Содержание
Содержание
Введение
1.Характер и содержание труда современного руководителя предприятия
1.1. Содержание управленческой деятельности, функции руководителя
1.2. Организация процессов труда руководителя
1.3.Организаторские способности современного руководителя
2. Анализ труда руководителя ООО «Соло»
2.1. Характеристика обязанностей, функций и качественные характеристики управленческого персонала ООО «Соло»
3. Направления по совершенствованию организации управленческого труда и его эффективности
3.1. Планирование рабочего времени руководителя
Заключение
Список используемой литературы
Выдержка из текста работы
В настоящее время в деятельности многих организаций и фирм возникает вопрос эффективного управления. В связи с этим тема данной курсовой работы не вызывает сомнения в ее актуальности, ведь от работы руководителя в большей мере зависит достижение наилучших результатов деятельности предприятия при наименьших затратах.
Слово «менеджмент» (от английского “menagement”) означает «управлять в хозяйственной сфере» (фирма, магазин, оптовая база и т.д.). Менеджер — руководитель, работающий в хозяйственной, прежде всего производственно-рыночной, сфере и имеющий соответственно этому свои цели и функции (управления производством, разработкой новых изделий, кадрами, маркетингом и т.д.).
В последние годы на теории управления значительно повлияла «новая школа», основная цель которой — повышение рациональности решений. Первые шаги «новой школы» связаны с применением метода исследования операций в области управления производством, который выражается в построении математических моделей наиболее часто встречающихся подзадач управления.
Сущность системного подхода в управлении характеризуется:
1) формированием целей и установлением их иерархии (формирование «дерева целей»); 2) получением максимального эффекта в достижении поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора; 3) количественной оценкой целей и средств их достижения.
Существующие теории организации и управления все чаще оказываются не в состоянии ответить на усложняющиеся нужды практического управления.
Этим объясняется появление «ситуационной теории управления», цель которой — переориентировать теории управления в практику управленческой деятельности. Американский специалист по управлению Р. Моклер считает, что нужно разрабатывать ситуационные принципы, которые могут быть полезными в конкретных деловых ситуациях. Эта предпосылка стала постепенно доминировать в системе подготовки и повышения квалификации менеджеров. Ситуационный подход затрагивает в настоящее время почти все основные школы и направления американской теории организации и управления. Однако некоторые американские теоретики, несмотря на успехи, достигнутые путем «новейших методов» управления, доказывают, что руководство — это прежде всего искусство, не поддающееся правилам и канонам, а поэтому наука управления не существовала, не существует и в принципе вообще невозможна.
С углублением социально-экономических процессов и формированием рыночных отношений общество все больше внимания уделяет интеллектуальным проблемам, потенциалу руководителей, предприятий и организаций.
Вряд ли кто-нибудь будет спорить с утверждением о том, что доходы любой организации зависят от того, насколько профессионально в ней работает руководитель.
Теоретически любая организация может достичь самых высоких целей, любых прибылей при наличии одного условия — если у нее есть специалисты, способные решать поставленные задачи.
Для процветания организации можно назвать две ключевые задачи, требующие пристального внимания:
1. Правильный подбор стиля и методов руководства.
2. Межличностные отношения в трудовом коллективе.
Руководители управляют, используя свой знания и опыт. Знания помогают определить нужную стратегию и принять компетентное решение, а интуиция подсказывает, как истинно управлять и контролировать. Поэтому управление является не только наукой, т.е. системой знаний, но и искусством..
Целью курсовой работы является показать, что конкретно представляет из себя современный руководитель на современном предприятии, в чем заключается его работа, какие функции возложены на него, и на основе этого сказать, насколько велика роль руководителя в успешном существовании, развитии и процветании как отдельно взятого подразделения в условиях рыночной экономики, так и в целом всего предприятия для развития экономики страны в целом.
Основная часть
Раздел 1. Теоретическая часть
1.1 Роль руководителя в системе управления
Все работники аппарата управления объединений, предприятий, организаций в зависимости от выполняемых в процессе своего труда функций разделяются на три категории: руководители; специалисты; технические исполнители. Руководители — это генеральные директора объединений, директора предприятий, начальники цехов, бригадиры, начальники функциональных отделов (ПЭО, ОМТС, ОАСУ и др.), начальники бюро. Специалисты — это инженеры, техники, экономисты. Технические исполнители — учетчики, секретари, машинистки, операторы счетных машин и др. Содержанием труда всех работников аппарата является выполнение полного управленческого цикла, который включает следующие общие функции управления: 1) прогнозирование и планирование; 2) организацию работы; 3) координацию и регулирование; 4) активизацию и стимулирование; 5) контроль, учет и анализ.
Исполнение этих функций и составляет содержание труда работников аппарата управления. Особая роль в осуществлении этих функций принадлежит руководителям, поскольку их знания, умение и деятельность коренным образом влияют на результаты труда коллектива.
Труд руководителя носит в основном умственный характер. Результатом этого труда являются решения и действия руководителя. Цель труда руководителя — организация совместных усилий коллектива, направленная на достижение эффективных конечных результатов.
В условиях изменившихся экономической и политической систем в стране роль руководителя любого уровня резко возрастает. Научно-технический прогресс приводит к постоянному усложнению процессов управления производством. Эффективность труда руководителя во многом зависит от стиля его руководства.
Стиль руководства — это устойчивая система способов, методов и форм, используемая в практической деятельности конкретным руководителем. Различают общий и индивидуальный стили руководства. Общий стиль руководства проявляется в научном подходе ко всем общественным процессам, в высокой требовательности, нетерпимости к бюрократизму и формализму в управлении. Конкретно он может выражаться в практическом применении руководителем современных принципов управления, использовании стандартов по управлению и т.д. Индивидуальный стиль зависит от личных качеств руководителя, его характера, темперамента, знаний, опыта, убеждений, способностей. Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от каждой конкретной ситуации применяются различные стили в определенных сочетаниях.
В зависимости от личных качеств различают три типа руководителей: автократ, демократ, либерал, а индивидуальный стиль руководства соответственно — автократический, демократический, либеральный.
Автократический (директивный) стиль управления характеризуется максимальной централизацией власти руководителем в своих руках. Руководитель-автократ единолично решает все вопросы, не советуясь, как правило, с коллективом и ближайшими помощниками; старается участвовать во всех делах, не позволяет подчиненным принимать какие-либо решения без его санкции, не терпит возражений и замечаний в свой адрес, требует строгого выполнения приказов, инструкций. Руководители такого стиля обычно не информируют коллектив о действительном состоянии дел на руководимом объекте, не раскрывают перед ним перспектив развития объекта, а указывают только ближайшие задачи. При таком стиле руководства снижается активность, инициатива сотрудников, их ответственность, складывается неблагоприятный психологический климат……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе раскрыты основные проблемы власти и партнерства в современной системе менеджмента, описан портрет современного руководителя-лидера, который в полной мере способен использовать все свои знания и умения для успешного существования его предприятия в сложных условиях действительности. От сегодняшнего лидера требуется активное отношение к внедрению новых методов планирования и распределения работы, принятие, своевременных решений и широкий взгляд на вещи. Не каждый из профессионалов может руководить современным производством.
В не малой степени это зависит от психологических, нравственных, организаторских, логических и многих других качеств человека.
В своей работе я постаралась описать всю многогранность свойств современного руководителя. Были подробно рассмотрены функции и типы руководителей, качества личности, способности, организаторские возможности, стили и методы руководства.
Проведенная методика характеристики современного руководителя была спроецирована на нынешнего Генерального директора ВОАО «Химпром» благодаря чему появилась возможность охарактеризовать его деятельность в качестве руководителя. В результате опроса работников ВОАО «Химпром» работа Генерального директора можно отнести к типу руководителей «организаторов» стиль его руководства как демократический, а используемые им методы управления нельзя отнести к какому-нибудь одному, правильнее будет их назвать смешанные.
Во втором разделе моей курсовой работы сделан ряд расчетов и тестирований касающихся непосредственно коллектива ВОАО «Химпром». Было выяснено, что Генеральный директор предприятия использует в руководстве демократический стиль управления.
В связи с этим высшему руководству ВОАО «Хмпром» можно посоветовать наращивание темпов совершенствования методов управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя./ А. В. Алексеев, В. А. Пигалов – М.: Технологическая школа бизнеса, 2000. – 144 с.
2. Битянова, М. Р. Социальная психология. / М. Р. Битянова – М.: МПА,2001. – 253 с.
3. Вудкок, М. М., Раскрепощенный менеджер. / М. М. Вудок, Д. А. Френсис – М.: 2001. – 141 с.
4. Герчикова, И. Н. Менеджмент Учеб. 2-е изд. перераб.
и доп. / И. Н. Герчикова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 480 с.
5. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента. Учебник / Н. И. Кабушкин — Мн.: ЗАО «Экономпресс», НПЖ «ФУА», 2002. – 284 с.
6. Кохно, П. К. Менеджмент. / П. К. Кохно – М.: Финансы и статистика, 2003. – 188 с.
7. Логинова, А. Ю. Некоторые принципы управления. А. Ю. Логинова/ / Управление персоналом, 1997.- №9
8. Логинова, А. Ю. Какой должна быть система управления. А. Ю. Логинова // Управление персоналом, 1998.- № 7
9. Магура, М. А. Поиск и отбор персонала — проблемы и перспективы. М. А. Магура // Управление персоналом, 2000.- № 9
10. Маккей, Х. Как уцелеть среди акул. Х. Маккей / – М.: Экономика, 1997. – 125 с.
11. Рапопорт, В. Ш. Диагностики управления: практический опыт и рекомендации. В. Ш. Рапопорт / – М.: 1999. – 104 с.
12. Сергеев, А. Л. История менеджмента. А. Л. Сергеев, В. В. Воловой / – М.: 2000. – 243 с.
13. Скрипник, К. Д. Еще раз о качествах руководителя. К. Д. Скрипник // Управление персоналом, 1997.- № 8
14. Скрипник, К. Д. Стиль управления как мотивирующий фактор К. Д. Скрипник // Управление персоналом, 1999.- № 8
15. Старобинский, Э. Е. Авторитет менеджера. Э. Е. Старобинский // Управление персоналом, 1997.- № 6
16. Сухарев, В. П. Качества которыми должен обладать руководитель. В. П. Сухарев // ЭКО, 2001.- № 3
17. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия. Учебно практическое пособие. В. В. Травин, В. А. Дятлов / – М.: Дело, 1998. – 272 с.
18. Терентьев, Н. Н. Методология управления предприятием на основе самоорганизации. Н. Н. Терентьев // Консультант директора, 2000.- № 1
19. Тренев, Н. Л. Организационная структура. Н. Л. Тренев // Менеджмент в России и за рубежом, 2003.- №7
20. Тренев, Н. Л. Организационная структура. Н. Л. Тренев // Консультант директора, 1999.- № 2
21. Тренев,Н. Л. Стратегическое управление. Н. Л. Тренев / – М.: Финансы и статистика, 1999. – 243 с.
22. Тренев, Н. Л. Организационные структуры. Н. Л. Тренев // Консультант директора, 2000.- № 6
23. Тренев, Н. Л. Управление финансами. Н. Л. Тренев // – М.: Финансы и статистика, 1999. – 346 с.
24. Уткин, Э. А. Профессия – менеджер. – Э. А. Уткин / М.: Экономика, 1992. – 452 с.
25. Шекшня, С. В. Управление персоналом в современной организации. С. В. Шекшня // Управление персоналом, 1997.- № 5– 2