Содержание
Введение3
Раздел 1. Теоретический анализ проблемы особенностей внимания подростков6
1.1. Подходы к изучению внимания в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых6
1.2 Особенности внимания в подростковом возрасте12
1.3 Особенности учебного процесса, приводящие к продуктивности внимания учеников17
Раздел 2. Экспериментальное изучение уровня развития внимания подростков на уроках изобразительного искусства20
2.1 Методические рекомендации к проведению исследования.20
2.2 Анализ результатов исследования23
Заключение26
Список используемой литературы28
Приложения31
Выдержка из текста работы
При выборе темы курсовой работы мы остановилась на теме «Формирование личностных универсальных учебных действий (УУД) на уроках изобразительного искусства в начальной школе», т.к. универсальные учебные действия школьников являются важной составляющей фундаментального ядра образования. Для развития и совершенствования ученика, современная система образования должна вооружить его всевозможными универсальными способами действий с помощью различных методик преподавания.
Актуальность темы курсовой работы заключается в формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, что позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в начальной школе, т.к. универсальный характер учебных действий проявляется в обеспечении целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Универсальные учебные действия означают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
К данной проблеме обращались ученые педагоги, психологи, социологи. Осмысление различных взглядов на сущность формирования УУД школьников (А.Г. Асмоловым,Г. Айзенком, Г.В.Бурменским,И.А.Володарской,Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериной,В.В.Давыдовым,О.А.Карабановой, А.Н. Леонтьевым, С.В. Молчановым, А.Г. Маклаковым,А.В. Петровским,Н.Г.Салминой, В.Д. Шадриковым, Д.Б. Элькониным и др.) дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию формирования личностных УУД – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Таким образом, универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Анализ литературы позволил выявить некоторые противоречия между потребностью в изучении методов и приемов учебной работы с младшими школьниками в формировании их личностных УУД. Они заключаются в том, что, сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Все чаще специалисты отмечают, что в настоящее время у большинства молодых людей не развита творческая искра, а также разносторонние способности, что необходимо для развития творческих способностей человека.Программы формирования личностных УУД в начальной школе могут помочь ребенку развить в себе эти качества.
Отсюда, применение различных интерактивных программ на уроках ИЗО в младших классах способствуют формированию личностных УУД у учащихся и их художественно-творческую активность. Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.
Эту проблему исследования: необходимость конкретизации направлений учебной работы на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Цель исследования: изучение методик формирования личностных УУД на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: формирование личностных УУД школьников на уроках изобразительного искусства.
Задачи исследования:
• изучить методическую и дополнительную литературу по проблеме формирования личностных УУД на уроках изобразительного искусства в школе;
• рассмотреть понятие «личностных универсальных учебных действий» в учебной деятельности;
3) выявить возрастные особенности младших школьников;
4) классифицировать методы и приемы формирования личностных УУД в начальной школе;
5) проанализировать содержание уроков программы изобразительного искусства.
Для решения поставленных задач используются теоретические методы исследования: анализ, синтез, описание, обобщение.
Теоретическая значимость исследованиязаключается в рассмотрении методов и приемов формирования личностных УУД в начальной школе. Практическая значимость исследования заключается в рассмотрениипрограммыдля младших школьников, которую можно использовать на уроках изобразительной деятельности в начальной школе. Данная программа может быть использована в практической деятельности педагогов начальных классов, а также применяться студентами, для прохождения практики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛУЧНОСТНЫХ УУД НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Понятие личностных УУД и их характеристика
Прежде чем рассмотреть понятие личностных УУД и их характеристику, целесообразно дать определение таким понятиям, как «личность» и «личностные качества». Ученые по-разному интерпретируют эти понятия. Например:
— В.Д. Шадриков дает определение: «личностные качества – это закрепленная форма поведения, за которой стоит личностный мотив»;
— А.В. Петровский отмечает, что человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью – субъектом познания и активного преобразования действительности.
— А.Г. Маклаков отмечает, что чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития [18, с. 32].
— А.В. Петровский пишет, что появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью [6, с. 29].
Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.Личность является продуктом развития психики человека в социальных условиях, она проявляется во всех видах его деятельности.
Следует отметить, что личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других – эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом [15, с. 102].
Исходя из этого, можно говорить о положительном и отрицательном развитии личности. Уровень положительного развития личности определяется мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой. Нравственные нормы, принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психической жизни, контролируются с помощью чувств, называемых чувством долга, совестью, стыдом. С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности. При отрицательном развитии личности человек ориентируется на нормы, противоречащие принятым в обществе [11, с. 14].
