Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2020 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по криминалистике: Идентификация человека по следам, обнаруженным на месте совершения преступления

Раздел: Курсовая работа

Содержание

Содержание

Введение3

2.Классификация следов, правила их обнаружения и изъятия7

3.Идентификация человека по следам рук и ног, обнаруженных на месте совершения преступления.17

Заключение29

Список использованной литературы31

Выдержка из текста работы

Глава1. Характеристика предмета преступного посягательства при совершении преступлений, посягающих на порядок обращения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ ……………………………………………6

Глава2. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с совершением незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ…………………………………………………………12 Глава3.Основные меры предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Меры общего и специального предупреждения……………………………………….19

Заключение………………………………………………………………………25

Список используемой литературы……………………………………………26

Введение

Современный этап развития белорусского общества характеризуется стратегическим курсом на создание правового государства. В Республике Беларусь осуществляются социально-экономические реформы, продолжается демократизация всех сторон общественной жизни, которая невозможна без укрепления законности и правопорядка. В этой связи особенно важной задачей является защита охраняемых законом интересов граждан в целях обеспечения общественной безопасности.

Преступления, предметом которых являются огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, характеризуются наиболее тяжкими последствиями и представляют повышенную общественную опасность.

На современном этапе проблема обеспечения законного использования огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ стоит особенно остро в связи с возросшей террористической активностью по всему миру. Когда оружие попадает в руки преступников, оно становится источником угрозы безопасности граждан. Об этом свидетельствует ряд трагических событий не только в мировой практике, но и в Республике Беларусь.

В частности, 2006 году был вынесен первый приговор участникам одной из самых организованных и жестоких преступных группировок, так называемой «банде Морозова», которая действовала в конце 1980-х — начале 1990-х годов на Гомельщине. У членов этой преступной организации «изъят большой арсенал оружия – автоматы Калашникова, пистолеты-пулеметы, пистолеты различных марок, винтовка с оптическим прицелом итальянского производства, тротиловые шашки, электродетонаторы, боеприпасы в большом количестве, приспособления для бесшумной стрельбы к различным типам оружия». [9, c. 5]

Преступления, совершаемые с таким специфическим предметом, как оружие, наносят вред не только интересам общественной безопасности, но и личности, собственности, нормальному функционированию учреждений и организаций. Многообразие мотивов этих преступлений охватывает политическую, социальную и экономическую сферы жизнедеятельности. Практически нет категории людей, которым бы потенциально не угрожала опасность быть потерпевшими от вооруженного преступления.

В настоящее время оружие совершенствуется, появляются новые виды преступлений с его применением, в разы увеличивается огневая мощь и соответственно тяжесть последствий вооруженных преступлений.

В 2004 году Республика Беларусь присоединилась к Протоколу против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющему Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (далее – Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему), что еще раз свидетельствует о том, что проблема предотвращения незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, представляет собой повышенный интерес.

Целью данной курсовой работы является получение криминологического знания о тенденциях, закономерностях и состоянии незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; причинах появления и развития данного явления, а также разработка рекомендаций по предупреждению незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Достижению указанных целей соответствует решение следующих задач:

— выявление и характеристика предмета преступного посягательства при совершении преступлений, посягающих на порядок обращения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

— криминологическая характеристика незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; лиц, совершающих такие действия;

— выявление криминологических детерминантов незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ

— разработка мер предупреждения незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Объектом данной курсовой работы выступают общественные отношения, которые складываются по поводу незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Предмет исследования – незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также особенности предупреждения такого рода действий.

При написании данной курсовой работы мною использовались анализ, дедукция, индукция, обобщение, аналогия и другие методы исследования.

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

 

Характеристика предмета преступного посягательства при совершении преступлений, посягающих на порядок обращения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ

Незаконное изготовление, приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ относятся к группе преступлений против общественной безопасности и предусмотрены статьёй 295 главы 27 «Преступления против общественной безопасности» X раздела «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения» Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь. [15]

Предмет преступления – это один из важнейших элементов объекта преступления. Если объектом преступления являются регулируемые правовыми нормами общественные отношения, то оружие, боеприпасы, взрывные устройства или взрывчатые вещества как предметы преступления являются непосредственным материальным выражением этих общественных отношении. Объект преступления соотносится с предметом преступления как целое со своей составной частью.

Согласно наиболее распространенному мнению, предметами преступления признаются конкретные материальные объекты, в которых проявляются определенные стороны, свойства общественных отношений (объекта преступлений), путем физического или психического воздействия на которые причиняется социально опасный вред в сфере этих общественных отношений. От него следует отличать орудия и средства преступления. Воздействуя на предмет преступления или особым образом обращаясь с ним, виновный причиняет вред объекту. Орудием же преступления он осуществляет это воздействие, непосредственно причиняет вред.

