Выдержка из текста работы
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночногохозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственнымиучреждениями и общественными организациями в целях стабилизации иприспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимсяусловиям.
По мере развития рыночногохозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которыене могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появиласьнеобходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных сточки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводствав национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица,нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынкахтребовали государственной экономической политики (ГЭП).
Объективная возможностьГРЭ появляется с достижениемопределенного уровня экономического развития, концентрации производства икапитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процессавоспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулированиеэкономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвиговв отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретныенаправления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротойэкономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Объекты и цели ГРЭ.
Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы,а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, гдевозникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматическиили разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблемнастоятельно необходимо для нормального функционирования экономики иподдержания социальной стабильности.
Основные объекты ГРЭ это:
экономическийцикл;
секторальная,отраслевая и региональная структура хозяйства;
условиянакопления капитала;
занятость;
денежноеобращение;
платежныйбаланс;
цены;
условияконкуренции;
социальныеотношения, социальное обеспечение;
подготовка ипереподготовка кадров;
окружающаясреда;
внешнеэкономическиесвязи.
Сутьгосударственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственнойконъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулироватьспрос на товары и услуги,капиталовложения и занятость.Для этого частному капиталу предоставляютсядополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы иинвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнутьопасные явления-рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшениеплатежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюданеобоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задачаГРЭ-притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы повозможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.
В области отраслевой и территориальнойструктуры ГРЭ также играет значительную роль.Здесь при помощи финансовыхстимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированныеусловия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается темотраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса;в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видовпроизводства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутриотраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению егоэффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и попритармаживанию чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим объектом государственногорегулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоениеи капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельностив рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разноевремя всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям,регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
Регулирование занятости-это поддержаниенормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом ипредложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребностьэкономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная платакоторых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение междуспросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы,которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности.Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных,снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов напособия и опасно социальным последствиям.
Особое внимание ГРЭ уделяет денежномуобращению.Основное направление регулирования денежного обращения-это борьба синфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.
Состояние платежного баланса являетсяобъективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах срыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное истратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт иимпорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют,участие в международной экономической интеграции.
Одним из главных объектов регулированияявляются ЦЕНЫ. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то жевремя сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений,устойчивость национальных валют.
Государственные регулирующие инстанциистремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частныефирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы поконкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты ГРЭ различаются в зависимости отуровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектораэкономики ( промышленность, сельскоехозяйство, услуги ); хозяйства в целом; глобальный ( социальные отношения,экология ); наднациональный ( экономико-политическое отношение с зарубежнымистранами, интеграционные процессы ).
ЦЕЛИ ГРЭ.
Самой главной целью ГРЭ являетсяэкономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутристраны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей,без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретныецели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т. е. выравниваниеэкономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой ирегиональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую,региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлена на окружающуюсреду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других.Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольныхшахт может быть целью-посредником для: стабилизация и снижение издержек вотечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топливаи улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли;снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на ценынефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняютсяглавной цели и взаимодействуют между собой.
СредстваГРЭ.
Средства государственного регулированияподразделяются на административные и экономические.
Административные средства не связаны ссозданием дополнительного материального стимулирования или опасностьюфинансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают всебя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретилостроить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, апросто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, чтогосударство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовыеусловия для рабочих, занятых на производстве.
Административные средства регулированияв развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительныхмасштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающейсреды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Основныеинструменты государственного регулирования:
-фискальная политика, то есть политика вобласти правовых расходов и налогов;
-денежная политика;
-политика регулирования доходов;
-социальная политика;
-государственное регулированиеценообразования;
— внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства государственногорегулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетнойполитики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственныйсектор в экономике. Основные экономические средства-это:
— регулирование учетной ставки (дисконтная политика,
осуществляемая центральным банком )
— установление и изменение размеровминимальных резер-
вов, которые финансовые институтыстраны обязаны хра-
нить в центральном банке
-операции государственных учреждений нарынке ценных
бумаг, такие как эмиссиягосударственных обязательств,
торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государствостремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке внужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулированиеосуществляется средствами бюджетной политики.
