу о налоговом правонарушении;
– реализацию материалов налоговых проверок;
– анализ эффективности администрирования на всех уровнях управления.
1.2.1 Государственная регистрация физических лиц — индивидуальных предпринимателей
Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», введенному в действие с 1 июля 2002 г. (далее Закон № 129-ФЗ), государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти [4].
В соответствии с данным Законом были внесены изменения в ГК РФ и другие нормативные правовые акты. Так, согласно новой редакции ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе [1].
В качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию, было выбрано Министерство РФ по налогам и сборам (постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319) [5]. В министерстве эту функцию выполнял Департамент регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков. Налоговые органы обладали опытом учета налогоплательщиков — ведения единого для всех уровней информационного ресурса — Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее — ЕГРН).
В новой редакции вышеназванный Закон № 129-ФЗ имеет название «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Он вступил в силу с 1 января 2004 г. До этой даты МНС России осуществлял регистрацию только юридических лиц [4].
Таким образом, в настоящее время в сферу действия Закона № 129-ФЗ включаются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях [11, с. 73].
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей (ИП) проводится на основании документов, представленных заявителем (только лично лицом, желающим приобрести статус Индивидуального предпринимателя).
Перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган, приведен в ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ. В большинстве случаев их только три:
заявление о государственной регистрации;
копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
документ об уплате государственной пошлины [4].
В ряде случаев должны быть представлены копии документов, удостоверяющие дату и место рождения, право временно или постоянно проживать в России, адрес местожительства. Дополнительные документы предоставляются также для несовершеннолетних физических лиц [11, с. 84].
В соответствии с п. 2 ст. 22.1 Закона № ФЗ-129 верность копий документов должна быть подтверждена нотариально [4].
Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В соответствии со ст. 4 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган должен вести ЕГРИП [4].
Моментом государственной регистрации является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРИП. Каждой записи в ЕГРИП присваивается государственный регистрационный номер, который состоит из 15 цифр.
Не позднее одного рабочего дня с момента регистрации регистрирующий орган должен выдать заявителю или направить по почте документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в ЕГРИП. Налоговый орган выдает заявителю решение о государственной регистрации, Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и Свидетельство о внесении записей в ЕГРИП.
В течение пяти рабочих дней с момента регистрации регистрирующий орган должен представить сведения о регистрации в иные государственные органы (внебюджетные фонды, органы статистики) [11, с. 85].
В ЕГРИП должны содержаться следующие сведения об ИП:
– фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства в РФ, данные документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, иностранного гражданина, лица без гражданства;
– дата государственной регистрации в качестве ИП, дата и способ прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
– сведения о лицензиях, полученных ИП;
– ИНН;
– коды по ОКВЭД;
– сведения о регистрации ИП в качестве страхователя в социальных фондах;
– сведения о банковских счетах ИП.
При изменении перечисленных сведений (кроме сведений о лицензиях) предприниматель обязан сообщить об этом в регистрирующий орган в трехдневный срок. При внесении изменений в связи с переменой места жительства налоговая инспекция пересылает дело по новому месту жительства.
Отказ в государственной регистрации допускается только в следующих случаях:
1) если представлен неполный комплект документов;
2) если документы представлены не в надлежащий регистрирующий орган;
3) если за государственной регистрацией обратилось физическое лицо, уже зарегистрированное в таком качестве;
4) если за государственной регистрацией обратилось физическое лицо, в отношении которого не истек срок со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным, в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве ИП;
5) если в отношении физического лица не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью [11, с.86].
Содержащиеся в ЕГРИП сведения являются открытыми, за исключением паспортных и других персональных данных. Данное ограничение не применяется в отношении предпринимателей, являющихся учредителем какой-либо организации.
Информация из ЕГРИП предоставляется за плату, если иное не установлено законом. Сведения должны быть представлены в течение пяти дней со дня получения запроса. Отказ в предоставлении сведений не допускается (за исключением персональных данных).