Предметами преступного посягательства преступного посягательства при совершении преступлений, посягающих на порядок обращения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ являются огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, а также составные части и компоненты огнестрельного оружия и основные части огнестрельного оружия – приспособления для инициирования взрыва.

Ученые по-разному подходят к определению понятия оружия.

Д. А. Корецкий определяет оружие «как предметы и механизмы, специально предназначенные для поражения живой цели или мишеней, изготовленные по типу исторически выработанных образцов (ударно-раздробляющие, клинковые, огнестрельные коротко- и длинноствольные и т. д.), максимально отвечающие этим задачам и не имеющие другого целевого назначения» [5, с.56-57].

В. И. Ярочкин под оружием понимает «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также основные части оружия, определяющие его функциональное назначение» [6, с. 50].

Г. Н. Мухин характеризует оружие как «общее название устройств и средств поражения (уничтожения) живых существ, технических сооружений» [8, с.2].

Закон Республики Беларусь «Об оружии» сформулировал определение оружия следующим образом: «оружие – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов пиротехническими составами». [9]

Таким образом, нормативно закрепленными признаками оружия являются:

· материальность;

· специфическая конструкция — оружие представляет собой специальное техническое устройство. Благодаря определенным конструктивным признакам этот предмет является оружием, а не иным предметом;

· особое предназначение.

Дополнительным важнейшим для уголовного права признаком оружия следует признать его особый правовой статус, который установлен для предупреждения преступлений с использованием оружия, избежание несчастных случаев при обращении с ним. [6, c. 52]

Понятие оружия – понятие широкое, под него может подпадать огромное количество существующих в мире моделей, систем, видов, различающихся в зависимости от назначения, принципов технического устройства и т.д.

Чтобы тот или иной предмет считался оружием, необходимо наличие совокупности целевого, правового, качественного признаков. В качестве дополнительного признака можно выделить, что оружие является специфическим источником повышенной опасности. [1]

Целевое назначение всякого оружия – поражение живого организма. Закон «Об оружии» наряду с указанной целью называет еще цель подачи сигналов и поражение иной цели, отличной от живой (ст.1). Основным критерием является не фактическое использование, применение оружия, а предназначение, цель его изготовления. Например, некоторые виды оружия (сигнальное оружие: стартовый пистолет, ракетница и т. д.), имея конструктивное сходство с огнестрельным оружием, предназначенным для поражения цели и разрушения объектов, тем не менее не признаются предметами рассматриваемых преступлений, так как они конструктивно предназначены только лишь для подачи сигналов. Правовой признак заключается в ограничении оборота того или иного вида оружия для различных категорий субъектов (физических, юридических лиц) или в наличии особого правового режима оружия, разрешительной системы его приобретения и хранения организациями и гражданами, определенных правил выдачи его отдельным лицам в служебных целях.

Качественный признак характеризуется тем, что оружие должно быть пригодным для достижения вышеназванных целей. Под пригодностью следует понимать «такое их состояние, при котором они обладают определенными боевыми свойствами, способностью поражать живую силу, причинять смерть или тяжкое телесное повреждение».

Данные признаки в полной мере относятся и к характеристике боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств как предметов преступления. [12]

Таким образом, только совокупность названных выше признаков и критериев позволяет рассматривать оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства в качестве предмета преступного посягательства.

Закон Республики Беларусь «Об оружии» классифицирует оружие в зависимости от целевого предназначения и конструктивных особенностей: 1) боевое; 2) служебное; 3) гражданское. [9]

К сожалению, в Законе Республики Беларусь «Об оружии» не учитывается самодельное оружие, а лишь частично упоминается переделанное оружие, которое также может быть чрезвычайно опасным (например, обрезы из гладкоствольного охотничьего оружия должны быть рассмотрены как боевое оружие независимо от того, утрачены или нет его боевые качества). Уголовный закон также не дифференцирует ответственность по этому признаку. [6, c. 54]

На мой взгляд, в Законе «Об оружии» следует восполнить данный пробел, дать законодательное определение самодельного и переделанного оружия и включить его в перечень запрещенных к обороту.

