Содержание
Введение3
Глава 1. Характеристика демографической ситуации4
1.1. Сведения о населении4
1.2. Характеристика населения12
Глава 2. Анализ демографической ситуации14
Заключение18
Список использованных источников20
Построение половозрастной пирамиды21
Выдержка из текста работы
Краснодамрский край (Кубамнь) — субъект Российской Федерации, расположенный на юго-западе Российской Федерации. Входит в состав Южного федерального округа. Образован 13 сентября 1937 года. Граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией, Адыгеей и Республикой Абхазией. По морю граничит с Республикой Крым. Административный центр — город Краснодар. С 2001 года губернатором края является Александр Ткачёв.
Краснодарский край находится на юге России, в юго-западной части Северного Кавказа и входит в состав Южного федерального округа. На северо-востоке край граничит с Ростовской областью, на востоке — со Ставропольским краем, на западе с Республикой Крым (через Керченский пролив, сухопутной границы нет), на юге — с Республикой Абхазия. Внутри региона находится Республика Адыгея. Территория края омывается водами Азовского на северо-западе и Чёрного на юго-западе морей.
Из общей протяжённости границы в 1540 километров — 740 километров проходит вдоль моря. Наибольшая протяженность края с севера на юг — 327 км и с запада на восток — 360 км. Территория Краснодарского края занимает площадь 75,5 тысяч квадратных километров.
В недрах края открыто более 60 видов полезных ископаемых. В основном они залегают в предгорных и горных районах. Имеются запасы нефти, природного газа, цементного мергеля, йодобромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных, медных апатитовых и серпентинитовых руд, каменной соли, ртути, гипса, небольшое количество золота.
Краснодарский край — старейший нефтедобывающий район России. Добыча нефти начата с 1865 года. Известно более 150 мелких и средних месторождений нефти и газа, крупнейшее — нефтяное Анастасиевско-Троицкое. Важное значение имеют подземные воды края, среди них промышленное значение имеют иодо-бромные (крупное Славяно-Троицкое месторождение, заключающее около 30 % запасов России).
Ведущее место в структуре промышленности принадлежит перерабатывающим производствам. Пищевая отрасль обеспечивает 42,8 % общего объёма промышленной продукции; далее идут электроэнергетика (13,4 %), топливная отрасль (10,5 %), машиностроение и металлообработка (9,4 %) и промышленность строительных материалов (7,9 %). На химический и лесной комплексы приходится всего по 3-4 % промышленного производства. Доля легкой отрасли совсем незначительна (1,3 %).
Отличительной чертой промышленной инфраструктуры Краснодарского края является высокая степень концентрации специализированных производств в основных промышленных центрах — Краснодаре (где сосредоточено более трети краевого промышленного потенциала), Армавире и Новороссийске.
В Краснодаре и его окрестностях сосредоточено 38 % объёма промышленной продукции и 47 % инвестиций в основной капитал, сконцентрировано 16 % населения.
Актуальность темы заключается в том, что в Краснодарском крае развиваются приоритетные отрасли РФ, изучение которых наиболее важно в современной экономики.
Цель работы состоит в изучении и анализе функций области, а так же выявление проблем экономики Краснодарского края.
Задачи в работе поставлены следующие:
1)описать экономикогеогрфическое положение Краснодарского края, природные условия и ресурсы, население;
2)описать экономический потенциал Краснодарского края и его основные структурные элементы;
3) сделать анализ основных показателей региона;
4) выделить основные проблемы развития региона и направления их решения.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с воспроизводственным развитием региональной экономики.
Объектом исследования является экономика Краснодарского края.
Теоретическая и методологическая основа данной работы базируется на трудах отечественных авторов, таких как Л.А Батурина, В.Бартеньева, В.П Игнатов, А.В. Кокин.
Практическая значимость состоит в том, что анализы показателей могут быть использованы для оценки состояния экономики Краснодарского края за период 2010-2014 гг.
Методология исследования базируется на использовании методов научной абстракции, системного, структурно-функционального, сравнительного анализа, а также экономико-статистических методах анализа и экспертных оценок.
Глава 1. Основные показатели Краснодарского края
Краснодарский край, являющийся самым южным регионом России, расположен на крайнем юго-западе страны, в составе края — западная часть Большого Кавказа и Кубано-Приазовская низменность, край входит в Южный федеральный округ. На северо-востоке граничит с Ростовской областью, на востоке — со Ставропольским краем, на юге — с Абхазией, на западе (через Керченский пролив) — с Автономной Республикой Крым, входящей в состав Украины. С северо-запада и юго-запада территория Краснодарского края омывается Азовским и Чёрным морями. Площадь региона — 75,5 тыс. кв. км.
Муниципальное устройство и крупнейшие города. В состав Краснодарского края входят 38 районов, 15 городов краевого и 11 районного подчинения, 12 посёлков городского типа, 399 сельских административных округов, объединяющих более 1,7 тыс. сельских населённых пунктов. Административный центр — город Краснодар. Другие крупные города: Сочи, Новороссийск, Армавир, Ейск, Геленджик, Кропоткин.
Природные условия и полезные ископаемые. Минерально-сырьевые ресурсы Краснодарского края включают более 60 видов полезных ископаемых, которые преимущественно представлены малыми и средними по запасам месторождениями. Промышленное значение имеют нефть и газ, добыча которых ведётся в предгорных районах Азово-Кубанской впадины.
Имеются также месторождения железно-марганцевых руд, меди, ртути, фосфоритов, барита, поваренной соли, мергеля, известняка, песчаника, гравия, мрамора. Богатые месторождения каменной соли. На высококачественных мергелях более 100 лет работают цементные заводы Новороссийска. Ценным строительным сырьем в крае считается гипс. Многочисленны минеральные питьевые и грязевые источники. На территории края расположен крупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн пресных подземных вод.
Среди богатств Кубани лес занимает важное место, т. к. имеет большое природоохранное значение и является основным источником древесины ценных пород России. Общая площадь лесов Краснодарского края составляет свыше 1,8 млн. га.
Из всей совокупности природных ресурсов наиболее богатыми на территории края являются агроклиматические, почвенные, лесные и водные ресурсы, а также напрямую связанные с ними рекреационные. Последние обусловливают роль Краснодарского края как главного курортного региона России, почвенные и агроклиматические ресурсы — как продовольственной житницы страны, а наличие крупных портов — его специализацию как экспортно ориентированного региона.
Основа позитивной динамики социально-экономического развития Краснодарского края — создание условий для развития конкуренции, снятие бюрократических барьеров, поддержка малого бизнеса, равноправный доступ всех участников рынка к государственному заказу. (см. рисунок 1)
Рисунок 1 — Динамика основных показателей экономического развития Краснодарского края за 2007-2013 годы
По целому ряду товарных позиций край входит в число монополистов, либо занимает значительную долю в объемах производства многих видов продукции не только в ЮФО, но и на российском рынке производителей. Край находится на первом месте в России по объему сельскохозяйственного производства, на втором — по вводу жилья, на третьем — по объему привлекаемых инвестиций и объему выполненных строительных работ, на четвертом — по объему платных услуг населению, на пятом — по объему розничных продаж, на шестом — по обороту общественного питания.
Основные отрасли промышленности. Основу промышленного производства Краснодарского края составляют свыше 5,4 тыс. предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.
Индекс производства по добыче полезных ископаемых в Краснодарском крае снизился с 107,6% за 2011 год до 100,1% за 2013 год. В целом по Российской Федерации данный показатель за 2013 год составил 101,1%. Рост 3 валовой добавленной стоимости отрасли за 2012 год составил 1,02%, что также значительно меньше показателя по Российской Федерации (115,57%). Однако наблюдается снижение доли добычи полезных ископаемых в валовом региональном продукте (с 0,7% за 2011 год до 0,6% за 2012 год) [7]. Таким образом, добывающая промышленность региона имеет тенденцию к упадку. Проблемы, возникающие в данной отрасли на сегодняшний день, являются общими для всех регионов. К основным относятся: высокий процент потери ресурсов в недрах в процессе их добычи, простой скважин, сложность геологоразведочных работ, постепенное истощение разведанных месторождений. Также следует упомянуть величину налога на добычу полезных ископаемых, возрастающую с каждым годом и необходимость соблюдения экологических стандартов и нормативов. В связи с этим отмечается практически полное отсутствие новых предприятий в данной отрасли (523 предприятия на 2012 год, 530 предприятий на 2013 год), фактическая монополизация данного сектора. Только лишь меры государства по снижению налогообложения не позволят решить все накопившиеся проблемы. Необходимость в совершенствовании оборудования, финансировании новых разработок является первостепенной. (см. рисунок 2)
Рисунок 2 — Доли отраслей промышленности в ВРП Краснодарского края, %.
Обрабатывающая промышленность занимает более 10% валового регионального продукта Краснодарского Края. В течение периода с 2011 по 2012 год наблюдается снижение ее доли с 11% до 10,8%. Процентное изменение количества новых предприятий в данной отрасли достаточно невелико и составляет 1,83% (увеличение числа предприятий с 10019 предприятий на начало 2012 года до 10202 предприятий на начало 2013 года). Также следует отметить снижение индекса производства по данному виду деятельности с 107,6% на 2012 год до 103,2% на 2013 год . Таким образом, наблюдаемые тенденции крайне схожи с положением, существующим в добывающей промышленности края.
Положение Российской Федерации в промышленности нельзя назвать успешным на сегодняшний день, для определенных отраслей оно близко к критическому. По данным Консалтинг-Центра «ШАГ» доля текстильной и легкой промышленности в ВВП Российской Федерации на 2008 год составила лишь 1,2%, уступая по данному показателю Португалии (22%), Китаю (21%), Италии (12%), США (4%) и ряду других стран. В связи с данным фактом доля такой продукции, как отечественная обувь, составляет лишь 15% рынка данной отрасли. (см. таблицу 1).
Таблица 1 — Изменения в промышленности РФ и Краснодарского края за 2012-2013 год
Показатель |
Предыдущий период (2012 год) |
Отчетный период (2013 год) |
Изменение |
|
Доля промышленных организаций среди всех организаций Краснодарского края |
21,23% |
36,85% |
33,39% |
|
Доля промышленности в ВВП РФ |
21,81% |
36,27% |
33,51% |
|
Доля промышленности в ВРП Краснодарского края |
2,71% |
-1,57% |
0,36% |
Доля промышленности среди организаций, прошедших процедуру государственной регистрации в инспекциях ФНС Российской Федерации по Краснодарскому краю, составила 21,23% за 2012 год, увеличиваясь до 36,85% к 2013 году в основном за счет появления новых строительных организаций.
Машиностроение и металлообработку края представляют более 2,5 тыс. предприятий железнодорожного, сельскохозяйственного, химического и нефтяного машиностроения, электротехнической, станкостроительной и оборонной отраслей промышленности, приборостроения, ремонта машин и оборудования, а также субъекты малого предпринимательства с общей численностью занятых порядка 60 тыс. человек. В общем объёме промышленного производства Краснодарского края доля машиностроения и металлообработки составляет свыше 10%.
В химическом комплексе региона свою деятельность осуществляют более 700 крупных, средних и малых предприятий. Позитивная динамика развития данной отрасли обеспечивается ростом производства важнейших видов продукции — минеральных удобрений, лакокрасочной продукции, волокон и нитей химических, изделий формовых резинотехнических, лент конвейерных резинотканевых, синтетических смол и пластических масс, труб и другой продукции. Деревообрабатывающий комплекс занимает важное место в экономике Краснодарского края. Основной объём древесины лесного фонда региона — ценнейшие твердолиственные породы: дуб, бук, ясень зелёный, акация белая; хвойные — пихта, сосна, ель.
Сельское хозяйство. Динамичное развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны: край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе чернозёмами, площадь которых превышает 4,8 тыс. га (это более 4% российских и около 2% мировых запасов). Край занимает первое место среди субъектов РФ по объёму производства зерна, сахарной свёклы, плодов и ягод, второе — по производству семян подсолнечника и мёда. Краснодарский край находится на втором месте среди субъектов РФ по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), на третьем — по производству молока, овощей.
Топливно-энергетический комплекс Краснодарского края включает более 300 предприятий различных форм собственности, на которых работает около 60 тыс. человек, производится более 25% промышленной продукции Кубани и перечисляется в краевой бюджет более 10% всех налоговых поступлений.
В структуру краснодарского ТЭК входят следующие отрасли: электроэнергетическая, теплоэнергетическая, газовая, трубопроводный транспорт, нефтегазодобывающая, нефтеперерабатывающая, нефтепродуктообеспечение.
Стратегическими направлениями долгосрочной краевой энергетической политики являются энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, бюджетная эффективность и экологическая безопасность топливно-энергетического комплекса края.
До 2020 года предполагается обеспечить создание энергосистемы, отвечающей передовым достижениям науки и техники, удовлетворяющей запросам всех отраслей экономики края.
Крупнейшие теплоснабжающие предприятия Краснодарского края: ОАО «Краснодартеплоэнерго», МУП «Сочитеплоэнерго», ОАО «Краснодартеплосеть».
Внешнеторговый оборот Краснодарского края в 2012 году составил 14,3 млрд. долларов. Доля предприятий региона в товарообороте Южного федерального округа — около 46%.
Основными партнёрами Краснодарского края во внешней торговле в 2012 году были страны дальнего зарубежья, с долей около 91% товарооборота.
Значительная часть экспорта приходится на минеральные продукты, продовольственные товары и сырьё для их производства, химическую продукцию. Крупнейшие партнёры в экспортной торговле: Турция, Италия, Украина, Франция, Кипр.
Объём внешней торговли участников ВЭД края в её импортной части в 2012 году составил 4,8 млрд. долларов. В товарной структуре импорта преобладали продовольственные товары, машиностроительная продукция, металлы и изделия из них, химическая продукция. Крупнейшим торговым партнёром, поставляющим свои товары на Кубань, является Турция, отличающаяся высокими объёмами поставок овощей, фруктов, различного оборудования, чёрных металлов, пластмасс, цемента.
Краснодарский край является активным субъектом международной деятельности. Основными приоритетами развития региона являются активизация внешнеэкономических процессов, дальнейшее развитие научно-технологического потенциала, модернизация предприятий края на передовой технологической и инновационной основе, повышение конкурентоспособности производимой продукции и услуг. В этой связи происходит постоянная активизация и структурирование международных коммуникаций края.
Транспортный комплекс Краснодарского края обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение «связности» территории страны.
Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Чёрное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35% внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта.
Увеличение доходов и платежеспособного спроса населения позволили обороту розничной торговли в прошлом году по сравнению с 2012 годом вырасти на 5,7 %. Рост в общественном питании оценивается на уровне 3,6%. На 7,5% больше в минувшем году было оказано платных услуг населению, сообщает пресс-служба министерства экономики края.
Рост этих показателей обусловлен развитием потребительского кредитования, приходом на рынок крупных российских операторов и представителей международных торговых сетей, активным строительством современных торговых центров, гипермаркетов, развитием современных форм обслуживания, а так же малого бизнеса. (см. приложение А)
Положительную динамику показало сельское хозяйство. После 10% спада валовой продукции в 2012 году из-за АЧС, по итогам 2013 года получен достаточно высокий результат — более 258 млрд. рублей с приростом к 2012 году на 6,9%.
Как отметил, министр экономики Краснодарского края Игорь Галась, на долю Кубани сегодня приходится почти половина от всей сельскохозяйственной продукции ЮФО и свыше 7% — России.
Хоть и незначительный, но все же прирост отмечен и в промышленном производстве. Несмотря на отставание в 1,2%, сложившееся по итогам 11 месяцев, годовой объем отгрузки промышленной продукции в крае, также как и России в целом, выше, чем в 2012 году на 0,1%.
По целому ряду товарных позиций край либо входит в число «монополистов», либо занимает значительную долю в объемах производства не только в ЮФО, но и на общероссийском рынке.
Кубань традиционно является лидером в стране по выпуску столовых вин, консервированных овощей и грибов, крупы, растительных масел, сахара, сгущенных молочных продуктов, сметаны, а также колбасных изделий, обработанного молока, сливочного масла, овощных и фруктовых соков и комбикормов.
В строительной отрасли в связи с повышением уровня обеспеченности строительных организаций заказами и финансированием объемы выполненных работ составили почти 460 млрд. руб. с положительным ростом к 2012 году на 0,2%.
Сохранены высокие объемы жилищного строительства — 3,9 млн. кв. метров. На сегодняшний день по объему вводимого жилья край занимает второе место в стране (после Московской области). Обеспеченность жильем населения края растет из года в год. Если в 2012 году она составляла 23,1 кв. метра в расчете на одного жителя, то по оценке 2013 года обеспеченность жильем возросла до 23,6 кв. метров на одного человека, сообщает пресс-служба министерства.
Глава 2. Демографическая политика Краснодарского края
2.1 Основные демографические показатели региона
Численность населения края по данным Росстата составляет 5 404 273[1] чел. (2014). По численности населения край занимает третье место среди регионов Российской Федерации после Москвы и Московской области. Плотность населения — 71,59 чел./км2 (2014). Городское население — 53,9[2] % (2014). Уровень урбанизации значительно ниже, чем в среднем по стране (72,93[3] %)
План действий на первом этапе был утвержден Правительством Российской Федерации 14 февраля 2008г.
Целью первого этапа являлось создание условий, позволяющих уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению к началу 2011 года позитивных тенденций. Была поставлена задача снизить темпы естественной убыли населения.
Статистические показатели развития демографической ситуации в Краснодарском крае свидетельствуют, что цель на первом этапе достигнута и основная задача выполнена.
Демографическая ситуация, сложившаяся в Краснодарском крае к началу 2010 года, в целом отражает общие тенденции ее развития в Российской Федерации и характеризуется значительными изменениями в динамике демографических процессов.(см.таблицу 3).
Таблица 3 — Основные итоги реализации первого этапа концепции демографической политики Краснодарского края на период до 2025 года
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Численность населения на 01.01. (тыс.чел) |
5096,6 |
5101,1 |
5121,8 |
5141,9 |
5160,7 |
|
Изменение численности за год (тыс.чел) |
+4,5 |
+20,7 |
+20,1 |
+18,8 |
+18,8 |
|
Продолжение таблицы 4 на следующей страницы |
||||||
Средний возраст населения на 01.01. (число лет) |
38,9 |
39,1 |
39,2 |
39,4 |
39,5 |
|
Число родившихся, (тыс. чел) |
53244 |
57908 |
62383 |
63730 |
63745 |
|
Суммарный коэффициент рождаемости |
1,331 |
1,437 |
1,537 |
1,568 |
1,62 |
|
Число умерших, (тыс. чел) |
75334 |
73744 |
72945 |
70497 |
70705 |
|
Естественный прирост (убыль) населения, (тыс.чел) |
-22090 |
-15836 |
-10563 |
-6767 |
-6960 |
|
Младенческая смертность, (на 1000 родившихся живыми) |
8,2 |
7,7 |
7,1 |
5,9 |
5,3 |
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, (лет) |
68,7 |
69,3 |
69,7 |
70,7 |
71,5 |
Общая численность постоянного населения Краснодарского края на начало 2010 года составила порядка 5,161 млн. человек, что на 0,4 процента больше, чем в 2009 году (52,5 процента — горожане и 47,5 процента — сельские жители). Краснодарский край занимает третье место среди регионов Российской Федерации по числу жителей — после Москвы и Московской области. Увеличение численности происходило из-за сокращения естественной убыли. Плотность населения составляет 67,9 человека на один кв. км и превышает среднероссийский показатель в 8,2 раза.
В течение последних лет в Краснодарском крае наметилась положительная тенденция изменения некоторых демографических показателей. Так например, существенно снизились темпы сокращения численности населения: с 32124 человек до 27448 человек в период 2000 — 2005 годов и до 20053 человек в 2008 году. Коэффициент естественной убыли населения в 2009 году составил 1,2 на 1000 населения, что на 1,0 процента ниже, чем в 2008 году.
Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности. Рождаемость в Краснодарском крае имеет тенденцию к ежегодному росту: с 2005 года по 2009 год рождаемость увеличилась на 20,4 процента; в 2008 году родились 62383 ребенка, что на 7,7 процента больше, чем в 2007 году. В 2009 году рост рождаемости по Краснодарскому краю составил 2,2 процента (63730 человек).
За последние 4 года ожидаемая продолжительность жизни населения Краснодарского края начала увеличиваться. Так, с 2005 года ожидаемая продолжительность жизни населения края выросла на 2,2 года и составила на# 69,7 года в 2009 году (в 2005 году — 67,5 года), что на 1,8 года выше, чем в среднем по России. По предварительным данным, в 2010 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении составит 70,1 года.
Остается высокой разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин (10,97 года), которая обусловлена высокой смертностью людей трудоспособного возраста, главным образом мужчин.
При сравнении повозрастной смертности в нашем крае, в 2010г. к уровню 2006г. отмечается ее снижение во всех возрастных группах, за исключением группы в возрасте 60-64 года (рост почти на 2%). (см. рисунок 3).
Рисунок 3 — Показатели смертности в различных возрастных группах в 2010г. к уровню 2006г., принятому за 100%
Наибольший темп снижения — в возрасте до 1 года (почти 38%), 25-29 лет — почти 29%, 45-49 лет — более 21%, 15-19 лет — более 20%, 1-4 лет — почти на 20% .
Результатом развития экономики Краснодарского края за период реализации Стратегии стал рост уровня жизни населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения за последние шесть лет возросли на 49,7% (по России — 18,3%).
В результате роста денежных доходов сокращена численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. Доля этой категории граждан в общей численности населения в 2013 году сократилась по сравнению с 2007 годом и составила 10,4% (в 2007 году — 19,2%).
За период 2008-2013 годы реализации Стратегии, одним из основных направлений деятельности администрации Краснодарского края остается совершенствование системы социальной поддержки отдельных категорий граждан посредством выполнения государственных обязательств по предоставлению социальных выплат, пособий и компенсаций. В рамках предоставления мер социальной поддержки региональным льготникам — ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, за 2008-2013 года было выплачено более 10,5 млрд. рублей.
Одним из приоритетных направлений социальной политики, проводимой администрацией Краснодарского края, является усиление адресной поддержки малообеспеченных граждан, не имеющих возможности для самостоятельного решения социальных проблем ввиду низкого уровня их доходов. В 2008-2013 годах ежегодная численность получателей составляла порядка 75 тыс. семей и расходы на оказание государственной социальной помощи за весь период составили более 2,4 млрд. рублей.
С 1 января 2013 года при рождении третьего или последующих детей (имеющих гражданство Российской Федерации) гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории края, имеющих детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных
организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, предусмотрена ежемесячная денежная выплата на третьего или последующего ребенка до достижения им возраста трех лет.
Жителям края, имеющим право на жилищно-коммунальные льготы, предоставляется 50-процентная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За 6 лет реализации Стратегии численность получателей компенсации ежегодно составляла более 800 тыс. человек.
С 2008 года в рамках краевых целевых программ «Дети Кубани» ежегодно осуществляется оказание адресной помощи семьям с несовершеннолетними детьми, организация оздоровления и отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства.
C 2008 по 2013 год ситуация на рынке труда Краснодарского края развивалась неоднозначно. Показатель уровня регистрируемой безработицы в Краснодарском крае составил в 2008 году — 0,6 %, в кризисный период 2009 -2010 годов он вырос и составил 1,0%. В посткризисный период, благодаря социально-экономической политике, ситуация на рынке труда стала улучшаться. Начиная с 2011 года уровень регистрируемой безработицы начал снижаться и составил 0,9%. (см.рисунок 4).
Рисунок 4 — уровень регистрируемой безработицы в Краснодарском крае
На ситуацию с занятостью населения края положительно повлияли Подготовка и проведение XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, прирост рабочих мест, повышение уровня профессиональных компетенций персонала. По итогам 2013 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,7%.
Среди регионов Южного федерального округа по уровню общей безработицы Краснодарский край в период 2008-2013 годов занимал первое место, в 2013 году второе место — 6,1% (первое место Ростовская область — 6,0%).
В период реализации Стратегии в Краснодарском крае дополнительно к краевым целевым программам содействия занятости населения реализовывались ведомственные целевые программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, реализация которых позволила трудоустроить 41,6 тыс. человек.
Демографические процессы во многом определяют долгосрочные процессы социально-экономического развития территории. (см.рисунок 5)
Рисунок 5 — демографические показатели Краснодарского края (на 1000 чел.)
Реализация политики, направленной на улучшение демографической ситуации в крае, является одним из приоритетных направлений деятельности администрации края. За счет чего произошло преодоление депопуляции за счет повышения рождаемости и снижения смертности населения:
· показатель рождаемости в сравнении с 2008 годом возрос на 7,4% и составил 13,1 на 1000 населения;
· на протяжении ряда лет смертность в трудоспособном возрасте в крае стабильно снижалась. Уровень смертности в трудоспособном возрасте снизился на 19,4%.
2.2 Цели, задачи и принципы концепции демографической политики Краснодарского края
Поставлена задача к 2016 году:
Ш стабилизировать численность населения — для РФ
Краснодарский край — поддерживать рост численности населения, прежде всего за счет снижения естественной убыли населения на существующем уровне миграционного прироста
Ш увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет — РФ
Краснодарский край — до 72,6 лет
Ш увеличить суммарный коэффициент рождаемости, по сравнению с 2006 годом, в 1,3 раза — РФ и Краснодарский край, или до уровня 1,7
Ш снизить смертность населения, по сравнению с 2006 годом, на треть
Краснодарский край — показатель, равный 1033,9 на 100 тыс. населения.
При разработке плана мероприятий учитывались неблагоприятные демографические факторы предстоящего пятилетия, прежде всего значительное сокращение, более чем на 57 тыс. человек, числа женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет), рост численности населения старше 65 лет почти на 119 тыс. человек, в т.ч. в возрасте 80 лет и старше — более, чем на 42 тыс. человек, сокращение численности трудоспособного возраста почти на 124 тыс. человек. Поэтому основной акцент при планировании активных мер по снижению смертности населения сделан, прежде всего, на трудоспособный возраст, а также на существенное улучшение общего и репродуктивного здоровья, особенно подрастающего поколения. (см.таблицу 4)
Таблица 4 — Динамика численности населения Краснодарского края в различных возрастных группах в 2006-2016 гг.
Основная задача второго этапа плана реализации демографической концепции — охватить мероприятиями по предотвращению преждевременной смертности всю территорию Краснодарского края. На решение этих задач и направлена реализация программы модернизации здравоохранения Краснодарского края в 2011-2012 годах.
Безусловным приоритетом модернизации здравоохранения является снижение показателей по причинам — «лидерам» в структуре смертности и заболеваемости — тем, от которых напрямую зависит улучшение демографической ситуации, рост показателя ожидаемой продолжительности жизни.
Поэтому, при защите Программ модернизации муниципального уровня, наиболее пристальное внимание обращается на проводимые регионами и, планируемые к реализации в ходе Программы, мероприятия по совершенствованию оказания помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, злокачественными новообразованиями, травмами.
Особое внимание должно быть обращено на совершенствование оказания первичной медицинской помощи сельскому населению на основе развития общеврачебных практик, а также фельдшерских здравпунктов, в том числе в сельских поселениях с малой численностью населения или с преимущественным проживанием лиц пожилого возраста.
ФАПы, наряду с лечебно-диагностическими мероприятиями, должны осуществлять патронажные профилактические посещения лиц пожилого возраста, независимо от состояния их здоровья, проводить комплекс профилактических мероприятий по индивидуально составленным планам.
В работе по формированию здорового образа жизни на селе особая роль отводится центрам здоровья, которые, на основании зоны ответственности, должны внедрять выездные формы работы, организовывать мобильные центры здоровья и на муниципальном, и межмунициальном уровне.
И, конечно, темп проводимых преобразований требует совершенно иного качества организационно-методического руководства реализации поставленных задач по профильным направлениям. Учреждения, отнесенные к первому уровню оказания медицинской помощи, являются головными региональными центрами по оказанию медицинской помощи, а значит должны возглавить организационо-методическое руководство проводимых преобразований на основании отслеживания показателей результативности и принятия в оперативном режиме корректирующих мероприятий. Т.е. профильные орагнизационно-методические отделы должны держать руку на пульсе проводимых преобразований не только в своем учреждении, но и по цепочке оказания соответствующей медицинской помощи.
3.1 Экономическая ситуация и прогноз края
Краснодарский край характеризуется индустриально-аграрно-рекреационным типом развития. Основу региональных производительных сил составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Стабильный рост прослеживается в последние годы и планируется в ближайшие годы практически по всем направлениям социально-экономического развития Краснодарского края.
Наиболее убедительным доказательством устойчивости экономического роста Краснодарского края является динамика валового регионального продукта на душу населения (14,0 % роста за период 2011-2013 годов), а также реальные располагаемые денежные доходы населения (увеличение на 9,7 % за тот же период) и стабильный уровень безработицы (0,8 %), при этом численность населения с доходами ниже прожиточного минимума постоянно сокращается (-0,5 %).
Тем не менее, объём инвестиций в основной капитал после 2012 года начинает резко снижаться (с 797,7 до 658,1 млрд руб.), более того, на 2014 год планируется его дальнейшее падение до 485,4 млрд руб. Причины кроются в общеэкономической рецессии, в которую Россия вошла с января 2013 года. (см.таблицу 5).
Таблица 5 — Основные фактические (2011-2013 г.г.) и ожидаемые (2014-2017 г.г.) показатели социально-экономического развития Краснодарского края
№ п/п |
Показатель |
Годы |
Темпы роста, Процента (2017 к 2011 г.) |
|||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||||
1 |
Рост объема валового регионального продукта, процента |
107,1 |
101,5 |
100,6 |
100,9 |
107,2 |
108,8 |
109,6 |
131,7 |
|
2 |
Валовой региональный продукт на душу населения, тыс.руб. |
238,7 |
256,8 |
272 |
289,7 |
326,4 |
370 |
420,5 |
176,2 |
|
3 |
Рост производительности труда, процента |
106,4 |
100,9 |
99,8 |
100,4 |
109,3 |
108,8 |
109,6 |
131,8 |
|
4 |
Доходы консолидированного бюджета субъекта РФ, млн.руб. |
216446,8 |
244931,3 |
208541,0 |
213137,7 |
228764,9 |
253068,7 |
277203,5 |
128,1 |
|
5 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения к предыдущему периоду, процента |
100,3 |
105,1 |
104,3 |
105,7 |
106,4 |
107,6 |
107,4 |
142,5 |
|
6 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума |
14,4 |
13,9 |
13,9 |
13,7 |
13,5 |
13,3 |
12,6 |
-1,8 |
|
7 |
Реальная заработная плата к предыдущему периоду, процента |
103,4 |
111,0 |
103,3 |
104,8 |
105,5 |
105,9 |
105,8 |
142,0 |
|
8 |
Уровень безработицы в среднем за год, процента |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
100,0 |
|
9 |
Коэффициент напряженности на рынке труда в среднем за год, ед. |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
100 |
|
10 |
Объем инвестиций к валовому региональному продукту, процента |
58,0 |
58,0 |
45,0 |
31,0 |
33,0 |
34,0 |
35,0 |
60,3 |
|
11 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. рублей |
711,7 |
797,7 |
658,1 |
485,4 |
685,4 |
750,9 |
822,7 |
115,6 |
|
12 |
Обеспеченность жильем (на конец года), кв. метров на 1 человека |
22,9 |
23,5 |
24,1 |
24,7 |
25,4 |
25,9 |
26,4 |
115,3 |
|
13 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
71,2 |
71,7 |
71,8 |
72,6 |
73,4 |
74,1 |
74,8 |
105,1 |
|
14 |
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения |
13,5 |
13,1 |
13,0 |
12,8 |
12,5 |
12,1 |
11,7 |
87 |
|
15 |
Суммарный коэффициент рождаемости |
1,63 |
1,66 |
1,69 |
1,71 |
1,73 |
1,74 |
1,75 |
107,4 |
|
16 |
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, процента |
62,8 |
68,2 |
75,8 |
84,6 |
93,1 |
100,0 |
100,0 |
159,0 |
|
17 |
Удельный вес населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, процента |
28,7 |
31,0 |
34,0 |
37,0 |
38,8 |
39,0 |
40,0 |
139,4 |
В основе производительных сил Краснодарского края промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы, крупный кадровый и научный потенциал. Все эти направления деятельности соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Отдельно следует подчеркнуть значение агропромышленного комплекса Краснодарского края в масштабах страны. АПК обеспечивает продовольственную безопасность России, так как обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров — это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых запасов. На этих землях Кубань выращивает до 15 процентов зерна в Российской Федерации.
По итогам 9 месяцев практически все показатели, характеризующие развитие экономики края, имеют положительную динамику. Причем по большинству из них темпы роста превышают прошлогоднюю динамику.
Несмотря на уменьшение спроса на ряд инвестиционных товаров, которые активно использовались при подготовке к Олимпиаде, производство промышленной продукции в крае увеличилось на 2,9%. Это несколько ниже 3,2% прироста, имевшего место в январе-сентябре прошлого года.
Объем продукции сельского хозяйства возрос на 8% на фоне 2,9% прироста годом ранее. В отрасли получен рекордный урожай зерна, идёт восстановление численности поголовья свиней.
В транспортном комплексе объем услуг возрос более чем на 35% за счет наращивания объемов перевалки грузов трубопроводным транспортом и увеличения грузооборота в морских портах, а также значительного роста пассажиропотока в период проведения Олимпиады.
Крупные спортивные мероприятия, состоявшиеся в крае, повлияли и на рост объемов потребления товаров и услуг. Темпы роста оборота розничной торговли увеличились со 105,8% в январе-сентябре прошлого года до 107,3% в текущем году, общественного питания — со 104,9% до 109,7%.
Объем оказанных услуг связи увеличился на 5,9% при 5,6% прироста год назад.
При этом немного (на 0,5 п.п.) замедлились темпы роста в оптовой торговле и сфере платного обслуживания населения, составив 106,7% и 106,6%. В тоже время, заметно возросли объемы предоставления платных туристских и гостиничных услуг — на 16,3% и 11,5% соответственно.
В строительстве сложилась отрицательная динамика к уровню прошлого года, связанная с окончанием возведения спортивных и инфраструктурных объектов Олимпиады. За 9 месяцев текущего года объемы выполненных строительных работ в крае снизились на 30%. Такая тенденция сохранится до конца 2014 года.
В текущем году продолжились позитивные изменения качества жизни населения края: возросли денежные доходы кубанцев и уровень оплаты труда работников, сократилась численность безработных.
Среднемесячный размер денежных доходов на душу населения превысил 27 тыс. руб. При этом сохранены высокие темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения — 108% к соответствующему периоду прошлого года на фоне 117,5% годом ранее.
Положительна динамика реальной заработной платы — 102,4% при 106,4% год назад. Номинальная заработная плата достигла 25,5 тыс. руб. в месяц.
Уровень регистрируемой безработицы, как и год назад, составляет 0,6% от численности экономически активного населения.
В органах службы занятости населения по состоянию на 1 октября 2014 года зарегистрировано 15,2 тысяч безработных граждан, что на 5,8% меньше, чем на аналогичную дату прошлого года.
3.2 Задачи инвестиционного развития края
Фактор инвестиционного развития имеет принципиальное значение для решения сложных социально-экономических задач, стоящих перед Краснодарским краем. Достаточно сказать, что доля инвестиций в валовом региональном продукте края в 2013 году составляла 45 %. Именно поэтому край входит в пятёрку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России, а по темпам и абсолютным объёмам притока инвестиций лидирует в Южном федеральном округе.
Согласно Программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 годы цель инвестиционного развития Краснодарского края — обеспечить прирост в объеме инвестиций не менее чем до 31 процента от валового регионального продукта к 2015 году и до 35 процентов по итогам 2017 года [1]. Эта цель связана с реализацией стратегических инвестиционных проектов в приоритетных направлениях развития региональной экономики за счет совершенствования механизма привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата в Краснодарском крае. С точки зрения конкурентных преимуществ приоритетными задачами улучшения регионального инвестиционного климата в Краснодарском крае являются:
— создание благоприятной для инвестиций административной среды;
— создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций;
— формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
— развитие механизмов государственно-частного партнерства;
— создание благоприятных условий для инвестиций в инновационные проекты и стимулирование инновационной деятельности;
— кадровое обеспечение реализуемых инвестиционных проектов;
— стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;
— развитие малого и среднего предпринимательства .
Механизмом достижения поставленной цели и решения вышеуказанных задач станет внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее — стандарт), разработанного автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по поручению Правительства Российской Федерации. В целях обеспечения инфраструктурных условий для увеличения притока инвестиций в развитие указанных приоритетных отраслей на территории Краснодарского края необходимо создание и развитие сети промышленных парков — территориально обособленных комплексов, в границах которых будут располагаться производственные, административные, складские и иные помещения и сооружения, управляемые и обслуживаемые единым оператором. Стандарт содержит 15 базовых требований, реализация которых позволит увеличить приток инвестиций в регион, сформировать инфраструктуру эффективной коммуникации между бизнесом и местными властями. (см.таблицу 6)
Таблица 6 — Основные показатели инвестиционного развития Краснодарского края
№ п/п |
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
1 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд рублей |
658,1 |
485,4 |
685,4 |
750,9 |
822,7 |
|
2 |
Объем инвестиций к валовому региональному продукту, процентов |
45 |
31 |
33 |
34 |
35 |
|
3 |
Количество реализованных основных положений стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, единиц |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Одной из основных составляющих реализации стандарта является разработка новой долгосрочной инвестиционной стратегии устойчивого экономического развития Краснодарского края, основанной на компетентном исследовании экономических процессов, как внутренних, так и внешних (макроэкономических), обоснованном определении точек роста региональной экономики, разработке пошагового плана или «дорожной карты» развития территориально-производственных кластеров .
Очевидно, что инвестиционное развитие Краснодарского края связано с усилением позиций таких приоритетных отраслей, как агропромышленный, курортно-туристский, строительный комплексы, обрабатывающая промышленность, транспортный комплекс и логистика.
В этой связи в Краснодарском крае принят Закон Краснодарского края от 4 июня 2012 года № 2503-КЗ «О промышленных парках Краснодарского края». Государственная поддержка промышленных парков будет осуществляться в соответствии с Законом Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 731-КЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, касающимися инвестиционной и общехозяйственной деятельности.
Промышленные парки должны стать инвестиционными площадками, на базе которых будут размещаться современные производственно-технологические предприятия, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции, обладающей экспортным потенциалом, а также формирующие платёжеспособный спрос на технологические разработки и результаты инновационной деятельности. Это принципиально новое направление инвестиционной политики края, которое на сегодняшний день располагает лишь достаточно продвинутой законодательной базой и никакими практическими шагами по конкретной реализации.
Стратегический анализ сильных сторон и возможностей развития края, проблем и факторов, препятствующих реализации потенциала, проведен на уровне отраслей экономики и социальной сферы, а затем на уровне края в целом с учетом взаимного влияния отраслей друг на друга.
В итоговом SWOT_анализе сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развитию края рассмотрены, прежде всего, с точки зрения места края в реализации целей Правительства Российской Федерации, включая такие позиции, как геостратегическое и транспортное положение края, его экономический и человеческий потенциал, природные ресурсы, система управления, факторы, определяющие конкурентоспособность края, социальная стабильность.
В качестве возможностей для края выделены факторы, определяющие перспективы его развития и потенциал увеличения его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.
В качестве угроз для края рассмотрены внешние и внутренние факторы, которые могут препятствовать реализации краем своего потенциала развития. (см. приложение Б).
Ключевыми проблемами социально_экономического развития Краснодарского края, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации Стратегии, являются:
· недостаточная эффективность деятельности товаропроизводителей и, как следствие, недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, товаров и услуг. В определенной степени это касается уровня предоставляемых услуг в курортном и туристско_рекреационном комплексе, но имеет также особое значение и для стабильности положения в АПК края. Причем эта проблема может существенно обостриться в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию;
· недостаточный уровень развития транспортной и коммунальной инфраструктур, что серьезно сдерживает дальнейшее развитие морских портов и курортов. Кроме того, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры негативно влияет на мобильность населения, снижая его эффективную трудовую активность;
· недостаток энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители;
· наличие ограничений роста в долгосрочной перспективе. Преодоление этих ограничений уже в ближайшие годы потребует реализации инновационного пути развития;
· низкий уровень доходов населения, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
3.3 Стратегическая цель и направления развития Краснодарского края
Стратегическая цель развития Краснодарского края на период до 2020 года — реализация политических, геостратегических и социально_экономических приоритетов Российской Федерации на Юге России и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития.
Для реализации стратегической цели развития Краснодарского края определены следующие стратегические направления:
1) кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры:
· рост доходов населения;
· увеличение продолжительности жизни населения края;
· развитие рынка медицинских услуг, повышение их качества и доступности;
· достижение современного качества образования;
· создание условий, обеспечивающих доступность жилья;
2) обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе реализации государственной структурно_институциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края:
· формирование институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста края;
· обеспечение высоких темпов устойчивого роста отраслей реального сектора экономики края;
3) создание потенциала опережающего развития края для выполнения функции опорного региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества:
· увеличение вклада в прирост ВВП страны;
· формирование ряда стратегических инициатив, имеющих значение для всей страны;
· повышение научного и образовательного потенциала;
· повышение кадрового и социально_экономического потенциала;
· формирование стратегического партнерства власти, бизнеса и гражданского общества;
· укрепление тенденций к росту пассажиро_ и грузопотока;
4) повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально_экономических процессов в крае на основе формирования систем стратегического управления, оптимизации институциональной структуры, пространственного развития и территориального планирования:
· совершенствование систем стратегического управления, пространственного развития и территориального планирования края;
· повышение эффективности управления государственным имуществом и бюджетными учреждениями;
· реализация административной реформы;
· внедрение новых механизмов взаимоотношений с органами местного самоуправления в Краснодарском крае, совершенствование межбюджетных отношений;
· развитие государственной и муниципальной статистики.
Заключение
Краснодарский край находится на юге России, в юго-западной части Северного Кавказа и входит в состав Южного федерального округа. На северо-востоке край граничит с Ростовской областью, на востоке — со Ставропольским краем, на западе с Республикой Крым (через Керченский пролив, сухопутной границы нет), на юге — с Республикой Абхазия. Внутри региона находится Республика Адыгея. Территория края омывается водами Азовского на северо-западе и Чёрного на юго-западе морей.
Из общей протяжённости границы в 1540 километров — 740 километров проходит вдоль моря. Наибольшая протяженность края с севера на юг — 327 км и с запада на восток — 360 км. Территория Краснодарского края занимает площадь 75,5 тысяч квадратных километров.
В связи с проведением в городе Сочи Олимпиады 2014 года произошёл приток инвестиций в инфраструктуру Черноморского побережья Краснодарского края.
В отраслевой структуре краевого ВВП выделяются транспорт (16,2 % против 8,2 % для России в целом) и сельское хозяйство (16,0 % против 7,8 %). Удельный вес промышленности по сравнению со среднероссийским показателем в два раза ниже — 16 % (против 33 % по РФ в целом и 23 % для Южного федерального округа).
Изучая экономический потенциал Краснодарского края необходимо особое внимание уделить основным составляющим: природно-ресурсный потенциал, трудовой потенциал, производственный, научно-технический и экспортный потенциалы. Природно-ресурсный потенциал определяется как совокупность всех видов природных ресурсов, которые можно использовать. Производственный потенциал — это один из основных объектов стратегического анализа регионального развития, включающий реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов. Трудовой потенциал определяется численностью активного трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем и другими качественными характеристиками. Поскольку в процессе рыночных реформ регионы получили значительную финансово экономическую самостоятельность, у них появилась возможность самостоятельно определять направления социально-экономического развития, формировать такую структуру регионального хозяйства, которая бы соответствовала имеющейся ресурсной базе и возможностям ее использования. Сегодня субъекты РФ самостоятельно формируют стратегию социально-экономического развития, и то, на сколько она будет реализуемой, зависит от качества анализа располагаемой базы социально-экономического развития: ресурсов, факторов, условий.
По данному показателю Краснодарский край относится к ограниченному числу регионов РФ, которые на протяжении исследуемого периода продемонстрировали высокие темпы роста. Объём ВРП крае в 2013 г. составил 1 541,1 трлн. руб. Индекс производства по добыче полезных ископаемых в Краснодарском крае снизился с 107,6% за 2011 год до 100,1% за 2013 годПоэтому, несмотря на наблюдаемые темпы роста, по показателям ВРП на душу населения Краснодарского края остается регионом, занимающим хорошие позиции. Развитие экономики области основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение, наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура.
В качестве ключевых проблем в экономической сфере выделяются такие как ограниченный доступ к капиталу и низкая интернационализация бизнеса, которая проявляется в высокой степени износа основных фондов, низкой структуре промышленности и низкой конкурентоспособности продукции, производимой в Краснодарском крае.
Таким образом, ряд проблем в экономике и социальной сфере региона требуют комплексного подхода к их решению и при правильном управлении и стабильной социально-экономической ситуации Краснодарского края может достичь высокого уровня развития экономики.
Библиографический список
1. Ашхотов В.Ю. Оценка экономической устойчивости развития регионов Южного федерального округа// Terra Economicus. — 2009. — Т. 7, № 3-2. — С. 264-267.
2. Игонина Л.Л. Конкурентоспособность национальной экономики: инновационные императивы и финансовые регуляторы // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 7. — С. 12-20.
3. Молчан А.С. Стратегические приоритеты формирования и ориентиры развития инновационного потенциала региональных социально-экономических систем (на примере Краснодарского края). Научный вестник Финансового ун-та (Краснодар): Вып.6. — Краснодар: Краснодар. фил. Финансового ун-та при Правительстве российской Федерации, Изд. В.В. Арнаутов, 2013. — С. 31-37.
4. Сидоров М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России: учебник /М.К. Сидоров.- М.:ИНФРА — М, 2010. — 400 с.
5. Экономическая и социальная география России: учебник / Под ред. А.Т. Хрущева. М.: КРОН-ПРЕСС, 2011. — 456 с.
6. Чернова Т. В. Учебное пособие по экономической статистике [Электронный ресурс]. <http://www.aup.ru/books/m81/10.htm > (15.12.2014).
7. Яковлева А. В. Экономическая статистика. [Электронный ресурс]. <http://www.be5.biz/ekonomika/s006/10.htm> (15.12.2014).
8. Сайт Администрации Краснодарского края [Электронный ресурс]. <http://admkrai.krasnodar.ru > (24.11.2014).
9. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края. [Электронный ресурс]. < http://www.krasnodar.ru/content/36/show/29838/> (24.11.2014).
10. Сайт Федеральной государственной статистики [Электронный ресурс]. <http://www.gks.ru> (24.11.2014).
11. Закон Краснодарского края № 2767-КЗ от 9 июля 2013 года «О программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 годы». — URL: http://www.consultant.ru.
Приложение А