Содержание
Введение……………………………………………………………..3
1. Разработка и реализация программ
антикриминальной направленности……………………………….5
1.1. Актуальные аспекты разработки и реализации
программ антикриминальной направленности……………………5
1.2. Некоторые аспекты стратегического планирования
в правоохранительных органах…………………………………….9
2. Современные механизмы антикриминальной
направленности значимых видов преступлений………………….14
2.1. Механизмы профилактики и противодействия
коррупции…………………………………………………………….14
2.2. Основные механизмы общей виктимологической
профилактики и противодействия насильственным
преступлениям……………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………….26
Выдержка из текста работы
2. Основные субъекты, участвующие в борьбе с трансграничной преступностью; их общая характеристика. Характеристика органов федеральной службы безопасности как государственных субъектов в борьбе с трансграничной преступностью
2.1 Общая характеристика основных субъектов Российской Федерации, участвующих в борьбе с трансграничной преступностью
2.2 Характеристика органов федеральной службы безопасности как государственных субъектов в борьбе с трансграничной преступностью
3. Международные субъекты, осуществляющие борьбу с трансграничной преступностью; их общая характеристика. Международное взаимодействие субъектов, организующих противодействие трансграничной преступности
3.1 Международные субъекты, осуществляющие борьбу с трансграничной преступностью; их общая характеристика
3.2 Международное взаимодействие субъектов, организующих противодействие трансграничной преступности
Заключение
Список литературы
Введение
Как трактует законодательство, «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.» Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 25 декабря 1992 г. № 4235-1, Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288, Федеральных законов от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 7 марта 2005 г. № 15-ФЗ, от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ, от 2 марта 2007 г. № 24-ФЗ) // Система «Консультант плюс»..
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности в системе исполнительной власти образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Трансграничные угрозы безопасности Российской Федерации являются наиболее актуальными, так как это реальные намерения и возможности различных международных сообществ, организаций, групп и отдельных лиц нанести ущерб безопасности России, её экономическим, социально-политическим, оборонным и иным интересам.
Тема моей курсовой работы — общая характеристика основных субъектов, участвующих в борьбе с трансграничной преступностью (ТГП). Как мне представляется, складывающаяся в России политическая, экономическая и социальная ситуация, негативно влияющая на неё трансграничная преступность, дают основание полагать, что тема моей работы достаточно актуальна и злободневна.
Так, на основе анализа и обобщения материалов средств массовой информации, научных, популярных и специфических изданий, выступлений и заявлений руководства России, представителей законодательной и исполнительной властей, я могу констатировать, что оперативно-служебная деятельность органов федеральной службы безопасности, в том числе пограничных, осуществляется в сложной оперативной обстановке, складывающейся под воздействием продолжающих иметь место, а в некоторых сферах усиливающихся угроз национальной безопасности. В частности в пограничной сфере они обусловлены экономической, демографической, юридической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию; активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.
Нынешние реалии выявили ряд новых опасностей, исходящих от деструктивных сил в пограничном пространстве, негативно воздействующих на систему защиты и реализации интересов России, подрывающих социально — политическую и экономическую стабильность в стране, наносящих ущерб благосостоянию и благополучию граждан Российской Федерации. В данной связи появились насущные задачи в сфере межведомственного совместного противодействия формирующимся в пограничном пространстве угрозам, преступным трансграничным сообществам, аккумулирующим реализацию этих угроз на каналах трансграничной преступности, проявлениям терроризма на госгранице и приграничной территории РФ. Остро стоят вопросы пресечения каналов незаконной миграции в Россию, борьбы с наркотрафиком, обеспечения экономической безопасности в пограничной сфере, в том числе на путях международного сообщения и в морском пограничном пространстве, а также задачи совершенствования способов международного пограничного сотрудничества.
Кроме того, имеется необходимость более четкого правового и функционального закрепления за субъектами противодействия трансграничной организованной преступности зон ведомственной ответственности, задач, обязанностей и прав по линиям борьбы на всем протяжении пространства — от источника опасности до объекта, создающего реальную угрозу нанесения ущерба интересам России в ее взаимоотношениях с соседями, ее внутренней, внешней и пограничной безопасности.
Необходимо отметить, что в наши дни ТГП это, по сути, новое явление, с которым мы столкнулись в конце 20 — начале 21 веков. Она не только подрывает процессы экономического и социального развития РФ, но и создает прямую угрозу дестабилизации обстановки межнациональных отношений в приграничных районах. В ряде регионов, на границе со странами Балтии, Украиной, Казахстаном, в морских пространствах Каспия и на дальнем Востоке преступные формирования действуют наиболее дерзко и вызывающе, вовлекая в орбиту противоправной деятельности все большее число жителей приграничья.
