Содержание
Введение3
1.Инвестиции и их место в экономической системе6
Инвестиции. Определение6
Виды инвестиций8
Роль инвестиции в развитии экономики11
2.Инвестиции в Российской Федерации14
Общий обзор14
Региональная инвестиционная политика20
Инвестиционный фонд, как инструмент
государственной инвестиционной политики24
2.4Инвестиции в Челябинской области26
2.5Значение ПИФов, ОФБУ для инвестиционной политики29
Заключение33
Список использованной литературы35
Выдержка из текста работы
Финансовый рынок занимает важное место в экономике страны. Ведь от состояния финансового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики.
Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями).
В первую очередь такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля.
Для нормального развития экономики как на макро-, так и на микроуровне необходим постоянный приток средств (инвестиционных ресурсов). В условиях рыночной экономики объем, и структура привлекаемых в экономику инвестиций непосредственно зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.
В России начала XXI века существуют все атрибуты научно-технического развития, которое могло бы дать социально-экономический эффект инновационного развития. Наша страна обладает наукой, образованием, промышленностью, вошла в координаты информационного общества Кулькин А. Инфраструктура технологического развития России: состояние, становление, перспективы // Инвестиции в России. — 2011. — N 3. -С. 12-14.
В условиях усиления процессов глобализации происходит и процесс усиления конкуренции за иностранные инвестиции. Учитывая тот факт, что правительство нацелено на модернизацию, Россия нуждается в инвестициях, без них осуществить процесс модернизации практически невозможно.
Наша страна в последнее время пытается привлечь иностранные инвестиции в свою экономику, этому вопросу уделяется огромное внимание первых лиц государства. Есть существенный прогресс, многие компании уже изъявили желание инвестировать в Сколково, многие автомобильные гиганты уже построили или собираются строить заводы в России, однако в целом Россия, увы, пока проигрывает в борьбе за иностранные инвестиции другим странам.
Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. Приток иностранного капитала способствует значительному спросу на активы.
Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.
По отношению иностранных инвесторов к работе на российском рынке можно судить о состоянии инвестиционного климата в России. В отличие от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении инвестиций.
1. Оценка инвестиционного климата в России
Инвестиционный климат (англ. investment climate) — совокупность экономических, политических, правовых, финансовых и других условий для инвестиций на определённой территории. В условиях глобальной конкуренции за финансовые ресурсы создание благоприятного инвестиционного климата является главным условием привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику. Уровень инвестиций в страну является определяющим фактором её дальнейшего экономического роста и конкурентоспособности в быстроменяющемся мире. Будущее принадлежит странам, которые создадут наиболее благоприятные условия и стимулы для осуществления эффективных инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры, создание новых и модернизацию существующих предприятий, расширение масштабов их деятельности, освоение новых рынков и активное участие в глобальной конкуренции. Инвестиционный климат может быть присущ не только обладающим суверенитетом странам, но и их составным частям, имеющим возможность регулировать условия для инвестиций на своей территории. Инвестиционный климат также зависит от деловой репутации страны и её экономических субъектов, социальной ситуации, предпринимательских традиций и ценностей общества Пудовкин А. Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и посткризисное развитие // Мировое и национальное хозяйство. — 2010. — №2(13). — С. 27-30.
Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала в данной стране, то есть условия для осуществления в ней инвестиций. Понятие инвестиционного климата охватывает целый комплекс условий: макро и микроэкономические, социальные, политические, степень развития предпринимательской среды, степень бюрократизации общества, условия правового регулирования, система защиты прав собственности, степень развития общественных институтов, совершенство налоговой системы, наличие административных барьеров, ёмкость внутреннего рынка и так далее. В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность страны, с точки зрения соотношения будущей прибыли и возможных рисков. Оценивается инвестиционный климат с точки зрения двух основных групп инвесторов: кредиторов, то есть тех, кто намеревается дать в долг посредством предоставления кредита напрямую или же покупки облигаций и инвесторов, то есть тех, кто планирует вложить капитал в частный бизнес путем создания предприятия, покупки уже существующей компании или части ее акций. Количественной оценкой инвестиционного климата служит рейтинг, выставляемый по той или иной методики одним из рейтинговых агентств. К наиболее авторитетным международным рейтинговым агентствам относятся: Moody’s, Fitch, Standard & Poor’s, Euromoney, HIS Global Insight, Business Environment Risk Intelligence, A.T. Keareney, The Economist Intelligence Unit, и Political Risk Services Group.
По данным публикации UNCTAD The World Investment Report 2009, 2007-й год был отмечен историческим рекордом по осуществлению прямых зарубежных инвестиций — всего в мире было осуществлено капиталовложений на 1,98 триллиона долларов США. А далее последовал кризис, который, конечно же, сопровождался заметным сокращением прямых зарубежных инвестиций. По мнению аналитиков, докризисный объем инвестиций мир сможет увидеть не раньше 2014 года.
