Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1 СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ4
2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ5
3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ7
4 ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В УЧЕТЕ10
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ.20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ДОКУМЕНТЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕРУ.27
Выдержка из текста работы
Основой хозяйственной деятельности любого производственного предприятия является процесс производства продукции и ее реализация. Выручка от продаж готовой продукции формирует доходы от обычной деятельности организации.
Прибыль либо убыток от продаж продукции, в свою очередь, характеризует эффективность основной деятельности, критерий которой обычно указывается в учредительных документах предприятия.
Таким образом, полное, точное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете операций по продажам готовой продукции является необходимым условием для формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность являются информационной базой анализа хозяйственной деятельности. Поэтому обеспечение пользователей полной и реальной информацией о финансовом состоянии предприятия является ключевой задачей современного бухгалтерского учета и отчетности. Информация, в которой заинтересованы ее пользователи, должна давать возможность проведения на ееоснове анализа и принятия обоснованных управленческих решений.
Часто на действующих предприятиях организация учета, и в частности продаж готовой продукции, не соответствует требованиям нормативных актов Российской Федерации, поэтому представляется важным рассмотрение порядка ведения учета продаж на примере конкретного предприятия. Проведение анализа продаж готовой продукции на основании данных бухгалтерского учета и отчетности позволит сделать выводы о результатах основной деятельности и разработать предложения по выпуску продукции и организации продаж исследуемого предприятия.
Это обусловило выбор темы курсовой работы, определило ее цели и задачи.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов учета готовой продукции и операций по продажам готовой продукции.
Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:
• рассмотрено понятие готовой продукции, оценки и задачи ее учета;
• рассмотрен порядок документального оформления отгрузки готовой продукции;
• рассмотрен порядок учета реализации продукции в зависимости от способа ее оценки и момента перехода права собственности;
• рассмотрен порядок учет расходов на продажу;
• приведены типовые бухгалтерские операции при учете реализации готовой продукции.
1. Понятие готовой продукции и ее оценка
1.1. Понятие готовой продукции и задачи ее учета
Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности — систематическое получение прибыли .
Поэтому вопросы правильной постановки и организации бухгалтерского учета готовой продукции имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений. Весьма существенной является информация о состоянии и движении готовой продукции для исчисления налоговой базы по основным косвенным налогам, прежде всего, по налогу на добавленную стоимость и налогу на пользователей автодорог. Правильность определения финансовых результатов, и, соответственно, налога на прибыль и размера прибыли, остающейся в распоряжении организации, также напрямую зависит от того, насколько точно отражены в бухгалтерском учете и отчетности реализационные операции и, в частности, определения себестоимости реализуемой готовой продукции.
Документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета готовая продукция (как вид активов, предназначенных для продажи) относится к категории материально-производственных запасов.
В ПБУ 5/01 приводится следующее определение:
«Готовая продукция относится к части материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конечным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой (комплектацией), активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством» .
Основные задачи учета материально-производственных запасов вообще и готовой продукции в частности, определены пунктом 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее — Методические указания).
В соответствии с этим нормативным документом задачами учета готовой продукции являются :
• формирование фактической себестоимости готовой продукции. Данная задача решается посредством организации бухгалтерского учета затрат по созданию готовой продукции. При этом должно быть обеспечено достижение таких целей как полное и своевременное отражение в учете всех расходов, которые могут быть включены в фактическую себестоимость готовой продукции, а также распределение осуществленных расходов между объемами готовой продукции и объемами незавершенного производства. Исчерпывающий перечень таких затрат и условия их включения в фактическую себестоимость материалов приведены в ПБУ 5/01 и подробно расшифрованы в Методических указаниях;
• правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по поступлению и выбытию готовой продукции. Эта задача должна решаться при организации бухгалтерского учета в организации вообще — то есть учета всех видов имущества и обязательств, так как выполнение данной задачи предполагает прежде всего оформление первичных документов бухгалтерского учета, рационализацию их оборота между отдельными структурными подразделениями организации, а также обеспечение условий для оперативной обработки таких документов;…………..
Заключение
Конечным результатом производственного процесса предприятия является готовая продукция – показатель, характеризующий полностью законченный производством продукт. В настоящих условиях основное значение придается реализации готовой продукции – важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому при постановке бухгалтерского учета на предприятии особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, так как именно он позволяет получить информацию о результатах деятельности предприятия.
В курсовой работе были рассмотрены теоретические и методологические аспекты учета готовой продукции и ее реализации.
На основании представленного в работе материала нужно акцентировать внимание на то, что при формировании учетной политики на предприятии, ему предоставляется право выбора.
В отношении готовой продукции в учетной политике может быть сделан следующий выбор:
• отражать готовую продукцию в бухгалтерском учете и балансе по прямым статьям расходов или производственной (фактической, плановой, нормативной) себестоимости;
• использовать или не использовать для учета оприходования го-товых изделий, выполненных работ и оказанных услуг активно-пассивный счет № 40 «Выпуска продукции (работ, услуг)»;
• признавать выручку от реализации готовой продукции «по оплате» или «по отгрузке».
