Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Психологическая характеристика подросткового возраста…………………4
2. Групповая психологическая работа с подростками…………………………8
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………..17
Выдержка из текста работы
Понятие «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию. Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные» дети или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» — это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества [12].
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина — психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Поэтому проблема изучения девиантного поведения актуальна.
Проблемы "трудных" подростков и их разрешение нашли широкое отражение, как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Проблемы появления девиантного поведения рассмотрены И. В. Калита, В. М. Димов. , В. Г. Степанов
Причинам появления девиантного поведения у детей и подростков уделяют внимание такие авторы как В. Г. Степанов, С. А. Косабуцкая, Л. С. Нагавкина.
Реабилитационная работа с детьми и подростками «группы риска» представлена в работах С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова.
Групповую работу с "трудными" подростками рассматривают Л. О. Пережогин, А. П. Грецов, Е. В. Емельянова, Р. Смид.
Объектом исследования является социально-психологическая работа с "трудными" подростками в группах.
Предметом являются методы исследования социально — психологической работы с "трудными" подростками в группах.
Цель курсовой работы: изучить методы исследования социально — психологической работы с "трудными" подростками в группах.
Данная цель раскрывается в следующих задачах:
. Рассмотреть теоретический основы содержания социально — психологической работы с "трудными"подростками.
. Охарактеризовать основные методы исследования социально — психологической работы с "трудными" подростками в группах.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
. Теоретический анализ содержания психо-социальной работы с "трудными" подростками
.1 Теоретические основы проблемы девиантного поведения у «трудных» подростков
Трудный подросток — это ребенок, вступивший в стадию пубертата (полового созревания), поведение которого отклоняется от общепризнанных социальных норм.
Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины — «делинквентность», «девиантность» и «аддиктивность». [12] Под делинквентным поведением понимают действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций. [10]
Под девиантностью понимают отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное и аддиктивное, так и другие нарушения поведения выходящие за рамки правовых и нравственных стандартов данного общевства.
К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.
Наиболее распространѐнным видом девиаций в подростковой среде считается нарушение общественного порядка, потом — нравственные нарушения (пьянство, проституция, наркомания); агрессивное поведение; бродяжничество, утрата связи с обществом; экономические формы девиации: рэкет, незаконные операции с валютой; культурный вандализм; религиозные нетрадиционные общины [6]
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. [15]
Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. [15]
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родите лей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Жестоким обращением называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка.
Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно — ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации.
Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие — вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.
. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида. [15]
Таким образом, на формирование отклоняющего поведения у подростка влияет множество факторов — биологические, психологические, социально педогагические, социально — экономические, морально — этические.
Девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. Такие подростки нуждаются в помощи, поддержке и понимании со стороны.
.2 Социально — психологические техногии работы с "трудными" подростками
девиантный поведение трудный подросток
Социально — психолошическая работа имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Психодиагностика, как правило, не является самостоятельным направлением работы и не должна быть целью психологической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, как правило, решающий промежуточные практические задачи. Рассмотрим подробнее два основных вида социально — психологической помощи подросткам — профилактику и реабилитацию.
Под социальной профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. [4]
Социальную профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.
Первичная социальная профилактика направлена изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания; изучение и нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка, так же направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения [4], возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития подростка [6].
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков [4].
Социальные и педагогические технологии первичной профилактики осуществляются посредством:
воздействия средств массовой информации;
обучающих технологий;
создания социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодёжные просоциальные организации и т. д.);
антинаркотических и антиалкогольных мотивационных акций;
системы деятельности социальных работников и волонтёров;
системы ювенальной юстиции;
Вторичная профилактика направлена исследование генографии семьи; коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ; наличие четких семейных ролей, недопущение совершения ребенком или подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
Социальные технологии вторичной профилактики включают:
формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, алкоголя, если оно имеет место;
формирование мотивации на изменение поведения;
формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.
Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, предотвращение совершения повторного преступления подростком, на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде, уменьшение вероятности повторного появления отклоняющегося поведения. Целью технологии третичной профилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы).
Социальные технологии третичной профилактики включают:
тренинги профилактики рецидивов;
формирование мотивации на изменение поведения;
тренинги когнитивного развития
индивидуальную и групповую терапию, направленную на развитие личностных и средовых ресурсов.
формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;
развитие навыков социального поведения, социальной компетентности [6].
Для осуществления перечисленных выше социально — психологических технологий можно выделить два основных метода — беседа и консультирование.
Индивидуальная профилактическая беседа, направленная на преодоление девиантного поведения ребенка и определения путей его выхода из трудных ситуаций. Профилактическая беседа, как правило, должна, включать в себя четыре этапа:
начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». На этом этапе беседы важно выслушать ребенка терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны;
второй этап — установление последовательности событий, которые привели к проблеме возникновения данного поведения;
третий этап — совместное планирование деятельности по преодолению возникшей проблемы;
завершающий этап — его главная задача: окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка ребенка [6].
Еще одним методом профилактики является консультирование. Основная цель социально-психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру.