В соответствии с ФГОС представлено четыре видаУУД:личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Рассмотрим их характеристику в виде таблицы 1.1
Таким образом, можно сделать вывод о том, что личность может быть как положительной, так и отрицательной. Она может быть как слабой, неустойчивой, так и сильной, устойчивой. Для правильного суждения о личности человека надо знать не только то, что он делает, но и то, какой личностный смысл имеет это дело для него, т.е. какие мотивы движут его поведением. Универсальные учебные действия (УУД) открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в самой учебной деятельности. Использование на уроках художественно-эстетического цикла интерактивных методик, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся.
Таблица 1.1 – Виды УУД
Наименование УУД | Характеристика УУД | Примеры |
Личностные | Отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. | — положительное отношение к учению и к познавательной деятельности; — желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся; — осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; — осваивать новые виды деятельности; — участвовать в творческом процессе; — признание общепринятых морально-этических норм; — способность к самооценке своих действий, поступков; — интерес и уважение к своей культуре и к другим народам; — стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. |
Регулятивные | Обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата и к проведению коррекции. Также обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. | — принимать и сохранять учебную задачу; — планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; — контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; — адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
Продолжение таблицы 1.1 – Виды УУД
Познавательные | Обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. | — осознавать познавательную задачу; — читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; — понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; — выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; — осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Коммуникативные | Обеспечивают совместную и индивидуальную деятельность учителя и учащегося | — вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; — строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Методы и приемы формирования личностных УУД в начальной школе
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. [10, с. 22]
Расширение познавательнойсферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
Формированиерегулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности [10, с. 24].
Формирование коммуникативных универсальных учебных действийобеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
В процессе формирования УУД учитель:
-учит ставить цели и искать пути их достижения;
— показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;
— привлекает к открытию новых знаний;
— обучает приемам работы в группах;
— обучает самопроверке;
— знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;
— учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;
— учит самостоятельно выбирать критерии для оценки;
— учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других;
— организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд;
— учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.
Также для формирования личностных УУД в начальной школе применяется внеучебная деятельность. Внеучебная деятельность школьников обладает едиными закономерностями построения и протекания с любыми видами деятельности. Основной отличительной особенностью внеучебной деятельности является ее осуществление в свободное от учебных занятий и приготовления домашних заданий время, в соответствии с их личными желаниями и формированием УУД у младших школьников [25, с. 116].
Процесс активного участия младших школьников в различных видах внеучебной деятельности (познавательной, трудовой, художественной и др.) происходит в рамках школьных и внешкольных объединений — организационно-структурных подразделений УДО (кружках, секциях, студиях, клубах, обществах).Внешкольные объединения предоставляют такую возможность: упражнения и поддержания контактов со сверстниками, со взрослыми (педагогами и не педагогами), с младшими и старшими школьниками, девочками и мальчиками. Возможность выбора сферы деятельности для углубленного развития своих способностей в ней школьник получает благодаря открытости объединений в виде кружковых занятий, позволяющих широкое знакомство с разным предметным содержанием существующих в учреждении направлений. [18, с. 48]
Особенность формирования личностных УУД в дополнительном образовании проявляется:
— в содержании — реализация дополнительных образовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей;
— в формах организации — добровольные детские объединения в форме кружков, студий, школ, клубов, ансамблей, театров, секции, научные общества и др;
— в разнообразии применяемых методах;
— в сроках осуществления — ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;
— в уровне взаимоотношений — детей и педагогов: взаимоотношения сотрудничества, сотворчества, ребенок субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;
— в направленности реализации — интегрируя все виды предметно практической деятельности, выбираемые детьми, воспитание направлено на формирование социально активной личности. [13, с. 66]
Таким образом, УУД ориентированы на умение учиться, и влияют на выбор технологий, форм и методов обучения.ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Включая учащихся младших классов во внеурочную деятельность, мы способствуем формированию их познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля; овладению способами учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности, приобретению опыта продуктивной творческой деятельности.
Многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему образования и сформировать личностные УУД. Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, эмоции и интеллект. Реальное соединение базового и дополнительного образования создает предпосылки для всестороннего и многогранного учебно-воспитательного воздействия на личность, обеспечивающего формирование, развитие и воспитание у подрастающего поколения тех свойств и качеств, которые дают ему возможность жить и трудиться в новых динамично развивающихся социально-экономических условиях. [12, с. 80]
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Содержание уроков программы изобразительного искусства
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Рассмотрим программу содержания уроков по изобразительному искусству для 4 класса начальной школы.
Цель программы обучения: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
— способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
— находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
— содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
— ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
— исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
— дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
— знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
— развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
Прежде чем приступить к занятиям по изобразительному искусству, учащихся необходимо к ним подготовить.Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
На данных уроках необходимо учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
На данных уроках необходимо учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
На этих уроках необходимо учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
На этих уроках необходимо развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).