Обязанности государственных органов по представлению информации для ведения ЕГРН установлены в ст. 85 НК РФ [2].
1.2.2 Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах
Учет налогоплательщиков — явление такое же древнее, как и сами налоги. Учет — одно из основных условий, базовая предпосылка осуществления государственными налоговыми инспекциями контроля своевременного внесения налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
В настоящее время учет необходим в первую очередь в целях наиболее полного выполнения бюджетного и налогового законодательства. Таким образом, в отличие от государственной регистрации учет налогоплательщиков преследует, прежде всего, фискальные цели. Наряду с фискальной функцией учет выполняет и социальную функцию. Сведения о доходах физических лиц используются, например, в целях проведения адресной социальной политики (выплат пособий семьям, имеющим детей) [11, с.87].
Налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков (ст. 32 НК РФ) [2]. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение обязанности по уплате налога.
В настоящее время постановка на учет (снятие с учета) осуществляется на основе сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и ЕГРИП, а также сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ [2].
Физические лица встают на учет по месту жительства, месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям.
Если для ИП постановка на учет является обязанностью, то в отношении граждан, не являющихся ИП, постановка их на учет возложена, прежде всего, на налоговые органы и другие органы, обязанные представлять в установленном порядке сведения. В отношении граждан, не являющихся ИП, постановка на учет связана с наличием обстоятельств, с которыми закон связывает уплату налогов [12, с. 172].
Место жительства — адрес, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством (ст. 11 НК РФ) [2].
Помимо учета по месту жительства физические лица подлежат постановке на учет по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. О постановке на учет гражданина по данному основанию налоговые органы обязаны его уведомить.
К индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 11 НК РФ) [2].
Постановка на учет ИП в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве ИП.
Для постановки на учет физического лица и внесения сведений в ЕГРН используется выписка из ЕГРИП по форме, установленной Правилами ведения ЕГРИП (постановление Правительства от 16.10.2003 № 630) [6].
Налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве ИП, обязан осуществить постановку его на учет с присвоением ИНН и внести сведения в ЕГРН не позднее пяти дней со дня представления документов для государственной регистрации [12, с. 173].
В тот же срок ИП выдаются следующие документы:
1) свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;
2) уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве ИП.
Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории РФ является документом, подтверждающим присвоение ИНН.
Уведомление является документом, подтверждающим постановку на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства в качестве налогоплательщика — индивидуального предпринимателя.
В случае прекращения деятельности в качестве ИП снятие с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП, с последующим уведомлением физического лица о снятии его с учета [12, с. 174].
Постановка на учет частных (занимающихся частной практикой) нотариусов, а также частных адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (эти категории физических лиц в настоящее время относятся к налоговым агентам), осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами юстиции, выдающими лицензии на право осуществления нотариальной деятельности, и советами адвокатских палат субъектов РФ в течение пяти дней со дня поступления сведений в налоговый орган (п. 6 ст. 83 НК РФ) [2].
Налоговый орган по месту жительства частного нотариуса, а также адвоката, учредившего адвокатский кабинет, в этот же срок выдает Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории РФ и Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства, которое подтверждает его постановку на учет в качестве налогоплательщика — частного нотариуса или адвоката.
Снятие с учета частного нотариуса и адвоката также осуществляется на основании сведений от указанных органов о прекращении полномочий частного нотариуса, статуса адвоката, путем внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Остальные физические лица (не относящиеся к индивидуальным предпринимателям) ставятся на учет налоговыми органами по месту жительства на основании имеющейся у них информации, получаемой от различных органов, поименованных в ст. 85 НК РФ (органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния) [2]. Постановка на учет осуществляется в течение пяти дней со дня поступления сведений в налоговый орган.
Постановка на учет (снятие с учета) по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимости и транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых: органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств; органами, уполномоченными совершать нотариальные действия, и частными нотариусами, о нотариальном: удостоверении права на наследство и договоров дарения, — в течение пяти дней со дня поступления сведений в налоговый орган с последующей выдачей уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе [11, с. 96].