Консультирование в области профилактической работы с "трудными подростками" имеет следующие задачи:
информирование родителей (педагогов, социальных работников и др.) о возрастных и индивидуальных особенностях изучаемого субъекта;
своевременное выявление у субъектов первичных психосоматических отклонений и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
предупреждение вторичных отклонений в области развития и рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с психопатологами и врачами);
составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения субъекта для объектов воздействия (педагоги, родители, социальные работники и др.);
составление рекомендаций по воспитанию в семье (совместно со специалистами по семейной терапии, социальными работниками, педагогами);
проведение коррекционной работы в специальных группах при консультации с детьми и родителями [6].
Одной из важнейших и наиболее сложных задач профилактики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьей.
Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют разнообразные факторы:
социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия);
медико-санитарные (вредные с точки зрения экологии условия труда и быта, хронические заболевания родителей, плохая наследственность, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);
социально-демографические (неполная либо многодетная семья, семья с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
социально-психологические (деструктивные отношения между родителями, между родителями и детьми, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации);
криминогенные факторы (алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи и т.д.).
Поэтому социальному работнику необходимо уметь выстроить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьей с целью профилактических мероприятий по возникновению социальных отклонений детей. Л.Б. Филонов выделяет шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения. Наиболее важные из них следующие:
на начальной стадии необходимо завоевать доверие родителей: «снять» с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем положительные качества, которые были бы приятны для родителей, что в целом должно снять подозрительность и напряжение, которые могут испытывать родственники подростка к социальному работнику.
Расширение тем доверительных бесед, создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, когда родителям необходим социальный работник как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.
Утвердившиеся доверительные отношения перерастают в активное взаимодействие семьи и представителей превентивных служб [6].
Другим направлением психосоциальной работы с дезадаптированными подростками является их реабилитация. В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации — приспособления к нему.
Следовательно, реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.
Социально — психологическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:
профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
содействие в возвращении в семью;
обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;
забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.
Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.
Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.
Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.
Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.
Для подростков в ходе реабилитационной работы можно использовать как групповые, так и индивидуальные коррекционные и психотерапевтические методы.
Групповые формы во многом предпочтительнее, но индивидуальные в ряде случаев являются неотъемлемой частью реабилитационной программы. В целом в пользу групповых форм работы свидетельствуют: общие законы формирования групп, соответствующие принципам естественного построения структуры подросткового коллектива с присутствием лидера, «экспертов», группы поддержки («пелитона»), отверженных и оппозиции, образующих динамичную и крайне чувствительную к внешнему воздействию систему обоюдных внутренних отношений; приобретение подростками опыта положительного социального взаимодействия, закрепление социально одобряемых или хотя бы социально допустимых форм межличностного контакта в группе и на межгрупповом уровне; подростки получают от других членов группы необходимую им поддержку, делятся внутри группы информацией, которая воспринимается при передаче от сверстника более достоверной, нежели при получении от старших (врача, учителя, социального работника, сотрудника КДН), в зависимости от своих способностей и уверенности в своих силах они могут в части случаев выполнять активные роли, а части — оставаться зрителями, осуществляя таким образом общий групповой терапевтический эффект; группа способствуют личностному росту, в ней легче выражать свое эмоциональное состояние, усваивать новые модели поведения, в том числе и в процессе взаимодействия с руководителем группы (психотерапевтом, психологом).
Немаловажным плюсом групповой работы является экономический эффект: групповая работа значительно дешевле.
В ходе групповой работы в группе протекают параллельно несколько процессов, которые в совокупности (независимо от типа группы, формы руководства группой, направления терапии) приводят к следующим эффектам: сплоченности группы, росту надежды на благополучный исход, единству, универсализации форм реагирования, росту альтруизма, обмену информацией, межличностному обучению и личностному индивидуальному росту, развитию навыков общения, подражанию другим членам группы, катарсису.
Достижение катарсиса является переломным этапом в работе группы и конкретного участника: достигается облегчение, снимаются индивидуальные препятствия для продуктивной работы, растет уверенность в себе, что в целом отражается на качестве работы группы.
Таким образом, психосоциальная работа с подростками направлена на
профилактику девиаций и реабилитацию детей уже имеющих отклоняющееся поведение.
Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Суть профилактической деятельности является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь сложной для ребенка жизненной ситуации, которая может стать ситуацией риска. По мимо работы не посредственно с подростками, нужно учитывать и их ближайшее окружение, в частности семью.
Реабилитация направлена на возвращание подростка к нормальной жизнедеятельности в контексте современного общества. Она требует комплексной работы психологов, педагогов, социальных работников, в некоторых случаях врачей и проводится, как правило, на базе специализированных учреждений. Включает в себя три этапа — диагностика, неспосредственные реабилитациаонные мероприятия и постреабилитация. Может проводится идивидуально и в групповом варианте, последний часто являтся предпочтительней.
.3 Организация групповой работы с подростками с отклоняющимся поведением
Выбор групповой формы работы с "трудными" подростками можно объяснить рядом причин. Групповая работа:
позволяет бороться с мифом об уникальности;
снижает дискомфорт от взаимодействия взрослого и подростка, имеющий место в индивидуальной работе;
позволяет отрабатывать социальные навыки;
повышает самооценку;
развивает навыки уверенного поведения.