Анализ инвестиционного рейтинга РФ был осуществлен на основе данных агентства A.T.Kearney FDI Confidence Index. Он составляется на основе опроса руководителей 1000 крупнейших компаний мира об их намерениях осуществлять прямые инвестиции в ту или иную страну в ближайшие один-три года. Данный опрос осуществляется по 60 странам мира, а вероятность инвестирования руководители оценивают от 0 до 3. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что рейтинг FDI Confidence Index отражает реально движение капитала. В 2010 году Россия занимала лишь 18-ю строчку с показателем 1,24, в 2012 поднялась на 12 строчку с показателем 1,39 (Приложение 1). Что касается исторического анализа, то как и в случае с кредитным рейтингом, своего пика инвестиционный рейтинг РФ достиг в предкризисном 2007 году и составил 1,7. При этом России удалось занять 9-ое место. А наилучшим результатом является 6-ое место РФ, полученное в 2005 году с показателем 1,34. Стоит также отметить, что в данном рейтинге с 2003 года лидерство удерживает Китай, сохраняя за собой первую позицию на протяжении 9 лет подряд.
Безусловно, наша страна заинтересована в капиталовложениях извне, в привлечении опытных предпринимателей, и они, в общем-то, не обходят её стороной. Президент Владимир Владимирович Путин констатировал, что «всё больше иностранных инвесторов выбирают российскую экономику, её биржевые площадки для приложения своих капиталов». Но, бесспорный факт, что поступление зарубежных инвестиций всё ещё значительно ниже докризисного уровня. И для такого государства как Россия с её огромными неосвоенными природными ресурсами даже все уже сделанные на сегодня капиталовложения не соответствуют реальным возможностям и запросам страны.
Россия на сегодняшний день, по данным регулярных международных обзоров и рейтингов, например Всемирного Банка, находится в группе стран с непривлекательным инвестиционным климатом. Мы не только проигрываем по параметрам, характеризующим инвестиционную привлекательность, развитым государствам, но и значительно уступаем на мировом рынке прямых инвестиций своим ближайшим конкурентам из группы развивающихся стран — Китаю, Индии и Бразилии.
Россия переживает переходное состояние между неблагоприятным инвестиционным климатом и благоприятным. Теперь действия российского правительства определяют в судьбу создания первой в России полноценной экономики свободного рынка. Большинство статистических данных говорят в пользу улучшения инвестиционного климата России, однако некоторые сферы остаются проблемными. В их числе иностранные эксперты отмечают высокую степень коррупционности чиновников, повышение инфляций, сильные административные барьеры и некачественную инфраструктуру (в частности, дорожную сеть).
1.1 Сущность иностранных инвестиций и их виды
К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, взносы в уставной фонд совместных предприятий, кредиты юридическим и физическим лицам, вложения в виде технологий, машин, оборудования, лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей, а также банковские вклады и приобретение недвижимости.
Иностранные инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:
1. В зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала:
Реальные инвестиции — это вложения в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующих или новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо и непосредственно участвующих в производственном процессе.
Финансовые инвестиции — это обретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т.е. это вложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делах других фирм.
Нематериальные инвестиции — это покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных прав.
2. По формам собственности на инвестиционные ресурсы:
Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.
Частные (негосударственные) инвестиции — это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещённые вне территориальных пределов данной страны.
Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.
3. В зависимости от характера использования:
Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда.
Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заёмной основе с целью получения процента.
4. В зависимости от объекта вложения инвестиций:
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это капиталовложения в производство или активы, предоставляющие инвестору полный контроль за деятельностью предприятия, т.е. приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации. Данный вид инвестиций часто называют реальными, стратегическими или долгосрочными; Бирюков Д. О некоторых аспектах валютного регулирования в сфере иностранных инвестиций // Хозяйство и право 2006, №9, с.105-106
Портфельные инвестиции — это покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг, а когда мы говорим об иностранных инвестициях, — это вложение капитала в акции заграничных предприятий ценные бумаги с целью получения дохода за счет роста их курсовой стоимости и (или) получения дивидендов; Вахрин П.И., Нешитой А.С. Инвестиции / М.: Дашков и К, 2005, с.350
Прочие инвестиции — торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ, а также прочие кредиты нерезидентов, в том числе международных финансовых организаций. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Финансы и кредит 2007, №10, с.71
Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является наиболее распространенным в экономической литературе.
Что касается прямых иностранных инвестиций, то отличительной чертой этого вида является их производственное назначение, долгосрочность способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.
Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» Федеральный закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (в ред. от 29.04.2008 №58-ФЗ). к прямым инвестициям относит:
а) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;
б) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; в) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.
Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику и международный бизнес в целом. Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др. // Под ред. Подшиваленко Г.П., Киселевой Н. В. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / — М.: КНОРУС, 2005. — С. 84-86.
Прямое инвестирование осуществляется посредством трансграничного движения капитала: приобретения инвестором за рубежом местного предприятия, создание нового заграничного филиала, совместного или смешанного предприятия (смешанное и частное предприятие характеризуется участием государственных органов). В настоящее время прямые инвестиции всё больше направляются не на строительство новых, а на приобретение уже действующих предприятий в развитых странах, осуществляемое в форме слияния или поглощения. Это объясняется глобализацией мировых рынков, усилением международной конкуренции и необходимостью повышения прибылей в интересах акционеров.
При портфельном инвестировании необязательны создание новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными активами на других. Как правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.
Основные способы портфельного инвестирования включают:
а) покупку ценных бумаг на рынках других стран;
б) покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране;
в) вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.
Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно важной задачей.
Прочие инвестиции занимают основную долю — примерно 57% объема инвестиций. Эта группа инвестиций (по субъектам вызова) — это государственные инвестиции. Государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в форме экономической, технической и военной помощи развивающимся странам; возрастает роль государства как гаранта экспорта частного капитала.
1.2 Структура иностранных инвестиций в РФ
В 2012г. в экономику России поступило 154,6 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 44, 6 млн. долларов меньше, чем в 2011 году Об иностранных инвестициях в 2012 году [Электр. ресурс]: федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www.gks.ru (рис.1).
Рис.1 Динамика иностранных инвестиций
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2012г. составил 117,8 млрд.долларов США. В 2012г. из России за рубеж направлено 149,9 млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 1,2% меньше, чем в 2011 году Инвестиции из России за рубеж по типам в 2012 году [Электр. ресурс]: федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www.gks.ru.
Проследим структуру иностранных инвестиций в России по видам экономической деятельности за период с 2008г. по 2012г. (Таблица 1)
Таблица 1
Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)
Наименование отрасли |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
0,60 |
0,70 |
0,4 |
0.30 |
0,7 |
|
Рыболовство, рыбоводство |
0,10 |
0,10 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Добыча полезных ископаемых |
19,50 |
17,80 |
12,1 |
9,80 |
17,10 |
|
Обрабатывающие производства |
32,00 |
30,60 |
28,90 |
21,60 |
31,60 |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1,60 |
1,60 |
0,50 |
0,70 |
2,30 |
|
Строительство |
2,10 |
1,70 |
1,00 |
1,00 |
2,80 |
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования |
22,80 |
21,20 |
11,60 |
12,80 |
18,40 |
|
Гостиницы и рестораны |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
0,10 |
0,20 |
|
Транспорт и связь |
7,10 |
9,40 |
5,70 |
3,10 |
8,60 |
|
Финансовая деятельность |
4,20 |
4,80 |
33,10 |
45,60 |
6,60 |
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
9,30 |
11,30 |
6,40 |
4,90 |
11,20 |
|
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,20 |
|
Образование |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
0,10 |
0,10 |
0,00 |
0,00 |
0,10 |
|
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
0,40 |
0,50 |
0,10 |
0,10 |
0,20 |
Для наглядности построим гистограмму, отражающую структуру инвестиций по отраслям в 2012 году (Рисунок 1).
Ситуация на рынке инвестиций практически не изменилась. Из гистограммы видно, что 80% всех инвестиций приходится на 4 отрасли: обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом. Основная масса притока иностранного капитала направляется в торгово-финансовый сектор. Сфера материального производства получает около половины годового объема инвестиций. Тем не менее, реальный сектор остается хронически недоинвестированным, отмечается старение его производственного аппарата.
Рис. 1. Структура инвестиций по отраслям
Однако преимущественное инвестирование рыночной и финансовой инфраструктуры способствует укреплению сферы услуг, продвижению реформ, становлению более передовой отраслевой структуры экономики России.
Значительную долю зарубежных капиталовложений осуществляют транснациональные корпорации (ТНК). Они проявляют интерес к тем отраслям, где они имеют по сравнению с национальными компаниями ярко выраженные конкурентные преимущества, к числу которых можно отнести возможность экономии на масштабах и общем управлении, наличие квалифицированной рабочей силы, низкие трансграничные издержки транспорта, связи и координации всех внутрифирменных операций. Наивысший эффект эти преимущества дают в услугах и наукоемких отраслях промышленности, в которых концентрируются мощные ТНК.