Таким образом, процедуры налогового контроля являются эффективными инструментами контролирования доходов налогоплательщиков. Формы налогового контроля, учет и регистрация налогоплательщиков играют большую роль в формировании доходов государства, так как с помощью них налоги перечисляются в бюджеты всех уровней в полном объеме.
2. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НДФЛ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
2.1 Налоговая декларация по НДФЛ
Физические лица — налогоплательщики, на которых Налоговый кодекс РФ возложил обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц, должны составлять и представлять в налоговый орган декларацию о своих доходах [10, с. 140].
В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога [2].
Налоговую декларацию предоставляют:
– индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, — по доходам от предпринимательской деятельности;
– нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, — по доходам, полученным от такой деятельности;
– физические лица — по доходам, полученным ими от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, независимо от размера полученных в данном случае сумм;
– физические лица — исходя из сумм вознаграждений, полученных от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основании заключенных между ними гражданско-правовых договоров или договоров аренды любого имущества;
– физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, которые получили в истекшем налогом периоде доходы из источников находящихся за пределами России, — исходя из сумм этих доходов;
– физические лица, получившие выигрыши от игры в лотерею, на тотализаторе или других основанных на риске играх, исходя из сумм выигрышей независимо от их размера;
– физические лица, получившие другие доходы, налог по которым не был удержан при их выплате налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов.
Помимо обязанности представлять в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц, установленной Налоговым кодексом РФ для вышеперечисленных категорий плательщиков, физические лица — налогоплательщики имеют право добровольно подать декларацию по налогу для получения:
– стандартных налоговых вычетов, если они не были предоставлены или предоставлены в меньшем размере налоговым агентом в течение налогового периода;
– социальных налоговых вычетов;
– имущественных налоговых вычетов в части имущественных вычетов;
– профессиональных налоговых вычетов [10, с. 141].
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком (абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ) [2].
Декларация по налогу на доходы физических лиц должна быть представлена налогоплательщиком в территориальный налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Если этот срок приходится на нерабочий день, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день [2].
Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства (п. 2 ст. 229 НК РФ) [2].
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 НК РФ [2].
Декларация представляется в налоговый орган лично на бумажном носителе либо на дискете с приложением экземпляра декларации или отправляется по почте (п. 3 ст. 80 НК РФ). При отправке по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения [2].
Расчет налога на доходы физических лиц, его уплату и представление декларации в налоговый орган налогоплательщик может производить не только лично, но и через уполномоченных или законных представителей.
Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои действия согласно п. 3 ст. 29 НК РФ на основании нотариально удостоверенной доверенности [2]. Например, в таком порядке организация может производить исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с сумм материальной выгоды, полученной работником в результате отношений с работодателем.
Законные представители налогоплательщиков — физических лиц действуют без специальных полномочий на основании соответствующих документов. Например, родители при участии в налоговых отношениях являются законными представителями своих детей. Подтверждающие документы в этом случае — копия свидетельства о рождении ребенка [10, с. 142].
Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации. Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации). При этом к налоговой декларации прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации [12, с. 116].
Декларация по налогу на доходы физических лиц составляется и подается в налоговые органы по форме, разрабатываемой и утверждаемой Федеральной налоговой службой России.
Так, Приказом Федеральной налоговой службы от 25 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/654@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)» были утверждены форма налоговой декларации 3-НДФЛ и порядок ее заполнения. Декларация по форме 3-НДФЛ, утвержденная настоящим приказом, представляется в налоговые органы, начиная с налогового периода 2010 года. Порядок заполнения декларации по форме 3-НДФЛ представлен в Приложении № 2 данного приказа [7].
В декларации физическое лицо должно указать все данные, необходимые для исчисления налога на полученные им за прошедший налоговый период доходы. В налоговой декларации по форме 3-НДФЛ приводятся следующие основные показатели:
– персональные данные на налогоплательщика — фамилия, имя, отчество, гражданство, адрес, ИНН и т.д.;
– суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату из бюджета;
– заполняются разделы, где производятся расчеты налоговой базы и сумм налога на доходы физических лиц, облагаемые по различным ставкам;
– производятся расчеты сумм налоговых вычетов (стандартных, социальных, профессиональных, имущественных);
– приводится расчет налоговой базы по операциям с ценными бумагами;
– другие показатели.
К декларации должны быть приложены документы, подтверждающие право налогоплательщика на вычеты, а также справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ [10, с. 142].
Вместе с декларацией 3-НДФЛ подается декларация 4-НДФЛ. Декларация формы 4-НДФЛ подается с целью указания суммы предполагаемого дохода, определяемого налогоплательщиком, на основании которой налоговым органом производится расчет сумм авансовых платежей по налогу на доходы на текущий налоговый период.
Декларация формы 4-НДФЛ заполняется физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, в следующих случаях:
1) появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком (п. 7 ст. 227 НК РФ) [2].
2) значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщики обязаны представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей по налогу на доходы на текущий год по ненаступившим срокам уплаты (п. 10 ст. 227 НК РФ) [2].
Форма декларации 4-НДФЛ утверждена Приказом Федеральной налоговой службой от 27 декабря 2010 г. № ММВ-7-3/768@ «Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)». Форма налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ) представлена в Приложении № 1 к Приказу. Порядок заполнения и формат налоговой декларации 4-НДФЛ представлены в Приложениях № 2 и № 3 [8].
налог государственный регистрация декларация
2.2 Внесение изменений в налоговую декларацию
В соответствии со п. 1 ст. 81 НК РФ налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в случае обнаружения в поданной им налоговой декларации следующих фактов:
– неотражения сведений;
– неполноты отражения сведений;
– ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате [2].
В случае если указанные факты не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока [2].
Если уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган:
– до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации;
– после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности только в том случае, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, при водящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Если уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, при водящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой про верки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога [12, с. 117].
Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет (п. 6 ст. 81 НК РФ) [2].
В соответствии с п. 7 ст. 81 НК РФ уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога [2].
2.3 Ответственность за непредставление налоговой декларации и неуплату налога
За непредставление декларации в случаях, когда налогоплательщик обязан был это сделать, ст. 119 НК РФ предусматривает штраф в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей [2].
Кроме штрафа за непредставление декларации НК РФ предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога. В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченных сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенных умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 % неуплаченных сумм налога [2].
Неуплата большой суммы налога образует состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ (далее УК РФ).
Согласно п. 1 ст. 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года [3].
То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет (п.2 ст. 198 УК РФ) [3].
При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 000 рублей. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 000 000 рублей [3].
Предоставление налоговых деклараций по формам 3-НДФЛ и 4-НДФЛ помогает налоговым органам определить величину доходов налогоплательщиков, сумму налога, а так же выявить нарушителей законодательства о налогах и сборах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговый контроль как особый вид деятельности специально уполномоченных органов является одним из наиболее важных условий существования налоговой системы.
Необходимость усиления контрольных функций государства в современной России обусловливается достаточно низким уровнем финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, многочисленными факторами расхищения государственных средств и коррупции, огромными масштабами отмывания денег и утечки капитала за рубеж.
Эти объясняется необходимость применения строгих требований налогового законодательства к хозяйствующим субъектам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.
В ст. 82 НК РФ дано понятие налогового контроля. Под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Субъектами налогового контроля являются федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, таможенные органы и органы внебюджетных фондов. Объектом налогового контроля выступают налоговые отношения между плательщиками (юридическими и физическими лицами) и налоговыми органами по поводу законности, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Основной формой проведения налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговые проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа (камеральные налоговые проверки) и по месту нахождения налогоплательщика (выездные налоговые проверки).
В рамках налогового контроля проводится государственная регистрация и учет налогоплательщиков — физических лиц. Государственной регистрации подлежат физические лица в качестве ИП. Учет налогоплательщиков — физических лиц происходит по месту жительства, месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям. ИП встают на учет в налоговый орган по месту своего жительства. Сведения о государственной регистрации ИП содержаться в ЕГРИП. Данные о физических лицах, в том числе ИП, при постановке на учет в налоговый орган заносятся в ЕГРН. При государственной регистрации и учете налогоплательщиков им присваивается ИНН.
Декларирование доходов физических лиц в рамках НДФЛ является одним из инструментов организации и обеспечения налогового контроля в РФ. НДФЛ — это федеральный прямой налог, представляющий изъятие части дохода физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.
Место НДФЛ в налоговой системе определяется следующими факторами:
– является личным налогом, т.е. его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
– в большей степени отвечает основным принципам налогообложения — всеобщности, равномерности и эффективности;
– относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
– основной способ взимания — у источника выплаты дохода — является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет [9, с. 196].
Налоговая декларация по НДФЛ представляет собой письменное заявление налогоплательщика о своих доходах. Декларацию обязаны подавать физические лица и ИП. Кроме этого налоговую декларацию физические лица и ИП могут подать для получения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных вычетов.
Декларация по налогу на доходы физических лиц должна быть представлена налогоплательщиком в территориальный налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Декларация по НДФЛ составляется и подается в налоговые органы по форме, разрабатываемой и утверждаемой ФНС России. Приказом ФНС России утверждена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ. Декларация представляется в налоговый орган лично на бумажном носителе либо на дискете с приложением экземпляра декларации или отправляется по почте.
Изменения в налоговую декларацию вносятся с помощью подачи уточненной налоговой декларации в случаях6
– неотражения сведений;
– неполноты отражения сведений;
– ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
За непредставление налоговой декларации в налоговый орган НК РФ устанавливает ответственность в виде штрафа. Кроме ответственности за непредставление налоговой декларации НК РФ предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в крупном и особо крупном размерах путем непредставления налоговой декларации образует состав преступления, предусмотренного УК РФ. За данное преступление предусматривается ответственность в виде штрафа, ареста и лишения свободы.
Таким образом, налоговая декларация служит одной из форм установления величины подлежащего уплате налога и контроля за уплатой налога со стороны налоговых органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, с изменениями на 19 октября 2011 года. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10164072/, (дата обращения: 25.11.2011, 19:20).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, с изменениями на 7 ноября 2011 года. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10900200/,.
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, с изменениями на 7 ноября 2011 года. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10108000/, (дата обращения: 25.11.2011, 19:00).
4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12123875/, (дата обращения: 25.11.2011, 19:25).
5. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/ 12126787/, (дата обращения: 25.11.2011, 19:35).
6. О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 630. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12132953/, (дата обращения: 25.11.2011, 19:37).
7. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ): Приказ Федеральной налоговой службы от 25 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/654@. — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12181561/, (дата обращения: 28.11.2011 года, 19:31).
8. Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ): Приказ Федеральной налоговой службы от 27 декабря 2010 г. N ММВ-7-3/768@ — Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12183393/, (дата обращения: 5.12.2011 года, 20:31).
9. Косарева Т.Е. Налогообложение организаций и физических лиц: учебник. — 7-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 239 с.
10. Косов М.Е. Налогообложение физических лиц: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 367 с.
11. Нестеров Г.Г. Налоговый контроль: Учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 384 с. — (Высшее экономическое образование).
12. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие. — 2-е изд., допол. и перераб. / Под ред. Проф. А. Н. Романова. — М.: Вузовский учебник, 2009. — 334 с.
13. Аналитическая записка о поступлении в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и иных обязательных платежей по Иркутской области за январь — октябрь 2011 года: Сайт Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области. URL: http://www.r38.nalog.ru/statistic/pn38/, (дата обращения: 30.11.11, 21:53).
Размещено на