Доходы, получаемые от преступной деятельности, позволяют лидерам транснациональных преступных групп привлекать широкий круг пособников, в том числе сотрудников правоохранительных органов. Основной пособнический контингент формируется из люмпенэлементов, граждан с пониженным чувством социальной ответственности, безработных лиц, составляющих значительную часть населения приграничных районов с низким уровнем социально — экономического развития.
С учётом изложенного, а также, принимая во внимание профиль моего обучения и перспективы дальнейшей службы, полагаю, что изучение выбранной тематики представляет для меня теоретическую и практическую пользу.
Цель моей работы — изучение основ противодействия и борьбы с трансграничной организованной преступностью, структур, задействованных в данной деятельности.
Исходя из указанной цели, можно поставить следующие задачи:
1. Уяснение понятия и сути ТГП, вскрытие её крайней общественной опасности.
2. На основе анализа законодательства Российской Федерации выделение субъектов, задействованных в борьбе с трансграничной преступностью, определение роли и места органов федеральной службы безопасности в организации противодействия ТГП.
3. Акцентирование внимания на значимости международных структур в борьбе с трансграничной преступностью, поддержания с ними конструктивного взаимодействия.
1. Понятие и суть трансграничной преступности. Транснациональность, организованность, латентность и устойчивость трансграничной преступности
1.1 Понятие и суть трансграничной преступности
Полноценное раскрытие темы моей курсовой работы невозможно без понимания сути трансграничной преступности, осознания её транснационального характера, общественной опасности, роли национальной организованной преступности (организованных преступных групп (ОПГ), формирований, сообществ) как основного элемента ТГП.
«Транс…, приставка. Обозначает… : 1) проходящий через большое пространство…2) расположенный за пределами чего-нибудь, напр….трансграничный.»Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 994 стр., с.577.
В общенаучном смысле под трансграничной организованной преступностью мы понимаем совокупность преступлений, совершаемых транснациональными преступными группами (сообществами) в области незаконного перемещения через госграницу средств террористической деятельности (оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ (ВВ), наркотических средств (НС), психотропных веществ и их прекурсоров, незаконных мигрантов, контрабандных товаров, а также национальных природных богатств и невосполнимых ресурсов страны.
С общественно-социальной и юридической точек зрения трансграничная преступность определена как негативное социальное явление, представляющее собой совокупность виновных, противоправных и уголовно-наказуемых деяний, к которым причастны представители различных государств, и совершаемых через границы стран мира представителями различных государств.
Основными видами трансграничной преступности являются террористическая деятельность (несмотря на то, что противодействие последней выделено в отдельное направление деятельности ФСБ России); незаконный оборот наркотиков, средств вооружения, антиквариата, донорских органов; организация незаконной миграции; контрабанда товаров, предметов старины и искусства, био и энергоресурсов ресурсов, других материальных и природных ценностей.
Для российской организованной преступности характерны следующие транснациональные преступления: незаконное получение и вывоз природных ресурсов, незаконный оборот наркотических средств, нелегальная миграция, торговля и контрабанда средств вооружения, угон и контрабанда автомобилей, контрабанда предметов искусства, похищение и реализация радиоактивных материалов, работорговля в форме мошеннического найма рабочей силы, контрабанда человеческих органов и тканей.
Исходя из приведённых определений и видов ТГП, мы видим, как она многообразна, из чего, соответственно, вытекает изощрённость и значительная вариативность способов реализации транснациональными преступными элементами своих противоправных замыслов.
1.2 Транснациональность, организованность, латентность и устойчивость трансграничной преступности
Продолжая характеризовать трансграничную преступность, с целью дополнительного обозначения остроты проблемы, кратко остановлюсь на некоторых, обозначенных в заголовке раздела, её особенностях, что обуславливает государственным субъектам организационно-управленческой и оперативно-розыскной деятельности (ОРД) существенные сложности в борьбе с ТГП.
Преступные транснациональные сообщества имеют глубокие исторические, экономические, социальные корни, затрагивают интересы не только отдельной личности или государства, но и общества в целом. В ТГП могут быть вовлечены не обязательно ОПГ соседних государств, но и стран, располагающихся на удалении от границ РФ. Организованная преступность практически повсеместно приобрела транснациональный характер и соединила в одно целое фактически все виды криминальной деятельности, включая в себя преступления в сфере экономики. Этому способствует, в том числе, коррупция и существующая сегодня прозрачность границ, упрощенная процедура въезда и выезда.