Заметно проявляется интерес иностранных инвесторов к добывающим отраслям, топливной промышленности, к отраслям с быстрой оборачиваемостью капитала, что связано с краткосрочными интересами иностранных вкладчиков. Растет приток ПИИ в ТЭК, энергосырьевые отрасли, прежде всего в нефтедобычу. Но, несмотря на то, что нефтяная промышленность лидирует по привлечению иностранного капитала, общий объем инвестиций в ее развитие остается недостаточным, положение дел ухудшается. Серьезную проблему представляет собой масштабный отток за рубеж доходов нефтедобывающей отрасли.
Распределение иностранных инвестиций по отраслям промышленности во многом определяется краткосрочными интересами зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы заняли ведущие позиции в кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности.
Наиболее привлекательными для инвесторов остаются инфраструтктурные монополии высокомонополизированные отрасли (прежде всего топливно-энергетический комплекс), имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынках. Отрасли, ориентирующиеся на внутренний рынок, привлекают значительно меньше инвестиций. (Исключение — торговля и пищевая промышленность, где спрос на продукцию практически гарантирован.) Остальные сферы деятельности из-за ограниченности рынков сбыта и недостаточной конкурентоспособности оказались в стороне от инвестиционных потоков.
Лидером по привлечению иностранных инвестиций к концу 2012 г. стало обрабатывающие производство — 32 % поступлений (Рисунок 2).
Среди потенциальных новых лидеров по привлечению иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность необходимо отметить производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство и производство автомобилей. Доля последнего в ближайшие годы должна очень заметно вырасти после реализации планов крупнейших автомобилестроительных концернов мира по развитию производственных предприятий в России.
Отдельно следует отметить те сферы обрабатывающей промышленности, куда иностранный капитал идет крайне неохотно, но где назрела острая потребность в модернизации и реструктуризации. Это связано с необходимостью как повышения общего уровня конкурентоспособности российской экономики, так и решения важных социальных проблем. Текстильное производство, производство электрического, электронного и оптического оборудования, электрических машин, аппаратуры для радио, телевидения и связи, медицинской техники — все эти сферы обойдены вниманием иностранных инвесторов. Зарубежным партнерам выгоднее ввозить готовую продукцию этих отраслей, производимую во многих странах в избытке, чем создавать конкурентоспособные производства в РФ.
Рис. 2. Объем инвестиций по выбранным отраслям
Оптовая торговля также остается одной из самых крупных сфер иностранных вложений: в 2012 г. ее доля в общем объеме поступлений составила 18%.
В меньшей мере поступают иностранные инвестиции в строительство (2,8%), транспорт и связь (8,6%), финансовую деятельность (6,6%) и операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (11,20%).
Остальные сферы практически не получают иностранных инвестиций, хотя являются очень важными для экономики страны. Это такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство — их доля в общем объеме поступивших инвестиций колеблется от 0 до 0,70%. А между тем приток инвестиций в эти сферы значительно бы улучшил ситуацию в стране.
Участие зарубежных инвесторов в финансировании таких приоритетных для нашей страны сфер, как научные исследования и разработки, деятельность с использованием вычислительной техники и информационных технологий, также остается крайне незначительным (на уровне 0,10% всех накопленных капиталовложений). Очевидно, России предстоит еще немало сделать в целях выработки действенного алгоритма привлечения зарубежных инвестиций для финансирования приоритетных сфер экономики, связанных с научно-техническим прогрессом. При этом важно четко разграничить те сферы, которые останутся закрытыми для иностранцев, и те, где их участие должно разумно регулироваться и при необходимости стимулироваться.
Итак, к концу 2012 года наиболее привлекательными для иностранных инвесторов стали обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, и добыча полезных ископаемых. А ряд отраслей социального характера (это обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг), сельское хозяйство, можно сказать, не участвуют в притоке иностранных инвестиций.
1.3 Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам
Для оптимизации притока инвестиций в Россию важно понимание того, представители каких государств сегодня наиболее активно вкладывают в нее капиталы, а также имеют наибольший потенциал и склонность к росту прямых инвестиций.
Следует отметить, что почти 80% всех ежегодно поступающих в РФ инвестиций приходится на 10 государств, ставших за пореформенные годы основными вкладчиками капитала в нашу страну.
Абсолютным лидером по притоку капитала в РФ в 2012г. стали Кипр (21,2% всего притока), Нидерланды (17%). Немного отстали от них Великобритания, Германия и Люксембург (Рисунок 3).
Рис. 3. Страны — лидеры инвестиций с 2008 — 2012гг.
Собственно, инвесторы именно из этих стран в последние годы и входят в число основных поставщиков капитала в Россию. Также в десятку основных инвесторов входят такие страны как Германия, Франция, Виргинские острова, Швейцария, Нидерланды, но их доля в общем объеме инвестиций невелика (Таблица 2).
