Выдержка из текста работы
Одним из важных рычагов, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику является система налогообложения. За счет налоговых поступлений формируются финансовые ресурсы страны. Устанавливая налоги, государство стремится обеспечить необходимую материальную базу для осуществления необходимых мероприятий укрепления экономики и улучшения качества жизни населения. Также с помощью налоговой политики государство воздействует на негативные явления рынка.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, необходимость изучения вопросов налогообложения в настоящее время в Российской Федерации становится все очевиднее, а проблемам современной налоговой политики России уделяется все большее внимание, потому как правильно построенная система налогообложения и продуманная налоговая политика государства влияют на эффективное функционирование всего народного хозяйства. Современное экономическое научное сообщество все больше осознает нарастающую потребность в комплексном исследовании особенностей налоговой политики. Налоговая политика является силой, способствующей выдвинуть экономику России вперед. Роль государства в развитии налоговой системы весьма велика.
В условиях ужесточения конкурентной борьбы, нестабильности финансовой сферы экономики РФ и государственного финансирования инвестиционных программ развитие субъектов малого предпринимательства в современной России стало главенствующей задачей. События, связанные с принятием государством политики импортозамещения, антироссийскими санкциями должны способствовать развитию малого предпринимательства во всех отраслях экономики. Налогообложение остается важнейшим каналом финансового взаимодействия субъектов малого бизнеса и государства. В силах государства поднять сектор, экономику, улучшив климат в малом бизнесе с налоговой точки зрения. Налогообложение сильно влияет на финансовую составляющую предприятий. То, что является доходом для государства, является расходом для предпринимателей. В этой связи в интересах государства изменить налоговую политику для сектора малого бизнеса.
Целью работы является исследование теоретических основ налоговой политики, изучение ключевых направлений и механизмов реализации налоговой политики в современной России, а также разработка рекомендаций по совершенствованию налоговой системы в секторе малого бизнеса.
1. Понятие налоговой политики и налогового регулирования
1.1 Понятия и инструменты налоговой политики
Для начала рассмотрения темы дадим общую формулировку налогам. В учебнике по экономической теории дается следующее определение. «Налоги — это обязательные сборы с юридических и физических лиц, осуществляемые принудительно государством или местными органами власти на основе специального законодательства и поступающие в бюджетный фонд в определенные парламентом сроки».[4]
При рассмотрении теоретических основ осуществления и проведения налоговой политики государством исследователь сталкивается с существенными различиями в понятийно-терминологическом инструментарии налоговой политики (таблица 1).
Таблица 1 — Трактовки формулировки понятия «налоговая политика»
Авторы Определение
И.А. Майбуров Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.
В.Г. Пансков Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Б.Х. Алиев, А.Н. Абдулгалимов Налоговая политика-деятельность государства, выраженная в комплексе мероприятий, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и государственного управления в области налогов и сборов, отражающих классификацию налогов, методы и принципы налогообложения, действующих на законной основе в налоговой системе данной страны.
М.В. Карп Налоговая политика является составной частью общей финансовой политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу и включает в себя такие понятия, как концепция государственной деятельности в области налогообложения, налоговый механизм, а также управление налоговой системой страны.
В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина Налоговая политика представляет собой комплекс экономических, организационных и правовых мер по регулированию налоговых отношений.
Данные взяты из [10]
Итак, учитывая вышесказанное, можно дать следующее определение: налоговая политика — комплекс мероприятий, проводимых государством в области налогов с целью реализации основных направлений социально-экономического развития.
В дополнение, для более полного понимания сущности понятия «налоговая политика» целесообразным представляется выделение следующих признаков:
? основная цели;
? субъекты;
? объект налоговой политики.
К целям налоговой политики относятся:
1) обеспечение полноценного формирования доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
2) содействие устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и малого предпринимательства;
3) обеспечение социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.
Одной из первостепенных задач государства является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на финансово-хозяйственную деятельность предприятий, а также проблемы экономического развития страны.[10]
Субъектами налоговой политики выступают:
? государственной — Российская Федерация;
? региональной — субъекты РФ (республики в составе РФ, области, края, автономные области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург);
? муниципальной — города, районы, районы в городах.
Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.[8]
Рассмотрим еще ряд важных терминов, используемых при рассмотрении налоговой политики:
· Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог.
· Объект налога — доход или имущество (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимость и т. д.), на которые фактически исчисляется налог.
· Источник налога — доход, из которого налогоплательщик уплачивает налог.
· Ставка налога — величина налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. д.).
· Налоговая база — это, во-первых, совокупность объектов налогообложения, а во-вторых, количественное выражение предмета налогообложения.
