Содержание
Введение
1. Методологические основы создания и развития имиджа
учебного заведения
1.1. Понятие имиджа учебного заведения. Отличие имиджа от
репутации
1.2. Структура имиджа учебного заведения
1.3. Особенности формирования имиджа учебного заведения в
информационном пространстве Интернета
2. Анализ имиджа российских вузов в интернет-пространстве
2.1. Сравнительный анализ интернет-сайтов учебных заведений
2.2. Анализ результатов опроса студентов
Заключение
Список литературы
Выдержка из текста работы
Имидж представляет собой относительно устойчивое представление потребителя о товаре, марке, предприятии в целом. Имидж — это своеобразный образ, и от многих факторов зависит, каким именно он будет: положительным или отрицательным. На сегодняшний день учебные заведения понимают значение формирования положительного имиджа для обеспечения конкурентоспособности и привлечения абитуриентов. Имидж учебного заведения охватывает все стороны функционирования: от внешнего вида учреждения до профессионализма преподавателей. Как правило, положительный имидж ассоциируется у абитуриентов с качественными знаниями, возможностью последующего трудоустройства, государственной формой диплома, квалифицированными преподавателями, развитой инфраструктурой и т.д.
В мировой практике основоположниками исследований развития постиндустриального общества и информационной экономики, теоретических основ маркетинга в новых экономических условиях стали Д. Белл, Л. Вебер, М. Кастельс, Д. Мур, С. Минетт, М. Порат, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер, И. Шумпетер, Д. Хартман.
С развитием научно-технического прогресса происходит внедрение современных информационно-коммуникативных технологий почти во все области деятельности и жизни человека. Не обошел этот процесс и высшие учебные заведения. Интернет-технологии являются определяющими для формирования имиджа учебного заведения, так как стали своеобразным «коммуникационным мостом» между абитуриентами и образовательными учреждениями. Почти 90% абитуриентов, в первую очередь, обращаются к Интернет-источникам в поисках информации об университете или институт, который их интересует.
Началось массовое создание сайтов для учебных заведений. Сайт на сегодняшний день является основным инструментом для набора студентов на новый учебный год, поэтому он рассматривается как уже готовый рекламный продукт. С помощью собственной web-страницы, студенты в любое время, из любого уголка страны (или даже мира) могут найти необходимую им информацию, контактировать с преподавателями, посещать онлайн библиотеку учреждения и т.п. Причем это средство коммуникации стал лицом учебного заведения в целом, а потому непременной составляющей имиджа.
Изученность исследования: Авторы которые подробно рассматривают проблемы темы «Воздействие интернет-технологий на имидж учебного заведения» в своих трудах: Браун Л., Ильяшенко С., Карамушка Л., Панасюк, А., Шепель В., Почепцов Г., Аликперов И., Вембер В., Гусев В., Калюжный А.
Объект исследования — имидж образовательного учреждения.
Предмет исследования — пути формирования имиджа учебного заведения в интернет среде.
Цель исследования — провести анализ основных путей формирования имиджа учебного заведения в интернет среде.
Задачи исследования:
Провести изучение основных направлений формирования имиджа учебных заведений.
Проанализировать методы использования интернет-технологий в формировании имиджа учебного заведения.
Проанализировать эффективность применения интернет технологии на имидж учебного заведения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены вопросы пути формирования имиджа учебного заведения как одной из составляющих деятельности образовательного учреждения, дано понятие имиджа ,описаны внешние черты имиджа, принципы обучения, которые помогают решать проблемы, при формировании имиджа учебного заведения. Описан процесс формирования имиджа
Во второй главе содержатся рассмотрения возможностей и эффективности применения интернет-технологий при формировании имиджа учебного заведения. Рассмотрены проблемы интернет маркетинга, продвижение образовательных услуг. Рассмотрен пример типичной динамики развития корпоративного портала, как части интернет пространства. Рассмотрено понятие термина " ориентация на потребителя", рассмотрены аспекты анализа интернет активности пользователя, анализа эффективности посещения интернет ресурсов, доступных SEO -инструментов.
имидж учебный интернет корпоративный портал
Глава 1. Имидж — как составляющая деятельности учебного заведения
.1 Учебное заведение в информационном пространстве
Возникновение информационного пространства резко изменило ситуацию обмена информацией в учебном заведении. Такое пространство выступает общей основой, в которую одновременно входит весь социум. Тенденции развития отечественной системы требуют глубокого и всестороннего обновления содержания высшего образования, последовательного внедрения и использования информационных технологий обучения, модернизации образовательной политики в условиях информационного и образовательного пространства.
Информационное пространство должно предоставить полигон для выдвижения и обработки новых идей, а образовательное пространство — генерировать новые идеи, формы и методы обучения в процессе профессионального развития будущего специалиста через профессиональное становление в разных видах информационных сред в условиях информационно-образовательного пространства согласно информатизации высшего образования. Именно профессиональное развитие личности, который также является участником информационного пространства, определяется как целенаправленный процесс решения самими студентами заданий, которые реализуются в процессе профессиональной подготовки.