Основным элементом ТГП является, как правило, хорошо организованная группа, с жесткой дисциплиной, своей иерархией и кодексом. Руководить ОПГ могут несколько лиц, находящихся в различных странах, а также региональные центры, крупные преступные сообщества. Кроме того, в преступных сообществах хорошо налажено взаимодействие между структурными подразделениями. На сегодняшний день для трансграничных криминальных формирований свойственно использование современных противоправных методов противодействия госструктурам, хорошо отмобилизованная, достаточно наступательная разведывательная система сбора информации, применение идеологических приёмов и способов, в том числе и через средства массовой информации, для пропаганды преступной системы ценностей и образцов поведения, вовлечения новых членов из числа несовершеннолетних и молодежи в организованные преступные образования. Лидеры оргпреступности используют свои возможности для оказания давления, вплоть до физической расправы, на сотрудников оперативных органов. Кроме того, ТГП имеет прочные позиции в аппаратах органов власти, которые создаются с помощью вовлечения в противоправную деятельность высокопоставленных чиновников с предоставлением им вознаграждений, значительно превышающих их заработную плату. В данном случае не составляют исключение сотрудники подразделений и ведомств, непосредственно организующих свою работу на государственной границе. Не секрет, что в практике имеются случаи, когда представители силовых структур и правоохранительных органов вовлекались в криминальную деятельность.
На основании вышеизложенного можно подытожить, что ТГП — это серьёзный противник, борьба с которым требует концентрации усилий всех государственных органов страны, задействования значительных сил и средств.
2. Основные субъекты, участвующие в борьбе с трансграничной преступностью; их общая характеристика. Характеристика органов федеральной службы безопасности как государственных субъектов в борьбе с трансграничной преступностью
2.1 Общая характеристика основных субъектов Российской Федерации, участвующих в борьбе с трансграничной преступностью
На территории Российской Федерации основными субъектами, привлекаемыми к борьбе с трансграничной преступностью, которым предоставляется право осуществлять оперативно-разыскную деятельность, являются оперативные подразделения:
«1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
8. Федеральной службы исполнения наказаний.
9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.»Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». — 10-е изд. — М.: Ось-89, 2008. — 32 с. — (Федеральный закон), ст. 13 .
Их общую характеристику, с привязкой к противодействию ТГП, можно изложить следующим образом:
«Милиция в Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.»Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г.) // Закон Российской Федерации «О милиции». — М.: Издательство «Омега -Л», 2007. — 36 с., ст. 1.
«Задачами милиции являются:
обеспечение безопасности личности;
предупреждение и пресечение преступлений…;
выявление и раскрытие преступлений;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.»Там же, ст. 2.
«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями …»Положение о Федеральной таможенной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459) (с изменениями от 21 апреля, 5 июня, 7 ноября 2008 г., 27 января, 10 марта 2009 г.) // Система «Консультант плюс», ст.1.
«Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;»Положение о Федеральной таможенной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459, с изменениями от 21 апреля, 5 июня, 7 ноября 2008 г., 27 января, 10 марта 2009 г.) // Система «Консультант плюс», ст.5.3..
«взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;»Там же, ст.5.16..
«Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
ФСИН России подведомственна Минюсту России»Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314,с изменениями от 2 декабря 2005 г., 30 апреля, 23 октября, 17 ноября 2008 г.), ст.1.
«Основными задачами ФСИН России являются:
исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей);
контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;»Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314,с изменениями от 2 декабря 2005 г., 30 апреля, 23 октября, 17 ноября 2008 г.), ст.3.
«ФСИН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.»Там же, ст.6.
«Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.»Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976, с изменениями от 26 марта, 10 сентября, 23 октября 2008 г., 19 мая 2009 г.) // Система «Консультант плюс», ст.3 .
«Основными задачами ФСКН России являются:
обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее — органы наркоконтроля);
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.»Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976, с изменениями от 26 марта, 10 сентября, 23 октября 2008 г., 19 мая 2009 г.) // Система «Консультант плюс», ст.3 .
Кроме того, свой определённый вклад в дело борьбы с организованной преступностью в той или иной степени в Российской Федерации вносят Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации; Федеральная миграционная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Служба внешней разведки; органы прокуратуры (в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о прокуратуре координатором деятельности оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью выступает Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры) и др.