Огнестрельное оружие является одним из самых распространенных видов оружия. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об оружии» огнестрельное оружие – это оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества. Данное определение вобрало в себя смысл всех определений, которые давались многими учеными, исследовавшими данную проблему, и, на наш взгляд, достаточно полно и точно определяет огнестрельное оружие и как предмет рассматриваемого преступления, и с точки зрения его общего военно-технического назначения. [9]

В соответствии с определением, изложенным в Протоколе против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющему Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, под огнестрельным оружием понимается любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели. Старинное огнестрельное оружие и его модели определяются в соответствии с внутренним законодательством. Однако старинное огнестрельное оружие ни в коем случае не включает огнестрельное оружие, изготовленное после 1899 года. [11]

Разновидностью огнестрельного оружия является огнестрельное бесствольное оружие, определенное Законом «Об оружии» как оружие, в котором в качестве ствола используется гильза патрона. [9]

В ч. 2 ст. 295 Уголовного Кодекса Республики Беларусь установлена ответственность за незаконные действия с боеприпасами. [15]

Закон Республики Беларусь «Об оружии» в ст. 1 определяет боеприпасы как устройства и предметы, непосредственно предназначенные для поражения цели, выполнения задач, способствующих ее поражению, и содержащие разрывной, пиротехнический или метательный заряды либо их сочетание. [9]

В этой же статье Закона конкретизировано и выделено из общего понятия боеприпасов понятие патрона, под которым понимается боеприпас, в котором объединены в одно целое посредством гильзы метаемый элемент, метательный заряд и средство инициирования.

Понятие «боеприпасы» более широкое, чем понятие «взрывных устройств», и они соотносятся как общее и частное. Боеприпасами следует считать любые предметы и устройства, содержащие разрывной, пиротехнический или метательный заряды, изготовленные, как правило, с соблюдением технических стандартов и по технической номенклатуре именно как боеприпасы и предназначенные для использования в боевых и служебных целях, для занятий спортом, охотой. Все остальные предметы и устройства, предназначенные для производства взрыва и содержащие только разрывной заряд, следует относить к взрывным устройствам. [6, c. 51]

Таким образом, к боеприпасам будут относиться мины, гранаты, снаряды, патроны, ракеты и другие предметы. К взрывным устройствам будут относиться кумулятивные заряды, устройства для строительных работ, дымовые шашки и другие.

Здесь также следует отметить, что взрывчатые вещества являются неотъемлемой частью взрывных устройств. В. Марчук отмечает, что «в нормативных правовых актах их понятие (взрывных устройств) не определяется». Однако одно из таких определений содержится в комментарии к ст. 294 Уголовного кодекса Республики Беларусь, которое дает С.Е. Данилюк: «Взрывные устройства – это изделия промышленного производства или самодельного изготовления, предназначенные и способные к взрыву при определенных условиях». Представляется необходимым включение определений взрывных устройств и взрывчатых веществ в законодательство об оружии. [4, c. 780]

Таким образом, проведя анализ предметов преступного посягательства при совершении преступлений, посягающих на порядок обращения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, я пришел к выводу, что в законодательстве Республики Беларусь понятия огнестрельного оружия и боеприпасов получили четкую регламентацию, соответствующую международным правовым актам. Однако в национальных нормативных правовых актах не дано четкого определения взрывчатым веществам и взрывным устройствам, хотя эти понятия фигурируют во многих положениях законодательстве об оружии.

 

Криминологическая характеристика преступлений, связанных с совершением незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ

В реальной жизни незаконные действия, связанные с совершением незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ проявляются в форме отдельных преступлений, совершенных конкретным индивидуумом или группой лиц. Для того чтобы предупреждать преступления и их виды, необходимо иметь достаточную для указанных целей информацию.

Криминологическую характеристику можно определить, как совокупность данных об определенном виде или группе преступлений либо конкретном противоправном деянии, используемую для разработки и реализации мер профилактического характера.

Криминологическая характеристика служит исходным этапом для оптимизации процесса разработки и реализации мер предупреждения преступлений, связанных с совершением незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Если рассматривать предупреждение преступлений как целостную систему, то криминологическая характеристика является одной ее составной частью, а другой частью является разработка и реализация профилактических мероприятий. [2, c. 87]

Как уже отмечалось, незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, представляют собой один из наиболее серьезных факторов, которые способствуют ухудшению криминогенной обстановки, росту организованной преступности и представляют реальную угрозу личной, общественной и государственной безопасности. [14]

Начиная с 2008 года, наблюдается увеличение преступности, связанной с хищением и незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В 2008 году было зарегистрировано 42 таких преступления, из которых по ст.294 УК – 7, по ст.295 УК – 33, по ст.295-1 УК – 1, по ст.296 УК – 1.

