Содержание
Введение3
1 Теоретические основы информационного обеспечения стратегического планирования5
1.1 Понятие стратегического планирования5
1.2 Информация как ресурс стратегического планирования8
2 Анализ процесса стратегического планирования в компании «Нарта»13
2.1 Стратегический анализ деятельности компании13
2.2 Стратегическое планирование развития ООО «Нарта»18
2.3 Информационное обеспечение планирования реализации стратегии ООО «Нарта» в проекте23
3 Аналитические информационные системы для стратегического планирования28
Заключение33
Список использованных источников36
Приложения38
Выдержка из текста работы
Научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы, для которых необходимы новые методы для обеспечения управляемости.
Современное общество действует в период, характеризующийся небывалым увеличением информационных потоков, как в экономике, так и в социальной сфере. Наибольший рост объемов информации наблюдается в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, финансово-банковской сфере. Затянувшийся переход Российской экономики к цивилизованным рыночным отношениям, слабое развитие производственного сектора экономики, отсутствие системы инвестирования в реальный сектор экономики, сильная раздробленность кредитных учреждений и небольшое число крупных, по мировым масштабам, прессинг со стороны государства — значительно усложняет систему управления в финансово-кредитной сфере и, во многом, сужает горизонт планирования. Многие российские банки живут «одним днём», не пытаясь приоткрыть завесу над будущим своей компании. Термин «стратегическое управление», хоть и вошёл в лексикон управляющих, но зачастую остаются лишь красивым мифом или некой эфемерной недостижимой целью российской действительности. На наш взгляд, процессы глобализации экономики, попытки вхождения России на рынки иностранного капитала, требует от высшего менеджмента банков пересмотра своего отношения к подходам в управлении. Банки нуждаются в стратегическом менеджменте, чтобы быть конкурентоспособными участниками финансовых рынком, обеспечивать предприятиям крепкий тыл» в вопросах расчетов, финансовых услуг и т.п. Но разработка эффективной стратегии должна базироваться на полной, достоверной, своевременной информации. В настоящее время всем известно, что кто владеет информацией — тот правит миром.
Несомненная актуальность этих вопросов определила выбор темы курсовой работы, обусловила его цели и задачи.
Основной целью курсовой работы является разработка научно-методических и практических рекомендаций по организации системы информационного обеспечения стратегического управления финансовых учреждений.
Для достижения поставленной цели подлежат решению следующие задачи:
— проанализировать современное состояние институциональных основ информационного обеспечения управления деятельностью сельскохозяйственной организацией;
— провести анализ основных тенденций развития сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, АПК Кабардино-Балкарской республики, проанализировать современное состояние информационного обеспечения управления производственной деятельностью хозяйствующих субъектов республики;
— применить системный подход к« формированию процессов обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов АПК;
— разработать методические основы оценки влияния информационных технологий на эффективность системы управления разнопрофильными предприятиями АПК;
— разработать пакет программ обеспечения совершенствования стратегического управления деятельностью предприятия;
— разработать методические подходы к созданию информационной системы обеспечения, на примере конкретных хозяйствующих субъектов АПК, с учетом их финансового положения;
— обосновать направления совершенствования информационно-консультационной службы и определить технологии принятия решения с использованием информационных систем.
Объект исследования — сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской республики в условиях становления рыночных отношений.
Предметом исследования является информационное обеспечение принятия управленческих решений как важнейший фактор повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов АПК.
1 Теоретико-методические основы информационного обеспечения стратегического управления предприятием
1.1 Основные тенденции современного стратегического управления предприятием
Одно из первых определений термина «стратегия» дается в работах А.Чандлера (Alfred Chandler), где стратегия (strategy) определяется как «предопределение основных долговременных целей и задач предприятия, выбор курса деятельности и выделение ресурсов, необходимых для достижения этих целей»[1]. Впрочем, данная трактовка не исключила появления целого ряда других определений, отражающих многообразие взглядов на стратегию и стратегический менеджмент. Например, Г.Джонсон и К.Скулз (Gerry Johnson, Kevan Scholes) определяют стратегию как «направление развития организации в долгосрочной перспективе, позволяющее получить преимущества путем использования имеющихся ресурсов в условиях изменяющейся окружающей среды, для удовлетворения потребностей рынка и ожиданий стейкхолдеров»[2]. В соответствии с определением «Большого экономического словаря», стратегия — это «искусство руководства, общий план ведения работы, исходя из сложившейся деятельности на данном этапе развития»[3]. А в «Современном экономическом словаре» экономическая стратегия определяется как «долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты»[4].
Таким образом, следует признать, что в настоящее время в деловой и научной литературе общепринятого определения стратегии еще не сложилось. Тем не менее, разные авторы, как правило, понимают под стратегией некий курс, выбранное направление развития организации, следование которому должно привести к достижению поставленных целей.
Исследования Г.Минцберга (Henry Mintzberg), основанные на анализе широкого круга литературы по стратегическому менеджменту, позволили выделить пять основных трактовок термина «стратегия»:
— стратегия как план, руководство, ориентир или направление развития организации, с акцентом именно на планировании и документировании (plan);
— стратегия как прием, уловка или маневр с целью перехитрить конкурента (ploy);
— стратегия как принцип или некоторая модель поведения организации во внешней среде (pattern);
— стратегия как ……..