При этом провести жесткое разграничение компетенции правоохранительных субъектов в борьбе с организованной преступностью крайне сложно. Организованная преступность, терроризм, контрабандная деятельность, незаконная миграция по сути своей явления многообразные, обладающие сложной структурой социальных компонентов, в большей мере криминологические, чем чисто правовые. Практика показывает, что за каждым преступным формированием, попавшим в поле зрения правоохранительных органов, просматривается целый ряд преступлений (от «заказных» убийств и содержания притонов до контрабанды, наркобизнеса, диверсий и терактов). Исходя из этого, решение большинства задач в интересах борьбы с трансграничной организованной преступностью осуществляется комплексным применением разноведомственных сил и средств оперативной деятельности с их взаимным дополнением и подстраховкой, но каждый орган осуществляет эту работу в области своей компетенции.
Итак, мы видим, что для каждого субъекта, ведущего борьбу с трансграничной преступностью, определены свои задачи и функции в соответствии со спецификой деятельности, однако все они преследуют одну цель — эффективное противодействие ТГП.
2.2 Характеристика органов федеральной службы безопасности как государственных субъектов в борьбе с трансграничной преступностью
С учётом обучения в высшем учебном заведении ФСБ России хотел бы отдельным разделом остановиться на регламентации деятельности органов Службы в системе борьбы с трансграничной преступностью.
Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации, выявление и нейтрализация которых входят, в том числе, в сферу деятельности органов федеральной службы безопасности и рассматриваются в моей курсовой работе, определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации следующим образом:
«Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально — политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.»Концепция национальной безопасности Российской Федерации / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24) // Система «Консультант плюс» / Введение .
Действующие нормативные правовые акты, в рамках рассматриваемой темы, трактуют следующее:
«Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: борьба с терроризмом; борьба с преступностью; пограничная деятельность;»Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» — М.: Ось-89, 2006. — 36 с. (Федеральный закон), ст. 8.
«Основными задачами ФСБ России являются:
организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов и войск;
организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации…;
обеспечение борьбы с террористической… деятельностью;»Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации / утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 // Официальный сайт ФСБ России www.fsb.ru, гл.8.
«Функции ФСБ России
Для решения основных задач ФСБ России осуществляет следующие функции:
вырабатывает на основе прогнозов развития политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации;
организует в пределах своих полномочий оперативно-розыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, борьба с которыми отнесена к ведению органов федеральной службы безопасности; определяет порядок осуществления органами федеральной службы безопасности внедрения в преступные группы и других оперативно-разыскных мероприятий;
разрабатывает во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации,…;
разрабатывает меры по борьбе с террористической … деятельностью и организует их осуществление…;
организует деятельность органов и войск по защите и охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов,…по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений;
организует деятельность органов и войск по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу и федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;
заключает в установленном порядке и в пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации; по согласованию с иностранными компетентными органами направляет официальных представителей в иностранные государства и организации в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, а также в целях соблюдения международно-правовых актов в сфере охраны государственной границы; осуществляет внешние сношения с иностранными компетентными органами и обменивается с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами;» Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации / утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 // Официальный сайт ФСБ России www.fsb.ru, гл. 9.
«Органы федеральной службы безопасности обязаны:
выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой…;
осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;»Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» — М.: Ось-89, 2006. — 36 с. (Федеральный закон), ст. 12.
ПС ФСБ России в сфере борьбы с трансграничной преступностью играет одну из ведущих ролей.
Так, «Направлениями пограничной деятельности являются:
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.»Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» — М.: Ось-89, 2006. — 36 с. (Федеральный закон), ст., ст.11.1.
В структуру ФСБ России в качестве ведомственных субъектов, участвующих в борьбе с трансграничной преступностью, входят:
«Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), имеющая в своем составе службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции
Управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности)
Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках)
Управления (отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы)…»Там же, ст.2.
Основная нагрузка по борьбе с ТГП ложится на территориальные органы безопасности, пограничные органы и органы безопасности в войсках. Организационно — управленческая и кураторско-координационная деятельность по противодействию трансграничной преступности возложена на соответствующие структуры центрального аппарата ФСБ России. Головными из них являются:
Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России: Управление по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом, Оперативно-розыскное управление, Организационно-оперативное управление, Управление по борьбе с международным терроризмом;
Служба экономической безопасности ФСБ России: Управление по контрразведывательному обеспечению объектов промышленности, Управление по контрразведывательному обеспечению объектов транспорта, Управление по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы, Организационно-аналитическое управление
Пограничная служба ФСБ России
В той или иной степени функции противодействия ТГП выполняют:
Департамент военной контрразведки ФСБ России; Управление собственной безопасности ФСБ России; Управление по контрразведывательному обеспечению Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФСБ России; Оперативно-поисковое управление ФСБ России; Следственное управление ФСБ России; Управление оперативно-технических мероприятий ФСБ России; Управление радиоконтразведки ФСБ России.