А. Ю. Антропова говорит, что «современная педагогическая теория характеризует показатели эффективности профессионального становления личности, прежде всего, определенными технологиями подготовки студентов к деятельности» [2]. Профессиональное становление является индивидуальным творческим процессом, но следует указать, что такой процесс входит в профессиональное развитие будущего специалиста в условиях информационно-образовательного пространства.
В условиях формировании в социуме информационного и образовательного пространства следует акцентировать внимание на влиянии этих пространств на профессиональное развитие будущего специалиста в условиях информационно-образовательного пространства. Во-первых, это влияние определяется особенностью построения учебного процесса в условиях информатизации образования, во-вторых, необходимостью переосмысления методологических подходов в непрерывном образовании, в-третьих — определением индивидуальных форм развития образовательных возможностей педагогической системы, направленной на оптимизацию профессионального развития.
В. И. Богословский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин указывают, что «информационно-образовательное пространство определяется как пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий, возрастающая роль которых в организации образовательной деятельности определяет актуальность задачи конструирования и структурирования как отдельно взятого учебного заведения, так и региона и отрасли в целом»[5]. Следует отметить, что рассмотрение В. И. Богословским, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкиным информационно-образовательного пространства как пространства осуществления личностных изменений людей — сужено. Прежде информационно-образовательное пространство включает в себя различные виды информационных сред, в которых и могут происходить личностные изменения.
О. Б. Даутова отметила, что «современная дидактика требует системных изменений, которые должны сместить акцент с собственно научного содержания отдельных дисциплин на выработку компетенции, что позволяет выпускнику ориентироваться в актуальном информационном пространстве и получать необходимые знания, умения и навыки, необходимые для решения частных задач»[11]. Личностные и системные изменения в информационном пространстве актуальные и требуют теоретического и методического обоснования, что в свою очередь позволит осознать необходимость изменения мировоззрения в рамках прогрессивного развития информационного общества и профессионального развития будущего специалиста в условиях информатизации образования.. П. Вембер говорит, что «базисом глобального процесса информатизации общества является информатизация образования, которая должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь формируются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные фундаменты для информатизации общества»[8]. Исходя из этого, следует отметить, что профессиональное развитие будущего специалиста, безусловно, проходит в условиях информатизации образования, поскольку это веление времени, поэтому формирование профессиональной компетенции на основе информационного мировоззрения предполагает развитие специфического профессионализма, как интегральной характеристики профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях информационно-образовательного пространства.
Формирование единого информационно-образовательного пространства — одно из приоритетных направлений современной государственной политики. Профессиональное развитие будущего специалиста определяется его профессиональным становлением в процессе профессиональной подготовки, реализацией в труде профессионально значимых личностных качеств, профессиональных умений и навыков. Профессиональное саморазвитие представляет собой непрерывный, многогранный процесс реализации личности будущего специалиста в условиях информационно-образовательного пространства. Влияние информационного и образовательного пространства в высшем учебном заведении на профессиональное развитие будущего специалиста — несомненно, особенно в современных условиях информатизации общества в целом и компьютеризации учебного процесса в частности. Это влияние определяет вектор профессионального развития будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки, и характеризуется саморазвитием и самообразованием в течение всего периода обучения.
В 2002 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации была утверждена Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. В 2003 г. на основании результатов эксперимента в Федеральный закон «Об образовании» было введено понятие «дистанционные образовательные технологии» (ред. Федерального закона от 10.01.2003 №11-ФЗ), а также принята серия нормативно-правовых актов, определяющих порядок организации дистанционного обучения. Таким образом, государство официально дало разрешение на использование дистанционных технологий в системе высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, которые к XXI в. уже получили широкое распространение в учебном процессе[29].
Развитие информатизации побуждает научно-педагогическую общественность и всю систему управления образованием обратиться к проблеме модернизации образовательного процесса, которая в современных условиях должна базироваться на внедрении информационных и коммуникационных технологий, позволяющих развиваться различным формам образования, осуществлять его дистанционно.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.[3]
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Дистанционное обучение позволяет:
снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.
создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Существуют следующие формы организации дистанционных занятий:
чат-занятия
веб-занятия
телеконференция
телеприсутствие
Среди преимуществ внедрения новых технологий образования называются: «высокая степень включенности обучаемых в процесс обучения; «вынужденная активность» — принудительная активизация мышления и деятельности обучающегося; повышение эмоциональной включенности обучаемых и творческий характер занятий; обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем; коллективное форсирование усилий, интенсификация процесса обучения». Кроме того, каждый из методов наряду с обучением выполняет общую для всех методов обучения функцию обеспечения перехода от организации всего учебного процесса преподавателем к самоорганизации и саморегуляции этого процесса студентами в контакте с преподавателем.