Главным инструментом мобилизациифинансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Онитакже широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства.Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени отвыбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеровналоговых льгот. Налоги в ГРЭ играют две роли: а) это главный источникфинансирования государственных расходов б) это инструмент регулирования. Таккак в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложитьналогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия нахозяйственное поведение.
Особое место среди средств ГРЭ,осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с нимобразование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешенияМинистерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала всовременных условиях является главным средством стимулирования накопления,структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия нахозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационногосписания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистойприбыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения виздержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд дляфинансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярнопубликуются. Перед нами сильный рычаг государственного регулированияинвестиций-освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фондеи принудительного использования для новых капиталовложений. Эффект ускоренногосписания основного капитала имеет еще ряд последствий. Дополнительное сокращениедоли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибылиее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается.Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств отих реальной цены.
Варьирование норм ускоренногоамортизационного списания основного капитала широко используется во всехразвитых странах как средство государственной конъюнктуры и структурнойполитики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения ихрезультатов в производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен вгоды благоприятной конъюнктуры, когда период спада и кризисов ослабевает.Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращениюпоступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом можетбыть повышение других налогов или рост государственной задолженности. Вкачестве инструментов государственного регулирования используются и расходыбюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты,субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.
Государственные капиталовложенияосуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики,играющем важную роль в ГРЭ. Государственный сектор включает в себя комплексхозяйственных объектов, целиком или полностью принадлежащих государству,функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно сточки зрения частного капитала. В целом государственный сектор-это объектыинфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия всырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, аоборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора-это пакетыакций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условияхрыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуютсяпринципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГСдля решения общегосударственных задач. Активно используется ГС как средствоГРЭ. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложениясокращаются, инвестиции в ГС растут. Таким образом государство стремитсяпротиводействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметнуюроль в государственной структурной политике. Государство создает новые объектыили расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекаетнедостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозомкапитала за рубеж. ГС служит повышением эффективности народного хозяйства вцелом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.
Также осуществляется и внешнеэкономическоерегулирование. Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов,научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортныхкредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешнейторговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала вэкономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие вмеждународных экономических организациях, интеграционных межгосударственныхобъединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политикимогут употреблятся в различных целях, в разных сочетаниях и с разнойинтенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того илииного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.
Государственноеэкономическое программирование.
Высшей формойГРЭ является государственное экономическое программирование. Егозадача-комплексное использование в глобальных целях всех элементов ГРЭ. По мереусложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные идолгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные заисполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядокфинансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли;регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочныеобщеэкокномические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегоднымпродлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критическихситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции.Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевыепрограммы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии послеприсоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственныеучреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контрольнад ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом илиминистерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатываетплан финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаютсяпредставители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленныепалаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаютсяпарламентом. Государственное экономическое программирование является достаточноэффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономикипрограммирование может быть только индикативным, то есть носить целевойрекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективнымсредством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программыобеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежатьпротиворечивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельныхгосударственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы изакупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерноевлияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей,регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы былиущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказываетсявсевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
Механизмгосударственного регулирования политики цен.
Цены являются объектом постоянноговнимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной изкритических точек экономической и социально-политической жизни, гдесталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров.Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры иструктурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальнойконкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности.Воздействие государственной экономической политики на другие объектырегулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренныецели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями,но они всегда служат генеральной цели государственногорегулирования-оптимизация темпов и пропорций экономического развития истабилизации социальной системы.
Классическая политическая экономиярассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элементмеханизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услугигосударственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия изгосударственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенноеналогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены,-вот неполный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки регулироватьцены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказалисьнесостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночнойэкономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия повоздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятияпо воздействию на цены стали составным элементом ГРЭ. Государственныемероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административныйи судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основуотношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством всфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право.На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляютадминистративную деятельность по регулированию цен. Мероприятия порегулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральныйбанк. В каждой стране при правительстве существуют экспертные комитеты, кудавходят известные специалисты. Комитеты призваны консультировать государственныеорганы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.