Среди форм групповой работы можно выдилить тренинговые группы, гештальт-группы, группы арт-терапии, психодраматические группы. Рассмотрим их более подроно.
Тренинговые группы могут быть различными по составу. Одна и та же тренинговая методика может быть адаптирована для малых (5-7 человек), средних (8-15 человек) и больших (16-25 и более участников) групп. Разумеется, возможности по модификации методик не безграничны, но опыт показывает, что для работы с каждой новой группой в сценарий работы неизбежно вносятся изменения, что однако не мешает, как правило, достигать поставленных перед группой целей.
Тренинговая группа функционирует в качестве группы обучения, группы самопрезентации, позволяет осуществлять экспериментирование в области подачи информации, приобретения коммуникационных навыков, поведенческих навыков и разработку поведенческих стратегий. В последнем случае особенно важна возможность моделирования ситуаций и выработки поведенческих стереотипов, в том числе, если речь идет о ситуациях провоцирующих, имеющих внутренний «криминогенный заряд». Многие зарубежные исследователи, изучавшие опыт тренинговых групп (преимущественно в США и Канаде) давно пришли к выводу, что особую пользу групповая терапия оказывает на лиц, чьи внутренние установки и личные навыки расходятся с традиционными, в том числе — с доминирующими в группе. [19]
Этот факт, в частности, позволяет объединять в единую группу детей из популяции социального риска и их «благополучных» сверстников: то, что оказывается неосуществимым в рамках школьного класса (большинство социально неблагополучных подростков становятся изгоями в школьном коллективе), успешно реализуется в процессе тренинга. Итогом работы является таким образом, не только обучение, но и формирование коллективных отношений на качественно новом уровне. [21]
Гештальт-группы. История гештальт-групп неразрывно связана с принципами гештальт-терапии Ф. Перлза, разработанными на основе работ психоаналитиков, прежде всего — К. Хорни и В. Райха. Сам Ф. Перлз рассматривал гештальт-психотерапию как индивидуальную работу с пациентом. Сегодня, напротив, наиболее активно развивается ее групповая форма. Цель работы группы — достижение ее участниками зрелости (в понимании Ф. Перлза — оптимального состояния личности, возникающего при преодолении тревоги, страха, осознании своих возможностей и умения добиваться всего своими силами) путем перехода к новым, продуктивным формам поведения. Группа в данном случае оказывает каждому участнику поддержку, создает условия для переживания нового опыта, вносит в индивидуальную работу каждого участника элемент «драматизации», создает общий фон, которым является сам групповой процесс взаимодействия. В ходе групповой работы терапевт осуществляет шесть основных подходов в отношении каждого участника. [21]
К ним относятся:
развитие навыков осознания (т.е. приобретение непосредственного опыта осознания и усвоения собственных переживаний здесь и сейчас);
интеграция полярностей: с точки зрения Ф. Перлза и его последователей все, что мы воспринимаем как борьбу с другими, есть конфликт с самим собой; в рамках интеграции полярностей используют методики «горячего стула», «пустого стула», что похоже на ряд упражнений в психодраме;
облегчение доступа к чувствам — включает анализ чувств, в основном — путем разыгрывания ролей, в которых можно проявлять свои чувства: ролей родителей, учителя, товарищей, себя в детском (дошкольном) возрасте;
анализ фантазий и сновидений — включает перенос их в настоящее, переживание в условиях группы, отождествление с персонажами сновидений, в том числе — неодушевленными, проработка этих образов;
принятие ответственности — прежде всего на уровне применения личного отношения к своим действиям; например, один и тот же тезис можно осознавать в различной степени личности: «подросткам нельзя пить водку» совсем не тождественно «мне нельзя пить водку» и тем более «я не буду пить водку»;
преодоление сопротивления — особый шаг, характерный для многих направлений психотерапии; для Ф. Перлза сопротивление выражается в том, что участник группы отказывается выполнять упражнения, как бы «вовремя одергивает себя»; как правило, сопротивление — следствие внутреннего напряжения, защиты, и снимается путем установления доверительных отношений (прежде всего — с самим собой). [19]
Группы арт-терапии. Арт-терапия (терапия искусством, терапия творчеством) является одним из наиболее доступных и весьма продуктивным методом работы с подростками. Основу работы составляет не столько сам процесс творчества, сколько общение с терапевтом на уровне символов, образов. [21]
Кроме работы с образами, сам процесс выполнения задания (картины, скульптуры, рисунка и т.д.) способен решить ряд проблем на пути к следующим целям:
наладить отношения между пациентом (группой) и терапевтом. Идеальный вариант — когда терапевт ведет занятия по арт-терапии один, если же ему помогает котерапевт (художник) то их отношения должны быть гармоничными;
сконцентрировать внимание на собственных чувствах, переживаниях, проработать как зрительные, так и кинестетические ощущения;
повысить самооценку по мере достижения успехов в искусстве, приобретения технических навыков живописи, ваяния;
получить материал для психологической и психотерапевтической оценки, интерпретации рисунков;
проявить (пускай в символах) чувства и ощущения, которые пациент привык подавлять или не склонен делиться ими с терапевтом открыто.