В 2009 году – 48 (ст.294 УК – 3, ст.295 УК – 45).

В 2010 году – 45 (ст.294 УК – 5, ст.295 УК – 40).

В первом полугодии 2011 года — 35 (ст.295 УК – 33, ст.295-1 УК – 1, ст.297 УК – 1).

Следует отметить, что уровень преступности, связанный с хищением огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ значительно превышает уровень судимости. Это объясняется, тем, что судебная статистика не учитывает лиц, которые осуждаются за эти преступления по совокупности с другими, если мера наказания является менее строгой, чем за другие, входящие в совокупность преступления.

Согласно статистическим данным, подавляющее большинство по делам этой категории составляют осужденные за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. По ст. 295 Уголовного кодекса Республики Беларусь в 2007 году было осуждено 86,5% от общего количества осужденных по ст.ст. 294-297 Уголовного кодекса, по которым за этот период осуждено 282 лица, или 0,4% от всех осужденных в Республике Беларусь. Несмотря на минимальный удельный вес осужденных за этот вид преступлений, обращает на себя внимание то обстоятельство, что совершаются они чаще всего ранее судимыми лицами. Ими совершено в 2006 году 45,9% хищений оружия и 28% преступлений, предусмотренных ст. 295 Уголовного кодекса.

Приведенные выше данные свидетельствуют о стремлении лиц, склонных к совершению преступлений, обладать огнестрельным оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами.

Судебная практика показывает, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 295 Уголовного кодекса, чаще всего являются боеприпасы – 58,7%, винтовки и карабины – 14%, обрезы – 11%, пистолеты и револьверы – 9%, самодельное оружие – 7,3%.

В ч.2 ст. 295 Уголовного Кодекса уголовно-противоправными деяниями признаются действия в отношении оружия и других предметов, которые либо полностью изъяты из гражданского оборота, либо обращение с ними осуществляется без соответствующего разрешения.

Совершение любого из указанных в диспозиции ст. 295 Уголовного кодекса действий образует, оконченный состав преступления.

Определение понятий «приобретений», «передача во владение», «сбыт», «хранение», «перевозка», «ношение» уголовный закон не содержит, поэтому в практике нет единства в понимании этих понятий.

Большинство виновных (60%) указывало источником приобретения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ находку.

Источником поступления оружия в незаконный оборот является также его контрабанда из-за рубежа, стран ближнего зарубежья, а также из так называемых «горячих точек». С 1990-х годов контрабанда оружия получила большое распространение. Первые контрабандные поставки в страну боевого оружия осуществлялись во время пребывания советских войск в Афганистане.

Важно отметить, что подавляющее большинство предметов вооружения находится в государственных воинских формированиях. Поэтому можно предположить, что значительная часть оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, являющихся предметом преступного посягательства при совершении преступлений, посягающих на порядок обращения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, незаконным путем попадает из воинских формирований.

Так, причастными, или способствующих своими действиями совершению хищений оружия являются военнослужащие, в должностные обязанности которых входит задача обеспечения сохранности предметов вооружения. Анализ практики расследования хищений вооружения военнослужащими показал, что такие преступления совершаются преимущественно путем присвоения (46%) или кражи (43,8%). [Ермолович]

Рассмотрим несколько примеров нарушения ст. 295 Уголовного кодекса Республики Беларусь в судебной практике.

Так, Л. Приобрел у знакомого два гладкоствольных охотничьих ружья, из которых изготовил два обреза. Сторона обвинения квалифицировала

содеянное по ч.2 ст. 295 Уголовного кодекса по признакам «незаконное изготовление» и «незаконное хранение».

«Незаконное приобретение» как признак обвиняемому в вину не вменялось.

Суд Советского района г. Гомеля осудил Л. По ч. 2 ст. 295 Уголовного кодекса, признав его виновным в незаконном изготовлении и хранении огнестрельного оружия.

Если лицо получало оружие для временного хранения, суд обоснованно исключали из обвинения признак «незаконное приобретение».

П. передал И. обрез для хранения, который тот хранил в подвале своего дома, а затем вернул П.

Сторона обвинения квалифицировала действия И. по ч.2 ст. 295 Уголовного кодекса по признакам «незаконное приобретение, хранение, передача во владение» огнестрельного оружия.

Суд Советского района г. Гомеля приговором от 1 марта 2007 г. признал И. виновным по ч. 2 ст. 295 Уголовного кодекса по признакам «незаконное хранение и передача во владение», обоснованно исключив признак «незаконное приобретение». При этом суд указал в приговоре, что обрез был передан И. для временного хранения. Он им не пользовался, а лишь хранил, а затем вернул П., поэтому признак «незаконное приобретение» не нашел своего подтверждения.

