Выдержка из текста работы
В юридической науке государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и современности полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также иных аспектов существования государства. Методология исследования состоит из различных способов, приемов, средств научного познания. Ученые, как правило, используют сравнительно-правовой, исторический, логические и иные методы. Также в их инструментарий обычно входит такой логический способ научного познания, как типология. Её назначение заключается в том, чтобы быть средством лучшего познания действительности.
Типология высоко оценивается учеными, более того, этот способ отмечается как незаменимый среди других. В современной юридической науке используется множество подходов, которые направлены на систематизацию научного знания о государстве. Однако не все такие концепции можно обозначить как типологии, так как они не соответствуют её основным признакам и требованиям. Среди всего многообразия подходов основными и традиционными назвать можно два формационный и цивилизационный. Однако их положение в ходе развития государствоведения не всегда было одинаковым. Так, длительное время в советской юридической науке господствовала формационная концепция. В течение 70-ти лет государство понималось, прежде всего, как орудие, механизм подавления. В теории государства и права существовал единственный подход к типологии государства, который основывался на характере общественно-экономической формации. В конце 80-х начале 90-х гг. XX века это положение резко изменилось. Юридическая наука «признала» зарубежную цивилизационную концепцию. Наряду с формационным под-
ходом появляется цивилизационный подход, основой которого является культура общества. Изменились взгляды на понятие и сущность государства: оно стало рассматриваться как средство объединения общества, как надклассовая организация. В связи с этим в юридической науке возник ряд дискуссионных проблем, требующих углублённого изучения. Формационный подход подвергся жесткой критике со стороны большинства ученых. Некоторые из них, отстаивавшие позиции формационной концепции в советский период, кардинальным образом поменяли свою точку зрения. При этом цивилизационный подход стал признаваться как теория, способная вывести науку из кризисного состояния. Однако в начале XXI века некоторые ученые-юристы стали отмечать несовершенство этой теории: она обладает не только достоинствами, но и определенными недостатками. Несовершенство цивилизационной концепции и критическое отношение к формационному подходу предопределили формирование новых типологий. В то же время их критерии частично схожи либо с критериями формационного, либо цивилизационного подходов.
Все вышесказанное обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Цель работы — рассмотреть понятие и типологию государства с точки зрения различных подходов.
Задачи работы:
— охарактеризовать понятие и сущность государства;
— охарактеризовать типологию государства с точки зрения формационного и цивилизационного подходов;
— рассмотреть основные исторические типы государства.
При написании работы использовались источники: Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права; Байтин М.И. Сущность и типы государства; Абдуллаев М.И. Теория государства и права и другие источники.
1 Понятие государства, его сущность и социальное значение
Государство — это исторически возникающее и развивающееся явление, продукт общественного прогресса. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции.
Изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни[6,c.75].
Научная мысль до сего времени не сумела выработать достаточно полное, всеобъемлющее определение государства. Дать такое определение, которое отражало бы все без исключения признаки и свойства государства, характерные для всех исторических периодов его развития, сложно, так как разнообразные условия существования государства на разных этапах развития обусловливают множество его особенностей и специфических черт. Вместе с тем все государства обладают набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах развития.
Определения государства многих ученых-правоведов второй половины XIX — начала XX в. настолько типичны, что по сути их трудно различить. Причина в том, что все исследователи в качестве специфических видовых отличий государства как социальной общности включают народ, публичную власть и территорию. Даже если в дефиниции отдельных авторов территория иногда не включается, она явно предполагается. Так, Е. Трубецкой считал, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Известные российские правоведы Г. Шершеневич, Ф. Кокошкин и В. Хвостов также определяли государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Немецкий исследователь Г. Еллинек полагал, что государство представляет собой общественное образование и особое правовое явление. «Так как право — существенный элемент государства, — писал ученый, — то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом, … должно занимать определенное место в самом праве, — должно существовать правовое понятие о государстве». Таким образом, учение о государстве Г. Еллинека охватывает его социальные и правовые аспекты. Подобная точка зрения и у И. Ильина: государство — «…есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти».
Н. Коркунов считал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Л. Тихомиров определял государство как союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью. Л. Гумплович рассматривал государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка».
Как видно, большинство ученых рассматривало государство, прежде всего с точки зрения социологии. Но наряду с социологическими предпринимались попытки дать юридическое определение государства[6,c.76].
XX век изменений в содержательную часть определений государства по существу не внес. И юристы, и социологи, и экономисты, и историки, и представители других общественных наук определяют государство как общность, в основе структуры которой лежит территория, народ и государственная власть.
Анализ большинства дефиниций позволяет сделать вывод о том, что в теоретических исследованиях на самом деле речь идет не столько о кардинальных различиях в содержании определений государства, сколько о несовпадении их формулировок.