Как и по другим участкам бухгалтерского учета, выбор оптимального варианта из перечисленных зависит от особенностей организации, специфики ее производственно-хозяйственной деятельности, целей экономической политики на сравнительно продолжительный период времени. Ни один из возможных вариантов не является идеальным для всех условий, каждый имеет свои плюсы и минусы и должен применяться после тщательного анализа возможных последствий и влияния на основные показатели финансо-во-хозяйственной деятельности организации и величину уплачиваемых ею налогов.
Оценка готовой продукции по фактической производственной себестоимости учитывает влияние на рентабельность производства общехозяйственных расходов. Эти расходы подразделяют по видам деятельности, продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Цена на них, исчисленная на основе полных производственных затрат, исключает риск непокрытия издержек. В то же время эта система оценки громоздка, трудоемка, при недостаточно обоснованных базах распределения накладных расходов допускает искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг. Считается, что данный вариант оценки приемлем для организаций с ограниченным ассортиментом продукции и устойчивым или точно прогнозируемым спросом.
Способ оценки готовой продукции по прямым затратам преду-сматривает отнесение общехозяйственных расходов на счет №90 «Продажи» в том периоде, в котором они имели место. Их не нужно распределять между готовыми изделиями и незавершенным производством, относить на остатки готовой продукции на складе, косвенно учитывать в составе стоимости от-груженных товаров. В результате снижается трудоемкость расчетов, повышается их точность. Важно отметить, что при этом несколько уменьшается налогооблагаемая база для исчисления налога на имущество, поскольку готовая продукция и незавершенное производство при таком варианте учета отражаются в балансе по стоимости прямых затрат без накладных расходов.
Величина прибыли и соответствующего налога при данной методике оценки может быть больше или меньше, чем при оценке готовой продукции по производственной себестоимости, в зависимости от того, увеличивается или уменьшается объем продаж. Принято считать, что оценка готовой продукции по уровню прямых затрат предпочтительнее для организаций с широким ассортиментом изделий, а также во время экономических спадов, простаивания производственных мощностей.
Использование счета №40 «Выпуска продукции (работ, услуг)» по-зволяет бухгалтерии организации выявить отклонения фактической производственной себестоимости (или суммы прямых затрат) от их нормативной (плановой) величины. Это важно для контроля за уровнем производственных расходов и выявлением причин их удорожания как в целом по организации, так и по видам ее деятельности и подразделениям (основным, вспомогательным производствам, обслуживающим хозяйствам). Вместе с тем ведение данного счета имеет смысл, если можно достаточно пол-но и правильно определить нормативную (плановую) себестоимость всех разновидностей продукции, включенных в план выпуска и продаж. Это требует хорошо налаженного нормативного хозяйства, обособленного учета отклонений от норм по видам продукции, работ, услуг.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
3. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов — ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» — ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.
5. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 г. №119н.
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной де-ятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
7. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Издательский центр «Март», 2005г. —
8. Безруких П.С. Бухгалтерский учёт. – М.: «Бухгалтерский учёт», 2004г. – 389 с.
9. Гуккаев В.Б. Распределение расходов между остатками незавершенного производства, готовой продукции на складе и реализованной продукцией в организациях, применяющих нормативный метод определения стоимости продукции. // Консультант бухгалтера — 2005. — № 6.
10. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет готовой продукции. // «Консультант бухгалтера», N 8, август 2002 г.
11. Зинченко А.А. Оценка готовой продукции. // «Главбух», Отраслевое приложение «Учет в производстве», N 3, III квартал 2004 г.
12. Иванова Н.В. Бухгалтерский учет. — М: Издательский центр «Академия», 2005г. – 346 с.
13. Каморджанова Н.А. Бухгалтерский финансовый учет. — СПб. : Питер, 2006 . — 480 с.
14. Камышанов П.И. Бухгалтерский финансовый учет. — М. : Омега-Л, 2006. — 587 с.
15. Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров М.: Бератор-Пресс,2003. – 621с.
16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. — Москва :ИНФРА-М, 2006 .-715 с.
17. Кулаева Н.С. Учет готовой продукции в бухгалтерском учете. // «Консультант бухгалтера», N 12, декабрь 2006 г.
18. Кулаева Н.С.Учет готовой продукции в бухгалтерском учете. // Консультант бухгалтера. — 2006. — № 12.
19. Ржаницына В. С. Оценка готовой продукции // Бухгалтерский учет. — 2006 . — №6.
20. Ржаницына В.С. Оценка готовой продукции. // «Бухгалтерский учет», N 6, март 2006 г.
21. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. — М. : Кнорус, 2006 . — 480 c.
22. Тяпухин, Алексей Реализация продукции и услуг. // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2006. — №3.