По изученным делам как хранение расценивались действия не только когда огнестрельное оружие и боеприпасы были сокрыты в тайниках и иных местах, но и когда открыто находились в помещении.

Преступные действия Р. выразились в том, что он в неустановленное время при неустановленных обстоятельствах приобрел три патрона, которые хранил у себя в квартире (в пепельнице на холодильнике).

Их обнаружил участковый инспектор, прибывший в квартиру Р. По вызову его бывшей жены в связи со скандалом.

Суд Барановичского района и г. Барановичи приговором от 27 июня 2007 г. осудил Р. по ч. 2 ст. 295 Уголовного кодекса, признав его виновным в том числе и по признаку «незаконное хранение» боеприпасов.

Если оружие и иные предметы находились при виновном и он с ними перемещался, эти действия, как правило, обоснованно расценивались как ношение. Во всех случаях, когда лицо перемещало оружие и другие предметы при себе на любых видах транспорта, эти действия обоснованно рассматривались как перевозка.

Если лицо переделало какие-либо предметы либо непригодные части оружия таким образом, что в результате созданные предмет приобретал свойства огнестрельного оружия, то такие действия правильно квалифицировались как незаконное изготовление.

По приговору суда Октябрьского района г. Могилева Ш. признан виновным в незаконном приобретении, изготовлении, перевозке и хранении огнестрельного оружия и боеприпасов. Согласно приговору его преступные действия по изготовлению оружия выразились в том, что он нашел ствол и продольно-скользящий затвор, после чего переделал эти предметы в однозарядный пистолет, который по заключению баллистической экспертизы нарезным огнестрельным оружием, изготовленным самодельным способом.

Если предметы не подвергались переделке, а только воздействию с целью приданию оружию надлежащего внешнего вида, суды обоснованно не рассматривает такие действия как незаконное изготовление.

А. нашел автомат ППШ, произвел его чистку, смазку и покраску, после чего хранил его с целью сбыта и сбыл.

Сторона обвинения квалифицировала (наряду с другими признаками) эти действия как незаконное изготовление.

Суд Островецкого района признал А. виновным в незаконном приобретении, ношении, хранении и сбыте огнестрельного оружия, исключив квалифицирующий признак «незаконное изготовление». При этом суд указал, что обвиняемый оружие не изготавливал, а только осуществил косметический ремонт.

Как показало изучение, некоторые суды не учитывают, что ответственность по ст. 295 Уголовного кодекса наступает за незаконные действия годного к использованию огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Суд Московского района г. Минска осудил Ш. по ч.2 ст. 295 Уголовного кодекса за незаконное приобретение, хранение и перевозку 10 патронов, тогда как согласно заключению баллистической экспертизы 8 патронов признаны непригодными. Следовательно, обвиняемый должен нести ответственность за незаконные действия с двумя патронами. [14]

Для разработки мер предупреждения преступлений, связанных с незаконными действиями в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ является криминологическая характеристика лиц, их совершающих, т.к. без участия личности совершение преступления невозможно. Личность является единственным «носителем» всех причин преступности.

Чаще всего незаконные действия, предусмотренные ст. 295 Уголовного кодекса Республики Беларусь, совершают мужчины, их доля составляет в среднем 96,0%. Это объясняется различными социальными ролями мужчин и женщин. Различные виды неправомерного использования оружия связаны с определенными специальными познаниями, а также в некоторых случаях с приложением значительных физических усилий, что обуславливает совершение незаконных действий в отношении оружия преимущественно мужчинами. На такое распределение также влияют и исторические традиции изготовления оружия. Изготовление оружия – традиционно мужская деятельность.

При рассмотрении возрастной характеристики установлено, что вышеназванные преступления, в основном (более 60%) совершают лица в возрасте старше 30 лет.

При рассмотрении образовательного уровня лиц, совершающих незаконные действия в отношения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, преобладают лица со средним образованием (около 70,0%) и каждый пятый имеет среднее профессиональное образование.