В представления о государстве классовые трактовки привнес марксизм. Полагая неизбежным появление классов как результат распада кровнородственных связей, общественного разделения труда, формирования семьи и появления частной собственности, Ф. Энгельс считал неизбежной и борьбу между ними, в ходе которой антагонизм достигает такого уровня, когда необходимо государственное вмешательство.
Понятие государства как носителя функции «общих дел» присутствует и в марксизме, однако постепенно отходит на второй план. Как следствие, государство представляется политической организацией господствующего класса, которым является сословие собственников основных средств производства. Марксизм первостепенное значение придает насильственной стороне государственной власти — диктатуре господствующего класса. Отсюда и признание главным в государственном механизме административного аппарата, чиновников, что привело к трактовке государства как машины для поддержания господства одного класса над другим. Эти стороны марксизма особенно рельефно обнаружились в ленинизме. «Государство, — пишет В.И. Ленин, — есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»[6,c.77].
Классовость как важнейший признак любого государства признавалась большинством советских юристов. Взгляды на государство, его понятие и сущность излагались исключительно в классовом ключе, отвергались любые воззрения, не совпадающие с такой трактовкой.
Было бы неправомерно отрицать выявленные марксизмом свойства государства. Однако если территория, суверенная публичная власть, налоги — обязательные признаки всякого государства, то марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства общественная практика подвергла серьезным испытаниям, признав его истинность лишь на определенных, ограниченных во времени исторических этапах.
Приверженность лишь одной из возможных черт государства, которую отстаивала марксистско-ленинская наука, не позволила ей в последующем увидеть изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни. Любое государство (в том числе являющееся орудием господства какого-то класса или социальной группы) представляет все общество, выступает средством его объединения, способом интеграции. Следовательно, осуществляет и общесоциальные функции, действует в интересах всего общества. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастает по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе, что проявляется в налогах на прибыль предпринимателей, государственном регулировании условий и оплаты труда, широком развитии социальных программ. Все это приводит к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, повышается политическая стабильность общества. Одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания[10,c.69].
Таким образом, для глубокого познания государства все его определения, если они отражают хоть какую-то часть действительности, полезны. Для практического изучения и использования понятия государства целесообразно его единое понимание (хотя в самом определении возможны вариации).
Все вышесказанное позволяет, на наш взгляд, дать следующее определение государства.
Государство — это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.
Для того чтобы глубже понять, что собой представляет государственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущность государства.
Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении; это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою суть, своеобразие. Социальная сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в его роли, назначении в обществе. Отсюда понятно, что сущностью государства является его роль, наз……..
Список использованных источников
1. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права: учебное пособие / М.И. Абдуллаев. — СПб.: Питер, 2003. — 397 с.
2. Аврутин Ю.Е. Государство и право: теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / Ю.Е. Аврутин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 479 с.
3. Байтин, М.И. Сущность и типы государства / М.И. Байтин // Государство и право. — 1997. — №14. — С.15-21
4. Вишневский, А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. — М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. — 640 с.
5. Глыбовская, Н.А. Общая теория государства и права / Н.А. Глыбовская, Д.В. Мазарчук. — Мн.: ТетраСистемс, 2009. — 128 с.
6. Гойман, В.И. Герасимов А.П. Афанасьев В.С. Общая теория права и государства / В.И. Гойман, А.П. Герасимов, В.С. Афанасьев. — М.: Юристъ, 2007. — 575 с.
7. Иванников, И.А. Общая теория государства и права: учебное пособие для вузов / И.А. Иванников. — М.: Дашков и К, 2006. — 368 с.
8. Козлов, В.С. Дробязко С.Г. Общая теория права: учебное пособие для вузов / В.С. Козлов, С.Г. Дробязко. — Мн.: Амалфея, 2005. — 464 с.
9. Макаров, О.В. Соотношение права и государства / О.В. Макаров // Государство и право. — 1995. — № 5 — С.9-14
10. Марченко, М.Н. Государство и право в условиях глобализации / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2009. — 400 с.
11. Матузов, М.И., Малько А.В. Теория государства и права / М.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Юрист, 2002. — 512 с.
12. Назаренко, Г.В. Теория государства и права: учеб. Пособие / Г.В. Назаренко. — М.: МГУ, 1999. — 236 с.
13. Теория государства и права: учебник для вузов. 2-е изд. изм. и доп. /под редакцией В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. — М.: Норма-Инфра, 2002. — 151 с.
14. Тоффлер, О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века / О. Тоффлер. — М.: ИНИОН, 1991. — 124 с.
15. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учеб. пос. для высш. учеб. заведений / В.Н. Хропанюк; под ред. В.Г.Стрекозова. — М.: Интерстиль, 2000. — 377 с.