Количество учебных часов в начальных классах должно быть 35 часов(1 час в неделю). Методами обучения являются:словесный, наглядный, практический.Средства обучения: мультимедиа, карандаши, краски, кисти, ластик, альбом для рисования.Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.Виды контроля ЗУН (текущий, тематический).Методы контроля: практические, самостоятельные работы.
В результате ученики младших классовдолжны уметь:
— свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
— ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
— использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
— закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
— рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
— понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
— различать и знать названия цветов;
— узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебный предмет «Изобразительное искусство»вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе. Педагогам изобразительного искусства необходимо на уроках преподавать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, что способствует повышению уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Методы и приемы формирования личностных УУД на уроках изобразительного искусства
Нетрадиционные формы уроков по изобразительному искусству очень эффективны для формирования личностных УУД младших школьников. Рассмотрим некоторые методики проведения уроков ИЗО в 4 классе с помощью презентаций.
1. Тема презентации «Средневековые костюмы». Цель – формирование представлений у школьников о средневековых костюмах, развитие у них интереса к искусству. Презентация поможет школьникам представить, как жили в эпоху средневековья, какие традиции были в это время в искусстве. На слайдах отражены архитектурные сооружения, построенные в тот период, и одежда, которая была неотъемлемым атрибутом каждого жителя. Отдельно рассматривается одежда придворных, костюмы аристократии, судей, знатных дам. Обращается внимание и на отдельные аксессуары, присутствовавшие в гардеробах (перчатки , шлемы, шляпы). После презентации ученикам можно предложить нарисовать свой образ Средневековья, представить себя в тот период времени.
2. Тема урока «Поэтапное рисование животного (кошка)». Цель — формирование у учащихся навыка рисования с помощью поочередных слайдов, развитие техники рисования карандашом, творческий интерес учащихся. Прежде чем приступить к рисованию кошки, дети отгадывают загадку. Потом предлагается рассмотреть готовый рисунок животного, отметить особенности строения тела. А далее шаг за шагом, линия за линией будет выстраиваться изображение на листе бумаги. В результате должна получиться очень даже симпатичная кошечка, которую можно раскрасить карандашами или красками.
3. Тема урока «Поэтапное рисование человека». Цель — формирование у учащихся навыка рисования с помощью практического материала. Для этого на 9 слайдах представлено много практического материала, который будет рассматриваться и анализироваться школьниками. На рисунках видно, как поэтапно рисовать человека в движении. Также в работе имеется хорошее текстовое сопровождение, на основе которого дети могут самостоятельно выполнить рисунок, имея пособия у себя.
4. Тема урока «Птицы». Цель – формирование у учащихся навыка рисования поэтапно с помощью слайдов или бумажных плакатов, предоставленных учителем. На данном уроке педагог может наглядно показывать, как нарисовать птицу (шаг за шагом), а затем, просмотрев слайды, школьники научатся рисовать воробья, цаплю, утку, курицу, петуха, цыпленка, голубя, павлина. Изобразив столько пернатых, можно быть уверенным, что любой рисунок птицы теперь у детей получится.
5. Тема урока «Чудо-дерево». Цели и задачи:
— познакомить учащихся с преданиями русского народа о древе жизни;
— воспитывать уважение к русской народной культуре, через знакомство с преданиями русского народа;
— знакомство с образом мирового древа в искусстве;
— совершенствовать способности образного мышления и представления, выделять общее и различное;
— создать условие дляразвитие творческих способностей, фантазии через такие техники как: акварель, пластилиновая живопись, процарапывание и создание композиции «Чудо–дерево»;
— развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ;
— воспитывать взаимную вежливость, аккуратность, внимание, дисциплину.
Видом занятия является тематическое рисование (рисунок-фантазия). Оборудование:
— для учащихся:
1 группа:Лист А-4, карандаш, акварель, крупные и мелкие кисти.
— для учителя: Мультимедийная презентация «Чудо дерево», компьютер, экран. Иллюстрации и репродукции, посвященные древу жизни. Иллюстрации на тему русских народных промыслов.
В урок входит: вводная беседа, показ презентации, практическая работа, подведение итогов.
6. Тема урока «Праздник красок». Цель – научить школьников правильно смешивать краски и изображать на бумаге интересные картины с помощью различной гаммы цветов. Темы картин: «Осенний листопад», «Снежное царство», «Разноцветные бабочки» и т.д.
7. Тема «Открытка ко Дню Победы». Цель:
— воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной воины;
— развивать художественно-образное мышление, художественны вкус, творческое воображение.
8. Тема «Портрет моего друга». Цель – познакомить учащихся с описанием внешности человека, литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре.