Для анализа перечня специальностей, представленных на рынке образовательных услуг региона, абитуриентам достаточно изучить Web-сайты учебных заведений, которые в настоящее время предоставляют полную информацию о вошедших в программу специальностях и направлениях дополнительного образования. Создание электронных баз данных преподавателей и сотрудников, студентов, учебных аудиторий, лабораторий, компьютерных классов, учебного оборудования позволяет более оперативно провести анализ кадрового потенциала, принять решение о приобретении дорогостоящего оборудования, учебной литературы, строительстве новых зданий, оборудовании новых лабораторий, планировать текущий и капитальный ремонт зданий и т.д. Интернет дает возможность быстро провести стоимостный анализ необходимого оборудования, программного обеспечения, изучить мнение потребителей, заказать, оплатить выбранное оборудование и программное обеспечение с использованием электронных платежных систем.
Интеграция систем отдельных уровней управления в систему автоматизации всей деятельности образовательного учреждения способствует формированию единого информационного пространства, которое будет охватывать все сферы деятельности заведения, сократит время получения необходимой информации для оперативного принятия решений.
.2 Пути формирования имиджа
Современное российское учебное заведение находится в постоянном поиске стратегий усиления собственного положения на рынке образовательных услуг. Однако далеко не всеми еще осознан тот факт, что одной из наиболее эффективных стратегий достижения данной цели может выступать целенаправленное построение позитивного имиджа.
Как говорил Л. Браун: «Имидж (англ. image) — целенаправленно формируемый образ (какого-либо явления, предмета), что отличает его определенные ценностные характеристики и который призван осуществить эмоционально-психологическое воздействие на человека с целью популяризации, рекламы и т.п.»[7]. То есть, имидж — это ценностный образ чего-либо, что создается с целью эмоционально-психологического воздействия. Узкая трактовка имиджа — это внешность: как и во что одеваться, чтобы хорошо выглядеть. При должной подаче внешний имидж, как правило, поражает и увлекает за собой в бездонные глубины фантазий. Но подобный подход не очень эффективен, а красивая упаковка в ряде случаев далеко не безобидна.
Именно PR создает имидж компании и его узнаваемость среди конкурирующих предприятий. Зачастую, даже специалисты, работающие в области маркетинга, путают между собой PR и рекламу, хотя это два различных способа воздействия на потребителя. Реклама напрямую воздействует на потенциального клиента, а пиар, в свою очередь, создает у человека ощущение, что он сам пришел к данному решению. Те, кто считают, что пиар действует мгновенно, глубоко заблуждаются, потому что главной чертой и особенностью PR является долгосрочность. В связи с этим, можно выделить еще одну отличительную черту от рекламы. Когда реклама прекращает действовать, спрос на продукцию снижается, в случае с пиаром действие обратное. Можно с уверенностью говорить, что PR обладает стратегическим характером. PR и реклама отличаются способом выполнения задач. Они отличаются тем, как используют средства массовой информации, уровнем контроля, которым они обладают над передачей сообщения, и воспринимаемой достоверностью.
На современном этапе развития общества проходит процесс поиска новых направлений развития сферы образования. За это время произошла существенная деформация обучения, что привело к открытию новых учебных заведений. Изменение приоритетов в государстве внесло изменения в имидж знаний и образования. И современные учебные заведения понимают значение имиджа образования и сами работают над этим. Проблема создания положительного имиджа становится потребностью дня, интересует каждого руководителя учебного заведения. Имидж может складываться стихийно, неконтролируемо или быть предметом целенаправленной работы. Проблема современных учебных заведений — это поиск, разработка и применение управленческих познавательных и художественных средств создания положительного образа учебного заведения, отражение в этом образе внутренних, сущностных смыслов, содержания и задач, особенностей его деятельности.
В. М. Шепель заметил, что «имидж — это яркое проявление индивидуальности учебного заведения, то есть неповторимое лицо его коллектива». [45].
Имидж присутствовал всегда, но в наше время его значение резко возросло. Это можно объяснить тем, что имидж является естественным продуктом обработки больших массивов информации. Поскольку мы не в состоянии хранить весь этот объем, мы начинаем пользоваться ярлычками, ссылками на стоящие за ними ситуации. Удачно выбранные ярлычки закрепляются. Сегодня современные учебные заведения, особенно частные, понимают значение имиджа образования и сами работают над этим. В основном имидж учебного заведения состоит из тех же составляющих, что и реклама товара.
Имидж учебного заведения имеет осознанные и подсознательные социально-психологические источники. Сейчас задача состоит в том, чтобы сделать его положительным, привлекательным по внешним и внутренним признакам.
Внешние черты имиджа — это дом, в котором расположено учебное заведение. Он не может выглядеть безлично. Следует остановиться на социально-психологическом аспекте восприятия учащимися и педагогами устройства и цветового оформления аудиторий, коридоров и т.п. Здесь могут встретиться несколько концепций: учебное заведение — родной дом, учебное заведение — храм науки, учебное заведение — часть общества. Но целесообразно объединить все точки зрения, есть: учебное заведение — родной дом, в котором все способствует получению, углублению, систематизации, распространению научной компетентности развивающейся личности.
