Содержание
Введение…..3
Глава 1. Институт гражданства в конституционном праве РФ
1.1. Понятие и принципы российского гражданства……………………………5
1.2. Основания приобретения и прекращения
российского гражданства11
Глава 2. Обеспечение государственной безопасности при
принятии решения по вопросам гражданства РФ….17
Заключение……25
Список использованных источников и литературы….26
Выдержка из текста работы
Институт гражданства является одной из форм взаимодействия лица и государства, выражающейся в наличии правовых, государственных связей между ними. Наличие такой связи и закрепляется юридически институтом гражданства. Существование гражданства вытекает из государственной организации общества и не определяется законом о гражданстве, а лишь находит в нем юридическое закрепление. Гражданство — неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. Главное в логическом основании института гражданства заключается в том, что посредством этого института происходит придание государству как субъекту права юридически значимых очертаний не только в области его суверенных полномочий и его территории, но и тех физических лиц, которые «составляют» государство. Важность этого института нельзя переоценить. Среди основных прав человека в России особое место занимает право на гражданство. Обуславливается это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.
С момента принятия Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. прошло почти 10 лет. Опыт практической реализации положений указанного закона выявил определенные проблемы и нюансы. За этот период в закон «О гражданстве РФ» был внесен ряд изменений, однако, и сегодня существуют отдельные вопросы, решение которых является весьма актуальной задачей, как с теоретической, так и с практической точек зрения, поскольку они тесно связаны с обеспечением прав, свобод и исполнением обязанностей граждан.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, связанных с гражданством.
Предмет исследования составляет институт гражданства в процессе его становления, развития и функционирования, его понятие и основные черты; вопросы приобретения и прекращения российского гражданства.
Целью настоящей работы является исследование института гражданства: российского законодательства и международно-правового регулирования, выявление проблем и предложение рекомендаций по их разрешению.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— Проанализировать понятие гражданства и подданства в дореволюционной России;
— Исследовать правовое регулирование советского гражданства;
— Раскрыть понятие и сущность российского гражданства;
— Показать виды гражданства;
— Охарактеризовать международно-правовое регулирование вопросов гражданства;
— Раскрыть понятие, основания и проблемы приобретения гражданства;
— Рассмотреть основания прекращения гражданства;
Методологической основой исследования служит исторический, сравнительно-правовой, логический и структурно-функциональный методы научного познания.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Исходя из целей и задач исследования, на защиту выносятся следующие положения:
1. Определение гражданства понимается как политическая идея конституционно-правового равенства всех лиц, признаваемых гражданами данного государства; как форма включения человека в политические процессы общественной жизни, и прежде всего в механизм осуществления государственной власти; как принцип, определяющий сущность всех правовых институтов, регулирующих отношения между государством и человеком. Гражданство есть двустороннее взаимодействие человека и государства есть такая сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которая характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, это политическая правовая связь между человеком и государством, поскольку имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами. Это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта — человек и государство.
2. Вопросы приобретения гражданства требуют реформирования. В результате «нарушения установленного порядка выдачи паспортов в период 90-х – 2000-х годов» ссылка около 65 тысяч человек были лишены гражданства и паспорта. Большинство случаев изъятия паспортов гражданина РФ, связаны с тем, что в свое время бывшие граждане СССР добросовестно заявляли о своем желании быть гражданами России, им выдавались российские паспорта или делались соответствующие пометки в паспортах в консульствах в республиках бывшего СССР, однако в большинстве случаев информация в общий реестр не вносилась. Представляется необходимым принятие обсуждаемого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта, который предусматривает, что «указанные лица считаются приобретшими российское гражданство с даты выдачи им в первый раз указанного общегражданского российского паспорта или иного документа, удостоверяющего наличие гражданства» ссылка.
3. Вопросы установления гражданства регулируется международными соглашениями и договорами, в процессе реализации которых принимаются внутренние нормативные акты, нарушающие международные акты. Соглашения между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией закрепляют, что «каждая Сторона предоставит прибывающим для постоянного проживания на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке» при наличии определенных условий. Указ Президента России «О внесении изменений в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» от 19.10.11 №1391 вычеркнул из перечня документов, подтверждающих прибытие в Россию, все, кроме вида на жительство. Тем самым он исключил лиц, прибывающих на ПМЖ в Россию, из числа тех, кто может просить о российском гражданстве. Норма введенная указом ограничивает действие соглашений. Сейчас они распространяются только на тех, кто постоянно проживает и уже имеет вид на жительство. Нововведение противоречит духу и букве действующих соглашений об упрощенном порядке предоставления российского гражданства.
4. Необходимо разрешить проблемы с получением российского гражданства детей, родившиеся в смешанных семьях за рубежом. Чтобы оформить им гражданство России, требуется к заявлению родителя — гражданина РФ приложить согласие другого родителя — иностранного гражданина. Такое согласие не требуется, если ребенок находится в России. Необходимо изменить данное неравенство, независимо от того, где находится ребенок, в России или за рубежом, для оформления ему российского гражданства достаточно заявления родителя — гражданина России.
5. Судебная практика содержит множество споров по вопросам приобретения гражданства, данные дела представляют собой категорию дел особой сложности. Типичными делами данной категории являются следующие дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела, связанные с приемом в гражданство РФ в упрощенном порядке и др., а также дела об оспаривании решений, действий, бездействия органов местного самоуправления, должностных лиц (обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и действий должностных лиц соответствующих паспортно-визовых служб). Есть правовой путь решения вопроса. Оба двухсторонние соглашения заканчивают очередной пятилетний срок своего действия в 2012 году (Российско-Казахстанское – 17.08.2012г., Российско-Киргизское – 19.11.2012г.), тогда и можно прекратить действие этих соглашений, уведомив об этом, по крайней мере, за 6 месяцев до истечения срока. Если не устраивает четырехстороннее соглашение, из него можно выйти, объявив соответствующее решение, и через полгода оно перестанет действовать. В любом случае лица, заинтересованные в этих соглашениях, будут иметь полгода, чтобы скорректировать свои жизненные планы. За это время в Федеральный закон «О гражданстве РФ» и в то же «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» можно внести поправки, которые дали бы соотечественникам право на упрощенное приобретение гражданства.