Задания в ходе терапевтической работы носят характер спонтанного творчества или выполнения сформулированных терапевтом сюжетов. Следует учитывать, что арт-терапия является не столько самостоятельным направлением в терапии, сколько представляет собой реализацию основных идей психоанализа, гештальт-терапии, гуманистического направления психотерапии в целом [17]. Этим определяется практически неограниченный набор упражнений и техник, которые могут быть использованы. В работе с подростковыми группами арт-терапия является одним из перспективных направлений.
Группы психодрамы. Центральное место в психодраме занимает ролевая игра. В какой-то мере психодрама опирается на имеющиеся у каждого человека актерские способности, но между театром и ролью в психодраматической постановке существует принципиальное различие: в психодраме нет сценария, царит спонтанность, произвольный выбор ролей, достигающих гротескного воплощения. Итогом психодраматических упражнений должны являться катарсис и инсайт, т.е. внезапное обретение понимания сути проблемы, ключа к разгадке.
В процессе классической психодрамы последовательно осуществляются три стадии: разминки (предшествующая действию стадия релаксации и вживания в роли), собственно действия и интеграции (анализ действия).
Как правило, в подростковых группах реализовать все приемы психодрамы не представляется возможным, но часть техники и методов можно перенести в другие формы групповой и индивидуальной терапии.
Работа с "трудными" подростками в группах имеет две цели:
просветить подростков, дать им возможность получить минимальные психологические знания в наиболее значимых и важных для них областях. Это связано с тем, что причины многих асоциальных поступков часто кроются в элементарном незнании и непонимании того вреда, опасности, которую может нанести себе подросток. Проблемы межличностного общения со сверстниками или значимыми взрослыми также могут быть связаны с отсутствием понимания как психологии другого человека, так и своих собственных особенностей, поэтому просветительской работе стоит уделить большое внимание.
Рассмотреть на практике проблемные ситуации и способы их разрешения с помощью групповых психокоррекционных упражнений, позволяющих «здесь и сейчас» решать конкретные задачи, волнующие подростков. [19]
Исходя из целей можно сфоримировать ряд задач, а именно:
развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности;
снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях;
расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях;
повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи;
развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.
При комплектовании группы необходимо руководствоваться двумя основными принципами:
добровольности — подросток самостоятельно (желательно также проинформировать родителей ребенка) принимает решение работать в коррекционной группе, так как он должен быть заинтересован в личностных изменениях;
информативности — член группы должен заранее знать все, что может с ним произойти, а также представлять те процессы, которые будут происходить в группе. Поэтому целесообразно перед началом занятий рассказать учащимся, что такое групповая работа и какие результаты могут быть получены.
Со старшими подростками предпочтительнее комплектовать гетерогенную группу. Оптимальный размер группы — до 10-12 человек. Не рекомендуется включать в группу лиц, имеющих выраженные физические дефекты; лиц, которые сами чувствуют свою непригодность к работе в группе, и лиц, испытывающих устойчивую неприязнь друг к другу.
Группы подростков формируются из числа состоящих на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних и Комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того, участниками занятий могут стать подростки группы риска, направленные социальными педагогами после прохождения ими собеседования с психологом и диагностического обследования. Целесообразно включать в группу подростков примерно одинакового возраста, что позволит избежать подавления младших старшими. Диапазон возрастов не должен превышать двух лет. [19]
Успешность работы во многом зависит от установки и отношения психолога к подросткам. Карл Роджерс выделил следующие условия терапевтических отношений, которые применимы не только к индивидуальной, но и групповой работе:
контакт. Каждый член группы должен чувствовать контакт с вами. Установление контакта — это негласное «Я вижу тебя», которое должно быть выражено.
Конгуэртиость. Психолог должен являться тем, кем он себя и заявляет, то есть, например, если вы сердитесь на кого-то, вы не должны делать вид, что не испытываете этих чувств.
Позитивное отношение. Несмотря на естественную сложность работы с подростками, вы должны стараться сохранять позитивное отношение ко всем членам группы независимо от их личностных особенностей и поведения. Умение ценить каждого члена группы — необходимое условие успешной работы.
Эмпатия — способность понять каждого члена группы, поддержать его и помочь ему в осознании своих сил.
Восприятие. Участники должны воспринимать ваш контакт, вашу конгуэртность, позитивное отношение и эмпатию, то есть необходимо, чтобы подростки видели вашу заинтересованность и заботу.
Работая с подростками, необходимо помнить 4 важных правила:
уважение;
вознаграждение (не забывайте подкреплять позитивное поведение и установки);
заинтересованность миром подростка (проявляйте искренний интерес к увлечениям, новым течениям, веяниям в подростковой культуре);
разумность (для групповой работы устанавливайте разумные правила и придерживайтесь их, помните слова великого педагога К. Д. Ушинского, который утверждал, что выдвигать можно лишь то требование, в выполнении которого вы можете быть твердо уверены, в противном случае ваш авторитет перед детьми будет потерян).