9. Тема «Реальность и фантазия». Цель – развития творческого воображения у детей. На уроке формируется способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
10. Тема «Фантастические животные». Цель – создание творческого образа фантастического животного и реализация его в материале, формирование представления о создаваемом объекте, развитие самостоятельного мышления, творческого и художественного вкуса, формирование ценных качеств личности: воображение, нестандартность, аккуратность, целеустремленность.
Задачи:
1. развить и пополнить знания о конструировании;
2. развить интерес к проектной деятельности, обучить работе в группе и индивидуально по плану проекта;
3. развивать творческие способности, трудовые навыки;
4. воспитывать любовь к животным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий. При проведении занятий по изобразительному искусству различными методиками, у младших школьников формируютсяличностные УУД:
— положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
— желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
— осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности;
— участвовать в творческом, созидательном процессе;
— осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
— стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы является разработка содержание уроков программы изобразительного искусства в начальных классах.
Курсовая работа состоит из двух основных частей. Исходя из изученного материала, следует уяснить, что УУД ориентированы на умение учиться, и влияют на выбор технологий, форм и методов обучения. ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Включая учащихся младших классов во внеурочную деятельность, мы способствуем формированию их познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля; овладению способами учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности, приобретению опыта продуктивной творческой деятельности.
Из второй части курсовой работы следует отметить, что изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Таким образом, изучение данного материала помогло мне понять основные проблемы личностных качеств у детей младшего школьного возраста, а также найденный материал в дальнейшем будет служить мне как помощь при работе с детьми. Наблюдая за деятельностью учащихся на занятиях изобразительного искусства, можно сделать вывод, что использование разнообразных форм и методов организации внеурочных занятий оказывают положительное влияние на активизацию творческих способностей младших школьников.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках изобразительного искусства способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.
Учебный предмет «Изобразительное искусство»вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.
Рекомендации для учителей изобразительного искусства можно рассмотреть следующие:
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения, поэтому необходимо формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
•Асмолов , А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолова, Бурменской Г.В., Володарской И.А., Карабановой О.А., Салминой Н.Г. Молчановым С.В. — М., 2010.- 57 с.
•Аствацатуров, Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы / Г.О. Аствацатуров. — М., 2006.-39 с.
•Вяземский, Е.Е. Методика преподавания в школе / О.Ю. Стрелова. — М., 2005. — 72 c.
•Гульчевская, Г.В. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие /Г.В. Гульчевская .-М.: Изд- во АРКТИ, 2010.- 74 с.
•Давыдов, В.М. Большая Российская Энциклопедия / В.М. Давыдова.-М.,2006. – 601 с.
•Грошенков, И. А. «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» / И.А. Грошенков. — М.: Академия, 2007.- 53 с.
•Елесеев, О.П. Практикум по психологии личности/ О.П. Елесеева. — 3-е изд., перераб.-СПб.: Питер, 2010.- 25 с.
• Изобразительное искусство // Учебно-методическая комплексная документация.- М.: Агар , 2009.- 47 с.
•Колесникова, Г.И. Психодиагностика школьников: тесты, пояснения / Г. И. Колесникова.-М.: Феникс, 2009.-281 с.
•Колесникова, Г.И.Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 123 с.
• Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова // Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.-143с.
•Кузин, В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах» / В.С. Кузин – М.: Просвещение, 2006.-134с.
•Лакоценина, М. П. Необычные уроки в начальной школ/ М.П. Лакоцениной — М., 2008.-79с.
•Маклаков, А.Г. Общая психология //Учебник для вузов / А.Г. Маклакова — СПб.: Питер, 2007. – С.583 – 471.
•Мухина, В.С. Личность. Мифы и реальность / В.С. Мухина — Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007.-241с.
•Никишина, И. В. Интерактивные формы методического обучения / И.В. Никишина — М.,2007.-С.58-60.
•Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе /Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова — М.: ВЛАДОС, 2002.-59с.
•Олпорт, Г. Становление личности: Изобр. тр. / Под общ.ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.-70с.
• Полякова,Н.В. Образовательные технологии.// Научно-практический журнал "Завуч"№ 5, 2005.-53с.
•Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова — М., 2003.-89с.
•Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы.Музыка.5-7 классы.Искусство. 8-9 классы // М.:Просвещение,2010.
•Романовская, М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007., №6.
•ДнепровЭ.Д. Сборник нормативных документов. Искусство/сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.-2-е изд.,-М.:Дрофа,2008.-105с.
Электронные ресурсы
• Формирование УУД на уроках ИЗО средствами интерактивных методик – [Электронный ресурс]: http://videouroki.net/filecom.php
• Универсальные учебные действия — [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org
• Видыуниверсальных учебных длействий (по материалам ФГОС) – [Электроный ресурс]: http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html
• Развитие универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства / Каталог статей – [Электронный ресурс]: http://tvortjestvo.ucoz.ru/publ/1-1-0-3