Содержание
Введение2
1 Теоретические основы методики воспитания5
1.1 Методы воспитания5
1.2 Демократичный подход к воспитанию8
2 Гуманитарно-демократическое воспитание15
2.1 Содержание, формы и методы воспитания младших школьников15
2.2 Стили и методы воспитания19
Заключение23
Литература25
Выдержка из текста работы
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
_____________________________________________________________
Кафедра педагогики и психологии
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа по дисциплине «Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований»
Выполнила:
студентка группы НТ-304о ПСНО
Проверила:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии НТГСПИ (ф) РГППУ
Нижний Тагил
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.….6
1.1. Эстетическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема…………………………………………………………………………..6
1.2.Методы эстетического воспитания младших школьников………………..15
1.3.Особенности эстетического воспитания младших школьников ……..….18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………..………24
2.1Методы диагностики эстетического воспитания младших школьников…24
2.2.Методы обработки данных исследования эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………….25
2.3.Организация, проведение и анализ результатов исследования эстетического воспитания младших школьников (МБОУ СОШ № 58, г. Н. Тагил)….………………………………………..…………………..……..28
ВЫВОДЫ ПОВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…………33
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой составляющей формирования личности. Его определяющим фактором является искусство во всех проявлениях. С его помощью осуществляется разностороннее развитие ребенка, в том числе и в сфере эмоций. Также под влиянием искусства формируется образное мышление, понимание красоты и творческие способности.
По мнению многих педагогов, психологов, исследователей (Б.М. Неменский, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский) формировать эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном – школьном возрасте.
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности, призвана система эстетического воспитания.
Для того чтобы данная система воздействовала на ребенка более эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую особенность: « Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [20].
Основой системы эстетического воспитания является искусство: скульптура, архитектура, музыка, кино, театр и другие виды художественного творчества.
Приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества можно воспитать образованного, высоконравственного современного человека.
Анализ психолого-педагогической литературы позволили выявить противоречие между необходимостью развития эстетического воспитания младшего школьника и отдельными недостатками в выборе методов осуществления данного процесса.
Проблема связана с поиском продуктивных методов эстетического воспитания младших школьников, соответствующих их возрастным и психологическим особенностям.
Объект исследования: эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности эстетического воспитания младших школьников.
Цель курсовой работы: теоретически обосновать и эмпирически выявить особенности эстетического воспитания младших школьников.
Исходя из цели и задач исследования, выдвигаются следующие гипотезы исследования:
Н0 – можно предположить, что эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста не зависит от гендерных особенностей.
Н1– можно предположить, что уровень эстетического воспитания у мальчиков ниже, чем у девочек.
Задачи исследования:
1. на основе изучения анализа психолого-педагогической и методической литературы описать сущность эстетического воспитания младших школьников;
2. охарактеризовать продуктивные методы эстетического воспитания младших школьников;
3. обосновать выбор и дать характеристику диагностических методов и методик, предназначенных для изучения развития эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста;
4. обосновать выбор и дать характеристику методов статистической обработки данных, адекватных целям и задачам проведенного исследования особенностей эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста;
5. организовать и провести эмпирическое исследование особенностей эстетического воспитания младших школьников, обработать полученные данные с использованием методов статистики, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретического исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, сравнение;
— эмпирического исследования: наблюдение, методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных выполненные в программе MSExcel 2007.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 58, г. Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 12 детей 2 класса, в возрасте от 7-9 лет.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем курсовой работы составляет 34 страницы. В работе 2 таблицы и 1 рисунок. Список литературы включает 25 источников.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Эстетическое воспитание младших школьников, как педагогическая проблема
Эстетическая воспитанность – это результат, качественный показатель эффективности осуществления процесса эстетического воспитания.
Педагогам, занимающимся формированием эстетической воспитанности школьников, следует помнить, что в его основе лежит органическое единство развитых способностей, эстетического восприятия, эмоционального переживания, воображения, образного мышления, а также определенный запас художественно-эстетических впечатлений и представлений учащихся. Вместе с тем эстетическая воспитанность включает в себя и наличие эстетического вкуса, под которым понимается способность чувствования и оценки совершенного и несовершенного в искусстве и в жизни.
