Содержание
Введение
1. Общие сведения дошкольного развития ребенка
2. Готовность детей к поступлению в школу
2.1. Критерии готовности к школе
2.2. Личностная готовность к школе
2.3. Интеллектуальная готовность к школе
2.4. Волевая готовность к школе
2.5. Социальная готовность к школе
3. Определение психологической готовности к школе
Вывод
Список литературы
Выдержка из текста работы
Дошкольное детство — длительный по времени (от 3 до 7 лет) и ответственный период жизни человека, который представляет, огромные возможности для развития, но в тоже время таит в себе опасную уязвимость ребенка ко многим неблагоприятным условиям, поскольку он еще очень мал и остро нуждается в любви, защите и заботливом руководстве. В этот период формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка и создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.
В дошкольном возрасте по всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, которые характеризуются новыми свойствами и структурными особенностями.
Формирование новообразований происходит благодаря речи и общению с взрослыми и сверстниками; различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
В личностной сфере дошкольника начинают формироваться иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Вместе с тем, активно усваиваются нравственные нормы поведения, и на основе постепенно накапливающегося жизненного опыта возникают ценностно-смысловые образования. К концу дошкольного возраста также заметно возрастают возможности произвольной регуляции поведения, а эгоцентрическое восприятие действительности постепенно уступает место способности учитывать не только свою точку зрения, но и принимать во внимание и мнения других людей — как взрослых, так и сверстников.
В старшем дошкольном возрасте начинает преобладать учебная мотивация, направленная на дальнейшее обучение в школе, в связи с этим в старшем дошкольном возрасте остро встает проблема готовности ребенка к дальнейшему обучению в школе. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает наличие у ребенка достаточно высокого уровня развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Актуальность данного исследования заключается в том, что знания возрастных мотивационных особенностей позволяют выявить поведенческие, познавательные, эмоционально-волевые качества, которые способствуют формированию личности.
Проблема развития ребенка в дошкольном возрасте и, в особенности, психологической готовности к обучению в школе, исследовали такие ученые, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, А. В. Запорожец, Е. П. Ильин, Д. Б. Эльконин и другие.
Цель исследования — выявить условия формирования психологической готовности детей к обучению в школе.
Объектом исследования — психологическая готовность детей к обучению в школе.
Предметом исследования являются особенности формирования психологической готовности детей к школе.
Задачи исследования:
— анализ теоретических концепций по рассматриваемой теме;
— изучение особенностей готовности детей к школьному обучению и ее компонентов;
— анализ особенностей воспитательной работы с детьми в рамках подготовки детей к школьному обучению;
— определение роли дидактических игр в системе психологической готовности детей к школьному обучению;
— проведение экспериментального исследования, направленного на изучение влияния воспитательной работы с детьми на их мотивационную готовность к школьному обучению;
— анализ результатов проведенного исследования.
В качестве гипотезы предполагается, что применение специально организованных занятий, игр и тренингов с детьми дошкольного возраста способствует развитию у них мотивационной готовности к обучению в школе.
Методами исследования были следующие: анализ научной литературы; наблюдение; анкетирование; тестирование; опрос; сравнение; методы статистической обработки данных.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования результатов исследования как для изучения, в целом, психологической готовности детей к школьному обучению, так и для ее диагностики. Также результаты проведенной диагностики могут быть интересны родителям детей дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования. В исследовании принимали участие 20 детей из подготовительной к школе группы, а также 20 детей из контрольной группы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ
1.1. Готовность детей к школьному обучению: понятие и составляющие
Готовность к школьному обучению — это совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учебе [8, 82].
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.) ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
Многие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одни говорят — еще в утробе матери; другие — не учите вообще, школа научит; третьи посоветуют отдать вашего любимца в руки грамотных специалистов, как только он начнет ходить и говорить. Некоторые малыши расстаются с беззаботным детством уже с шести — семи лет. Многие дети загружены в этом возрасте до 50 часов в неделю.