Таблица 2
Поступление иностранных инвестиций в экономику РФ по основным странам-инвесторам (в процентах к итогу) Россия в цифрах — 2012 г. Федеральная служба государственной статистики Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www.gks.ru
Страны-инвесторы |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Кипр |
19,10 |
16,60 |
7,8 |
10,6 |
21,2 |
|
Соединенное Королевство (Великобритания) |
14,40 |
10,10 |
35,5 |
6,9 |
7,4 |
|
Нидерланды |
14,00 |
18,60 |
9,3 |
8,8 |
17 |
|
Люксембург |
6,80 |
15,10 |
4,7 |
2,5 |
11,8 |
|
Германия |
10,30 |
6,70 |
9,1 |
5,4 |
6,9 |
|
Франция |
5,90 |
4,10 |
3,2 |
2,3 |
2,7 |
|
Швейцария |
2,90 |
3,80 |
4,1 |
48,2 |
12,3 |
|
другие страны |
26,6 |
25 |
26,3 |
15,3 |
20,7 |
Примечательно, что Великобритания, которая в 2010 г. довольно неожиданно стала единоличным лидером с 35,50% притока капиталов, в период с 2011 — 2012гг. заметно сдала свои позиции. Безоговорочный лидер 1990-х гг. — Германия — также все больше отходит на второй план. Возросла доля Нидерландов (17%). Относительно стабильными, но без претензий на лидерство остаются позиции Швейцарии и оффшорных инвесторов с Кипра.
Если суммировать показатели всех территорий, предоставляющих льготные условия инвесторам, то их доля в притоке инвестиций в РФ ежегодно составляет почти треть и не снижается, а доля в накоплениях превышает 40%. По сути, это капиталы российского происхождения, возвращающиеся на родину под видом иностранных инвестиций, часто в форме долгосрочных кредитов. Главную роль среди оффшорных инвесторов сегодня играют представители Люксембурга и Кипра.
В 2012г. наиболее приоритетной отраслью стало обрабатывающее производство, тем самым отодвинув на второй план добычу полезных ископаемых (Приложение 1). Прочное лидерство удерживает производство кокса и нефтепродуктов, где наиболее активны партнеры из Великобритании. Большой объем вложений вновь привлекло металлургическое производство, за которым следовали производство пищевых продуктов и химическое производство. Доля кредитов во вложениях в эти секторы также была большой, но не подавляющей.
В 2012 г. иностранные инвесторы вновь проявили большой интерес к кредитованию внешней торговли и связи. Франция вышла в лидеры по вложениям в сферу связи. Во внешней торговле на первом месте Нидерланды — 26,7%.
В финансовой деятельности и в операциях с недвижимостью почти половина вложений пришлась на Кипр и Швейцарию — весьма характерный момент, если учесть российское происхождение поступающих оттуда капиталов. Как уже отмечалось выше, наши соотечественники более чутко улавливают тенденции рынка в РФ и оперативно вкладывают средства в те виды деятельности, которые в данный момент приносят наибольшую прибыль.
Страновая структура иностранных инвестиций нерациональна, потому что невелико вложение ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в первую десятку стран, действующих на рынке капитала в России. Очень мал объем иностранных инвестиций «новых индустриальных стран» (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в стране с переходной экономикой, менее опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы выкладывать капитал в высокотехнологические объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких технологий и отраслей обрабатывающей промышленности.
1.4 Региональное размещение иностранных инвестиций в России
Региональное размещение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет межрегиональные отличия (Таблица 3).
Таблица 3
Поступление иностранных инвестиций по субъектам РФ (млн.долл.США)
Округ |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Центральный федеральный округ |
55393 |
49436 |
76700 |
136253 |
|
г. Москва |
40838 |
41317 |
66184 |
123084 |
|
Северо-Западный федеральный округ |
14488 |
9149 |
9324 |
10332 |
|
Южный федеральный округ |
2430 |
1645 |
2314 |
3609 |
|
Северо-Кавказский федеральный округ |
778 |
119 |
73 |
648 |
|
Приволжский федеральный округ |
7712 |
5280 |
7929 |
6966 |
|
Уральский федеральный округ |
6555 |
5590 |
7531 |
18038 |
|
Сибирский федеральный округ |
7742 |
2733 |
3565 |
4891 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
8671 |
7975 |
7310 |
9906 |
Особенностью размещения иностранных капиталов между федеральными округами является то, что выравнивание объемов привлекаемых ими инвестиций происходит за счет быстрого роста долей лишь одного-двух регионов в округе: в Центральном — Москва и Московская область, В Северо-Западном — Санкт-Петербург, республика Коми, в Южном — Краснодарский край, в Уральском — Челябинская область, в Сибирском — Омская, Иркутская области. Тогда как остальные регионы данных федеральных округов могут вообще не получать иностранных инвестиций. Подобного рода неравномерность объясняется либо реализацией на территории региона отдельных крупных проектов, либо наличием у него условий, удовлетворяющих отраслевым предпочтениям инвесторов. В 2011г. доля иностранных инвестиций, поступивших на территорию Центрального федерального округа (ЦФО), достигла 71,4 % (64,6% из которых принадлежит г. Москве) их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ, включающий Тюменскую область, — 9,5 %. На третьем месте находится Северо-Западный округ — 5,4 %. Далее в порядке убывания следуют Дальневосточный федеральный округ — 5,2 %, Приволжский — 3,7%, Сибирский — 2,6 %; Южный — 1,9 %, Северо-Кавказский- 0,3% (Рисунок 4).