Лица, совершившие преступления, предусмотренные ст. 295 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, в своем большинстве не состоят в браке: либо холостые, либо разведены. [14]

Как уже отмечалось, большинство лиц, совершающих незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, совершают их повторно, что свидетельствует об устойчивости антиобщественных взглядов и поведения, о повышенной общественной опасности его личности. Кроме того, рецидив указывает на то, что наказание, которому ранее подвергался преступник, не оказало на него предупредительного воздействия. [6, c. 64]

Таким образом, проведя криминологическую характеристику преступлений, связанных с совершением незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, можно подытожить, что темп роста таких преступлений в Республике Беларусь довольно велик и 4% от общего числа преступлений за рассмотренный период времени составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. В большинстве случаев предметом преступления являются боеприпасы. Значительное количество огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, являющихся предметом преступного посягательства, поступают в оборот из воинских формирований, что свидетельствует о необходимости пересмотра мер, принимаемых для предотвращения хищений предметов вооружения в воинских частях и подразделениях. Что касается криминологической личности преступника, совершившего преступление в рассматриваемой сфере, то он характеризуется следующими признаками: как правило, это лицо мужского пола, в возрасте старше 30 лет, со средним (полным или неполным) образованием, не состоящее в браке.

Основные меры предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Меры общего и специального предупреждения

Предупредительная функция в уголовном праве осуществляется двумя способами: путем правотворческой деятельности, т.е. формулированием уголовно-правовых запретов, обладающих удерживающим потенциалом, и путем правоприменительной деятельности, которая заключается в реальном применении уголовно-правовых норм в отношении лиц, совершивших запрещенные уголовным законом общественно опасные деяния. Уголовное право реализует предупредительную функцию по двум направлениям: предупреждение повторного совершения преступления лицом, ранее совершившим преступление; предупреждение совершения преступлений другими лицами. [3, c. 14]

Организация и функционирование системы предупреждения преступности осуществляется на основе исходных положений и принципов. К ним относятся:

а) принцип демократизма (участие в предупредительной деятельности государственных органов и, общественных организаций, трудовых коллективов, граждан);

б) принцип гуманизма (предупредительные меры должны помогать человеку стать достойным гражданином, не унижать его честь и достоинство);

в) принцип законности (предупреждение должно основываться на правовой основе, на за законе);

г) принцип целесообразности (предупредительные меры применяются к конкретному лицу, объекту на основе наличия реальных криминогенных факторов и принимаемые меры способны их нейтрализовать).

Некоторые авторы определяют научность и прогрессивность как принципы предупредительной деятельности. Естественно, другие авторы не отрицают, что предупредительные меры должны быть научно и практически обоснованными, и прогрессивными по своим методам, но едва ли их можно назвать принципами.

В криминологической теории выделяют два уровня предупреждения преступлений:

— общесоциальный;

— социально криминологический.

Система предупреждения преступлений реализует регулятивные, охранительные и воспитательные функции. [2, c. 135]

Общесоциальное предупреждение (общие меры предупреждения) основывается на том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению.

В современных условиях сохраняются следующие признаки качества мер общего предупреждения: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность, взаимосвязанность и непрерывность.

В контексте данной курсовой работы общее предупреждение незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ предполагает, что позитивное развитие общества, совершенствование его политических, экономических, социальных и иных институтов, устранение из жизни людей кризисных явлений, объективно могут способствовать предупреждению преступности. Причем основными общесоциальными мерами по предупреждению преступности являются положительные преобразования общественных отношений в сфере производства и распределения, направленные на повышение материального благосостояния населения. Именно эти преобразования могут устранить главную причину преступлений – невозможность удовлетворения материальных потребностей законным путем вследствие имущественного неравенства. Кроме того, преобразования в экономической сфере способствуют вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, бытовая неустроенность, которые являются условиями совершения преступлений.

Также при реализации общих мер предупреждения необходимо:

— воспитать у людей нетерпимость к противоправному поведению, моральное осуждение таких деяний;

— обеспечить улучшение работы соответствующих звеньев правовой системы;

— максимально повысить распространение нормативной информации справочного характера среди населения;

— последовательно осуществлять гласность, социальную справедливость и законность в экономической, политической, социальной и юридической сферах.

Необходимо ориентировать общественное мнение на важность понимания и разъяснения социально-политической, экономической и исторической основы конкретных норм и принципов права, морали, традиций обычаев, ритуалов, связанных с жизнью и здоровьем личности, раскрытие их объективных предпосылок и общественной необходимости. [3, c. 48]

Как показала криминологическая характеристика личности преступника, совершающего незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, чаще всего перечисленные преступления совершают безработные лица. Поэтому будет целесообразно увеличить рабочие места, пересмотреть работу центров занятости населения.

Для того, чтобы снизить уровень хищений предметов вооружения из воинских частей и подразделений необходимо предпринять меры по повышению заработной платы и своевременной ее выплате. Так называемый кризис неплатежей по всем отраслям экономики, и в особенности в бюджетной сфере, нередко становится причиной незаконного сбыта оружия из воинских частей и иных хранилищ.