Исходя из изложенного материала, направлений деятельности, задач, функций, прав, обязанностей и структуры ФСБ РФ мы видим, что Федеральная служба безопасности Российской Федерации является одним из важнейших органов исполнительной власти, специальной службой и правоохранительным органом, организующим и ведущим борьбу с ТГП.
трансграничный преступность федеральный безопасность
3. Международные субъекты, осуществляющие борьбу с трансграничной преступностью; их общая характеристика. Международное взаимодействие субъектов, организующих противодействие трансграничной преступности
3.1 Международные субъекты, осуществляющие борьбу с трансграничной преступностью; их общая характеристика
Организованная преступность и ранее устанавливала международные контакты, однако до середины XX века эти связи были нерегулярными и обычно кратковременными, их расцвет начался лишь после того, как интернационализация экономики и распространение торговли нелегальными товарами (наркотики, оружие, «живой товар» и др.) приобрели распространённый и устойчивый характер.
С выходом в конце 1980-х — начале 1990-х годов организованной преступности на транснациональный уровень в борьбу с ней включились международные организации, в частности Организация Объединённых Наций.
Субъекты противодействия трансграничной преступности, функционирующие в Российской Федерации и осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут в соответствии с международными соглашениями осуществлять сотрудничество с оперативно-розыскными органами (ОРО) других стран, как на прямых контактах, так и через специальные субъекты международного оперативно-розыскного сотрудничества. Такими субъектами являются:
— Международная организация уголовной полиции (МОУП) — Интерпол;
— Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества независимых государств (БКБОП);
— Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников Содружества Независимых Государств.
Интерпол является ведущей международной организацией, участвующей в борьбе с ТГП, которая, благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению, способна эффективно координировать международное полицейское сотрудничество более 180 входящих в неё стран.
Интерпол образован в сентябре 1923 г. в Вене решением Международного полицейского конгресса. Данный орган является межправительственной организацией, имеющей соглашение о сотрудничестве с ООН.
В качестве постоянного административно-исполнительного органа Интерпола выступает Генеральный секретариат, который обладает компьютерными банками данных по: лицам, совершившим общеуголовные преступления; преступлениям с классификацией по категориям, месту и способу совершения; конфискациям наркотиков; выявленным фальшивым банкнотам; похищенным предметам искусства; отпечаткам пальцев; фотографиям преступников и лиц, пропавших без вести.
Кроме того, в обеспечении работы Генерального секретариата задействованы: система электронного архивирования с компьютеризованной индексацией и сервер электронных тестов и изображений, с помощью которого национальные центральные бюро (НЦБ) всех стран имеют возможность прямого доступа к базе данных Генерального секретариата.
Координирующая роль Генерального секретариата Интерпола проявляется в том, что он регулярно готовит и рассылает информацию через НЦБ для полицейских органов стран — участниц Интерпола. Также Интерпол подготавливает для предоставления в национальные правоохранительные структуры розыскные карты похищенной собственности, в которых дается подробное описание похищенного имущества, фотографии украденных предметов, а Генеральный секретариат направляет в НЦБ информационные листки с данными о новых и вызывающих особый интерес способах совершения преступлений. Значительный объем данных НЦБ получают из Генерального секретариата посредством различных циркулярных сообщений и брошюр, в которых приводятся, как правило, факты о конкретных преступлениях и преступниках (например, еженедельные обзоры о конфискованных наркотиках и арестованных курьерах, о мошенниках, угонщиках самолетов и т.д.).
Новым направлением в деятельности Генерального секретариата Интерпола является криминальный анализ или криминальная разведка на базе новейших компьютерных технологий.
В сентябре 1990 года на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 года в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола. После распада СССР НЦБ Интерпола в России стал правопреемником НЦБ Интерпола в СССР. Президент России Б.Н.Ельцин издал Указ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерполе» от 30 июля 1996 г. № 1113, в котором установлено, что «Национальное центральное бюро Интерпола в России является структурным подразделением МВД России — органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.»Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола», »// Система «Консультант плюс», ст.1.
Главными задачами российского НЦБ Интерпола в Указе были определены:
«обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;
оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;
осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Россия.»Там ж, ст.2 .
