Выдержка из текста работы
Бизнес развивается, конкуренция растет, и, как следствие, организациям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы активно развиваться и быть успешными. Успех любой компании напрямую связан с управлением персоналом, с непрерывным развитием персонала организации. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров приобретает стратегическое значение. Обучение персонала в таких условиях становится одним из главных ключей к успеху, поскольку позволяет переходить к профессиональным технологиям, в том числе и в области управления. Организация процесса обучения подразумевает выбор определенных методов обучения, каждый из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Не существует универсальной комбинации методов обучения, которая давала бы наилучшие результаты. Для того чтобы составить наиболее эффективную программу обучения персонала определенной компании, необходимо знать и учитывать особенности каждого метода, что обуславливает практическую значимость анализа различных методов обучения на рабочем месте.
Последние годы вопрос о профессиональном обучении персонала организаций является очень актуальным. В динамично развивающихся организациях обучение персонала используется для развития бизнес-практики организации, выступает как инструмент преобразований, обслуживает потребности менеджмента в управлении изменениями.
В данной работе объектом исследования является методы обучения персонала. Предметом курсовой работы выступают методы обучения персонала на рабочем месте и вне рабочего места, их достоинства и недостатки.
Цель данной курсовой работы заключается в проведение анализа методов обучения персонала на рабочем месте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Определить понятие метода обучения, представить классификацию методов.
2.Рассмотреть различные методы обучения персонала на рабочем месте.
3.Анализ достоинств и недостатков методов обучения
4.Проанализировать методы обучения персонала на рабочем месте.
5. Проанализировать методы обучения персонала вне рабочего месте.
6. Выявить достоинства и недостатки методов обучения персонала.
Для достижения поставленной цели в работе были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, опрос, сравнение.
Важнейшее условие успешного развития любой организации — профессиональное развитие человеческих ресурсов — особенно актуально в современном мире, в котором проблема обновления приобретенных знаний и навыков стоит особенно остро. Сегодняшний сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятия и сущность обучения персонала
Наряду с профессионально организованными процессами подбора и найма персонала, его стимулирования, ориентации и оценки, одним из способов, помогающим генерировать новые идеи для бизнеса, разрабатывать и внедрять современные технологии и системы обучения персонала. В связи с этим перед руководителем кадровой службы компании встает вопрос: «Как построить систему обучения, и какие методы выбрать?»
Обучение персонала — это основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п. [18].
Обучение персонала основано на использовании различных методов обучения.Существует несколько определений методов обучения персонала очень близких по содержанию. Представим два из них, наиболее полных, на наш взгляд.
Метод обучения персонала — это способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся [20].
Метод обучения персонала — ориентированный на достижение дидактических целей способ организации учебно-познавательной деятельности работника с заранее определенными:
— задачами;
— уровнями познавательной активности;
— учебными действиями и ожидаемыми результатами [4].
Выбор методов обучения персонала зависит от множества факторов, основными из которых являются: цели обучения, ожидаемые результаты обучения, индивидуальные особенности обучаемых и многие другие.
Хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого сотрудника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо учитывать при составлении программы обучения.
К выбору метода обучения нужно подходить дифференцированно — обучающие программы отличаются и по уровню сложности, и по стоимости, и по времени прохождения, и по длительности воздействия.
Методы обучения классифицируются на:
— пассивные и активные;
— индивидуальные и групповые;
— с отрывом от производства и без отрыва от производства.
По видам обучение делится на: подготовку новых работников, переподготовку, повышение квалификации, развитие компетенции. По формам обучение бывает: групповое и индивидуальное обучение. По длительности можно выделить долгосрочное и краткосрочное обучение [3].
Все методы обучения можно разделить на две большие группы: методы обучения на рабочем месте и методы обучения вне рабочего места.
К пассивным (традиционным) относятся:
— лекции;
— семинары;
— учебные видеофильмы и другие.
Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Несмотря на то, что традиционные методы преобладают и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.
При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений.
В настоящее время распространены:
— тренинги;
— программированное обучение;
— групповые обсуждения;
— деловые и ролевые игры;
— кейсы и другие.
Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе [7]. Бесспорно, к активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия — дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга[13].
К наиболее распространенным методам обуче……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: Учебник для вузов / Т.Ю. Базаров, Б. Л. Еремин — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. — 423 с.
2. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учебник / Н.П. Беляцкий. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 365 с.
3. Блинов А. О. Управление персоналом: учебник для вузов / А.О. Блинов. — М.: Элит, 2007. — 390 с.
4. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник для вузов / М.И. Бухалков. — М: Инфра-М, 2005. — 320 с.
5. Бычкова А.В. Управление персоналом: учебное пособие / А.В. Бычкова. — Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. — 137 с.
6. Викторов, И. Об изменениях и дополнениях, внесенных в Трудовой кодекс РФ / И. Викторов // Кадровик. — 2007. — № 1.
7. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник./ О.С. Виханский — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2003 — 296 с.
8. Генкин Б.М. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов / Б.М.Генкин, Г.А.Кононова, В.И. Кочетков и др. — М.: Высшая школа, 2002. — 383 с.
9. Герчекова И.А. Менеджмент: Учебник / И.А. Герчекова — М.: Бизнес и биржи, 2003 — 620 с.
10. Дорофеева А. Ставка на наставника / А.Дорофеева // Обучение персонала. — 2008. — № 6, — С.28-31.
11. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов / А.П. Егоршин. — Н.Новгород: НИМБ, 2007. — 607 с.
12. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. К.Я. Ананьевой. — М.: ИКФ ОМЕГА — Л, 2008. — 512 с.
13. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. К.Н. Гусова. — М.: «Проспект», 2007. — 800 с.
14. Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. А.Л. Сафронова. — М.: МЦФЭР, 2009. — 1328 с.
15. Котова Л.Р. Организация службы управления персоналом: учебное пособие / Л.Р. Котова, Ю.Г. Одегов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 214 с.
16. Ляхова Е. Как оценить работу наставника / Е.Ляхова // Управление персоналом. — 2008. — № 19. — С.36 — 38.
17. Молодцов М. В. Трудовое право России [Текст]: учебник для вузов / М. В. Молодцов, С. Ю. Головина — М. : НОРМА, 2006. — 640 с.
18. Мюллер, Ю. Поправки в Трудовой кодекс РФ: в пользу работника? / Ю. Мюллер // Кадровик. — 2006. — № 8.
19. Оганесян И. Управление персоналом организации: Уч. пос. / И Оганесян. -Мн.:Амалфея, 2000. — 256 с.
20. Перачев В.П. Руководство персоналом организации. / В.П. Перачев — Москва, 2007 — 447 с.
21. Пугачев В. Тесты, дел. игры, тренинги в упр. персоналом: Уч. / В. Пугачев — М.:Аспект-Пр., 2000. — 285с.
22. Пукас Г.К. Организация и методика производственного обучения рабочих: Методические указания работникам отделов технического обучения./ Г.К. Пукас — Днепропетровск, 2001 — 305 стр.
23. Спивак В.А. Управление персоналом: Практ. по курсу. / В.А. Спивак -СПб.:ИВЭСЭП, Знание, 2000. — 144 с.
24. Ткаченко А. По — новому о главном / А.Ткаченко // Обечение персонала. — 2007. — № 8. — С.44 — 45.