Глава 1. История развития законодательства о гражданстве в России
1.1. Понятие гражданства и подданства в дореволюционной России
Русское право XVI и XVII вв. не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является русским подданным и кто — иностранцем. Таких норм и не могло быть, поскольку само понятие подданства в тот период имело бытовой, а не юридический характер.
В представлении русских людей быть подданным значило быть православным, а стать подданным означало креститься в православную веру.
Натурализация русскому праву той эпохи была неизвестна. Как некогда в Византии, и в России тех времен принятие православия являлось для иностранца единственным средством вступления в русское подданство, а принадлежность к русской церкви отождествлялась с принадлежностью к русскому государству. Таким образом, для признания человека российским подданным необходимо было не только проживать в России, но принять ее веру.
Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство». Таким образом, по своим юридическим последствиям крещение в XVI и XVII вв. ничем не отличалось от натурализации.
«Вполне очевидно, что, при таких условиях, — указывал В.М. Гессен, — господство в Московской Руси территориального начала (juris soli) при определении подданства фактом рождения является, по самому существу своему, невозможным. Дети, рожденны……
Список источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – N 6. – Ст. 243; СЗ РФ. – 1995. – N 7. – Ст. 496.
3. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 22. – Ст. 2031.
4. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 46. – Ст. 4571.
2. Литература
5. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. – М.: Норма, 2010. – 325с.
6. Авакьян С.А. Конституционное право России. – М.: Закон, 2009. – 415с.
7. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. – М.: Закон, 2009. – 387с.
8. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство. – 2007. – N 5. – С. 75-88.
9. Агеева А. Как получить гражданство РФ // ЭЖ-Юрист. – 2011. – N 38. – С. 14-27.
10. Бабурин С.И. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. – 2008. – N 11. – С. 3-26.
11. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации – М.: ИНФРА-М, 2011. – 527с.
12. Бархатова Е.Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. – М.: Проспект, 2009. – 480 с.
13. Беляев И.Н. Почетное гражданство и его правовые основы // Государство и право. – 2007. – N 7. – С. 21-29.
14. Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ: учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2010. – 328 с.
15. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М.: Закон, 2007. – 474с.
16. Габричидзе Б.Н. Конституционное право – М.: Проспект, 2011. – 472с.
17. Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. – М.: Юрист, 2010. – 374с.
18. Гончаров М.В. Конституционное право Российской Федерации: теоретические основы, правовое регулирование, судебная практика. – Екатеринбург: Норма, 2007. – 485с.
19. Енгибарян Р.В. Конституционное право – М.: Юристъ, 2011. – 495с.
20. Катков Д.Б. Конституционное право – М.: Юриспруденция, 2011. – 188с.
21. Кишкин С.С. Гражданство. – М.: Закон, 2006. – 385с.
22. Кокотов А.Н. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2007. – 458с.
23. Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества. – М.: Закон, 2009. – 635с.
24. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича – М.: Юрайт-М, 2011. – 523с.
25. Конституционное право / Под ред. А. Е. Козлов. – М.: БЕК, 2011. – 464с.
26. Конституционное право / Под ред. В. В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2011. – 592с.
27. Конституционное право / Под ред. С.А. Авакьяна. – М.: Норма, 2011. – 688с.
28. Корж Н.Я. Гражданство Российской Федерации: историко-правовой аспект. – СПб.: Закон, 2010. – 471с.
29. Куликов В.И. Конституционное право Российской Федерации – М.: Высшая школа, 2011. – 180с.
30. Кутафин О.Е. Российское гражданство. – М.: Закон, 2011. – 522с.
31. Кучин М.В. Вопросы гражданства: соотношение договорного и законодательного регулирования в рамках Содружества независимых государств // Правоведение. – 2009. – N 5. – С. 76-86.
32. Маслов А.В. Конституция Российской Федерации: Комментарий. – М.: Статут, 2011. – 532с.
33. Овсепян Ж.И. К вопросу о государствоведческой концепции гражданства // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – N 13. – С. 52-69.
34. Петухов Д.В. Конституционные аспекты поддержки и защиты Россией соотечественников за рубежом // Журнал российского права. – 2007. – N 10. – С. 41-58.
35. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова – М.: Издательство БЕК, 2011. – 585с.
36. Рубанов А.А. Основные коллизионные вопросы советского законодательства о гражданстве // Государство и право. – 2009. – N 7. – С. 48 — 55.
37. Сивопляс А.В. Конституционное право – Екатеринбург: УрГЮА, 2011. – 470с.
38. Соколова Н.В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан // История государства и права. – 2009. – N 2. – С. 47-59.
39. Харитонов М.М. Возможность ограничения права изменить гражданство Российской Федерации с точки зрения иерархии конституционных норм // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – N 10. – С. 10 — 13.
40. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации – М.: Юристъ, 2011. – 474с.
41. Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование. – М.: Норма, 2009. – 285с.
42. Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. – М.: Закон, 2009. – 421с.
43. Шингерей Т.Е. Институт гражданства Российской Федерации. – М.: Закон, 2008. – 523с.
44. Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. – 2009. – N 1. – С. 41-59.
45. Яковлева М.Ю., Рождествина А.А. Гражданство. Регистрация. // Сам себе адвокат. – Выпуск N 35. – 2007. – С. 21-35.