Помимо этого, важное значение имеет организация досуга населения, способная «снять криминогенность», особенно в среде молодежи.

При исследовании специальных предупредительных мер, наиболее существенными из них являются те, которые направлены на согласованную деятельность субъектов профилактики и на работу с гражданами.

Взаимодействие субъектов предупреждения незаконного оборота оружия следует рассматривать как многоуровневую, многосубъектную, многоцелевую систему согласованных мероприятий, которая будет направлена не только на пресечени/е и раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота оружия, но и будет направлено на нейтрализацию и устранение различных факторов, которые обусловливают их совершение.

Важным направлением профилактической работы следует назвать правовое воспитание граждан, которое может быть компенсировано и путем широкомасштабной пропагандистской работы с использованием средств массовой информации.

Специальное или специально-криминологическое предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности – ее главная особенность. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений. [2. C. 134]

Таким образом, под специальным предупреждением подразумевается деятельность, специально предназначенная для устранения конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений. Специальные меры профилактики разрабатываются применительно к особенностям отдельных видов и групп преступлений, типам преступного поведения: корыстных и насильственных преступлений, преступности несовершеннолетних и рецидивной, бытовой преступности, хулиганства и мошенничества.

Специальное предупреждение осуществляют преимущественно государственные органы, специально созданные для борьбы с преступностью – прокуратура, суд, органы внутренних дел и иные специальные службы. Их деятельность строго регламентирована нормативными актами – законами и подзаконными актами. [3, c. 45]

Поэтому особенную важность и значимость представляет активная работа со стороны участковых инспекторов милиции по профилактике административных правонарушений с участием оружия. Одной из основных задач, стоящий перед сотрудниками органов внутренних дел, является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. В пределах своей компетенции сотрудники органов внутренних дел обязаны осуществлять контроль за оборотом оружия и боеприпасов к нему и изымать у организаций и граждан предметы вооружения при нарушении правил их хранения.

Учитывая многочисленные нарушения, которые допускаются гражданами в отношении имеющегося в их собственности оружия, а также то, что такие нарушения представляют собой угрозу безопасности, необходимо разработать меры по устранению предпосылок совершения правонарушений в указанной области. Так, во-первых, участковый инспектор должен знать места и условия хранения, а также лиц, во владении которых имеется огнестрельное оружие. Такие сведения могут быть получены из соответствующих учетов собственников оружия. Во-вторых, к обязанностям участкового следует отнести осмотр мест хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Это процедура не должна быть плановой, что значительно повысит её эффективность. В настоящее время участковые инспекторы милиции осуществляют такой контроль в случаях, когда гражданин не прибыл для продления срока действия разрешения на хранение и ношение оружия, либо в связи с расследованием преступления, совершенного с применением оружия. Оружие может быть утрачено собственников или похищено, с его помощью могут быть совершены многочисленные преступления, а станет известно об этом через значительный промежуток времени, когда принять необходимые меры будет практически невозможно.

К тому же, ввиду значительного объема обязанностей, которые возложены на участковых инспекторов милиции, работа связанная с предупреждением преступлений, связанных с огнестрельным оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами отходит на второй план.

В обязанности участкового инспектора входит принятие мер индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений. В связи с этим белорусские ученые отмечают, что профилактика правонарушений «на протяжении многих лет была и остается одним из главных направлений внутренней политики государства и актуальной задачей современного гражданского общества в целом». [6, c. 52-53]

Таким образом, в криминологической теории выделяют два уровня предупреждения преступлений меры общего и специального предупреждения. В контексте данной курсовой работы среди мер общего предупреждения ключевое значение имеют преобразования в экономической сфере, которые бы поспособствовали уменьшению таких явлений, как нищета, бытовая неустроенность, безработица, которые являются ключевыми условиями совершения преступлений. Среди мер специального предупреждения представляется важным выделить деятельность органов внутренних дел, в частности участковых инспекторов милиции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В структуре преступности в Республике Беларусь особое место занимают незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, который представляет серьезную общественную опасность, способствует росту преступлений, прежде всего насильственного и корыстно-насильственного характера.