В соответствии с возложенными задачами НЦБ Интерпола осуществляет следующие оперативно-розыскные функции:
«в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных органов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения оперативно-разыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;
принимает в пределах своих полномочий и в порядке, установленном международными договорами РФ, Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола запросов правоохранительных и иных государственных органов РФ;
определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола, обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы РФ;
анализирует практику исполнения правоохранительными и иными государственными органами РФ запросов международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств — членов Интерпола, информирует руководителей соответствующих правоохранительных и иных государственных органов РФ о нарушениях установленного порядка исполнения этих запросов;
запрашивает и получает от правоохранительных и иных государственных органов России материалы и документы для представления в Генеральный секретариат Интерпола в соответствии с Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола; обеспечивает соблюдение установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в международных запросах, следственных поручениях и сообщениях, принимает меры, исключающие возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена; оказывает необходимую консультативно-методическую помощь правоохранительным и иным государственным органам РФ по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в рамках Интерпола;
формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, носящими международный характер; составляет по установленной форме и направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о состоянии преступности (в том числе ее структуре), о лицах, входящих в ОПГ, а также о лицах, совершивших преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изготовлением и сбытом поддельных денег, с посягательством на исторические и культурные ценности, и другие преступления, которые, в соответствии с обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, подлежат включению в международную уголовную статистику.»Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 с изменениями от 29 мая 2006 г.), // Система «Консультант плюс», гл.2.
Субъектами оперативно-розыскного сотрудничества по линии Интерпола со стороны России являются: органы внутренних дел; органы ФСБ; таможенные органы РФ; органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Вторым по значимости в борьбе с организованной трансграничной преступностью и терроризмом на государственной границе Российской Федерации, в части использования имеющихся в рамках международного сотрудничества возможностей, является Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ.
Бюро создано решением Совета глав правительств государств — участников СНГ от 24 сентября 1993 г. и является постоянно действующим органом, работой которого руководит Совет министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (СМВД).
«Бюро является постоянно действующим органом по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств. Бюро создается с целью обеспечения эффективного взаимодействия государств-участников СНГ в области предупреждения и борьбы с организованной преступностью в рамках существующего национального законодательства государств Содружества.
Бюро имеет статус самостоятельного органа на уровне Управления МВД страны места»Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Система «Консультант плюс», гл.1.
Основные задачи Бюро:
«формирование специализированного банка данных на базе компьютерного центра Бюро и предоставление инициативной информации в соответствующие министерства внутренних дел.
содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования.
обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств-участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью.» Там же, гл.2.
В борьбе с трансграничной преступностью, в плане противодействия одному из её крайних проявлений — терроризму, значительную роль играет Антитеррористический центр государств — участников Содружества Независимых Государств. Центр создан по решению Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. В соответствии с утвержденным Положением о Центре данная структура является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
Таким образом, вышеперечисленные международные структуры являются основными и играющими важную роль в вопросах координации деятельности и организации взаимодействия между национальными органами и подразделениями, участвующими в борьбе с трансграничной преступностью.
3.2 Международное взаимодействие субъектов, организующих противодействие трансграничной преступности
Международное сотрудничество оперативно-розыскных органов Российской Федерации — субъектов, участвующих в борьбе с трансграничной преступностью, с аналогичными структурами стран ближнего и дальнего зарубежья осуществляется на двустороннем, региональном и универсальном уровнях, в первую очередь в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, наркобизнесом, в организации международного розыска скрывшихся преступников, а также в изъятии полученных преступным путем денежных средств и имущества.
Правовой основой такого сотрудничества являются ратифицированные Российской Федерацией конвенций ООН, Совета Европы, решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, международные многосторонние и двусторонние договоры РФ, соглашения и решения этих органов о координации взаимодействия с партнерами из СНГ, таких как Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет командующих (руководителей) Пограничными войсками (службами), Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ.
В качестве положительного примера в организации плодотворного взаимодействия всех заинтересованных национальных и международных структур по линии борьбы с трансграничной преступностью, можно привести следующие события. «В июле 2009 года под общим руководством Пограничной службы ФСБ России проведена совместная специальная пограничная операция «Добрая воля — 2009». Это не первое такого рода мероприятие, объединившее усилия пограничных ведомств Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Операцию можно считать уникальной и по охвату границ, и по составу участников: впервые были привлечены международные органы отраслевого сотрудничества государств — участников СНГ, европейское агентство по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах государств — членов Европейского союза «Фронтекс», а также пограничные ведомства стран, не входящих в Содружество Независимых Государств: Китая, КНДР, Монголии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Финляндии, Эстонии.