Из-за тщеславия родителей у ребенка совершенно не остается свободного времени на настоящий отдых, на игры. У ребенка не развивается самостоятельность: взрослые расписывают каждую его минуту. А ведь согласно исследованиям немецких врачей, 7-летнему ребенку не следует организовывать свободное время вообще. Исключение, если ему самому хочется играть в футбол, ходить на плавание. Поэтому сделать выбор непросто.
Действительно, ребенок начинает познавать мир, еще находясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная чувствительность. Появившись на свет, ребенок активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс самообучения [21, 86].
Со временем у ребенка появляется все больше возможностей для развития. Кто-то использует их в большей степени, кто-то в меньшей, но к 7 годам практически у всех детей начинается период так называемой школьной зрелости. А вот уровень ее сформированности у всех разный. От успешности изучения готовности к школьному обучению зависит дальнейшее обучение дошкольника.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школьному обучению» или «школьной зрелости».
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина и др.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в коллективе сверстников. Она определяется системой требований, предъявляемых школой к ребенку: ответственное отношение к учебе, свободное управление поведением, систематическое и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению ? это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Готовность к обучению определяется не просто усвоением знаний и навыков, а формированием у ребенка определенных психических свойств, необходимых для удачного начала учебной деятельности.
Так, Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные поводы к учению, более совершенные произвольное поведение и интеллектуальная сфера.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться, потому что у него уже есть насущное стремление занять определенную позицию в обществе людей, позицию, отрывающую доступ в мир взрослости, и есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух интересов способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника (единство социальной и познавательной потребности ребенка по отношению к школьному обучению) [23, 88]. Этому новообразованию Л. И. Божович придавала большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Д. Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности:
— потребность детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
? способность ориентироваться на заданную систему требований;
? умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
? возможность самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.
Фактически это параметры развития произвольного поведения учения. Произвольность действий ? сознательное формирование и исполнение намерений и целей. Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Существуют и другие подходы к определению психологической готовности, когда, например, основной упор делается на роль общения в развитии ребенка.
Тогда выделяют три сферы ? отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых свидетельствует о степени психологической готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.
1.2. Основные структурные компоненты психологической готовности детей к школьному обучению
В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.). Здесь выделяется общая и специальная готовность детей к школе. К общей готовности относится личностная, интеллектуальная, физическая и социально-психологическая. К специальной готовности относится подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счета и т.д.).
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность. Уровень развития общения дошкольников со взрослыми определяет становление и умственных и волевых способностей детей.
Большинство исследователей понимают под психологической готовностью к школе наличие комплекса определенных качеств, которые можно диагностировать с помощью специальных методик:
— формирование определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;
— личностная готовность;
— интеллектуальная готовность;
— мотивационная готовность;
— эмоционально-волевая готовность;
— коммуникативная готовность [21, 86].
Таким образом, психологическую готовность к обучению можно квалифицировать как особое состояние при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связанное с системными качественными преобразованиями в сфере деятельности, психических процессах, сознании, социальных отношениях.
Ребенок готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него есть уже потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, у него уже есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде.
В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л. И. Божович, изучавшая психологическую готовность к школе отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни — разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и так далее. Возникает потребность новых впечатлений, новой обстановки, желания приобрести новых друзей. И лишь за тем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки и просто похвалу от всех окружающих.
Стремление ребенка к новому социальному положению это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте, в частности у него вырастает ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу. Кроме отношения к учению в целом для ребенка, поступающего в школу важно отношение к учителю сверстникам и самому себе.
В конце дошкольного возраста складывается такая форма общения ребенка со взрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненною работу. При таком умении отнестись к взрослому и его действию, как к эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя.
Вторым параметром личной готовности является общение со сверстниками, в старшем дошкольном возрасте потребность общения с другими детьми ярко выражена, в коллективе сверстников является детская самостоятельность активность, формируется доброжелательное отношение к другим детям, возникает личная симпатия и дружба.
Третий параметр психологической готовности к школе связан с отношением к себе, в изменении его самооценки. Чаще всего дошкольникам свойственна высокая оценка себя и своих возможностей: «Я самый сильный в группе, мой рисунок самый лучший» таковые типичные высказывания дошкольников. Это происходит не от избытка самоуверенности, а является следствием специфики детского самосознания. Однако у некоторых дошкольников отмечается не устойчивая и даже заниженная самооценка. Это свидетельствует о том, что дети испытывают дефицит эмоциональной не защищенности, поддержки, любви и внимания окружающих взрослых. Низкая самооценка, сформированная у ребенка на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Она порождает страх, неудачи, отказ от попытки вообще что-либо сделать, что может привести к тревожному состоянию [32, 95].
Тревога это беспокойство, волнение, возникающее в ситуациях неопределенной опасности. Основные критерии тревожности: постоянное беспокойство, невозможность сконцентрироваться в чем-либо, раздражительность, нарушение сна.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему, а при достижении малейших успехов не забудьте похвалить. Доверяйте ребенку и будьте с ним честными, принимайте его таким, какой он есть.
Демонстративные дети чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих и получения их одобрения. Основные причины гиперактивности:
• генетическая (наследственная предрасположенность);
• биологические (органическое поражение головного мозга во время беременности, родовые травмы);
• социа……..
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы, методики, упражнения. М.: «Ось-89», 1999. — 224 с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
6. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
7. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса. — М.: Академия, 2010. — 512 с.
8. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Академия, 2005. — 210 с.
9. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. — М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
10. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. — М.: Просвещение, 1989. — 176 с.
11. Бодалев А.А. Психология общения. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж.: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 320 с.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
13. Бордовская Н. Педагогика. — СПб.: Питер, 2011. — 304 с.
14. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Педагогика / Н.М.Борытко, А.В. Моложавенко, И.А.Соловцова — М.: Академия, 2008. — 290 с.
15. Бурзалова Т. В. Функциональная структура профессиональной деятельности учителя // Гуманизация образования. — 2009. — №2. — С .69-73.
16. Буслов Е. А. Законодательная база управления образовательным учреждением: функциональная полнота и пути совершенствования // Экономика образования. — 2009. — №3 (ч.1). — С .144-148.
17. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2000. — 440 с.
18. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. — 2007. -№ 2. — С. 8-12.
19. Викторов В.М. Современная педагогика. — М.: Педагогика, 2009. — 512 с.
20. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. — М.: Академия, 2008. — 304 с.
21. Гамезо М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. — М.: Издательство Института практической психологии, 2004. — 256 с.
22. Голованов Н. Ф. Педагогика. — М.: Академия, 2011. — 240 с.
23. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
24. Делия В. Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования. — М.: Академия, 2011. — 292 с.
25. Джалилова М.Н. Совместная деятельность классного руководителя и родителей // Вопросы психологии и педагогики. — Курган-Тюбе. 2009. № 4.- С.22-25.
26. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли /А.Н.Джуринский — М.: Академи,2010. — 310 с.
27. Женило М. Настольная книга директора школы. — М.: Идея, 2010. — 287 с.
28. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М.: «Академия», 2009. — 192 с.
29. Караковский В. А., Новикова Л. И. Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова. — М.: Новая школа, 2006. — 236 с.
30. Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. — Рн/Д.: Феникс, 2007. — 415 с.
31. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005. — 150 с.
32. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 256 с.
33. Обухова Л. Ф., Толстоухова Н. С., Фалькович Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями. — М.: ИД «5 за знания», 2005. — 240 с.
34. Основы семейной психопедагогики (курс лекций) / Короткий В. И. — Архангельск: МарТ, 2003. — 178 с.
35. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
36. Психология дошкольника. Хрестоматия / Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Академия, 2006. — 408 с.
37. Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов. — Ярославль: 2002.
38. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков Л.В. Байбородова. — М.: Просвещение, 2000. — 29 с.
39. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. — М.: Академия, 2009. — 264 с.
40. Тихонов А.Н., Воронина Т.П., Молчанова О.П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. — М.: Вита Пресс, 2008. — 150 c.
41. Щуркова Н. Е. Воспитание детей в школе (новые подходы и новые технологии) / Н.Е. Щуркова.- М.: Просвещение, 2003. — 234 с.
42. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. — М.: Новая школа, 2003. — 112 с.