В результате проведения криминологической характеристики незаконных действий, в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, я пришел к следующим выводам:

1) Законодательная регламентация оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ несовершенна и требует дополнительной доработки. Так, правовое регулирование оборота взрывчатых веществ и взрывных устройств крайне противоречиво и недостаточно полное. Закон Республики Беларусь «Об оружии» не регулирует оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств, что является его существенным недостатком. В настоящее время нет нормативного закрепления этих понятий, не установлены единые правила приобретения, использования и совершения других действий с этими предметами, не определен исчерпывающий перечень лиц и организаций, имеющих право совершать действия в отношении этих предметов. В перспективе, основные фундаментальные положения оборота всех предметов вооружения необходимо регламентировать одним специальным законодательным актом, что способствовало бы единому применения закона.

2) Криминологическая характеристика незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и криминологическая характеристика личности их совершающих играет важную роль в разработке мер предупреждения по данной группе преступлений.

3) Среди мер общего и специального предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ особую роль играют экономические преобразования в обществе и деятельность органов внутренних дел.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Ермолович, В. Ф. Криминалистическая характеристика отдельных компонентов хищений огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, совершенных военнослужащими / В. Ф. Ермолович, В. А. Талалаев // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы : сб. науч. тр. / Науч.-практ. центр Гос. комитета судеб. экспертиз Респ. Беларусь. – 2012. – № 1. – С. 81–87.

2) Кашевский, В.А. Криминология / В.А. Кашевский, И.И. Куцеков, А.А. Примаченок. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 143 с.

3) Колченогова, О.П. Криминология и профилактика преступлений. Общая часть: курс лекций / О.П. Колченогова [и др.] ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. Дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2012 – 231 с.

4) Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменко [и др.]; под общ ред. А.В. Баркова. – Минск: Тесей, 2003. – 1200 с.

5) Корецкий, Д.А. Оружие и его незаконный оборот: криминологическая характеристика и предупреждение / Д.А. Корецкий, Э.В. Сононицкая. – Спб.: Юрид. Центр Пресс, 2006. – 258 с.

6) Криминалистическое обеспечение расследования хищений оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ: моногр. / В.А. Талалаев. – Минск: ВА РБ, 2009. – 245 с.

7) Марчук, В.А. Перспективы уголовно-правовой оценки незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ / В. Марчук // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

8) Мухин, Г.Н. Криминалистика: учеб. Пособие / Г.Н.Мухин. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. – 216 с.

9) Об оружии: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 61-3: с изм. и доп.; текст по состоянию на 5.01.2008 // Консультант Плюс: Беларусь [Эл. рес] /ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2009.

10) Поселков, В. Банда Морозова: логическое завершение / В. Поселков // Милиция Беларуси. – дек. 2006. – С. 2-5

11) Против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.: протокол Организация Объединенных Наций, принят в г. Нью-Йорке 31.05.2001 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.

12) Сосновский, А. А. О предмете преступлений в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ / А. А. Сосновский // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для Органов Внутренних Дел Республики Беларусь : междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню белорус. науки, Минск, 25 янв. 2008 г. : тез. док. / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь ; ред.: Н. И. Минич [и др.]. – Минск, 2008. – С. 284–285.

13) Сосновский, А. А. Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ: проблемные вопросы квалификации / А. А. Сосновский // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 107–111.

14) Тетюхин, А. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с незаконными действиями в отношении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ/ А. Тетюхин // Судовы веснiк. – 2008. – С. 20-23.

15) Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г. № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

16) Колченогова, О.П. Профилактика преступлений: курс лекций: / О.П. Колченогова, Н.А. Легенченко; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. Дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2014 – 106 с.

17) Введение в криминологию: лекции/ В.А. Ананич; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. Дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2014 – 159 с.

18) Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник: [в 2 т.]/ В.В. Лунеев; Российская академия наук, Институт государства и права. – Москва: Юрайт, 2011. – 487с.

19) Долгова А.И. Криминология: крат учеб. Курс / А.И. Долгова. – М.: норма, 2010. – 341 с.

20) Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть / Н.А. Бабий. – Минск: «Конспект лекций», 2000. – 288 с.

21) Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Криминология»/О.П. Колченогова, Н.А. Легенченко; МВД Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-во внутрен. Дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД. – Регистрационное свид-во №1141203050 от 13.07.2012.

Похожие работы

  • курсовая  Идентификация человека по следам, обнаруженным на месте совершения преступления
  • курсовая  Тактика проверки показаний на месте
  • курсовая  Формы терроризма, цель совершения преступлений. Условия освобождения от уголовной ответственности
  • Отчет по ознакомительной практике на автосервисе помошником слесаря автосервиса.
  • Отчет по преддипломной практике на ЗАО Фобос
  • Отчет по технологической практике на торговом предприятии

Свежие записи

  • Помощь на экзамене
  • Сочинение
  • Бизнес-план
  • Лабораторная работа
  • Семестровая работа

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка