Содержание
Введение3
Глава 1. Пренебрежение нуждами ребенка5
1.1.Жестокое обращение с детьми5
1.2. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка9
1.3. Виды жестокого обращения10
1.4.Отсутствие заботы о ребенке и социально-педагогическая запущенность12
1.5.Характеристика детей с девиантным поведениям и меры по предупреждению14
1.6. Алкоголизм родителей как фактор жестокого обращения с ребенком20
Глава 2. Деятельность Центров психолого-медико-социального сопровождения24
2.1. Особенности деятельности центров психолого-медико-социального сопровождения24
2.2. Особенность деятельности психолога-консультанта28
2.3. Психологическая работа с дошкольниками30
Глава 3. Работа Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей34
3.1. Из опыта работы с детьми « Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Лабытнанги», пережившими ситуацию семейного насилия34
3.2. Семейная воспитательная группа как средство профилактики жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей в замещающих семьях41
Заключение46
Список использованных источников и литературы47
Приложение50
Выдержка из текста работы
Исследования, проведенные в области медицины, психологии установили, что психическая жизнь ребёнка начинается задолго до момента рождения (в пренатальном периоде). В это время происходит формирование всех видов чувствительности, многочисленные факты свидетельствуют о возможности плода воспринимать звуки и даже отвечать на них движением.
Рождение ребенка — качественный скачок, резкое изменение в ситуации развития. Первый критический период развития ребенка — период новорожденности.
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они помогают ему приспособиться к той или иной ситуации. Детские эмоции влияют и на будущее поведение ребёнка, а также способствуют его социальному и нравственному развитию. В настоящее время в психологии младенчества накоплен значительный фактический материал. Правда, многие сведения носят фрагментарный характер и нередко являются дискуссионными.
Тем не менее, многие ученые, психологи и неонатологи определяют новорожденность и младенчество как основные периоды развития детей, их успешности или неуспешности дальнейшего становления.
Поэтому данная проблема актуальна в современном мире. Несмотря на наличие большого количества исследований в данной области, тема до сих пор остается не достаточно раскрытой и существует много проблем.
Проблеме речевого развития детей с задержкой данного компонента в младенчестве и оценке их криков посвящена данная работа, тема которой: «Крики детей группы риска по задержке речевого развития в младенчестве».
Целью исследования является теоретическое изучение криков детей групп риска по задержке речевого развития в младенчестве.
Объект исследования: реакция новорожденных и младенцев на «физические» и «социальные» звуковые раздражители.
Предметом исследования является изучение причин криков детей в младенческом возрасте и влияние их на задержку речевого развития.
Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи:
• теоретически изучить особенности младенчества как возрастного периода;
• рассмотреть развитие речевой интонационной структуры;
• охарактеризовать причины задержки речевого развития групп риска;
• проанализировать динамику плача детей группы риска по задержке развития речи в первые месяцы жизни.
Методы исследования носят теоретический характер: анализ литературы, обобщение и систематизация данных.
I. ОНТОГЕНЕЗ МЛАДЕНЧЕСТВА
1.1. МЛАДЕНЧЕСТВО КАК ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД
Сведения о психическом развитии младенца уже давно приобрели важное научное значение и широко используются в теоретических дискуссиях и обсуждениях. Вплоть до начала XX века знания психологов о младенце находились на уровне житейских наблюдений, были разрозненны и немногочисленны.
На протяжении первого года выделяются:
1) этап новорожденности (первый месяц жизни), когда происходит первичное становление элементарных контактов с взрослыми;
2) первое полугодие жизни ребенка с общением в качестве ведущей деятельности детей;
3) второе полугодие жизни, где такой деятельностью становятся предметные манипуляции, а общение соответственно преобразуется, принимая «деловую» форму. [2;13]
Период новорожденности — это период с момента рождения до одного месяца. Социальная ситуация развития определяется полной зависимостью от ухаживающего за младенцем взрослого. Личностные умения заключаются в способности активно бодрствовать и появляется перцептивная память.
Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Родовой кризис обнаруживается как острое жизненное противоречие между пренатальной формой витального единства матери и ребенка (психобиологический симбиоз) и тотальным разрывом связей между ними. Данный разрыв и противостояние двух жизней, с точки зрения В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, должен быть преодолен практически — как совместное простраивание новой формы событийности в новых условиях существования. Взрослый всегда реализует культурно заданную программу ухода за ребенком [4].
В вопросе о длительности родового кризиса и о критериях его преодоления среди медиков и психологов нет единства взглядов. Медики ориентируются на такие объективные показатели благополучного переживания ребенком кризиса рождения, как нормальный прирост веса (на 10—12 день), отражающий приспособление ребенка к новым условиям жизни, и в первую очередь к новому типу питания. Для психологов этот критерий вторичен, а первично включение у ребенка ряда органических систем и их координация (соотнесение) друг с другом.
Акт рождения — переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Символом начала жизни человека является первый крик новорожденного при появлении на свет. Крик знаменует и важный шаг в развитии младенца: запускается работа основного органа собственной дыхательной системы ребенка, меняется функционирование системы кровообращения. После рождения начинает функционировать пищеварительная система, т. е. переходит от плацентарного к оральному питанию. Происходит становление телесности, так многие физиологические системы начинают работать заново [5]. Уход за ребенком со стороны взрослого уже с момента рождения выступает как решающее условие его жизни. Физиологическая связь ребенка с матерью сменяется связью ребенка : ухаживающими и поддерживающими его близкими.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Ребенок беспомощен в момент рождения и в первые месяцы жизни. Он часто вздрагивает и кричит при внезапных изменениях положения или же воздействии на него, а также в ответ на резкие звуки, яркий свет, толчки кроватки [6] . Приспособиться к новым для него условиям ребенку помогает наследственно закрепленные безусловные рефлексы ? пищевые, защитные и ориентировочные. К ориентировочным относятся такие рефлексы:
• рефлекс «поиска груди» вызывается прикосновением к углам рта, ребенок при этом поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот и вытягивает губы, как будто ищет сосок;
• рефлекс шагания проявляется в том, что когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног создают иллюзию ходьбы;
• при хватательном рефлексе малыш сжимает пальцы руки вокруг любого предмета, если им прикоснуться к его ладони. При попытке вытащить предмет сжимает ладонь еще крепче (эффект защелкивания).
Поведение новорожденного ребенка фрагментарно и состоит из небольшого числа элементарных и изолированных рефлексов, физиологических отправлений двигательных внутренних органов. Простые единицы телесного поведения (поиск ртом и сосание, схватывание, случайные взгляды на близкие предметы) составляют исходную основу его последующего развития. Атавистические рефлексы (рефлекс Робинзона — «автоматическая походка») вскоре исчезают. Им на смену приходят (уже в первые 10 дней жизни) условные рефлексы.
Новорожденность — период времени, когда ребенок отдалён от матери физически, но связан с ней физиологически. В нем все находится в состоянии негармоничного разлада: у него нет движений в собственном смысле этого слова, эта физиологические отправления двигательных органов. У новорожденных нет поведения, так как отсутствует ориентировка.
Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности: потребности в получении новых впечатлений, в движении, в общении со взрослыми, на их основе осуществляется психическое развитие.
Л. С. Выготский выделял три момента, характеризующих своеобразие психической жизни новорожденного:
u преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения;
u неотделенность себя и своих переживаний от восприятия объектов окружения;
u реагирование прежде всего на комплексные эмоционально
окрашенные ситуации, нежели на отдельные ее элементы [2].
Ведущий вид деятельности — непосредственно-эмоциональное общение.
Первый объект длительного сосредоточения — человеческое лицо. Зрительное и слуховое сосредоточение на лице матери возникает важное психологическое реакция — комплекс оживления.
Комплекс оживления — эмоциональная реакция на взрослого, сопровождаемая хаотичными движениями и звуками, это первый акт общения и поведения. Возникновения комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчества [33].
Период младенчества длится приблизительно с одного месяца до одного года. «Социальная ситуация» психического развития ребенка этого возраста — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», ситуация комфорта. Показателем такой ситуации является положительный эмоциональный фон, который служит условием нормального физического и психического развития ребенка. В случае неудовлетворения жизненно важных потребностей ребенка можно говорить о психической депривации — психическом состоянии, возникающем при понижении количества сенсорных (сенсорная) и эмоциональных стимулов (эмоциональная депривация). Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает неблагоприятное воздействие на все последующее психическое развитие ребенка.
События первого года жизни (по Эриксону Э.) формирует у ребенка «основу доверия» или недоверия в отношении внешнего мира. Тяжелые последствия недостатков общения в младенческом возрасте (задержка психического развития, недостатки эмоционально-волевой сферы и т. д.) получили название госпитализма. Постоянное сосание пальца, повторяющиеся раскачивания, закрывание лица руками — первые симптомы эмоционального неблагополучия ребенка. Таким образом, ведущая деятельность в младенчестве — эмоциональное общение.
Период младенчества подразделяют на 2 подпериода:
? до 5—6 месяцев — интенсивное развитие сенсорных систем и голосовых реакций;
? от 5—6 месяцев до 12 месяцев — появление хватательных движений и манипулирования с предметами [4].
Акт хватания — первое организованное, направленное действие, поведенческий акт, способствующий превращению руки в орган осязания. Хватание связано с возникновением предметного восприятия, оно стимулирует указательный жест, — предметно соотнесенный и содержащий в себе зародыш слова. Этот жест сначала понимается другими и позже становится для самого ребенка указанием. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действий рук в план зрительного восприятия.
Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти: первым — является узнавание, к 8 месяцам — воспроизведение. Манипулирование предметами способствует развитию интеллекта ребенка. Ориентировочные рефлексы младенца перерастают в любознательность и характеризуется этот возраст появлением первых слов, носящего характер указательного жеста. Речь в младенчестве носит переходный характер, она ситуативна, автономна, эмоционально окрашена и понятна только близкому окружению [4].
Таким образом, активность младенца раскрывается как прижизненно формирующаяся у него способность к функционированию в качестве субъекта деятельности — общения, предметных манипуляций, а также познавательной деятельности. Связи же ребенка с окружающими людьми и привязанности к близким взрослым выступают как результат общения, основное психологическое новообразование первой половины младенчества
1.2 ГРУППА РИСКА ПО ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ЗРР — задержка речевого развития — отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет.
Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
Среди факторов, способствующих возникно…
**************************************************************