Всех участников объединяла общая цель операции — пресечение трансграничной преступной деятельности через внешние границы государств — участников СНГ. При этом перед ними стояли следующие задачи:
осуществить комплекс организационных, управленческих, оперативно-розыскных, войсковых и других мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение противоправной деятельности на внешних границах государств — участников СНГ;
совершенствовать взаимодействие и способы совместных действий с подразделениями пограничных ведомств государств — участников СНГ, а также сопредельных государств, не входящих в состав СНГ;
Одна из причин успешного достижения цели учения заключается в том, что впервые в практике проведения подобных операций были определены заместители руководителя операции по пограничным ведомствам, что позволило повысить оперативность обмена информацией и передачи сигналов управления. Для обеспечения устойчивого управления силами и средствами правоохранительных органов Российской Федерации, задействованных в пограничной операции, была создана трехуровневая система управления, позволяющая принимать управленческие решения и практически реализовывать их в режиме реального времени. Были осуществлены мероприятия по привлечению в интересах реализации пограничной операции возможностей пограничных ведомств Норвегии, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Монголии, Китая и КНДР. В ходе встреч были достигнуты взаимные договоренности по участию партнеров в операции, определены параметры участия. Причем, по словам руководителя операции — первого заместителя руководителя департамента, начальника оперативно — организационного управления департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенанта Анатолия Забродина, никто не ожидал, что сотрудничество получится таким масштабным и продуктивным в плане практической реализации целей и задач.
Было задержано более 1100 нарушителей государственной границы, около 3300 нарушителей пограничного режима, около 200 человек, находящихся в розыске, более 30 человек, причастных к террористической и экстремисткой деятельности. На приграничной территории совместно с территориальными подразделениями ФМС России выявлено и задержано более 800 нелегальных мигрантов. В ходе проведения мероприятий изъято оружия более 300 единиц; около 4 тонн наркотических средств, контрабанды на общую сумму $ 3 млн.
Операция показала высокую эффективность совместных действий государств — участников СНГ по обеспечению пограничной безопасности содружества.
В пограничной операции впервые были использованы возможности пограничных и правоохранительных органов 17 государств:
-СНГ — Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Узбекистана, Украины;
— Монголии, Норвегии, Польши, Финляндии, Эстонии, Китая, КНДР, Латвии, Литвы.
В операции участвовали 4 международных правоохранительных организации:
1. Антитеррористический центр СНГ.
2. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.
3. Комитет глав правоохранительных подразделений совета руководителей Таможенных служб СНГ.
4. Европейское агентство по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах государств — членов ЕС (FRONTEX).
В приграничных субъектах РФ было сформировано 1769 межведомственных мобильных групп (МВМГ). В состав МВМГ, в зависимости от задач, наряду с сотрудниками пограничных и территориальных органов безопасности включались представители иных основных и вспомогательных субъектов, участвующих в борьбе с ТГП: территориальных подразделений МВД, ФТС, ФМС, ФСКН, МЧС России, служб авиационной безопасности. В отдельных случаях МВМГ были усилены военнослужащими подразделений ВВ МВД России.» Издание Общественного совета при Федеральной Службе Безопасности Российской Федерации «ФСБ за и против» № 4 2009, стр.6-9.
Таким образом, мы видим, как необходимы плановое и оперативное взаимодействие, а также чёткая координация деятельности силовыми структурами и правоохранительными органами, участвующими в борьбе с трансграничной преступностью.
Заключение
Исходя из изложенного, мы видим, что тема моей курсовой работы крайне актуальна. Трансграничная преступность является одним из главных угрозообразующих факторов национальной безопасности России. Её структуры, формы и методы деятельности постоянно трансформируются и совершенствуются, внедряются во всё новые сферы жизнедеятельности государства и вовлекают в противоправную деятельность всё новых участников. Трансграничные формирования не собираются без сопротивления отдавать фактически частично узурпированные ими властные рычаги на сферы экономики, а в некоторых аспектах и политики, что подрывает основы безопасности нашей страны. При этом организованными преступными группами, в том числе действующими на государственной границе, активизируются усилия по вовлечению в ТГП должностных лиц правоохранительных органов и органов государственной власти.
В данной курсовой работе, путем изучения нормативных правовых актов, справочной и учебной литературы была предпринята попытка осветить некоторые особенности трансграничной преступной деятельности, сферы интересов ОПГ, дать общую характеристику основных субъектов, организующих и осуществляющих противодействие данному виду противоправных проявлений, остановиться на вопросах взаимодействия и координации их усилий для успешного выполнения стоящих задач.
Необходимо отметить, что оперативные органы федеральной службы безопасности Российской Федерации, и в частности ПС ФСБ России, являясь субъектами, участвующими в борьбе с трансграничной преступностью, осуществляют ОРД в целях защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ и их природных ресурсов. Её содержанием является выработка и принятие предусмотренных законодательством мер для своевременного добывания достоверной информации о замыслах и планах организованных транснациональных преступных групп, их противоправной деятельности в приграничных районах и ее реализации, как через собственные возможности или других взаимодействующих с ними оперативных органов, так и путем обеспечения целенаправленных действий подразделений пограничных войск, пограничного контроля и морских сил.