Наблюдение и воздействие на цены.
Наблюдение за ценами является первичнойформой государственной активности в этой области. В настоящее время наблюдениеза ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции вэтой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистическиеуправления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводятнаучно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданияммеждународных организаций.
Главная цель наблюдения за ценами состороны государственных органов и социальных партнеров-измерение ростастоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышениязаработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержкипроизводства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказыватьвоздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограниченияво внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на ценыоказывают, по-существу, все государственные регулирующие акции, какой бы целиони ни служили.
Государственное вмешательствоосуществляется путем санкционированного правительственными органами завышенияиздержек производства через включения в себестоимость завышенныхамортизационных списаний и отчисления в другие фонды. В результате этого вцелых отраслях возникают ситуации, когда “ издержки подпирают цену “, то естьрасчетные ( а не действительные ) издержки производства оказываются на всехпредприятиях отрасли в результате объявленых правительством льгот настольковысоки, что повышение цен становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяютсяна всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятнойконъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.
Прямым государственным вмешательством впроцесс ценообразования является государственная политика установления цен натак называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формированиецен оказывают государственные субсидии. Один из видов такихсубсидий-ценовые-предусматривает снижение цен путем специальных доплатпроизводителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценахимеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услугзначительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслейстроительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями илизаказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают подоговоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затембазовыми ценами для отрасли.
Эффективным средством регулирования ценявляется налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают вцену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налоганепосредственно воздействуют на цены. Особым направлением ГЭП являетсягосударственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрениеэкспорта, освобождение экспортов от налогов, а в некоторых странах -экспортныесубсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существеннымобразом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
Установлениефиксированных цен на товары и услуги.
Установление цен на минеральное сырье,добываемое в государственных шахтах, наэлектроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные,почтово-телеграфные тарифы-пример фиксации цен на товары и услуги госсектора.Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержекпроизводства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособностиза счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектовгосударственной собственности. Фиксация цен или установление пределов ихповышения в негосударственном секторе-типичное средство административногохозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условияхрыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочномаспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средстваослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные видытоваров осуществляется национальными органами.
Этапы развития ГРЭ. Границы его эффективности.
В процессе своего развития ГРЭ пошлонесколько этапов.
1.) Созданиеобщих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала;сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового,торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечениеустойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых иинфраструктурных отраслях.
2.)Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности,попытки воздействовать на занятость и цены.
3.) Экспериментыс использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства.Волна приватизации объектов государственной собственности.
4.) Переход вряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию;попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости ивзаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.
5.)Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственногосреднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочныхперспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментоврегулирования.
6.) Меры посогласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственномуровне в рамках интеграционных объединений.
На масштабы, инструменты и эффективностьГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельныхстран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемогоим ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ,накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условияхрыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретныхприкладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мерГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами,ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер инаправление научных исследований в области ГРЭ за последние три-четыредесятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годовобсуждался вопрос: “ Регулировать или не регулировать экономику?”, то позднее-”Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в какихнаправлениях и какими средствами надо регулировать?”. Однако возможности ГРЭнебезграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемаячерез государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственнаясобственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем вышегосударственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством,чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но угосударственных доходов и у государственного сектора есть относительные границыроста.
Границы роста дохода государства.
В 50-х, 60-х годах государственные доходы внаиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию кросту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. Внастоящее время наблюдается обратная тенденция, так как дальнейший ростналогообложения прибылей и капиталов подрывает мотивацию предпринимательскойдеятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить толчком дляоттока капиталов. Повышение налогов и сборов с лиц, работающих по найму,фермеров и лиц свободных профессий также не может продолжаться беспредельно.Налоги не могут забирать у населения основную часть доходов. Государственныедоходы без увеличения налогов могут возрастать даже при некотором сниженииналоговых ставок в условиях хозяйственного подъема. Существуют определенныеотносительные границы роста государственных доходов:
— границы достаточной мотивациипредпринимательской деятельности;
— социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и среднихслоев;
— границы прироста ВВП .
Ограничены и возможности государственнойсобственности, так как государственный сектор не может расти, захватывая всеновые позиции в ключевых отраслях хозяйства, так как это противоречит интересамчастной собственности.
Определенные границы имеет и ГРЭ,поощряющее самофинансирование. Конечной материальной основой самофинансированияявляется валовая прибыль-разница между ценой и действительными издержкамипроизводства. Самофинансирование осуществляется как один из вариантовсанкционированного государством использования прибылей, а возможностиприсвоения прибылей и их размеры неразрывно связаны с фазойвоспроизводственного цикла, в которой находится экономика страны. ГРЭ припомощи самофинансирования базируется на возможности искусственно увеличиватьстимулы для инвестиций во время спада. Но деятельность государства в этойобласти ограничена возможностями бюджета. В условиях ухудшения конъюнктуры,когда бюджетные доходы сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут,оно вынуждено предоставлять фирмам дополнительные инвестиционные льготы длясамофинансирования и тем самым еще больше сокращать свои доходы. Составнойчастью самофинансирования являются нераспределенные прибыли. Поощрение ростадоли нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам тоже не беспредельно. На путик этому стоят интересы акционеров. Одним из важнейших и действенных средств ГРЭи главным элементом самофинансирования является ускоренное амортизационноесписание основного капитала. Но и этот действенный инструмент сам оказывается всильной зависимости от состояния конъюнктуры. В период кризиса или депрессиисокращается загрузка производственных мощностей и выпуск продукции, аправительство разрешает списывать все большую часть основного капитала вамортизационный фонд. Но издержки и без того растут-затрудняются платежипокупателей, разоряются поставщики, растут затраты на хранение и сбытпродукции. Даже если амортизационные отчисления рассчитывать по прежним нормамсписания, они раскладываются на меньшее число единиц продукции в связи ссокращением производства. Возможности роста цен в кризисной ситуации если неисключены, то существенно ограничены по сравнению с периодами благоприятнойконъюнктуры. Уменьшение валовых прибылей может привести к такому положению,когда возможности укрытия прибылей в амортизационный фонд в целях ихдальнейшего использования для финансирования инвестиций будут исключены, тоесть правительственные разрешения на увеличение доли списания основногокапитала не будут использованы, так как разрешенные списания окажутся большедействительной прибыли. Все это можно выразить формулами:
А+Зпост+Зпер
П=Ц- —————,
В
где П-прибыль,Ц-цена единицы продукции, А-амортизационные отчисления, Зпост-другие постоянныезатраты, Зпер-переменные затраты, В-выпуск продукции в натуральных единицах.
При сокращение производства, измеряемомкоэффициентом К1, и при предположение, что цена остается неизменной, формулавыглядит так:
А+Зпост+К1*Зпер
П=Ц-——————.
К1*В
В связи с тем,что К1<1, знаменатель уменьшается быстрее числителя, издержки растут иприбыль уменьшается.
Представим, что правительство в целяхстимулирования экономики повысило норму амортизационных списаний. Увеличениенормы списаний обозначено коэффициентом К2.
К2*А+Зпост+К1*Зпер
П2=Ц-————————.
К1*В
Численностьрастет еще быстрее, чем во втором случае, издержки еще более увеличиваются. Онимогут возрасти до такой степени, что сравняются с ценой или превысят ее.
ГРЭ через налоги и ставки амортизационныхотчислений с основного капитала имеет границы: бюджетные, вытекающие изпределов возможного отказа от бюджетных доходов; социальные, связанные с готовности физических и юридических лицмириться с налоговым гнетом; границы прибыльности, определенные ростом издержекпроизводства единицы продукции по мере сокращения производства и достиженияпредела амортизационных отчислений для данной ситуации. Даже накопленныельготным образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условияхнедогрузки мощностей невыгодно. Эффективность ГРЭ через государственные расходыограничена тем, что потребности в финансировании государственных регулирующихмер резко возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств дляфинансирования резко сокращаются. Главная граница ГРЭ- возможное несовпадение егоцелей с частными интересами собственников ка