Также важно:
использование демократического стиля взаимодействия, основанного на искренности, доверительности, открытости и равноправном партнерстве;
избегание лекционного типа подачи материала, предпочтительнее диалогическое общение, без излишней авторитарности со стороны ведущего;
тщательное продумывание плана каждого занятия, его этапов, их построение с учетом возрастных особенностей учащихся;
обязательное использование различных визуальных средств;
В методической разработке педагога-психолога Колдуновой Натальи Евгеньевны представленны 5 блоков ведения групповой работы с "трудными" подростками. [19]
. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.
. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному поведению, на отрицательное. А.С. Макаренко в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения является «дефективность» сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации отношений между личностью и обществом.
По мнению Макаренко, «Единственным методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать». Изменившееся отношение у подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен слудующий блок.
. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы. После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности.
. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.
. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы.
Основные этапы организации работы:
предварительный этап — ознакомление с запросом учителей, родителей;- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками;
этап первичной (вторичной) диагностики;
этап коррекции типового плана и содержания работы;
этап реализации коррекционно-развивающих мероприятий (беседы,проблемно-ориентированные тренинги, упражнения по саморегуляции);
Выработка рекомендаций педагогам школы и родителям,индивидуальное консультирование подростков по их запросу,индивидуальная работа с родителями, подведение итогов, выделение задач психолого-педагогического сопровождения проблемных школьников.
Таким образом, групповая работа с "трудными" подростками направлена на информирование их о психолого — социальных закономерностях взаимодействия с окружиющей средой, о способах преодоления дискомфорта приемлемыми в данном обществе способами. Также, групповая работа дает вохможность рассмотреть конкретные ситуции из жизни подростка, помочь ему оценить свои действия и как следствие выработать примлемую модель поведения. Это длительный процесс, состоящий из ряда этапов, процедур и методов.
. Методы исследования социально — психологической работы с "трудными" подростками в группах
.1 Методы исследования групповой работы с "трудными" подростками
Для каждой науки характерно наличие тех эмпирических методов, которые служат основным источником получения информации. Так как и в социологии, и в психологии изучается проблема девиантного поведения подростков, охарактеризуем основные методы исследований, объектом изучения которых являются социально — спихологические технологии в группой работе с "трудными" подростками.
Во-первых, это метод наблюдения. Он заключается в целенаправленном и организованном восприятии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5> и регистрации поведения <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> изучаемого объекта <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82> [26].
Наиболее характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и жизненной правдивости его качественных особенностей.
Общая особенность наблюдения как метода сбора первичной информации проявляется в способности анализировать частности: характер поведения, жесты, мимику, выражение эмоций отдельных лиц и целых групп. В процессе наблюдения исследователь проводит непосредственную и целенаправленную фиксацию социальных фактов, отмечая конкретные действия людей и регистрируя в режиме реального времени развитие социальных явлений и процессов. Важными преимуществами наблюдения как метода считаются наличие непосредственной связи между исследователем и исследуемым объектом, гибкость, оперативность.
Основными типами наблюдения являются невключенное и включенное. В последнем случае подразумевается анонимное присутствие исследователя в обследуемом им объекте, когда исследователь имитирует вхождение в группу, адаптируется в ней, как правило, анонимно и анализирует происходящие в ней события «изнутри». Однако у исследователей, применяющих метод наблюдения, возникают трудности, связанные с тем, что они иногда теряют объективность, вживаясь в роль «активиста». Итогом наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат.
Положительный эффект использования этого метода бесспорен: исследователь получает прямые, яркие впечатления от наблюдаемых людей, что позволяет ему понять и объяснить те или иные их поступки, правильно оценить сплоченность, или, напротив, противоречия в группе.
Для изучения социально — психологической работы с подростками этот метод особенно важен так как исследователь может пронаблюдать как ведут себя участники групповой работы, их реакции. Выявление и фиксирование особенностей взаимодействие подростков в группе между собой и со специалистом позволит выработать рекомендации, направленные на улучшение данной практики, а также учесть индивидуальные характеристики подростков.
Следующим распространенным методом, использующимся при изучении суицидального поведения подростков, является опрос.
Опрос — это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека [27].
Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.
Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса — это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами.
Интервью. Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим).
По форме оно бывает свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная), стандартизированное (осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкие стратегия и тактика); частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).
Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизированная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные о разных испытуемых, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности «отработать» все вопросы. Однако его следует применять только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизированное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего.
При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Специалист стремится к более естественным формам беседы. Чаще всего интервью имеет следующую структуру:
а) введение — настройка на беседу, на сотрудничество;
б) свободные высказывания испытуемого;
в) общие вопросы;
г) подробное исследование;
д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.
Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего. Интерпретация полученных результатов не лишена субъективизма, поэтому, как уже говорилось выше, их следует рассматривать в комплексе с данными диагностических методик.
В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым («исповедальным»). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения[27].
Эксперимент — специфический метод, основанный на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного наблюдения.
Проведение эксперимента обычно обусловлено необходимостью подтверждения или опровержения научной теории или гипотезы. Итогами эксперимента могут быть как качественные, так и количественные характеристики исследуемого объекта. Но все результаты эксперимента нуждаются в теоретической интерпретации.
