Содержание
Содержание
Аннотация3
Введение4
1. Теоретические аспекты инновационной деятельности предприятия6
1.1 Понятие и специфика инновационной деятельности предприятия6
1.2 Информационные аспекты инновационной деятельности12
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ВАТ «Черниговская макаронная фабрика»16
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия16
2.2. Анализ организационной структуры предприятия25
2.3. Анализ внешней среды предприятия27
3. Усовершенствование инновационной деятельности предприятия38
3.1. Система управления производством новой продукции38
3.2. Анализ факторов освоения производства новой продукции42
3.3. Оценка эффективности внедрения системы управления производством новой продукции44
Выводы48
Список использованной литературы50
Выдержка из текста работы
Переход к рыночной экономике, характеризующейся на данном этапе ее развития гиперконкуренцией, высоким уровнем неустойчивости, увеличением объема знаний и усложнением решаемых проблем, актуализировал для предприятий проблему выживания и обеспечения конкурентоспособности в длительной перспективе. Подобные обстоятельства обуславливают усложнение системы управления и, как следствие, необходимость достижения адекватности современным реалиям путем ее совершенствования. Современная наука позволяет учесть все особенности сложившейся ситуации и решить поставленные перед предприятием задачи только в рамках процесса постоянного внедрения инноваций на предприятии. Становится общепризнанным, что коммерческое предприятие «должно обновляться или умирать». В связи с этим актуализируется проблема полноценного осуществления инновационной деятельности предприятия.
Инновационная деятельность носит творческий характер, она плохо сочетается с жесткой регламентацией работ и централизацией принятия решений, трудно вписывается в формализованные организационные структуры менеджмента. Для последних характерны тенденции поддержания стабильных отношений и процедур менеджмента, противодействия инновациям, активное сопротивление любым новым формам и методам менеджмента.
В условиях инновационной экономики повышение эффективности промышленности производства — важнейшая экономическая задача. Решению этой задачи должен быть подчинен курс экономической политики, направленной на совершенствование экономических рычагов хозяйствования и создания цивилизованного рыночного экономического пространства, а также эффективной системы управления и финансирования инноваций.
Целью курсовой работы является исследование вопросов планирования инновационной деятельности на предприятии.
С поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1.рассмотреть понятие инноваций и инновационной деятельности;
2.определить роль инноваций в деятельности организации;
3.проанализировать систему стратегического планирования инноваций на предприятии;
Предметом исследования является инновационная деятельность данного и пути ее развития.
Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области инновационной деятельности предприятия, законодательные, нормативные материалы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие инновации и инновационной деятельности
В российском праве термин «инновация» появился в начале 1980-х годов. Определение инновации дано в постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы». Инновация (нововведение) рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Сложились различные подходы к пониманию сущности инновации. Инновации рассматриваются и как результат научно-технической деятельности, и как процесс создания и распространения новой техники, технологии, организационных форм и т.п. По-разному используются понятия новшества, нововведения, инновации. Часто они отождествляются. Иногда новшество связывают с начальной стадией научно-производственного цикла (изобретение, ноу-хау и т.п.), нововведение — с использованием новшества на промежуточной стадии, а инновация рассматривается как распространение нововведения на конечной стадии научно-производственного цикла. К основным характерным свойствам инновации относятся в первую очередь новизна и коммерциализация. Инновации не всегда принимают товарную форму. Они могут создаваться для внутреннего применения, но и в этом случае коммерциализация остается потенциальным свойством инновации.
В настоящее время нет единого подхода к подразделению инноваций на виды. Их классифицируют, например, в зав??имости от уровня новизны инновации: радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) и ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т.д.) или в зав??имости от области применения инновации: управленческие, организационные, социальные, промышленные. Критериями классификации инноваций могут быть масштаб инноваций, результативность, этап научно-технического процесса, темпы осуществления.
В общем виде все инновации делятся на две основные категории: технологические и нетехнологические.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационный продукт» и т. п.
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация — это такой общественный — технический — экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно — организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений — новый момент динамизации экономического развития.
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций — рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
1.2.Сущность и прогнозир……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдокушин Е. Ф. Модернизация экономики России / Е. Ф. Авдокушин // Вопросы новой экономики. — 2010. — № 4. — С. 30-38.
2. Амосов Н. А. Инновационная и конкурентная стратегия корпораций / Н. А. Амосов. — М., 2004. — 53 с.
3. Бабич Т. Н. Планирование на предприятии / Т. Н. Бабич. — М.: КноРус, 2005. — 331 С.
4. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. — 631 с.
5. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия / И. А. Бланк. — К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. — 720 с.
6. Богатин Ю. В. Инвестиционный анализ: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Богатин, В. А. Швандар. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 286 с.
7. Бороненкова С. А. Управленческий анализ: учеб. пособие. / С. А. Бороненкова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 247 с.
8. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии / В. А. Горемыкин.- М.: Филин, 2006. — 520 с.
9. Гусенок И. А. Инвестиционно-инновационная деятельность предприятия: понятие и основные параметры / И. А. Гусенок // Инновационная деятельность. — 2008. — № 5-1. — С. 45-48.
10. Кирилкин М. В. Принципы управления инновационной деятельностью предприятия / М. В. Кирилкин // Экономические науки. — 2008. — № 42. — С. 166-169.
11. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 768 с.
12. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В. В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 432 с.
13. Козлова Ю. А. Классификация инновационных решений предприятия / Ю. А. Козлова // Седьмая научная сессия аспирантов ГУАП: Сб. докл.: В 2ч. Ч II. Гуманитарные науки. СПб ГУАП. СПб, 2004. — 353 с.
14. Лукьянчикова Н. П. Инвестиции в развитие инновационных технологий в жилищном строительстве / Н. П. Лукьянчикова // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2010. — Т. 41. — № 1. — С. 73-77.
15. Любушин Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н. П. Любушин. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 471с.
16. Основы инновационного менеджмента / Л. С. Барютин [и др]. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. — 518 с.
17. Перар Ж. Управление финансами / Ж. Перар. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 495 с.
18. Пивоваров К. В. Планирование на предприятии: учебное пособие / К. В. Пивоваров. — М.: Дашков и К, 2009. — 229 с.
19. Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия / Л. В. Прыкина. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 360 с.
20. Сафонов Е. Н. Управление инновационной деятельностью на промышленных предприятиях / Е. Н. Сафонов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2009. — № 3. — С. 164-171.
21. Сахартов Р. М. Цели и принципы инновационного управления / Р. М. Сахартов // Экономика и управление: Сборник научных трудов. Часть IV / под редакцией д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006 — С. 56-67.
22. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. — СП6.: Питер, 2003. — 400 с.