Применительно к младшему школьному возрасту понятие «эстетическая воспитанность» определяется как единство эстетических чувств, начальных представлений и понятий ребенка о прекрасном и безобразном, его ценностно-художественных ориентаций и проявление их в художественно-творческой деятельности и в поведении.
Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выявив теоретические основы эстетического воспитания младших школьников, проанализировав несколько различных направлений исследований эстетического воспитания, можно сделать вывод о том, что все они являются мощными теоретическими течениями с богатой и хорошо разработанной эмпирической базой, все они связаны с именами известных отечественных и зарубежных ученых-психологов, чьи заслуги в изучении творческих способностей огромны и неоспоримы.
Были выявлены возрастные особенности младшего школьного возраста. Значение эстетического воспитания в жизни школьников велико. Оно способствует лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Диапазон эстетических задач в школе необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.
Для изучения эстетического воспитания младших школьников предлагается множество методик..
Обработка результатов показала, что различия между мальчиками и девочками по уровню эстетического воспитания имеются, это подтверждает альтернативную гипотезу.
Цель и задачи курсовой работы выполнены, подтверждена альтернативная гипотеза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики : учебное пособие для студентов вузов / А. С. Белкин. — М. : Academia, 2000. — 187, [1] с.
2)Беляев, А.А. Эстетика : Словарь / [Абрамов А. И. и др.; Под общ. ред. А. А. Беляева]. — Москва : Политиздат, 1989. — 445 с.
3)Волков, Б.С. Психология младшего школьника : учебное пособие / Б. С. Волков. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Эксмо, 2010. – 269 с.
4) Гаджиева, Х.С. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся: учебное пособие / Х.С. Гаджиева. – М.: Политиздат, 2007. – 234 с.
5) Гуртова, Т.Т. Танец в системе эстетического воспитания: учебное пособие / Т.Т. Гуртова. – М.: Искусство, 2007. – 176 с.
6) Гин, С.И. Мир фантазии : Метод. пособие для учителя нач. шк. / С.И. Гин. — М. : Вита-Пресс, 2001. – 125, с.
7) Гaфитулин, Т.М. Дoстoйный oтвeт нa oскoрблeниe: учебное пособие / Т.М. Гафитулин – М.: Вита-Пресс, 2000. – 235 с.
8)Дремов, А.К. Эстетический идеал советской литературы / А. К. Дремов, д-р филол. наук, проф. — Москва : Знание, 1973. — 62 с.
9) Егунова, Н.К. Игрушки своими руками./Искусство в школе: учебное пособие / Н.К. Егунова. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 189 с.
10) Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. – 5-е изд. – М. : НОУ ВПО «МПСИ» : Флинта – 2011. – 3
11) Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника / И.П. Ильинская – М.: Искусство, 2009. – 431 с.
12) Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР / Н.И. Киященко – М.: Искусство, 1971. – 160 с.
13) Левитман, М.Х. Экология — предмет: интересно или нет? / М. Х. Левитман. — СПб. : Лениздат : Союз, 2001. – 77 с.
14) Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников : учебное пособие / Б. Т. Лихачев. – М. : Просвещение, 1985. – 175 с.
15) Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. – Москва : Педагогика, 1972. — 159 с.
16) Любимова, Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова – Минск : Пачатковая школа, 2008. – 308 с.
17) Марченко, Е.М. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств / Е.М. Марченко – Москва : Педагогика, 2008. – 127 с.
18) Михайлова, А.Я. Ребенок – художник и театр кукол / А.Я. Михайлова – Москва, 1991. – 230 с.
19) Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных : Учебное пособие. – 3-е изд., стереотип. – СПб. : Речь. – 2012.
20) Неменский, Б.М. Распахни окно: Мысли художника об эстет. воспитании. – Москва : Мол. гвардия, 1974. – 186 с.
21) Поддубская, Г.С. Воспитательная работа в начальной школе: Педагогическая диагностика: методические указания / Г.С. Поддубская – Москва, 2010. – 267 с.
22) Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии – СПб. : Речь. – 2007.
23) Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. действ. чл. АПН РСФСР В.Н. Шацкой ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т худож. воспитания. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955. — 184 с.
24) Янковская, Н.Н. Игра, импровизация, самоопределение.Искусство в школе / Н.Н. Янковская – Москва, 2007. – 97 с.
25) Я познаю мир: Детская энциклопедия: природа/Под ред. О.Г.Хинн- М.: АСТ,1996. – 303 с.