Рис. 4. Структура инвестиций по федеральным округам РФ
Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва на протяжении последних 3 лет получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В 2011 году объем иностранных инвестиций в экономику Москвы составил 123,1 млрд. долл.
В восточном регионе 80% иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов — Тюменскую область, Красноярский край, Республику Саха (Якутия).
Обеспечение инвестиционной привлекательности региона зависит от работы региональных и местных органов власти. Здесь более современным и эффективным будет подход, согласно которому регион будут позиционировать как своеобразный «товар» инвестиционного рынка, т.е. необходимо наличие у региона определенных инвестиционных товарных свойств.
2. Внутренние источники инвестиций в Российской Федерации
Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала. Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую — отложить на будущее. Предположим, что члены семьи зарабатывают 1 млн. руб. в месяц. Часть этих денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим, что семья тратит 800 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 200 тыс. помещает в банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов. В этом случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20%.
В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан — не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 100 млн. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения — в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.
Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.
Рассмотрим, какие же существуют внутренние источники инвестиций.
Прибыль как источник инвестиций
Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику.
Амортизационные отчисления
Амортизационные отчисления — это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Однако в данный момент в России амортизационные отчисления теряются из-за инфляции (инфляция практически девальвировала этот источник капиталовложений), поэтому для самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда, необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда: однозначно признать капитальный характер амортизационных отчислений; распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда; усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против разбазаривания, проедания и вывоза амортизационного фонда за пределы российской национальной территории (пресечь вывоз капитала за счёт амортизационных отчислений). Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне.
Бюджетное финансирование.
Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:
- выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;
- поддержание научно-производственного потенциала;
- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.
Банковский кредит
Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в России, которое находится в катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Назрела потребность создания инвестиционных банков, которые занимались бы финансированием и долгосрочным кредитованием капитальных вложений. А пока правительство вынуждено финансировать необходимые программы из средств бюджета, а их в бюджете катастрофически не хватает.
Средства населения.
Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций — инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.
Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая нестабильность. Тем не менее, недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.
Рассмотрим структуру внутренних инвестиций за 2008-2011 г.г.
Таблица 4
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (млрд. руб.)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Инвестиции в основной капитал — всего |
6705,5 |
6040,8 |
6625,0 |
8406,6 |
|
в том числе по источникам финансирования: |
|||||
собственные средства |
2648,6 |
2243,3 |
2715,0 |
3538,3 |
|
из них: |
|||||
прибыль |
1235,4 |
963,7 |
1130,7 |
1507 |
|
амортизация |
1161,3 |
1101,4 |
1359,0 |
1713,8 |
|
привлеченные средства |
4056,9 |
3797,5 |
3910,0 |
4868,3 |
|
из них: |
|||||
кредиты банков |
791,9 |
621,5 |
595,8 |
711,3 |
|
в том числе иностранных банков |
198,1 |
195,2 |
150,0 |
146,9 |
|
заемные средства других организаций |
413,5 |
445,3 |
404,7 |
484,6 |
|
бюджетные средства (средства консолидированного бюджета) |
1404,7 |
1324,1 |
1294,9 |
1592,6 |
|
в том числе: |
|||||
федерального бюджета |
537,9 |
691,8 |
661,9 |
822,4 |
|
бюджетов субъектов Российской Федерации |
759,5 |
552,8 |
542,8 |
670,9 |
|
средства внебюджетных фондов |
23,7 |
16,2 |
21,0 |
18,3 |
|
прочие |
1423,1 |
1390,4 |
1593,6 |
2061,5 |
К 2011 г. рост инвестиций несомненный, на первом месте привлеченные средства среди которых лидируют кредиты банков (711,3 млрд. руб.), на втором месте собственные средства (прибыль и амортизация) и бюджетные средства (1592,6 млрд. руб.).
