Выдержка из текста работы
В общей системе подготовки специалистов социально-культурной сферы с высшим профессиональным образованием выполнение курсовых работ занимает ведущее место. Их разработка позволяет студентам проявить способность решать различные задачи в области организации, планирования, менеджмента, маркетинга различных направлений социально-культурной деятельности; умение обосновывать и защищать разрабатываемые проекты.
В настоящих методических указаниях освещены основные требования к содержанию курсовых работ №2 и №3, выполняемых на 3-4 курсах дневного, вечернего и заочного отделений кафедры социально-культурной деятельности
Курсовая работа представляет собой самостоятельное теоретико-эмпирическое исследование, в основу которого должны быть положены знания, умения и навыки, приобретенные студентами по мере изучения методик организации социально-культурной деятельности. Основной целью курсовых работ является закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков.
Подготовка курсовых работ предполагает решение следующих задач:
— систематизация, закрепление и расширение теоретических и
практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении
конкретных социально-культурных задач в рыночных условиях;
— развитие навыков самостоятельной работы с теоретической
литературой, с учетной и статистической документацией, методическими
материалами;
— овладение методикой анализа, экспериментирования в процессе решения разрабатываемых проблем;
— формирование и развитие навыков структурно, логично и
последовательно излагать свои мысли;
— стимулирование творческих способностей и креативного мышления в процессе достижения поставленных целей и задач.
Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под методическим руководством преподавателя — научного руководителя. Студент вместе с руководителем курсовой работы составляет задание на ее выполнение, обсуждает с ним структуру и график выполнения задания.
Научный руководитель осуществляет постоянное руководство и контроль своевременности и качества выполнения курсовой работы. С этой целью он должен:
— определить задание студенту на ход выполнения и конечную цель исследования;
— оказывать методическую помощь в разработке и осуществлении графика выполнения курсовой работы;
— рекомендовать литературу, справочные и иные источники по теме работы;
— осуществлять научное и методическое руководство исследованием, систематически консультировать студента.
Первостепенное значение в процессе выполнения курсовой работы является определение ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.
Важными критериями при выборе темы являются: ее актуальность и практическая направленность; недостаточная разработанность проблемы в специализированной литературе и на практике; соответствие педагогическим целям и задачам, определяемым преподавателями кафедры в рамках изучения отдельных методик социально-культурной деятельности; соответствие проблематике и специфике научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры; перспективность с точки зрения возможности продолжить изучение заявленной темы в рамках дипломного исследования.
Студент самостоятельно или с помощью научного руководителя определяет интересующие его проблемы в развитии отдельных областей социально-культурной сферы; он может конкретизировать тему из числа представленных в качестве образца в настоящем пособии, а также предложить собственные формулировки тем в" рамках проблем, решаемых предметной комиссией и кафедрой. Окончательное решение принимается после согласования выбранной темы с научным руководителем, утверждения темы на заседании методической комиссии и установления индивидуального графика выполнения курсовой работы.
Выполнение курсовых работ создает основу для использования полученных результатов в дальнейших изысканиях (например, при выполнении дипломной работы); формирует умения и навыки исследовательской деятельности, которые на 5 курсе обучения позволят студентам включать в исследование более сложные элементы научно-исследовательской работы: проведение эксперимента, использование сравнительно-исторического и других методов для решения поставленных в исследовании задач. Цели и тематика курсовых работ №2 и №3 различны.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ № 2 И № 3.
Структура курсовой работы №2
Структура курсовой работы включает в себя титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к исследованиям подобного рода (см. Приложение № 2), содержание или оглавление курсовой работы, введение, основной текст, заключение, список использованной литературы и приложения.
Введение является существенной частью курсовой работы, в котором отражены: актуальность темы, проблема исследования, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, методологическая база и степень изученности проблемы, гипотеза, методы и организация исследования, практическая значимость работы (подробно см. раздел "Структура программы исследования").
ОСНОВНОЙ текст курсовой работы оформляется в главы, которые имеют свое название и порядковый номер.
