Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ЕГО МЕСТО. ПРЕДМЕТ. ЗАДАЧИ4
1.1. Возникновение информационного менеджмента как самостоятельной дисциплины4
1.2. Основные понятия отрасли информационных технологий. Проблемы информационных систем, информационных ресурсов, информационных технологий7
1.2.1. Управление, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информационный продукт и другие понятия7
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ17
2.1. Формирование технологической среды информационных систем17
2.1.1. Микропроцессоры17
2.1.2. Компьютеры18
2.1.3. Средства организационной техники19
2.2. Системный анализ информационных систем19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА25
3.1. Проблемы оценки эффективности ресурсов информационных систем25
3.2. Способы эффективного использования ресурсов информационных систем27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ30
Выдержка из текста работы
В условиях, характеризующихся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление организацией предполагает больший объем контрольной работы.
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что контроль присутствует на всех уровнях управления, являясь его основой.
Основная проблема контроля заключается в том, что при усилении конкуренции, стремительном развитии и смене технологий, растущей диверсификации бизнеса и усложнении бизнес-процессов управление существенно усложняется, что обуславливает усложнение ее контрольных систем.
Цель данной курсовой работы — как освещение отдельных видов и форм контроля, так и формирование представления о нем как об одной из сторон системы управления.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
· осветить теоретические основы контроля в менеджменте
· описать методологию контроля в менеджменте
· исследовать процессы контроля в управлении предприятием.
Объект исследования — контроль в менеджменте, предмет исследования — виды контроля.
1. Теоретические основы контроля в менеджменте
1.1. Сущность и место контроля в менеджменте
Понятие «контроль» как вид административной деятельности выходит за рамки понятия «контролирование», кроме того, он включает и активную деятельность менеджера — управление. Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный.
Понятие «контроль» у большинства из нас ассоциируется прежде всего с какими-то ограничениями, дисциплиной, запретом и т.д. И хотя все это действительно включает в себя понятие контроля, истинное его значение намного шире.
В теории менеджмента, как и в его практике, встречается большое количество интерпретаций понятия функции контроля и контроля в целом:
Контроль — процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности;
Контроль — процесс проверки и сопоставления того, что есть, с тем, что должно быть достигнуто;
Контроль — процесс обеспечения достижения организацией поставленных целей путем сравнивания полученных и запланированных результатов.
Однако суть всех определений сводится к тому, что контроль — это процесс обеспечения достижения организацией поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:
· установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;
· сопоставление достигнутых результатов с ожидаемыми результатами;
· принятие корректирующих действий, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль осуществляется по следующим направлениям:
· наблюдение за объектами контроля (персоналом, средствами и предметами труда, производственными и управленческими процессами);
· отслеживание изменений, которые происходят во времени;
· приспособление к изменениям в окружающей среде.
Для того чтобы определить место контроля в процессе управления, требуется разобраться в функциях управления. Для большего удобства рассмотрим их по уровням управления.
Если следовать классикам менеджмента, то можно утверждать, что основными функциями управления менеджеров высшего звена (Top-manager) являются следующие: планирование, организация, контроль.
Контроль для менеджеров высшего звена заключается в определении отклонений от намеченных целей. При этом, как правило, их не интересуют ни причины, ни виновники создавшихся проблем.
Рис. 1 — Схема управленческих функций менеджеров высшего звена
При рассмотрении функций менеджеров низшего звена необходимо отметить, что все их действия направлены, в первую очередь, на достижение тех целей и за счет тех ресурсов, которые были определены уровнем выше. В связи с этим основной обязанностью менеджеров низшего звена (low-manager) становится подготовка и реализация управленческих решений, которая, в свою очередь, состоит из функций:
— подготовка управленческих решений (постановка проблемы, выявление альтернатив, выбор из них лучшей, подготовка необходимой документации);
— организация выполнения решения (постановка задачи работникам, обеспечение необходимыми ресурсами, мотивация, координирование);
— контроль исполнения решения.
Рис.2 — Схема управленческих функций менеджеров низшего уровня
Как видно из схем функция контроля имеет место как в высшем эшелоне власти, где она проверяет факт достижения организацией глобальных целей, так и на низших уровнях управления, где контроль является одним из средств оперативного управления. Принципиальная разница в функции контроля на верхнем и на нижнем уровне заключается лишь в объекте контроля — носителе контрольной информации.
1.2. Цели и задачи управленческого контроля
Для того, чтобы глубже понять сущность контроля как важнейшей составной части понятия управления (или как управленческой категории), раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих, подойдем к контролю с более широкой позиции и с практической точки зрения, рассматривая его как систему и составную часть системы управления организацией.
Итак, в широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета.
Эффективная система контроля предусматривает определенные цели и задачи. Основными целями являются:
-сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциала организации;
-своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
-обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.
Достижение целей системы, как известно, обеспечивается реализацией задач, которые заключаются в достижении следующих основных показателей эффективности управления организацией:
-соответствие деятельности организации принятому курсу действий (т.е целевым установкам и ориентирам) и стратегии;
-устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
-сохранность ресурсов и потенциала организации;
-должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
-показатели безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации — наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;
-рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
-соблюдение работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур — положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;
-соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.
Эти и многие другие задачи обусловливают создание в организации эффективной контрольной системы. Результативность контроля характеризует эко……..
Список использованной литературы
4. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М: Эконом, 2007.
5. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер с англ. — СПб.: Питер, 2008.
6. Веснин В.Р., Менеджмент. — М.: Проспект, 2012. — 624 с.
7. Галькович Р.С, Набоков В.И. Основы менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2003.
8. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. — М.: ЮНИТИ, 2002.
9. Дункан Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. — М.: Дело, 2006. — С. 439.
10. Казначевская Г.Б., Менеджмент. — М.: Кнорус, 2012 — 240 с.
11. Коротков Э.М., Менеджмент. — М.: Юрайт, 2012 — 640 с.
12. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. -СПб.: Питер, 2008.
13. Лафта Дж.К. Теория организации: учеб. пособие. — М.: Проспект, 2008.
14. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. СПб: МиМ, 2003.
15. Лэнд П.Э. Менеджмент — искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2008.
16. Менеджмент и рынок / Под ред. М.И. Сорокина. М.: БЕК, 2003.
17. Менеджмент организации, А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. — М.: КноРус, 2011 — 432 с.
18. Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева 3. П., Соломатин Н. А., Акбердин Р.З. и др. — М.: Инфра — М, 2007.
19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. -М.: Дело, 2006.
20. Ричард Дафт, Менеджмент. — СПб.: Питер, 2012 — 656 с.
21. Туровец О.Г., Родионова В.Н., Теория организации: учеб. пособие. -М.:Инфра-М, 2007.
22. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г.. Управление — это наука и искусство. М.: Издательство «Республика», 2002.
23. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. — М.: Интер, 2008.