· Налоговый период — определенный период времени (год, квартал и т. д.) применительно к отдельным налогам, по истечении которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате.[4]
Налоговая политика государства должна быть неразрывно связана с общей экономической стратегией развития страны. Кроме того, она должна учитывать исторические интересы и цели этого государства, а также региональные особенности каждого субъекта России. [8]
На современном этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев финансовой политики, регулирующим экономические процессы в обществе. Она представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых заключается в том, чтобы установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент экономических задач.[10]
Налоговая политика должна активно вмешиваться в функционирование рынка, регулировать рост производства, способствовать приоритетному развитию отдельных отраслей, влиять на инвестиционную политику и структурную перестройку экономики. Он предлагает понимать налоговую политику, как часть социально-экономической политики государства, направленную на формирование налоговой системы государства, которая будет способствовать гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков, обеспечивая социально-экономической прогресс общества.[20]
Реализация как текущих, так и перспективных целей налоговой политики зависит от способности государства определять и эффективно использовать налоговые инструменты.
Существуют различные взгляды на состав инструментов налоговой политики. Так, к инструментам налоговой политики относят налоговую ставку, льготы и санкции. Также к инструментам налоговой политики причисляют налоговую льготу, налоговую базу и некоторые другие.
Значимость налоговой ставки как основного инструмента налоговой политики обосновывается тем, что основным инструментом регулирования экономики является уровень процентной ставки. Именно посредством активного использования налоговой ставки в качестве инструмента для достижения справедливого распределения доходов можно повлиять на увеличение склонности к потреблению.
Различают твердые и процентные налоговые ставки.
Так, твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютном размере на объект налогообложения независимо от полученного плательщиком размера дохода. Размер твердой налоговой ставки должен быть экономически соизмерим со спросом и предложением. Твердые налоговые ставки целесообразно активно использовать для налогообложения отдельных акцизных товаров (спирт, алкогольная продукция, бензин и т.д.), транспортных средств в рамках транспортного налога, объектов животного мира, объектов водных биологических ресурсов и др.
Процентные налоговые ставки устанавливаются в виде процента от объекта налогообложения, который должен иметь только стоимостную оценку. В налоговой теории процентные налоговые ставки классифицируют на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. В настоящее время установление конкретных размеров налоговых ставок в России декларируется Налоговым кодексом РФ.
Другим важным инструментом реализации налоговой политики являются налоговые льготы, которые, как и налоговая ставка, признаются элементом налогообложения. Четкое определение налоговых льгот приведено в ст. 56 НК РФ. Налоговые льготы — это инструмент налоговой политики, использование которого позволяет активизировать деятельность организаций и физических лиц в направлении, выгодном государству.
Не менее важным инструментом налоговой политики являются налоговые санкции, при помощи которых обеспечивается выполнение всеми налогоплательщиками налоговых обязательств, установленных в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, и использование налогоплательщиком более эффективных форм хозяйствования.
По мнению автора, инструментом налоговой политики государства должна быть и налоговая база. Налоговая база необходима именно для исчисления налога. Налоговая база как инструмент налоговой политики государства способна как создавать дополнительные стимулы, так и, наоборот, ограничивать расширение производства, инвестиционные проекты, рост или снижение экономического развития. На формирование налоговой базы существенное влияние оказывают и доходы, и расходы, которые учитываются для целей налогообложения прибыли организации.
Процедуру налогового администрирования, оказывающую существенное влияние на обеспечение эффективности функционирования как налоговой системы, так и налоговой политики, также следует отнести к инструментам налоговой политики. На современном этапе развития процесс совершенствования налогового администрирования в основном направлен на достижение двух важнейших целей — минимизации издержек налогового администрирования и максимизации налоговых поступлений. [21]
1.2. Функции и принципы налогов
Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов:
§ фискальную;
§ регулирующую;
§ социальную:
§ контрольную.
Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
Регулирующая функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.
Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.
Кон……..
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. (ред. от 18.10.2007) N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета от 24 июля 2007 г. № 4427
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2014 г. (ред. от 31.12.2014) N 477-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета от 25 декабря 2014 г. № 6571
3. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года (ред. от 02.02.2015 г.) № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году” // Российская газета от 02 февраля 2015 г. № 6590
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г.(ред. от 11.04.2015) N 265 г. Москва «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Российская газета от 11 апреля 2016 г. №6944
5. Экономическая теория : учебник / В.Г. Слагода. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ, 2013. — 368 с. : ил. — (Профессиональное образование).
6. Алиев Б.Х., Гаджиев Н.Г., Алклычев А.М. Кредитная и налоговая политика в отношении малого предпринимательства в РФ // Финансы и кредит. — 2007. — №42. — С. 3-7.
7. Арипов М.Г. Особенности функционирования теневой экономики в России, методы противодействия // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — №1. — С. 28-36.
8. Артемьев Н.В. Экономическая безопасность: структурные изменения в экономике, малый бизнес, население // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — №4. — С. 255-260.
9. Ахмедова Э.С., Рамазанова Б.К. Налоговая политика сущность и элементы // Теория и практика общественного развития. — 2013. — №3. — С. 191-193.
10. Бойко Н.Н. Совершенствование и развитие налогового контроля в Российской Федерации // Российская юстиция. — 2016. — №4. — 52-54.
11. Брагина Г.Н. Современная налоговая политика // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических науках. — 2014. — №1. — С. 203-210.
12. Вершило Т.А. К вопросу об устойчивости бюджетной системы как основы финансовой безопасности государства // Финансовое право. — 2016. — №8. — С. 14-18.
13. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика России: проблемы и перспективы // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2010. — №5. — С. 9-16.
14. Власенкова В.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы/В.А Власенкова//Налоговый вестник. — 2013. — №2. 3 — 8 с.
15. Глазьев С.Ю. К стратегии социальной справедливости и развития // Инвестиции в России. — 2015. — №9. — С. 16-22.
16. Гоголев, А. М. Налоговая политика как основополагающий элемент организационно-правового механизма концепции государственного администрирования в области налогов и сборов //Финансовое право. -2015. -10. — С. 26 — 33.
17. Горбачева Н.В., Унтура Г.А. Оценка воздействия налоговых преференций на финансовые результаты высокотехнологического биpнеса в России // Финансы и кредит. — 2015. — №36. — С. 19-32.
18. Горский И.В. Налоговая политика России: становление, эволюция, текущая оценка // Финансы. — 2015. — №10. — С. 26-30.
19. Какой быть налоговой политике: бизнес-ориентиры на 2016-2018 годы // Финансы. — 2015. — №8. — С. 36-40.
20. Курбатов Т.Ю. К вопросу о налоговом мониторинге // Финансовое право. — 2015. — №3. — С. 42-46.
21. Лапин Ю.В. К вопросу о понимании сущности государственной налоговой политики Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2012 №5 С.159-161.
22. Лапин Ю.В. К вопросу об эффективных инструментах налоговой политики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2013. — №2. — С. 87-89.
23. Малис Н.И. Налоговая политика ближайшего будущего // Финансы. — 2015. — №5. — С. 48-51.
24. Марченко Н.Е. Совершенствование инструментария проведения налоговых проверок // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. — 2014. — №2. — С. 35-40.
25. Моисеенко И.А. Налоговая политика в системе стабилизации хозяйственного комплекса // Финансы и кредит. — 2015. — №21. — С. 57-65.
26. Никулина О.М. Налоговая нагрузка в России: основные подходы // Финансы и кредит. — 2016. — №17. — С. 13-25.
27. Новикова Е.П. Воспроизводственная роль системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в развивающихся экономиках // Финансы и кредит. — 2015. — №45. — С. 44-53.
28. Общественное мнение — 2015.М.: Левада-Центр, 2014, С. 45, 54.
29. Пансков В.Г. Перспективы развития региональной налоговой политики: идеи и рецепты // Финансы. — 2015. — №7. — С. 32-36.
30. Разгулин С.В. О налоговом мониторинге и предварительном налоговом разъяснении: необходимые коррективы // Финансы. — 2016. — №4. — С. 46-49.
31. Семкина Т.И., Логинова Т.А. Патент и “вмененка” в упрощенной системе налогообложения // Финансы. — 2015. — №8. — С. 41-45.
32. Тернопольская Г.Б., Тютюрюков Н.Н., Тютюрюков В.Н. О сигнальной функции налогов // Финансы. — 2015. — №5. — С. 40-43.
33. Турбина Н.М. Налоговая политика России: историческое развитие и современное состояние // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — №10. — С. 102-105.
34. Федотов Д.Ю. Влияние налоговой системы на теневую экономику // Финансы и кредит. — 2015. — №41. — С. 10-19.
35. Шаталов С.Д. Об основных направлениях налоговой политики на современном этапе // Финансы. — 2015. — №5. — С. 3-7.
36. Яшина Н.И., Александров Е.Е. Методолгический инструментарий определнеия эффективности налоговых проверок // Финансы и кредит. — 2016. — №17. — С. 28-37.
37. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: обращения:25.11.2016)
38. Росстат [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: (дата обращения: 14.11.2016)
39. Росстат [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: (дата обращения: 12.11.2016)
40. Росстат [Электронный ресурс] — Режим досупа. — URL: (дата обращения: 15.11.2016)
41. Росстат [Электронный ресурс] — Режим досупа. — URL: (дата обращения: 15.11.2016)
42. Серегин В. Хватит лгать: малый бизнес просит власть перейти от слов к делу // rbk.ru: сетевой журнал. 2016. URL: own_business/02/02/2015/54cb31509a7947b17069995d
43. Федеральная налоговая служба[Электронный ресурс] — Режим доступа. — . 2016 (дата обращения: 14.11.2016)
44. Федеральная налоговая служба[Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/appeals_citizens/ 2016 (дата обращения: 14.11.2016)
45. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http.www.nalog.rurn78 . 2016 (дата обращения: 20.05.2016)
46. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/5372144/ (дата обращения: 14.11.2016)
47. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: обращения: 15.11.2016)
48. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: (дата обращения: 14.11.2016)
49. [Электронный ресурс] — Режим досупа. — URL: (дата обращения: 14.11.2016)
50. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: (дата обращения: 12.11.2016)
Перейти к полному тексту работы function kartgotrabm (id) { document.getElementById(‘for_send_value’).value = id document.getElementById(‘some_form’).submit() }
Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru function kartgotrabmа (id) { document.getElementById(‘for_send_valuea’).value = id document.getElementById(‘some_forma’).submit() }
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
<!—
<!—->