В первой Главе раскрываются теоретические аспекты заявленной во введении проблемы исследования; осуществляется анализ научной литературы и периодических изданий, рассматривающих основные понятия и категории, относящиеся к теме исследования; определяются и характеризуются теоретические подходы к изучению указанной проблемы; обобщаются результаты анализа научной литературы. Кроме того, первая глава курсовой работы может освещать историю вопроса и определять тенденции развития исследуемого явления.
Например, в теоретической главе курсовой работы на тему "Туризм как средство приобщения личности к историко-культурному наследию региона" логично рассмотреть следующие вопросы:
— понятие "историко-культурное наследие", его основные элементы;
— значимость проблемы сохранения и пропаганды историко-культурного
наследия в контексте современной социально-культурной деятельности; средства и методы пропаганды ценностей истории и культуры;
— туризм как вид социально-культурной деятельности и возможности
использования потенциала туризма в процессе приобщения личности к
историко-культурному наследию.
Кроме того, можно рассмотреть данную проблему в историческом аспекте, с точки зрения того, как видоизменялись и обогащались формы и средства пропаганды историко-культурного наследия страны (региона) в процессе занятий человека туристско-экскурсионной деятельностью в различные исторические периоды. Также возможно рассмотрение зарубежного опыта решения исследуемой проблемы.
Вторая глава курсовой работы содержит анализ состояния практики по изучаемому вопросу, а также предложения и рекомендации по ее усовершенствованию.
Данная глава состоит из двух разделов. В первом разделе производится исследование и обобщение практического опыта организации различных видов социально-культурной деятельности; изучение используемых на практике методик выявления интересов и потребностей реальных и потенциальных участников социально-культурной деятельности и т.д. Анализ практики проводится на примере базы исследования, указанной во введении.
Для решения поставленных во введении задач в данном разделе рекомендуется использовать ряд методов социологических исследований, таких как: опросы (анкетирование, интервью), метод наблюдения, статистический анализ, анализ документов и др.
Раздел должен завершаться выводами о состоянии практики и существующих проблемах.
Например, в работе на тему "Туризм как средство приобщения личности к историко-культурному наследию региона" с помощью эмпирических методов исследования правомерно:
— охарактеризовать имеющиеся в конкретном регионе историко-культурные ресурсы;
— оценить возможность использования этих ресурсов в туристско-экскурсионной деятельности;
— оценить опыт туристских фирм, учреждений культуры, клубов и
самодеятельных объединений туристско-экскурсионной направленности региона по использованию данных ресурсов в процессе приобщения личности к историко-культурному наследию;
— определить степень интереса к историко-культурным ресурсам
региона у различных категорий населения;
— определить уровень востребованности у различных категорий
населения туристских услуг, включающих ознакомление с историко-культурным наследием региона;
— сформулировать выводы о существующих проблемах.
Раздел второй данной главы содержит предложения студента по усовершенствованию практики организации отдельных видов социально-культурной деятельности, которые могут быть сформулированы в различной форме:
— рекомендации конкретным предприятиям и учреждениями социально-
культурной сферы по совершенствованию отдельных направлений их
деятельности;
— рекомендации по модификации существующих методик организации социально-культурной деятельности;
— самостоятельно разработанная методика или технология организации
социально-культурной деятельности;
— новая программа развития социально-культурной деятельности,
созданная на основе имеющихся или самостоятельно разработанных
методик.
Предложения по усовершенствованию практики должны способствовать преодолению проблем и противоречий, выявленных в первом разделе данной главы.
В выводах по данному разделу необходимо указать, какие практические результаты можно получить после внедрения указанных рекомендаций.
Например, в исследовании на тему "Туризм как средство приобщения личности к историко-культурному наследию региона" во втором разделе второй главы могут быть предложены рекомендации по включению малоиспользуемых ресурсов региона в программы туров; по вовлечению различных групп населения, активно проявляющих интерес к истории и культуре региона, в туристско-экскурсионную деятельность; по созданию и развитию различных организационных структур (турфирм, секций, клубов), ориентированных на исследование и пропаганду историко-культурного наследия региона.