Содержание
ВВЕДЕНИЕ4
1 ТЕРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ6
1.1 Понятие инноваций и инновационной политики6
1.2 Региональная инновационная политика: сущность и необходимость ее развития9
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ17
2.1 Характеристика Свердловской области17
2.2 Государственная инновационная политика Свердловской области20
Вывод.29
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ30
3.1 Необходимость совершенствования инновационной политики региона30
3.2 Мероприятия по совершенствованию инновационной политики Свердловской области33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ40
ПРИЛОЖЕНИЯ42
Выдержка из текста работы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, сущность и значение инноваций и инновационной деятельности
1.2 Направления и методы реализации инновационной политики
ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
2.1 Цели и направления инновационной политики территории
2.1 Проекты и программы как формы реализации инновационного Развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Формирующаяся государственная и муниципальная политика остается фрагментарной, в ней отсутствует системность, обеспечивающая изменение самой структуры экономики, придание ей инновационных качеств.
Целью курсовой работы является изучение муниципальной научно-инновационной политики в области социально-экономического развития муниципального образования.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть понятие, сущность и значение инноваций и инновационной деятельности;
2) раскрыть методы реализации инновационной политики;
3) выявить цели и направления инновационной политики территории;
4) охарактеризовать проекты и программы как формы реализации инновационного развития.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью теоретического обоснования и методического обеспечения построения системы инновационного развития муниципальных образований, оценки их инновационного потенциала, формирования конкурентных преимуществ территорий в условиях продвижения экономики к более высоким технологическим укладам, а также сложностью поднимаемой проблематики и разнообразием теоретических подходов к определению влияния инноваций на территориальное развитие. Положение усугубляется отсутствием общей концептуальной основы использования интеллектуального потенциала для перехода к экономике инновационного типа. Более того, в рамках существующей концепции совершенствования системы публичной власти, основанной на разграничении полномочий, проблема перехода к экономике инновационного типа в полном объеме решена быть не может. В настоящее время у большинства регионов и муниципальных образований России наблюдается тенденция к снижению темпов социально-экономического развития, что связано с постепенным исчерпанием природных сырьевых ресурсов, устареванием технологий и оборудования в промышленности и жилищно- коммунальном хозяйстве, отсутствием необходимых финансовых средств для технического и технологического перевооружения производства. Вследствие этого территории теряют свои конкурентные преимущества, падает объем инвестиций, органы местного самоуправления не могут обеспечить высокий уровень качества жизни населения.
Методологической основой курсовой работы послужили такие методы научного исследования, как системный анализ, метод экспертных оценок, а также метод включенного наблюдения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Таким образом, в большинстве муниципальных образований пока не создана целостная инфраструктура инновационного развития. Основным источником финансирования инноваций являются собственные средства предприятий. Роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности территории.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, сущность и значение инноваций и инновационной деятельности
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.
Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф АлоизШумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии ХХ в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии.
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе внешних.
Российскими официальными терминами по инновации являются термины, используемые в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 № 832. Такими терминами являются:
1. «Инновация (нововведение)»- конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
2.«Инновационная деятельность»- процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта.
К инновационной деятельности относятся:
-выполнение единого комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;
-технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции, внедрение нового или усовершенствованного технологического процесса;
-осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;
-выпуск новой или усовершенствованной продукции, применение нового или усовершенствованного технологического процесса до достижения окупаемости затрат;
-деятельность по продвижению на рынки новой продукции;
-создание и развитие инновационной инфраструктуры;
-организация финансирования инновационной деятельности;
-подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;
-передача либо приобретение прав на результаты научно-технической деятельности или конфиденциальную научно-техническую информацию;
-экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги по созданию и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса.
3. «Государственная инновационная политика»- определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.
4.«Инновационный потенциал (государства, отрасли, организации)»- совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
5.«Инновационная сфера»- область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
6.«Инновационная инфраструктура»- организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).
7. «Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, отраслевая)» — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии)Знаменский Д.Ю. Системно-динамический подход к исследованию процесса формирования и реализации государственной политики // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 104-106..
Таким образом, инновационная деятельность — это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
1.2 Направления и методы реализации инновационной политики
Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. Особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации, а с другой стороны — интеграции заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий для внедрения достижений науки и техники в экономику страны. Сложившийся уровень спроса на продукцию отраслей промышленности определяет как перспективу их развития, так и структурные изменения основных производственных фондов.
Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки и объему ресурсов, необходимых для модернизации производственных мощностей. К основным направлениям государственной инновационной политики относят:
-разработку нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и введения ее в хозяйственный оборот;
-комплексную поддержку инновационной деятельности, развитие производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
-развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, экспертизу, сертификацию и продвижение разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую мотивацию товаропроизводителей к внедрению новшеств как способа конкурентной борьбы;
-развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для высокотехнологичных организаций и оказания им на начальном этапе государственной поддержки;
-введение конкурсного отбора инновационных проектов и программ. Реализация небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволяет поддержать перспективные производства, увеличить приток частных инвестиций;
-реализацию приоритетных направлений инновационной политики через выбор небольшого числа базовых технологий, оказывающих влияние на эффективность производства и рост конкурентоспособности продукции;
-использование технологий двойного назначения, применяемых как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях экономики в первую очередь направлена на ускоренное освоение отечественных и зарубежных технологических достижений и воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, питьевых и промышленных вод, флоры и фауны и др.).
Так, втопливно-сырьевом комплексеинновационная политика ориентирована на внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:
-в нефтегазовом комплексе — на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов;
-в нефтеперерабатывающей промышленности- на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития глубокой переработки нефти, внедрение катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородосодержащих добавок;
-в угольной промышленности- на улучшение свойств угля на основе новых технологий глубокой переработки, обогащения и брикетирования, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водо-угольной суспензии, совершенствование открытого способа разработки месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также внедрение автоматизированных комплексов и микропроцессорных контрольных сетей.
-в электроэнергетикеинновационная политика сконцентрирована на использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе, применении новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе, развитии малой и нетрадиционной энергетики, решении проблем захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортного топлива и повышении эффективности передачи электроэнергии на большие расстояния.
-в транспортном комплексеинновационная политика ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.
— в металлургическом комплексеориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсои энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.
Технологическими ориентирами в химической инефтехимической промышленностиявляются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.
В машиностроительном комплексеинновации ориентированы на технологическое перевооружение производств за счет автоматизации проектирования и изготовления продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов, автоматизации сборочных процессов, развития методов диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.
Уточняются и формируются приоритеты инновационной политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение получили экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.
Для реализации инновационной политики совершенствуется система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования растет актуальность привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).
В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь, федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации, указа Президента Российской Федерации о государственной политике по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, постановления Правительства Российской Федерации о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальнойсобственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и др.;
-государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
-совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации;
-внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
-обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции; консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами членами ЕС, СНГ, другими государствами;
-развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
-участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;
-выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
Перечисленные методы будут применяться с учетом изменения рыночной конъюнктуры и конкретного содержания инновационных проектов и программБлинова Н.В. О природе взаимодействия власти, бизнеса и общества // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 20. С. 14-18.. инновация муниципальный социальный
Таким образом, главными методами реализации инновационной политики являются: формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики.
ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
2.1 Цели и направления инновационной политики территории
Объективной тенденцией формирования системы целей и реализации государственной инновационной политики является ее регионализация. В рамках целостности региональной политики социально-экономического развития определенного территориального образования формируется комплекс объектов государственного воздействия. Сложившаяся в течение длительного периода времени территориальная специализация производства, достигнутый уровень развития производительных сил конкретного региона обуславливают адекватность мер инновационной политики, обеспечивая большую координацию социальных и хозяйственных процессов. Региональная экономика как целостная воспроизводственная социоприродохозяйственная система включает в себя часто высоко интегрированные межотраслевые комплексы, обладающие определенным инновационным потенциалом. Последний является базой для выхода региональной экономической системы на новые уровни социально-экономической эффективности. Региональная инновационная политика призвана задействовать весь комплекс условий и факторов производства, имеющихся на данной территории — природных, человеческих, социальных, институциональных, технических, информационных. Они формируют региональные инновационные системы, обладающие спецификой и способностью к самовоспроизводству.
Организационной опорой формирующейся в стране ее городах и регионах инновационной системы является широкая сеть разнообразных по своим функциям и формам собственности институциональных структур. Они непосредственно осуществляющих фундаментальные и прикладные исследования, проектные, опытно-конструкторские и технологические разработки, изыскательские работы, подготовку кадров специалистов или обеспечивающих финансовое, маркетинговое, информационно-консалтинговое, правовое и иное обслуживание научно-технической деятельности. Региональная инновационная политика и ее инструменты представлены на рисунке 1.
Размещено на http://www./
Рисунок 1. Механизм реализации региональной инновационной политики
Реализация функций инновационного процесса при создании соответствующей институциональной системы поддержки со стороны государства в рыночной экономике, характеризующейся «эффективной конкуренцией», обеспечивает реальную возможность создания благоприятного инвестиционного климата для осуществления инновационной деятельности. Нововведения здесь пользуются спросом, ихвозможно продать и купить. Институтом государства обеспечивается реализация функциональной направленности инновационных процессов.