Хотелось бы подчеркнуть, что успех в любой деятельности, в том числе и оперативной, зависит от степени профессионализма сотрудников, знания структуры и особенностей деятельности преступных группировок, организационно-управленческой и политико-волевой готовности органов и подразделений к выполнению задач по выявлению, предупреждению и пресечению антигосударственных действий противника, в том числе, касающихся ТГП.
Кроме того, для успешной борьбы с организованной трансграничной преступностью необходима концентрация усилий всех, без исключения, государственных и оперативных органов (подразделений) страны, их конструктивное взаимодействие и чёткая координация предпринимаемых мер.
Работая над темой, я, в основном, выполнил поставленные задачи:
1. Уяснил понятие и суть трансграничной преступности, показал её общественную опасность.
2. Выделил и дал общую характеристику субъектов, задействованных в борьбе с трансграничной преступностью, подчеркнул роль и место ФСБ России в организации противодействия ТГП.
3. Акцентировал внимание на важности деятельности международных структур в борьбе с трансграничной преступностью, поддержании между ними конструктивного взаимодействия.
С учётом изложенного, а также служебных перспектив полагаю, что изучение выбранной тематики принесло мне теоретическую и практическую пользу. Благодаря проделанной работе, я повысил свой уровень в методологии исследовательской деятельности и написания курсовой работы, повысил юридический и общеобразовательный уровень, расширил кругозор по законодательной базе, связанной с трансграничной преступностью, укрепил свой оперативный потенциал.
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г.) // Закон Российской Федерации «О милиции». — М.: Издательство «Омега -Л», 2007. — 36 с.
2. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» — М.: Ось-89, 2006. — 36 с. (Федеральный закон).
3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». — 10-е изд. — М.: Ось-89, 2008. — 32 с. — (Федеральный закон).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64 ФЗ (в редакции ФЗ от 07.04.2010 г. № 60) // Система «Консультант плюс».
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями на 3 ноября 2009 года, редакция, действующая с 1 января 2010 года) // Система «Консультант плюс».
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196 ФЗ (с изменениями на 28 ноября 2009 года, редакция, действующая с 1 января 2010 года) // Система «Консультант плюс».
7. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61 ФЗ (с изменениями на 28 ноября 2009 года) // Система «Консультант плюс».
8. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 25 декабря 1992 г. № 4235-1, Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288, Федеральных законов от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 7 марта 2005 г. № 15-ФЗ, от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ, от 2 марта 2007 г. № 24-ФЗ) // Система «Консультант плюс».
9. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ) // Сборник нормативных правовых актов № 17/Пограничная деятельность; Москва; Граница; 2007.
10. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» // Система «Консультант плюс».
11. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24) // Система «Консультант плюс».
12. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы федеральной службы безопасности Российской Федерации» (в ред. Указов от 11 июля 2004 г. № 870 и от 1 декабря 2005 г. № 1383) // Сборник нормативных правовых актов № 17 / Пограничная деятельность; Москва; Граница; 2007.
13. Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Система «Консультант плюс».
14. Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976, с изменениями от 26 марта, 10 сентября, 23 октября 2008 г., 19 мая 2009 г.) // Система «Консультант плюс».
15. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314, с изменениями от 2 декабря 2005 г., 30 апреля, 23 октября, 17 ноября 2008 г.) // Система «Консультант плюс».
16. Положение о Федеральной таможенной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459,с изменениями от 21 апреля, 5 июня, 7 ноября 2008 г., 27 января, 10 марта 2009 г.) // Система «Консультант плюс» // Система «Консультант плюс».
17. Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190, с изменениями от 29 мая 2006 г.).
Дополнительная литература
18. Байгузин Р.Н. Государственная безопасность России — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004-815с.
19. Божьев В.П. Правоохранительные органы (по сост. на 25 июня 2005 г.) — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 511 с. — (Правовая библиотека).
20. Корякин В.М. Коррупция в Вооружённых Силах: теория и практика противодействия: Монография. Серия «Право в Вооружённых силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих», 2009. — Вып. 96. — 336 с.
22. Марченко М.Н. Юридический энциклопедический словарь/ М.О. Буянова (и др.), М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 816 с.
23. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 994 стр., с. 577.
24. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 447 с. (Высшее образование).
25. Издание Общественного совета при Федеральной Службе Безопасности Российской Федерации «ФСБ за и против» № 4, 2009.
Размещено на