Применение данного метода имеет следующие достоинства:
по желанию исследователя изучаемый объект может не только наблюдаться, но и воспроизводиться;
в искусственно созданных условиях могут выявиться новые свойства изучаемого объекта, которые нельзя увидеть в реальных условиях;
искусственно созданные условия позволяют исключить неблагоприятные факторы, которые могут затруднить процесс изучения;
эксперимент позволяет использовать различные приборы и инструменты для исследования объекта, которые не могут быть использованы в реальных условиях;
эксперимент можно повторять столько раз, сколько требуется для исследования.
Все эксперименты можно классифицировать в зависимости от того, что положено в их основу. Эксперименты, в основе которых лежат разные цели, делятся:
на исследовательские (поисковые) — эксперименты, целью которых является обнаружение новых, неизвестных науке явлений или их новых, неожиданных свойств;
проверочные (контрольные) — эксперименты, проведение которых необходимо для проверки теоретического предсказания или теоретической гипотезы. В этой группе экспериментов различают:
подтверждающий эксперимент — цель которого — подтверждение теоретической гипотезы;
опровергающий эксперимент — изначально преследующий цели опровержения теоретического предсказания;
решающий эксперимент — цель которого — подтверждение одного теоретического предсказания и опровержения другого, совершенно противоположного предсказания.
По условиям проведения эксперименты делятся:
на лабораторные — эксперименты, проводимые в специально созданных искусственных условиях с целью исключения влияния неблагоприятных факторов. Это позволяет экономить материальные и временные ресурсы;
полевые — эксперименты, проводимые в реальных условиях существования объекта исследования. Достоинство данных экспериментов — результаты более правдивые, но при их проведении мы можем принять во внимание не все побочные факторы. Они требует больших временных и материальных затрат.
По полученным результатам эксперименты делятся:
на количественные — эксперименты, в результате которых получены количественные показатели объекта исследования;
качественные — эксперименты, итогом которых становятся качественные характеристики исследуемого объекта.
Экспериментатор обязан располагать необходимой информацией по изучаемой проблеме. После формулировки проблемы определяются ключевые понятия, содержащиеся в специальной научной литературе и социологических словарях. При работе с литературой не только уточняется проблема, но и вырисовывается план исследования, возникают новые гипотезы. Далее определяются переменные в терминах экспериментальной процедуры; в первую очередь выделяются внешние переменные, которые могут существенно повлиять на зависимую переменную.
Отбор испытуемых должен отвечать требованию репрезентативности, т.е. производиться с учетом характеристики генеральной совокупности, иначе говоря, состав экспериментальной группы должен моделировать эту совокупность, поскольку выводы, получаемые в результате экспериментов, распространяются на население в целом.
Кроме того, испытуемые должны быть распределены по экспериментальной и контрольной подгруппам так, чтобы они были эквивалентными.
Исследователь экспериментально воздействует на первую группу, а в контрольной группе воздействие отсутствует. В результате полученное различие можно отнести к независимой переменной.
Анализ продуктов деятельности (контент-анализ). В психодиагностике существует еще один способ получения информации — это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).
Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название «контент-анализ» (буквально «анализ содержания») Впервые он начал применяться начиная с 20-х гг. нашего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления Так, например, в 20-е гг русский исследователь Н А Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример: в 80-х гг. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах Анализ выявил количественное преобладание и более жестокий характер подобных эпизодов в западных фильмах
Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц — смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т е выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей
Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа
Контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре[26].
Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели самые распространённые методы исследования групповой работы с "трудными" подростками. Для изучения социально-психологических аспектов девиантного поведения подростков наиболее эффективным является использование комплекса методов, потому что это позволит получить более точную информацию об изучаемом явлении. Выбор того или иного метода зависит от возникших условий и от индивидуальных особенностей подростков.
.2 Методика исследования психических особенностей девиантных подростков
Для изучения психических особенностей девиантных подростков мною была разработана программа "Подросток — зоны уязвимости", позволяющая выявить подростков склонных к отклонениям в поведение. Её применение ориентировано на профилактику девиантного поведения среди подростков.
Данная программа рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам для проведения мероприятий по предупреждению появления и развития отклонений в поведение среди подростков. Также программа может быть полезна классным руководителям образовательных учреждений.
На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является социальное дезадаптация подростков и как следствие их аддиктивное, деликветное и девиантное поведение. Причинами отклонений в их поведении являются неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
Программа «Подросток — зоны уязвимости» нацелена на оперативное выявление потенциальных "трудных" детей, поскольку при её разработке были использованы тесты, позволяющие определить склонность к девиантному поведению, и тем самым выявить тех подростков, с которыми в дальнейшем предстоит работать.
Актуальность моего исследования обусловлена тем, что в г. Владивостоке отсутствует эффективная система профилактики отклоняющегося поведения у подростков. Внедрение программы «Подросток — зоня уязвимости» в общеобразовательные учреждения предполагает разработку профилактических мер, направленных на предотвращение подростковых девиаций. Проблема девиантного поведения требует понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков и предпосылок его появления и организации профилактической работы.
Соответственно, проблемой исследования явилось отсутствие компетентных специалистов и мер по профилактике девиантного поведения в каждом общеобразовательном учреждении. Социальные педагоги и классные руководители могут контактировать с потенциальными"трудными" подростками, поэтому владение теоретическими и практическими навыками позволит выявить подростков, подверженных риску, и вовремя осуществить превентивную работу.