Информационное обеспечение инновационного процесса — это интегрирование данных об инновационных процессах и обеспечение открытого доступа (платного или бесплатного) к ним заинтересованных юридических и физических лиц. Информационное обслуживание предполагает наличие сведений об инновационных проектах, о финансовых ресурсах, которые могут быть аккумулированы для реализации проекта, о создателях новшеств и инновационных менеджерах, патентном фонде. Информационное обслуживание все в большей степени осуществляется через компьютерные сети. Информационная среда существенно влияет на скорость протекания инновационных процессов, оптимизирует инновационную деятельность, пропагандирует ее достижения.
Кроме того, сами институты власти должны располагать информационно-статистическими индикаторами для принятия решений в области инноваций. Речь идет о статистике, отражающей набор интеллектуальных возможностей общества, позволяющей эффективно использовать свои ресурсы и производить международные сопоставления для определения ниш на рынке интеллектуальных продуктов. Набор унифицированных показателей включает в себя показатели деятельности фундаментальной и прикладной науки, масштабов опытно-конструкторских работ, подготовки специалистов, отношения общества к науке и т.д.
Механизм выработки и реализации селективной научно-технической и инновационной политики на федеральном и региональном уровнях должен совершенствоваться в направлении создания эффективной законодательной базы инновационной деятельности, активизации программной, прогностической деятельности органов государственной власти, проблем венчурного финансирования инновационных проектовЗнаменский Д.Ю. Государственная научно-техническая политика: разработка, реализация, оценка эффективности : монография. М., 2012. С. 123-156.
Таким образом, можно резюмировать, что в целом государственное воздействие на инновационные процессы призвано корректировать рыночную самоорганизацию предпринимательских структур, осуществляющих инновации. В частности, это выражается в формировании благоприятной инновационной инфраструктуры — сети объектов, способствующих осуществлению инновационной деятельности. Меры государственной инновационной политики могут быть и содействующими созданию благоприятной для инноваций социально-экономической среды, и непосредственно инициирующими и регулирующими инновационные процессы. Стратегической целью региональной инновационной политики является создание благоприятной инновационной среды, обеспечивающей превращение идей и разработок в рыночные продукты международного уровня, внедрение этих продуктов в важнейшие отрасли экономики и социальную сферу, а также позволяющей сохранить уникальный набор научных и инженерных школ.
2.1 Проекты и программы как формы реализации инновационного развития
Организация работы по скоординированному развитию основных элементов инновационной системы требует выбора соответствующего программного инструментария инновационного развития территории.
Необходимость разработки региональной инновационной системы диктуется невозможностью комплексно решить эту проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.
В инновационной программе территории отражаются источники финансовых и материальных ресурсов, направляемые на преобразование территориально-отраслевой структуры промышленности с целью увеличения выпуска продукции конечного потребления на основе максимально эффективного использования инновационного потенциала территории; направления развития сферы услуг; стимулирования производства путем использования системы поддержки предприятий всех форм собственности; развития альтернативных, внебюджетных форм финансирования отраслей и отдельных предприятий.
Таким образом,инновационная программа как инструмент реализации стратегии инновационного развития муниципального образования представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленный на достижение установленных целей и задач в интересах развития основных сфер жизнедеятельности муниципального образования, повышения конкурентоспособности инновационной сферы и местной экономики в целом.
При программно-целевом подходе осуществляется реализация одновременно двух типов интеграции науки и производства:
-пространственной, когда объединяются усилия различных участников инновационной деятельности, принадлежащих к различным отраслям, территориям и формам собственности, академической, вузовской и отраслевой науке;
-временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов инновационного процесса.
Основной целью программы является создание экономических, правовых и организационных условий для перевода местной экономики на инновационный путь развития. Для достижения поставленной цели необходимо комплексное решение следующих задач:
— формирование организационно-правовых и финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности;
— интеграция научно-производственных, образовательных и бизнес-ресурсов для обеспечения инновационной деятельности;
— привлечение инвестиций в инновационную сферу;
— создание благоприятной среды для инновационной деятельности;
— вхождение в региональный рынок инноваций.
Систему программных мероприятий следует формировать по следующим основным разделам.
1. Разработка нормативно-правового, организационного и методического обеспечения программы.
2. Реализация инновационных проектов в научно-технической и производственной сферах в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического и инновационного развития муниципального образования.