Внешний имидж образовательного учреждения формируется из следующих мероприятий:
изготовление разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа образовательного учреждения: рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени), сувенирная продукция;
использование возможностей радио, телевидения для пропаганды достижений образовательного учреждения;
активное использование внешней атрибутики во всех видах имиджевой деятельности;
начало связей с общественностью, проведение РR-мероприятий: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования и т.п.;
организация мероприятий (собраний, семинаров, конференций) для аудиторий, в которых заинтересовано учебное заведение, курирование воспитательных и образовательных учреждений, осуществляющих воспитание и обучение будущих учащихся и т.д.;
создание собственного сайта в Интернет <#»194″ src=»/wimg/14/doc_zip1.jpg» />
Рис. 1. Динамика изменения размеров сайтов
Сравнение показателей развития сайтов за начальный период их существования (были взяты данные за июль 2011 г.) и последний месяц анализируемого периода (январь 2012 г.) представлены ниже в табл. 2.
Таблица 2. Показатели сайтов в начале и в конце анализируемого периода
ПоказникиКМММІ Июль 2011Январь 2012Июль 2011Январь 2012Количество посещений за месяц (общее), в том числе:14924704922923новых, %57.7265,7151.8361,41повторных, %42.2834,2948,1738,59Количество уникальных посетителей, человек9317472932011Среднее количество просмотренных страниц, ст.2.922,295.432,67Время пребывания на сайте, мин.с.2:282:175:152:06Источники трафика,%:Поисковые системы42,9565,9128.2573.8Другие сайты16,123,1646.1417,54Прямой трафик40.9510,9325,618,65
Анализ табл. 2 показывает, что произошел значительный рост количества посещений, соответственно в 16,6 раза для сайта журнала и в 5,9 раза для сайта кафедры. При этом возросла доля новых посетителей и соответственно уменьшилась доля повторных. Это, с одной стороны, свидетельствует о расширении круга посетителей, что постепенно формируется «своя» аудитория (случайные посетители повторно не заходят, а остаются только заинтересованные). С другой — необходимо подробнее анализировать причины оттока части посетителей и оценить возможности их содержание.
Существенно возросло и количество уникальных посетителей: в 18,8 раза для сайта журнала и в 6,9 раза для сайта кафедры. Темпы роста уникальных посетителей превышают темпы роста общего количества посещений, что также подтверждает сделанные выше выводы о противоречивых тенденциях: с одной стороны — формирование групп лояльных посетителей, с другой — недостаточной заинтересованности части посетителей контентом сайтов.
С учетом сделанных выше выводов, уменьшение количества просмотренных страниц за одно посещение и времени пребывания на сайте свидетельствует о росте адресности поиска информации. Это более характерно для сайта кафедры, контент которого стал более подробно структурированным, при незначительных изменениях структуры контента сайта журнала.
Результаты анализа свидетельствуют, что сайт журнала «Маркетинг и менеджмент инноваций» развивается более стремительными темпами, чем сайт кафедры маркетинга. Это подтверждает и занятое высокое место по количеству просмотров уникальными посетителями статей журнала.
Среди источников трафика на лидирующие позиции вышли поисковые системы, что свидетельствует о росте доступности контента сайтов для пользователей, которые ищут нужную им информацию. Это существенно увеличивает вероятность захода на сайты, рост количества посещений и уникальных посетителей и т. п. В ходе дальнейшего анализа было установлено, что с поисковых систем на первое место вышла Google, следующим является Yandex (для сайта журнала в дополнение к ним еще применялись Rambler и Bing).
Общая динамика ежедневных посещений сайтов кафедры и журнала за январь 2012 г. представлена соответственно на рис. 2 и рис. 3.
Рис. 2. Динамика ежедневных посещений сайта кафедры маркетинга в январе 2012 г.
Рис. 3. Динамика ежедневных посещений сайта журнала «Маркетинг и менеджмент инноваций» в январе 2012 г.
Как следует из анализа рис. 2 и рис. 3, характер посещений сайтов в целом (с незначительными отличиями) подобен, хотя количественные параметры посещений (в том числе количество, содержание запросов, характеристики посетителей и т.д.) различны.
Наиболее популярными страницами на сайте кафедры были: главная, кадровый состав (сведения о преподавателях), учебники и учебные пособия и т.п.
На сайте журнала: главная, о журнале, последний номер, архив, автору, рецензенту т.п.
Распределение основных посетителей сайта кафедры по странам проживания (в порядке убывания) такой: Россия, Белоруссия, Украина, Германия, Казахстан, Венгрия, Норвегия, Польша, Великобритания, США, Франция, Нидерланды и др..
Для сайта журнала «Маркетинг и менеджмент инноваций» распределение посетителей по странам проживания таково: Россия, Белоруссия, Украина, Германия, Казахстан, Болгария, Великобритания, Польша, Швеция и др.
За анализируемый период (май 2011 г. — январь 2012) количество стран посетителей обоих сайтов существенно возросло.
Для уточнения адресности наполнения контента сайта кафедры маркетинга и его соответствия запросам представителей целевых аудиторий были проанализированы (с помощью средства аналитики Yandex metrika) состав посетителей в возрастном и половом разрезе (рис. 4-6).
Анализ диаграмм на рис. 4-6 показывает, что основной группой посетителей сайта в половом разрезе являются женщины, а в возрастном — молодежь в возрасте 18-28 года, что соответствует структуре студенческой молодежи экономических специальностей.
С этих позиций сайт достаточно точно ориентирован на основную группу целевых потребителей — студентов данного учебного заведения.
Вторые позиции по возрастным характеристикам занимают посетители: в возрасте до 18 лет -будущие абитуриенты и в возрасте 25-34 года — выпускники, молодые преподаватели и ученые, бизнесмены и специалисты предприятий и учреждений.
Рис. 4. Категории посетителей сайта в ноябре 2011 г., в %: а) по полу, б) по возрасту.
Рис. 5. Категории посетителей сайта в декабре 2011 г., в %: а) по полу, б) по возрасту.
Рис. 6. Категории посетителей сайта в январе 2012 г., в %: а) по полу, б) по возрасту.
Дальнейший анализ показывает, что посетители сайта в категории до 18 лет в основном выбирают свою будущую профессию.
Возрастная группа посетителей в возрасте 25-34 года, основная ее часть — это выпускники кафедры, стремится поддерживать контакты с кафедрой, общаться через связанную с сайтом группу «ВКонтакте» друг с другом и преподавателями, сообщать о своих успехах и т. п. Вместе со студентами и преподавателями они являются основными участниками соответствующей группы.
Совсем незначительным является группа посетителей в возрасте 35-44 года. Для установления причин этого нужно проводить дополнительные исследования.
Достаточно активна группа посетителей в возрасте старше 45 лет. В основном — это преподаватели образовательных учреждений, а также родители студентов и абитуриентов.
Для определения коммуникативной эффективности была составлена анкета. Анкетирование проводилось для того, чтобы выявить плюсы и минусы материалов представленных на существующих интернет-ресурсах и понять, что необходимо изменить. Были опрошены 100 респондентов.
В результате анкетирования были получены следующие результаты:
материалы плохо запоминаются (не могли вспомнить 67% респондентов) и не ассоциируются с учебным заведением, что связано, скорее всего, с не слишком хорошо проработанной цветовой гаммой.
Знакомство с материалами не вызывает желания воспользоваться услугами кафедры учебного заведения («нет» ответили 65% респондентов), что обусловлено их низкой информативностью.
материалы не вызывают у респондентов уверенности в надежности учебного заведения (63% ответили «нет»), что обусловлено отсутствием на сайте компании отзывов клиентов.
Все вышеназванные недостатки требуют корректировок и изменения подходов к оформлению и продвижению интренет-ресурсов.
Опираясь на результаты анализа, необходимо сделать следующие выводы:
Анализ посещений сайтов свидетельствует о росте их популярности у представителей целевых аудиторий. Для сайта кафедры это: студенческая молодежь экономических специальностей, потенциальных абитуриентов, выпускников, молодых преподавателей и ученых, бизнесменов и специалистов предприятий и учреждений, родителей студентов и абитуриентов. Для сайта журнала: ученые, преподаватели и аспиранты.
. Существующие тенденции свидетельствуют, что формируются группы лояльных посетителей, хотя наблюдается определенный отток новых посетителей, которые повторно не обращаются к сайтам. Очевидно, необходимо подробнее анализировать особенности групп лояльных потребителей по причине оттока части посетителей. Это можно сделать, если проанализировать их запросы и сопоставить с контентом сайтов.
. Наблюдаются четкие тенденции к росту доли поисковых систем как источников трафика. Они уже и сейчас занимают его большую часть. Очевидно, это связано с вступлением сайтами определенных позиций в Интернет-пространстве и мероприятиями по поисковой оптимизации (SEO), которые проводят администраторы и операторы. Как следствие, существенно возрастает вероятность доступа посетителей к контенту сайтов, в свою очередь, поднимает позиции сайта.
. Результаты анализа основных поисковых фраз свидетельствует, что посетителей интересуют проекты кафедры маркетинга (научные конференции, конкурсы для абитуриентов, информация о преподавателях, учебники и учебные пособия преподавателей, направления научных исследований сотрудников и т. п.), то есть специфика запросов соответствует специфике контента сайтов.
. Основными посетителями анализируемых сайтов являются жители Украины и России, однако растет число посетителей из стран дальнего зарубежья, география посетителей постоянно расширяется. Это свидетельствует о том, что сайты еще стали достаточно известными и популярными в достаточно узком круге посетителей, проживающих на территории стран СНГ. Поэтому для увеличения количества посетителей необходимо больше уделить внимания популяризации англоязычных версий сайтов и продвижению их в таких поисковых сетях, как Yahoo, Exalead и др., где сосредоточено подавляющее большинство англоязычных пользователей. Это позволит увеличить количество внешних ссылок на ресурсы и увеличит их рейтинг в сети.
. Одинаковый характер динамики посещений течение 1 месяца сайта кафедры маркетинга и сайта журнала «Маркетинг и менеджмент инноваций» свидетельствует, что на нее влияют одни и те же факторы.
. Результаты анализа показали, что слишком незначительным является количество посетителей возрастной группы 35-44 года.
. Растущее количество переходов на сайты из социальных сетей подтверждает целесообразность мер по согласованию действий по развитию WEB-системы кафедры и группы ВКонтакте, созданная преподавателями, студентами, выпускниками кафедры, а также другими заинтересованными лицами. Представляется целесообразным использовать также другие социальные сети, например Facebook, для привлечения внимания англоязычных пользователей.
. Результаты анализа свидетельствуют о достаточно высокой коммуникативной эффективности мер, применяемых администраторы сайтов.
. К основным проблемам необходимо отнести тот досадный факт, что труды сотрудников, преподавателей, аспирантов, докторантов и студентов кафедры размещают на репозитарии и статистика относит их к сайту, а это искусственно уменьшает как размеры статистики сайта кафедры маркетинга, так и статистику ссылок. Эта же проблема актуальна и для сайтов других кафедр.
. Полученные результаты должны стать основой для разработки плана действий по формированию системы мер по повышению коммуникативной эффективности рассматриваемой WEB-системы, а их обобщение позволит целенаправленно управлять продвижения в Интернет-пространстве учебных заведений и их подразделений, более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Дальнейшие исследования должны быть направлены на уточнение факторов, влияющих на коммуникативную эффективность WEB-систем, обобщение опыта других учебных заведений РФ, а также других стран. Их результаты дадут возможность усовершенствовать WEB-технологии продвижения отечественных учебных заведений в мировом интернет-пространстве, усилить их позиции на отечественном и мировом рынках образовательных услуг.
Принципы интернет-маркетинга, «под которыми понимается процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, удовлетворяющего потребности отдельных пользователей и организаций посредством интернет-технологий [14]» применимы и к образовательной сфере .
Продвижение образовательных услуг — это «формы целенаправленной и комплексной деятельности образовательного учреждения, направленные на информирование, разъяснение и напоминание потенциальным потребителям о своих услугах, идеях, общественной деятельности[17]».
Особое значение стоит уделять динамике развития корпоративного портала как части Интернет-пространства, формирующегося по результатам анализа информации и её обмена в социальных сетях ЖЖ, блогах, Твиттерах и т.д. « один из принципов менеджмента качества — определяет имидж образовательного учреждения как думающего о людях и направленного непосредственно на целевую аудиторию уделено внимание аспектам анализа интернет-активности пользователя».
Были рассмотрены эффективность применения интернет-технологий с использованием web систем.
Анализ параметров сайта через доступные SEO-инструменты (Google Analytics, Livelntemet, Yandex-metrika) , характеризующие его коммуникативную эффективность до и после проведения комплекса мероприятий направленных на развитие маркетинговых коммуникаций, показал, что на основании мероприятий ,направленных на улучшение рекламных функций значительно возрастает эффективность посещения интернет- ресурсов, с которыми работают большинство интернет-пользователей.
Заключение
Задачей данной работы было обобщение и выводы из исследований подробно рассматривавших ранее проблемы темы " воздействие интернет-технологий на имидж учебного заведения". В итоге данной работы можно сказать, по своей психологической сути процесс создания имиджа является процессом двустороннего взаимодействия, в котором активную роль играет как учебное заведение, имидж — образ которого создается, так и общественность, которая воспринимает данный имидж-образ. Поэтому перед учебным заведением стоит задача — освещение своего имиджа. Эта задача включает в себя целый комплекс социально-психологической и организационного взаимодействия, который в современном определении носит название "паблик рилейшнз". Создание специальных подразделений "паблик рилейшнз" в учебных заведениях это дело будущего. Сегодня — это не систематизированные и не обобщенные проявления деятельности в этом направлении. Практическая реализация может осуществляться сегодня управленческой командой образовательного учреждения в тесном сотрудничестве с психологической службой данного учреждения и научными консультантами.
Образ учебного заведения складывается из множества компонентов. Мнение о каждой составляющей этого образа, в свою очередь, оказывает влияние на формирование имиджа организации в целом, однако основу имиджа составляет качество образования. Конкурентоспособным на рынке становится то учреждение, которое стремится предоставить наиболее эффективное и экономичное образование высокого качества. Качество образования должно быть связано с общим развитием и улучшением образовательного потенциала коллектива, и здесь особое внимание должно уделяться формированию инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством. Создание нормативно методической базы для оценки эффективности образовательного процесса, уровней знаний студентов, среды обучения, внедрение современных технологий образования, в частности интернет-технологий, являются важнейшей задачей обучающего заведения. С ее помощью заведение поднимет свой имидж, повысит свою конкурентоспособность.
В условиях резкого обострения конкуренции на рынке образовательных услуг, обусловленного демографическим кризисом, упрощением доступа к получению образования за пределами страны и т.д., отечественные образовательные центры вынуждены искать эффективные методы противодействия конкурентному давлению и усиления конкурентных преимуществ. Анализ конкурентных стратегий ведущих учебных заведений мира свидетельствует, что одним из основных приоритетов в их деятельности является расширение присутствия в Интернет-пространстве, использование самых современных интернет-технологий и инструментов для формирования и усиления собственного имиджа, установление и поддержание связей с потребителями образовательных услуг, лицами, которые влияют на потребительский выбор, коллегами, представителями науки и бизнеса, продвижения научно-образовательных услуг и т.п..
Сайт современного учебного заведения, являясь своего рода «визитной карточкой» в сети ресурсов «Интернет», сегодня выполняет достаточно большое количество задач по размещению различного рода информации для посетителей. Он должен не только отражать сведения, касающиеся основных сфер деятельности учебного заведения, предоставлять официальную, учебно-методическую, нормативную и иную информацию, направленную как на внешнего, так и внутреннего пользователя, но и соответствовать требованиям, предъявляемым к современным веб-ресурсам европейского уровня: иметь соответствующий функционал, комплектность, поисковую оптимизацию страниц. В заключении, надо отметить что внедрение современных информационно коммуникативных технологий практически во все области деятельности учебных заведений — это постоянно развивающийся процесс, определяющий и формирующий имидж образовательного учреждения.
Список литературы
Аликперов, И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты: [Электронный ресурс] // Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ: материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15 июня 2001 г. Омск. — Омск, 2001. — Режим доступа: <http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/53.htm>. — Загл. с экрана.
Антропова, А. Педагогически значимые признаки процесса профессионального становления личности будущего педагога: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vypuskniki.kspu.ru/ doc/03/Ready.htm. — Загл. с экрана.
Ашманов, И. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах / И. Ашманов, А. Иванов; под ред. И. Ашманова. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
Берд, П. Продай себя. Тактика совершенствования вашего имиджа / П. Берд; пер. с англ. — Минск: Амалфея, 1997. — 368 с.
Богословский, В. И. Информационно-образовательное пространство — область функционирования педагогических информационных технологий: [Электронный ресурс] / В. И. Богословский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин. — Режим доступа: http://www.ito.su/2000/IV/IV4.html. — Загл. с экрана.
Болотов, В. А. Становление личности и профессионального развития учителя / В. А. Болотов. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 119 с.
Браун, Л. Имидж — путь к успеху / Л. Браун; пер. с англ. — СПб.: Питер-Пресс, 1996. — 288 с.
Вембер, В. П. Информатизация образования и проблемы внедрения педагогических программных средств в учебный процесс: [Электронный ресурс] / В. П. Вембер. — Режим доступа: http://www.ito.su /e-journals/ITZN/em3/content/07vvppet.htm. — Загл. с экрана.
Гусев, В. С. Google: эффективный поиск информации в Интернет. Краткое руководство / В. С. Гусев. — М.: Диалектика, 2008. — 240 с.
Давыдов, Д. Г. Имидж в контексте психологической теории / Д. Г. Давыдов // Имиджелогия: тенденции и перспективы развития. — 2003. — № 4. — С. 34-39.
Даутова, О. Б. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития: [Электронный ресурс] / Е. Б. Даутова, С. В. Христофоров. — Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/ dautova/educinnov_39.html. — Загл. с экрана.
Джей, Э. Эффективная презентация /Э. Джей; пер. с англ. — Минск: Амалфея, 1997.
Джеймс, Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа / Дж. Джеймс; пер. с англ. — М.: Русский мир, 1998. — 297 с.
Джи, Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение / Б. Джи; пер. с англ. — СПб.: Речь, 1999. — 275 с.
Доти, Д. Паблисити и паблик рилейшнз / Д. Доти; пер. с англ. — М.: Филинъ, 2005. — 416 с.
Зуев, М. Б. Продвижение сайтов в поисковых системах. Спасательный круг для малого бизнеса / М. Б. Зуев, П. А. Маурус, А. Г Прокофьев; под ред. М. Б. Зуева. — М.: Бином, 2007. — 304 с.
Зуева, Е. И.Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения: [Электронный ресурс] // Сборник статей к четвертой международной научно-теоретической конференции «Образование и наука в третьем тысячелетии» / Алтайский экономико-юридический институт. — Режим доступа: http://aeli.altai.ru/nauka/sbomik/2002/zueva.html. — Загл. с экрана.
Ильяшенко, С. Н. Возможности вузов в современном Интернете: социальные сети / С. Н. Ильяшенко, И. Ю. Иваницкий // Сборник тезисов докладов научно-технической конференции преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов «Экономические проблемы устойчивого развития». — М., 2010. — С. 233-234.
Ильяшенко, С. Н. Интеллектуальный капитал вуза как залог его инновационного развития: сущность, структура, подходы к оценке / С. Н. Ильяшенко // Маркетинг и менеджмент инноваций. — 2011. — № 1. — С. 145-154.
Ильяшенко, С. Н. Применение инновационных интернет-технологий для повышения конкурентоспособности вузов / С. Н. Ильяшенко, Ю. С. Шипулина // Современные проблемы экономики и менеджмента. Тезисы докладов Междунар. научно-практической. конференции. — М.: 2011. — С. 57-58.
Имидж школы на пороге XXI века: практико-ориентированное пособие / под ред. И. Г. Ермакова. — М., 2008. — 382 с.
Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя / А. А. Калюжный. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 222 с.
Карамушка, Л. М. Психологические основы организации управления современными образовательными учреждениями / Л. М. Карамушка // Психолого-педагогические проблемы гуманизации школьного образования. — Ярославль, 2007.
Карамушка, Л. М. Создание имиджа учебного заведения как важное направление менеджмента образования / Л. М. Карамушка // Управление современными учебно-воспитательными заведениями в системе образования. — Ярославль, 2006. — С. 11-
Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: учеб. [пособие для вузов] / Ю. Д. Красовский. — [2-е изд., перераб. и доп.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 511 с.
Лазаренко, И. Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество: [Электронный ресурс] / И. Р. Лазаренко и др. // Педагог. — 2000. — № 9. — Режим доступа: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_9/stat8.html. — Загл. с экрана.
Лебедева, Т. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура Модели, система ценностей, каналы СМК / Т. А. Лебедева. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. — 351 с.
Логачева, А. В. Формирование имиджа высшего учебного заведения на основе Интернет-технологий / А. В. Логачева // Научный вестник Московского государственно технического университета Гражданской авиации. — 2009. — № 150. — С. 125-128.
Научно-теоретические основы Интернет-технологий высшей школы: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.la.by/content/11-nauchno-teoreticheskie-osnovy-mtemet-tekhnologii-vysshei-shkoly. — Загл. с экрана.
Панасюк, А. Ю. Имиджеология в структуре наук о психологии взрослых / А. Ю. Панасюк // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 49-52.
Панасюк, А. Ю. Управленческая имиджелогия: учебно-методические материалы / А. Ю. Панасюк. — М.: РИЦ АИМ, 2004. — 184 с.
Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа: учеб. пособие / Е. Б. Перелыгина. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 223 с.
Пискунов, М. С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы функционирования / М. С. Пискунов // Мониторинг и стандарты в образовании. — 1999. — № 5. — С. 45-51.
Пискунова, Т. Н. О формировании имиджа образовательного учреждения / Т. Н. Пискунова // Источник. — 1997. — № 5. — С. 45-51.
Почепцов, Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. — М.: СмартБук, 2009. — 75 с.
Почепцов, Г. Г. Профессия: имиджмейкер / Г. Г. Почепцов. — [2-е изд., испр. и доп.]. — М. : Студцентр, 1999. — 256с.
Психологический словарь / [авт.-сост. Копорулина В. и др.]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с.
Психология и этика делового общения: учебник [для вузов] / [В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко и др.]; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — [2-е изд., перераб. и доп.]. — М.: Культура и спорт; «Юнити-Дана», 1997. — 279 с.
Развитие электронного обучения в высших учебных заведениях: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00203296_0.html. — Загл. с экрана.
Тодоренко, К. Имидж идеального высшего учебного заведения как стратегия позиционирования вузов: [Электронный ресурс] / К. Тодоренко. — Режим доступа: http://naub.org.ua/?p=1218. — Загл. с экрана.
Через интернет вступать в учебные заведения рискованно: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chpravda.com/cherez-internet-postupat-v-uchebnye-zavedeniya-riskovanno/. — Загл. с экрана.
Шайн, Э. Х. Организационная культура и лидерство / Эдгар Шайн; [пер. с англ. под ред. В. А. Спивак]. — СПб.: Питер, 2002. — 336 c.
Шепель, В. М. Имидж (Воздействие внешнего облика людей друг на друга) / В. М. Шепель // Воспитание школьников. — 1994. — № 6. — С. 32-35.
Шепель, В. М. Имидж корпорации / авт.-сост. В. М. Шепель // Имиджелогия. Как нравиться людям. — М.: Народное образование, 2002. — С. 392-402.
Шепель, В. М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния / В. М. Шепель. — М.: Политиздат, 1994. — 126 с.
Яковлев, А. Раскрутка и продвижение сайтов. Основы, секреты, трюки / А. Яковлев. — СПб.: БХВ Петербург, 2007. — 400 с.