Ситуация на внутреннем рынке инвестиций по видам экономической деятельности схожа с иностранными вливаниями: на первом месте транспорт и связь, это и не удивительно в связи с подготовкой к проведению олимпиады Сочи 2014, расширением Московского метрополитена и др. Добыча полезных ископаемых и обрабатывающее производство занимают второе место по объему инвестиций, также лидируют операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг (1634 млрд.руб.) по сравнению с 2008 г. наблюдается небольшой рост инвестиций в этих направлениях (Таблица 5).
Таблица 5
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности (млрд. руб.)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Инвестиции в основной капитал — всего |
8781,6 |
7976,0 |
9152,1 |
10776,8 |
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
399,7 |
325,2 |
303,8 |
380,0 |
|
рыболовство, рыбоводство |
5,0 |
4,6 |
5,4 |
7,8 |
|
добыча полезных ископаемых |
1173,7 |
1111,8 |
1264,0 |
1573,1 |
|
обрабатывающие производства |
1317,8 |
1135,7 |
1207,6 |
1384,7 |
|
строительство |
399,8 |
289,8 |
342,1 |
337,0 |
|
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
323,5 |
263,1 |
336,9 |
342,0 |
|
гостиницы и рестораны |
39,9 |
38,7 |
46,9 |
54,2 |
|
транспорт и связь |
2023,6 |
2118,4 |
2336,8 |
2987,6 |
|
финансовая деятельность |
98,2 |
100,7 |
119,7 |
174,0 |
|
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
1618,2 |
1224,1 |
1638,0 |
1634,9 |
|
из них научные исследования и разработки |
39,9 |
56,4 |
68,9 |
83,3 |
|
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
144,6 |
138,2 |
125,9 |
166,7 |
|
образование |
170,6 |
140,6 |
163,7 |
197,6 |
|
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
206,9 |
180,7 |
196,2 |
214,3 |
|
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
243,1 |
220,3 |
246,3 |
307,3 |
Государственное финансирование инвестиционной деятельности
Условия финансирования инвестиционной деятельности за счет централизованных инвестиционных ресурсов представлены в таких документах как «Бюджетный Кодекс», «Положение об инвестиционном фонде Российской Федерации», «Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации», «Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов» и в ряде других документов.
В настоящее время инвестиционная деятельность государства ориентирована в основном на развитие инженерной и социальной инфраструктуры, а также на финансирование отдельных высокоэффективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Такая инвестиционная политика государства начала складываться в 90-е годы прошлого века, когда был осуществлен переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному, частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.
Средства на оказание государственной поддержки реализации инвестиционных проектов (в том числе в виде государственных гарантий) предусматриваются в проекте федерального бюджета на очередной год.
Финансирование инвестиционных проектов государством может осуществляться также через целевые программы. Порядок их разработки и реализации определяется Постановлением Правительства РФ «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».
Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимо систематизировать не только законодательную базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных инвесторов. Совершенствование законодательной и нормативной базы в области регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование притока иностранного капитала и повышение эффективности использования инструментов экономической политики государства в этой сфере. Целесообразно также обеспечить дифференцированный режим иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.
Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования рисков иностранных инвесторов, используя существующий мировой опыт, некоторую компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных хозяйствующих субъектов при усилении мер контроля за использованием льгот.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение задач привлечения иностранных инвестиций: радикализация борьбы с преступностью; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых льгот банкам, иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков.
Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики должно быть:
— усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности для зарубежных инвесторов; публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
— создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию;
— осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов; обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций;
— либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий; повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.
Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Таким образом, Россия обладает богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики — создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.
иностранный инвестиция финансирование капитальный
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (в ред. от 29.04.2008 №58-ФЗ).
2. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая оценка инвестиций: Учб. Пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Липсиц И.В., Косов В.В. Экономический анализ реальных инвестиций: учебник. — М.: Магистр, 2007.
4. Ример М.И. Экономическая оценка инвестиций: учебник. -Спб. Питер, 2009.
5. Международные экономические отношения: учебник/ под ред. Н.Н.Ливенцева. — 2-е изд., перераб и доп, — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.
6. Дмитриенко Д. Байден назвал деловой климат преградой для прихода инвесторов в Россию // Ведомости. — 2011. — 10 марта — С.5.
7. Инвестиционный климат России — привлекательность и проблемы // ФК Новости. -2010. — 15 нояб.
8. Кулькин А. Инфраструктура технологического развития России: состояние, становление, перспективы // Инвестиции в России. — 2011. — N 3. -С. 12-14.
9. Привалова М. Что стоит на пути привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики России? // Финам. — 2009. — 26 нояб.
10. Пудовкин А. Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и посткризисное развитие // Мировое и национальное хозяйство. — 2010. — №2(13). — С. 27-30.
11. Инвестиции. [Электр. ресурс]: федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www.gks.ru.
Приложение 1
Данные агентства A.T.Kearney FDI Confidence Index (2012 г.)
Приложение 2
Отраслевое распределение иностранных инвестиций по отдельным странам-инвесторам Россия в цифрах — 2009 г. [Электр. ресурс]: федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www.gks.ru
Поступило в 2012г. |
В % к итогу по виду эконом. деят-ти |
В том числе |
||||
прямые |
портфельные |
прочие |
||||
Добыча полезных ископаемых |
18150 |
100 |
3529 |
62 |
14559 |
|
из них: Нидерланды |
8678 |
47,8 |
213 |
— |
8465 |
|
Кипр |
1752 |
9,7 |
1216 |
61 |
475 |
|
Люксембург |
1290 |
7,1 |
0,2 |
— |
1290 |
|
из итога по добыче полезных ископаемых: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
15691 |
100 |
2740 |
58 |
12893 |
|
из них: Нидерланды |
8673 |
55,3 |
212 |
— |
8461 |
|
Кипр |
1013 |
6,5 |
565 |
57 |
391 |
|
Обрабатывающие производства |
49230 |
100 |
5702 |
1058 |
42470 |
|
из них: Соединенное Королевство (Великобритания) |
8039 |
16,3 |
190 |
3 |
7846 |
|
Люксембург |
6117 |
12,4 |
196 |
0,0 |
5921 |
|
Кипр |
5478 |
11,1 |
1133 |
82 |
4263 |
|
Швейцария |
4996 |
10,1 |
53 |
10 |
4933 |
|
Нидерланды |
3915 |
8,0 |
635 |
36 |
3244 |
|
производство кокса и нефтепродуктов |
19365 |
100 |
19 |
1 |
19345 |
|
из них: Соединенное Королевство (Великобритания) |
6692 |
34,6 |
— |
0,1 |
6692 |
|
Ирландия |
3253 |
16,8 |
0,0 |
— |
3253 |
|
Кипр |
2503 |
12,9 |
19 |
— |
2484 |
|
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
13129 |
100 |
188 |
985 |
11956 |
|
из них: Люксембург |
4398 |
33,5 |
— |
0,0 |
4398 |
|
Нидерланды |
2140 |
16,3 |
47 |
— |
2093 |
|
Швейцария |
1639 |
12,5 |
1 |
4 |
1634 |
|
производство машин и оборудования |
1444 |
100 |
632 |
0,0 |
812 |
|
из них: Германия |
357 |
24,7 |
265 |
0,0 |
92 |
|
Республика Корея |
211 |
14,6 |
— |
— |
211 |
|
производство транспортных средств и оборудования |
4445 |
100 |
1209 |
37 |
3199 |
|
из них: Республика Корея |
739 |
16,6 |
10 |
— |
729 |
|
Германия |
498 |
11,2 |
94 |
0,0 |
404 |
|
Швеция |
488 |
11,0 |
5 |
— |
483 |
|
Казахстан |
443 |
10,0 |
— |
— |
443 |
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
25379 |
100 |
2918 |
25 |
22436 |
|
из них: Нидерланды |
6766 |
26,7 |
318 |
— |
6448 |
|
Люксембург |
3812 |
15,0 |
6 |
— |
3806 |
|
Германия |
2950 |
11,6 |
178 |
0,0 |
2772 |
|
Транспорт и связь |
4622 |
100 |
584 |
34 |
4004 |
|
из них: Франция |
1501 |
32,5 |
0,0 |
— |
1501 |
|
Кипр |
818 |
17,7 |
301 |
0,2 |
517 |
|
Нидерланды |
496 |
10,7 |
63 |
0,0 |
433 |
|
из итога по транспорту и связи: связь |
2823 |
100 |
137 |
34 |
2652 |
|
из них: Франция |
1500 |
53,1 |
— |
— |
1500 |
|
Нидерланды |
447 |
15,8 |
17 |
0,0 |
430 |
|
Финансовая деятельность |
43395 |
100 |
1238 |
153 |
42004 |
|
из них: Швейцария |
39147 |
90,2 |
1 |
0,0 |
39146 |
|
Кипр |
1361 |
3,1 |
405 |
129 |
827 |
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
10035 |
100 |
3450 |
324 |
6261 |
|
из них: Кипр |
3648 |
36,4 |
1677 |
276 |
1695 |
|
Соединенное Королевство (Великобритания) |
2623 |
26,1 |
31 |
2 |
2590 |
Размещено на