3. Создание инфраструктуры инновационного развития муниципального образования. Важным фактором в процессе создания конкурентоспособной экономики муниципального образования являются эффективные и отлаженные взаимосвязи основных элементов инновационной инфраструктуры в научно-технической, образовательной, промышленной и финансовой сферах, обеспечивающие благоприятные условия для коммерциализации новых разработок и их передачи в экономику муниципального образования.
4. Формирование системы кадрового обеспечения инновационного развития муниципального образования.
5. Создание системы информационного обеспечения инновационной деятельностиСибиряев А.С. Государственная инновационная политика в Российской Федерации: подходы к разработке и реализации : автореф. дис. канд. полит.наук. М., 2011. С. 12-34.
Таким образом, при обосновании необходимости решения проблем программными методами должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития территории, направления промышленной и научно-технической политики, прогнозы развития региональных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования муниципального контекста развития национальной инновационной системы в настоящее время не вызывает сомнений. Во-первых, местное самоуправление представляет собой уровень публичной власти, максимально приближенный к населению. Так, Председатель Государственной думы ФС РФ С.Е. Нарышкин на первом муниципальном экономическом форуме 24 сентября 2015 г. в г. Дмитрове (Московская область) подчеркнул значительную роль муниципальных образований в процессе внедрения инноваций. Кроме того, нельзя не отметить расширение сектора малых и средних инновационных предприятий в структуре как региональной, так и общенациональной инновационной системы. На практике реализация инновационных проектов предприятиями малого и среднего бизнеса с первого этапа неразрывно связана с местными властями. Размещение бизнеса, его логистика, возможность развития упираются в первую очередь в органы местного самоуправления и муниципальные организации.
Таким образом, содействие реализации инновационных инициатив малого и среднего бизнеса выступает в качестве одного из ключевых направлений государственной инновационной политики.
Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем и объектов, необходимых для реализации инновационной деятельности (от генерации идеи до реализации готового инновационного продукта).
В составе инновационной инфраструктуры можно выделить:
1) нормативно-правовую подсистему (то есть действующее законодательство, льготы и привилегии для инновационных компаний, налоговые преференции, правовые механизмы субсидирования и бюджетной поддержки);
2) производственно-технологическую подсистему (технопарки, комплексы, центры, кластеры и т. п.);
3) систему подготовки и повышения квалификации научных кадров (структура и состав кадров, доступность и качество системы повышения квалификации и обучения персонала, научно-образовательная среда);
4) финансово-инвестиционную подсистему (доступность капитала, наличие обеспеченных бюджетных источников, внебюджетные венчурные фонды, гарантийные, посевные, стартовые фонды и программы);
5) информационную инфраструктуру (общегосударственные и региональные системы научно- технической информации, интернет, маркетинговые и консалтинговые компании, структуры и программы поддержки малого и среднего бизнеса, выставки и т. д.);
6) логистическо-сбытовую инфраструктуру (транспортные, складские объекты, кластеры, выставки, интернет).
Возможности муниципалитетов существенно ограничены в финансовом и кадровом блоке, однако наличие и качество прочих компонентов инновационной инфраструктуры находятся в непосредственной зоне ответственности органов местного самоуправления.
В каждом выделенном спектре инновационной инфраструктуры можно обозначить конкретные объекты (например, дороги, гарантии, закон) и субъекты инфраструктуры (например, венчурный фонд, региональная администрация, банк, университет). Отметим, что в качестве субъекта инновационной инфраструктуры органы местного самоуправления могут выступать в каждом из выделенных секторов, а следовательно, потенциал влияния муниципальных властей на развитие инновационной деятельности достаточно велик.
В связи с вышеизложенным требует уточнения понятие государственной инновационной политики.
Таким образом, несмотря на ряд отмеченных выше проблем, именно муниципальный уровень инновационной политики выступает в настоящее время в качестве определяющего в процессе формирования не только муниципальной и региональной, но и национальной инновационной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сибиряев А.С. Государственная инновационная политика в Российской Федерации: подходы к разработке и реализации : автореф. дис. канд. полит.наук. М., 2011. С. 12-34
2. Знаменский Д.Ю. Государственная научно-техническая политика: разработка, реализация, оценка эффективности : монография. М., 2012. С. 123-156
3. Знаменский Д.Ю. Системно-динамический подход к исследованию процесса формирования и реализации государственной политики // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 104-106.
4. Знаменский Д.Ю. Государственная научно-техническая политика … 5. Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры [Электронный ресурс]. URL: http://regions.extech.ru/left_menu/shepelev.php (дата обращения: 25.10.2015), доступ свободный
5. Блинова Н.В. О природе взаимодействия власти, бизнеса и общества // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 20. С. 14-18.
Размещено на