Программа ориентирована на подростков в возрасте от 12-17 лет. Акцент будет делаться на изучение индивидуально-психологических особенностей подростков.
Цель исследования — выявить специфику индивидуально-психологических особенностей подростков с девиантным поведением.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
. Исследовать уровень субъективного благополучия девиантных и недевиантных детей.
. Определить личностные особенности подростков с девиантным и недевиантным поведением.
. Сравнить индивидуально-психологические особенности детей де-виантного и недевиантного поведения.
Для того чтобы иметь правильное представление об изучаемом явлении, следует дать определение основным понятиям, которые необходимы при исследовании.
Девиантное поведение — это поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов.
Субъективное благополучие в данном случае понимается как интегральное социально-психологическое образование, которое содержит все три компонента психического явления: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Составляющими субъективного благополучия являются социальное благополучие (удовлетворенность социальным статусом, состоянием общества, к которому принадлежит индивид, межличностными связями и пр.); духовное благополучие (возможность приобщаться к богатствам духовной культуры, осознание и переживание смысла); физическое (телесное) благополучие (телесный комфорт, ощущение здоровья и пр.); психологическое благополучие (слаженность психических процессов, гармония личности, ощущение целостности) (Куликов, 1997).
Ознакомившись с основными понятиями, перейдем к рассмотрению методов исследования, которые будут задействованы в программе. Сбор данных о семьях будет осуществляться посредством анкетирования и тестирования.
В качестве инструментария выступят следующие опросники. Для исследования субъективного благополучия: опросник САН.
Для исследования личностных особенностей: опросник Басса-Дарки.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Опросник САН. Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.
Опросник Басса-Дарки — одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и грудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.
Опросник Басса-Дарки выявляет такие формы агрессивности и враждебных реакций, как:
.Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.
. Косвенная агрессия — под этим термином понимают как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, — злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, — взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются неправильностью, ненаправленностью и неупорядоченностью.
. Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости и грубости.
. Негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; такое поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
. Обида — чувство, вызванное завистью и ненавистью к окружающим, обусловленное горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания.
. Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
. Кроме того, выделяется восьмой индекс — чувство вины. Он выражает возможное убеждение обследуемого в том, что тот является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый дает ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности, а суммирование индексов 5 и 6 — индекс враждебности.
При внедрении данной программы в общеобразовательные учреждения должна возрасти компетентность педагогов в вопросе девиантного поведения подростков. Что будет способствовать предотвращению появления и развития отклонения в поведение, путем получения информации о психологическом состояние учеников, их удовлетворенностью жизнью, спенью склонности в агрессии. Эти данные помогут вывить подростков "группы риска" и осуществить превентивную работу в отношении их поведения.
Подводя итог, можно сказать, что изучение социально-психологических особенностей девиантных подростков в школе по разработанной мною методике поможет выявить несовершеннолетних, которые нуждаются в помощи. Дальнейшая работа с такими подростками будет нацелена на преодоление тех причин, которые послужили возникновению дизадаптации. В профилактической работе должны быть задействованы сам подросток, его семья и педагоги. По необходимости могут привлекаться специалисты со стороны.
Заключение
В основе социально — психологической работы, реализуемой по отношению к подростку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Необходимо создание условий для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей с девиантным поведением: с одной стороны, они чаще всего воспринимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нравственным позициям, с другой — всякую негативную оценку своих поступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.
В ходе проведения данной работы были рассмотрены методы исследования социально — психологической работы с "трудными" подростками в группах. А именно: наблюдение, опрос, эксперемент, контент — анализ документов
Были достигнуты следующие цели. Рассмотрение теоретических основ содержания социально — психологической работы с "трудными"подростками. Освещены виды и формы девиантного поведение подростков, факторы его возникновение, а также социально — психологические технологии работы с "трудными" детьми. Методы превентивной и реабилитационной работы с подростками и их ближайшим окружением.
Изучены формы групповой работы с подростками с отклоняющимся поведением, которые проводятся в ходе реабилитации. Отражены преимущества данной формы работы с подростками.
Охарактеризованы основные методы исследования социально — психологической работы с "трудными" подростками в группах. Также предложена программа исследование психических особенностей девиантных подростков.
Список литературы
Учебники и учебные пособия
.Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей / Башкатов И. П. — М. : Прометей, 1993.- 240 с.
2.Беличева С.А. <#»justify»>Монографии и исследования
.Бетенски М. B. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / Бетенски М. B. — М. : Эксмо-пресс, 2002. — 256 с.
.Косабуцкая С.А. Причины появления девиантного поведения подростков в современных условиях / Косабуцкая С.А. — СПб.: Правда, 2010.- С. 166-168.
.Колдунова Н. Е. Групповая профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций у обучающихся / Колдунова Н. Е. — П. : Павлово, 2013. — 45
.Зайцевская Т. А. Уличная социальная работа / Зайцевская Т. А. — СПб. : Правда, 2010. — С. 198-199.
21.Пережогин Л.О <https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCQQFjAB&url=http%3A%2F%2Fhpsy.ru%2Fauthors%2Fx1596.htm&ei=UH73VMLZEYfAOby9gMAJ&usg=AFQjCNGS-S3_nUCwMUXmyTSLyxbOPRxFvA&bvm=bv.87519884,d.ZWU&cad=rjt> Систематика и коррекция психических расстройств унесовершеннолетних правонарушителей и безнадзорных / Пережогин Л.О <https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCQQFjAB&url=http%3A%2F%2Fhpsy.ru%2Fauthors%2Fx1596.htm&ei=UH73VMLZEYfAOby9gMAJ&usg=AFQjCNGS-S3_nUCwMUXmyTSLyxbOPRxFvA&bvm=bv.87519884,d.ZWU&cad=rjt> — М.: ФГНУ «ЦПВиСППДМ», 2010. — 260 с
Статьи
.Зайцевская Т. Уличная социальная работа // Социальная работа с детьми и подростками «группы риска» / Под ред. Раена А. — СПб.: Правда, 2010. — С. 198-199.
.Калита, И. В. Калита, М. В. Факторы развития девиантного поведения подростков // Вестник институт развития образования и воспитания. — 2003. — №17. — С. 84 — 90.
.Югова Н. Л., Касимова А .Р. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы классного руководителя // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 41. — С. 52-160.
Электронные ресурсы
25.Бандурка, А. М. Юридическая психология [Электронный ресурс] : электрон. учебник / А. М. Бандурка — Режим доступа: <#»justify»>Приложение А
ОПРОСНИК АГРЕССИВНОСТИ БАССА — ДАРКИ
Инструкция.
Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» — если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.
Вопросы.
1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2.Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
.Я не всегда получаю то, что мне положено.
.Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
.Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.
.Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
.Мне кажется, что я не способен ударить человека.
.Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
.Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться
1.благоприятными обстоятельствами.
.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15.Я часто бываю не согласен с людьми.
.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
.Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.
.Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
.Меня немного огорчает моя судьба.
.Я думаю, что многие люди не любят меня.
.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
.Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на Драку.
.Я не способен на грубые шутки.
.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
.Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
.Довольно многие люди завидуют мне.
.Я требую, чтобы люди уважали мои права.
.Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей.
.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
.От злости я иногда бываю мрачен.
.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
.Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
.Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
.Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
.Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
.Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.
.Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
.Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
.Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
.Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
.Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
.Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
.Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
.С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.
.Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.
.Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.
.Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
.Неудачи огорчают меня.
.Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
.Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
.Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
.Я ругаюсь со злости.
.Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
.Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.
.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
.Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
.У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
.Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
.Я часто думаю, что жил неправильно.
.Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
.Я не раздражаюсь из-за мелочей.
.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
.Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
.В последнее время я стал занудой.
.В споре я часто повышаю голос. —
.Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
.Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ.
ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ.
Фамилия _______________________________
Имя ____________________________________
Отчество ________________________________
Возраст __________________________________
Дата и место тестирования___________________________________
Время тестирования _________________________________________
1.16.31.46.61.2.17.32.47.62.3.18.33.48.63.4.1934.49.64.5.2035.50.65.6.21.36.51.66.7.22.37.52.67.8.23.38.53.68.9.24.39.54.69.10.25.40.55.70.11.26.41.56.71.12.27.42.57.72.13.28.43.58.73.14.29.44.59.74.15.30.45.60.75.
Шкала 1 суммарное количество баллов ________
Шкала 2 суммарное количество баллов ________
Шкала 3 суммарное количество баллов ________
Шкала 4 суммарное количество баллов ________
Шкала 5 суммарное количество баллов ________
Шкала 6 суммарное количество баллов ________
Шкала 7 суммарное количество баллов ________
Шкала 8 суммарное количество баллов ________
Дополнительная информация: ________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типовая карта методики САН
Фамилия, инициалы
Пол Возраст
Дата___________Время__________
1. Самочувствие хорошее3210123Самочувствие плохое2. Чувствую себя сильным3210123Чувствую себя слабым3. Пассивный3210123Активный4. Малоподвижный3210123Подвижный5. Веселый3210123Грустный6. Хорошее настроение3210123Плохое настроение7. Работоспособный3210123Разбитый8. Полный сил3210123Обессиленный9. Медленный3210123Быстрый10. Бездеятельный3210123Деятельный11. Счастливый3210123Несчастный12. Жизнерадостный3210123Мрачный13. Напряженный3210123Расслабленный14. Здоровый3210123Больной15. Безучастный3210123Увлеченный16. Равнодушный3210123Взволнованный17. Восторженный3210123Унылый18. Радостный3210123Печальный19. Отдохнувший.3210123Усталый20. Свежий3210123Изнуренный21. Сонливый3210123Возбужденный22. Желание отдохнуть3210123Желание работать23. Спокойный3210123Озабоченный24. Оптимистичный3210123Пессимистичный25. Выносливый3210123Утомляемый26. Бодрый3210123Вялый27. Соображать трудно3210123Соображать легко28. Рассеянный3210123Внимательный29. Полный надежд3210123Разочарованный30. Довольный3210123НедовольныйКод опросника
Вопросы на самочувствие — 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность — 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение — 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.